Уважаемые друзья! Каждый из нас столько ездит по стране, мы охватываем своим взором и своим творчеством такие уголки нашей Родины, что вполне можем составить своеобразную литературную карту любимых уголков нашего Отечества. Начиная серию «Это – моя Россия!», ждем очерков, зарисовок, фоторепортажей. А серию начинаем с материала Николая Иванова. Это может быть интересно еще хотя бы и потому, что его мы всегда знали как автора военной прозы, но здесь он предстает совсем в другом образе…
                                                                                                                                       Администрация сайта «Российский писатель»

Николай ИВАНОВ

Да исходим обновленными…

1.

…Спешу в Севсько – старинный русский город Севск на самом юге моей родной Брянщины, на самой ее границе с Украиной. Невероятной красоты пролески Средней полосы, ее рощи, буераки, обрамленные лесами-подковами поля манят остановиться, насладиться благолепием природы, подышать воздухом, который словно можно намазывать на хлеб. Но мне крайне важно к нужному времени попасть в город-труженик, город-воин, город-духовник. А если еще точнее, то в Севский Кресто-Воздвиженский женский монастырь.

Срубленный топорами в 1728 году русскими мужиками и священниками, перестроенный через сто лет местными мастеровыми в каменную обитель, он даже во времена богоборчества непостижимым образом оставался единственным действующим храмом во всей округе.

К нему еду. К матушке Афанасии, матери Галине, к монахиням обители. К вратам и святыням монастыря, открытого на месте приходского храма в честь Воздвижения Креста Господня по ходатайству Преосвященного Мелхиседека, Архиепископа Брянского и Севского 7 марта 2000 года определением Священного Синода Русской Православной Церкви.

Но цель поездки одна – приложиться к главной святыне обители, иконе Божией Матери Молченской. Над ней всегда горит огонек неугасимой лампадки, но сегодня, 7 мая, святыню пронесут крестным ходом по улицам Севска. Видел и уже знаю – будет несчетное количество народу. Истово верующих и только приобщающихся к вере, просто почитающих наше Православие и любящих русскую историю. Ведь ровно 400 лет назад, в 1612 году Сама Царица Небесная избрала для себя город Севсько местом своего пребывания. А еще двустами годами ранее, в 1405 году, на болоте Млочь близ Путивля, который ныне относится к Сумской области Украины, была обретена удивительная икона с образом Божией Матери. В этих местах обитали монахи, покинувшие разоренный татарами Киев. Когда они представились, их предали погребению в устроенной ими пещере в Чудной горе, что вблизи Молченского болота.

Со временем о подвижниках забыли, места эти покрыл бурелом. 18 сентября 1405 года бортник, отыскивавший в лесу улья диких пчел, и увидел на болоте икону, источающую свет.

Когда наступили смутные времена, три инокини Путивльского монастыря перенесли образ в город Севск, где он пребывал в Свято-Троицком девичьем монастыре, вплоть до его закрытия в 1921 году. После этого долгие годы икона тайно хранилась у одной из монахинь.

Но даже когда в 1959 году эта монахиня-сподвижница передала Молченский образ Пресвятой Богородицы в Кресто-Воздвиженский храм, трудно было предположить, что именно здесь через сорок с небольшим лет будет основан женский монастырь. Но, видать, таков Промысел Божий о месте пребывания и Милости Покровительства Божией Матери через Ее чудотворные иконы…

 

2.

Сам храм – он первый в Севске, ежели ехать от Москвы. Ныне он светит, горит, бликует, зазывно манит позолотой новых куполов, пожертвованных обители почетным гражданином Севска, прихожанином Николаем Ивановичем Кондратовым. Точно так стоят гордо и несокрушимо на утесах маяки, указывая путь морским путникам – чтобы не сбились с пути, нашли дорогу к дому и своему спасению. Отлиты били и новые колокола, и пусть самый малый из старых, но зато веками намоленный, настоятельница великодушно передала для восстанавливаемого моими односельчанами храма в мое родное село Страчево Суземского района.

Смогли, сподобились в 1728 году выбрать знаковое место укладчики (купцы) севской Гостиной сотни Иуда Приблудов «со товарищами» для храма, подавая прошение в Синодальный приказ: вместо обветшавшей церкви во Имя Воздвижения Честного и Животворящего Креста с приделом во Имя Святого Великомученика Георгия резрешить построить новый храм. «На том же погосте». Тоже деревянный. И наречь его во Имя Воздвижения Честного и Животворящего Креста господня с приделами святого апостола Иуды (Фаддея) по плоти брата Господня и великомученика Георгия.

Разрешение было дано, и в 1731 году храм был построен и освящен. В 1824 году вместо деревянного был построен каменный Кресто-Воздвиженский храм с колокольней на средства купца Петра Ивановича Нестерова и освящен архиепископом Гавриилом. Сейчас храм однопрестольный, но молитвенная память о святом апостоле Иуде и великомученике Георгии, а также строителях храма, хранится и поныне.

И словно об их творении написал святой праведный Иоанн Кронштадтский:

«Итак, да входим в храм Божий, наипаче в Святое Святых, со страхом Божиим, с чистым сердцем, отложив страсти и все житейское попечение, и да стоим в нем с верою, благоговением, разумно, внимательно, с любовью и миром в сердце, да исходим обновленными, как бы небесными, да живем во святыне, свойственной небу, не связуясь житейскими похотями и страстями»…

Конечно же, у обители есть свой престольный праздник -Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня, отмечаемый ежегодно 27 сентября (н.с.). И как у каждого события, есть и у него своя глубинная история.

 

3.

В 326 году, при царствовании равноапостольного Константина Великого, его матерью, равноапостольной царицей Еленой, было обнаружено место распятия Господа – Голгофа и находившийся рядом Гроб Господень. Из истории мы ведаем, что рядом с Христом были распяты и два разбойника, и когда были найдены три креста, встал вопрос – на котором из них распяли Спасителя нашего?

Патриарх Макарий предложил возложить поочередно все три креста на покойника, которого в это время проносили мимо Голгофы. Когда на мертвеца был возложен Крест Господень, умерший встал живым из гроба. Таки образом все убедились, что Животворящий Крест найден. Из-за большого скопления людей Крест не всем был виден, поэтому люди просили Патриарха поднять (воздвигнуть) Животворящий Крест, чтобы они могли поклониться Ему. Отсюда и название праздника.

Император Константин повелел воздвигнуть в Иерусалиме величественный и обширный храм Воскресения Христова, включавший в себя и Гроб Господень, и Голгофу. Храм строился около 10 лет. При громадном стечении народа он был освящен 26 (13) сентября 335 года. На следующий день – 27 (14) сентября, был установлен праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня.

В этот же день – так сошлось – вспоминается еще одно событие, связанное с Крестом Господним. А именно: возвращение Его после 14-летнего пленения из Персии обратно в Иерусалим ( VII в.). Надо ли говорить, с каким великим торжеством Животворящий Крест был перенесен в Иерусалим.

Все это читаю, восстанавливаю, впитываю по старым книгам, рассказам и записям жителей Севска…

 

4.

Дома наши считаются «живыми», если их стены населены фотографиями наших родных и близких. Стены храмов дышат благодатью и умиротворением, когда внутри обителей собраны святыни Православия.

Центральное место, по правую руку от входящих в храм, занимает Молченский образ Божией Матери. Он – особенный. Даже по сюжету он сходен с иконой Гора Нерукосечная и связан с пророческими предсказаниями Ветхого Завета, в частности, с символическим толкованием пророком Даниилом сна Вавилонского царя Навуходоносора: «Камень, разбивший истукана, сделался великою горою и наполнил всю землю». «Бог Небесный воздвигнет царство, которое вовеки не разрушится».

Мессионерское царство изображается в виде горы, наполнившей всю землю. Гора – символ Церкви Нового Завета. А теперь вглядимся в икону – на ней гора плотно вписана в среднюю часть одеяния Богородицы. Покрывало Божией Матери – густые кучевые облака, которые символизируют Вездесущность Бога, Его величие. В облаках видны небесные светила – солнце и луна. Они помещены там, где обычно помещаются звезды «приснодевства»: одна на челе, и две на плечах. На челе – солнце, на плечах луна. А теперь вспомним христианскую традицию: она отождествляет Христа с Праведным солнцем, а луна – светило, заимствующее свое сияние от «Солнца Правды» Христа, символизирует Церковь Божию.

На иконе каждая деталь имеет свой смысл, свое значение, нужно только внимательно, несуетно вглядеться и распознать их.

Вот радуга, проходящая через облаковидный мафорий Богоматери. Она идет от младенца Христа к земле как знак Нового Завета Бога и человека. В правой руке Матери Божией лестница, которую в свою очередь благословляет Богомладенец. Это лестница духовного совершенствования, возводящая идущего путем праведности на небо.

Более всего в образе, конечно же, поражает лик Богоматери, наполненный внутренним светом, неземной теплотой и Материнской любовью живых ясных и внимательных глаз.

Празднование иконы совершается дважды в год: 18 сентября/1 октября – в день обретения иконы на болоте Молчь, и 24 апреля/7 мая – в день перенесения иконы в Севск.

С 2004 года 7 мая ежегодно традиционно совершается крестный ход в честь праздника с иконой Божией Матери Молченская по городу Севску. На этот праздник и спешу из столицы. И именно в такие моменты столицей становится не географическая точка, определенная указами и директивами, а духовное место, к которому тянется душа.

 

5.

Даже если бы в Севском Кресто-Воздвиженском женском монастыре имелась лишь одна Молченская икона, она могла собирать множество паломников, верующих. Но Бог даровал храму иметь в своих стенах и иные святыни, образы, которые заставляют каждого входящего остановиться, поклониться, задуматься о мирском и вечном.

Одно из них – необычное скульптурное изображение Спасителя в темнице. Терновый венец на голове, капли крови, страдание и скорбь на лице Безгрешного, взявшего на Себя грехи мира, не могут оставить равнодушным любого входящего под своды обители.

По преданию старожилов, скульптурный Образ Спасителя в темнице был обретен на камне в поселке Рождественский Севского района и помещен в часовню Преображенского скита Свято-Троицкого Севского девичьего монастыря. Но в 20-е годы XX столетия после закрытия монастыря часовня была разрушена и Образ был сдан в Севский краеведческий музей. Трудно передать скорбь верующих людей, видевших святыню не в храме. Они собрали необходимые средства и выкупили Образ Спасителя у городского музея, поместили в сооруженную ими темницу и передали в единственный тогда действующий храм в честь Воздвижения Креста Господня, где Он пребывает и по сей день.

В храме монастыря имеются еще две чтимые иконы.

Первая из них - образ Божией Матери Скоропослушница, написанная на Святой горе Афон в русском монастыре святого великомученика Пантелеимона в 1909 году, о чем свидетельствует одна из надписей на оборотной стороне иконы. Этот Святой образ был подарен храму в 1980 году жительницей села Асовицы Комаричского района Брянской области. До 1931 года икона находилась в сельском храме, но после его закрытия благочестивые прихожане долгое время сохраняли этот образ в своих домах, ибо разрушение церквей не смогло разрушить веры в сердцах людей. Они собирались в домах и молились перед образом Божией Матери, прося утешения в скорбях и помощи в решении житейских нестроений.

Вторая высокочтимая икона в храме – это образ Божией Матери Казанская, список конца XIX века с древнего образа Площанской Пустыни. С этой иконой связана одна из страниц религиозной жизни Севска. В 1848 году в городе разразилась холера. Страшный мор уносил жизни людей. И тогда благочестивые горожане обратились к заступничеству Божией Матери. 19 августа (2 сентября по н.с.) чудотворный Её образ был принесен из Казанской Площанской Пустыни и обнесен Крестным ходом вокруг города Севска. Холера отступила. В память об этом избавлении от страшной болезни была установлена традиция ежегодно совершать Крестный ход вокруг города с этим чудотворным образом Богородицы.

После продолжительного перерыва в 2000 году традиция была возобновлена. Поочередно в храмах города накануне совершается Всенощное бдение, а 2 сентября Божественная Литургия и Крестный ход по улицам города с остановками возле действующих и разрушенных храмов с чтением акафиста Пресвятой Богородице.

А в мощевиках, расположенных в киотах и чем-то похожих на старинные русские ордена, хранятся частицы мощей святых угодников Божиих: святителей Тихона Задонского Фелдосия Черниговского, Игнатия Ставропольского (Брянчанинова), Димитрия Ростовского, преподобномученицы Рафаилы Чегеринской, Пузовских мучениц – Евдокии, Дарьи, Дарьи и Марии, преподобных Оптинских старцев, Лаврентия ЧСерниговского, Олега Брянского, Петра Афонского, Глинских старцев, Иллариона, затворника Проскуровского, преподобных жен Дивеевских – Александры, Марфы и Елены, правоапостольного Иоанна Кармянского. Хранится в киоте даже частица рукавицы праведного Иоанна Кронштадтского.

Не зря вспомнились и упомянулись ордена – в России никогда не переводились именно воины и священники. И купола наших церквей вольно иль невольно, но напоминают шеломы русских богатырей. В такой же был облачен и наш легендарный брянский монах Пересвет, вышедший на битву с Челубеем…

И, наверное, нет на русской земле храма, в котором не было бы икон особо почитаемых молитвенников – преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского. В Севском Кресто-Воздвиженском монастыре их образы запечатлены в настенных росписях А в 2009 году обители были подарены паломниками из Брянска еще две иконы, специально написанные и освященные на мощах преподобных. С трепетом и любовью припадают верующие к этим святым, прося помощи, понимая, что их молитвами держится вера православная на Русской земле.

В 2005 году стали известны имена священников, служивших в храме и расстрелянных в 1937 году – иеромонахи Павел (Романенко), Иоасаф (Горнаго), священник Павел Колосовский и благочинный Варлаам Попов, который причислен в июле 2006 года к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских. С 1924 по 1937-ой, в самые тяжелые годы богоборчества, он служил в Кресто-Воздвиженском храме. Ежеминутно рискуя собой и жизнью своей семьи (у них с матушкой было пятеро детей), отец Варлаам принимал священников, монахов, возвращавшихся из мест заточения. При этом усердно молился за Россию. Дважды батюшку арестовывали и осуждали. 8 декабря 1937 года протоиерей Варлаам был расстрелян в Брянске.

В 2010 году его правнучка привезла в дар обители икону святителя – чудотворца Спиридона Тримифунтского, чей образ был приобретен и освящен на мощах святого угодника на о. Корфу (Греция).

Глубока связь монастырей Брянского края с вертроградом старчества на Руси – Оптиной Пустынью. В Площанской Богородицкой Пустыни подвизались преподобные Лев и Макарий, известные в будущем старцы Оптинские, обучаясь подвигу умного монашеского делания, непрестанной молитве, противоборству страстям.

А уж покровителем Брянского края, основателем Петро-Павловского монастыря в Брянске является, конечно же, преподобный благоверный князь Олег Брянский. Перед иконой с частицей его мощей молимся о ниспослании земле нашей Брянской мира и благоденствия на многие лета.

 

6.

Я опаздываю. Совсем на чуть-чуть. Расстояние в более чем 500 км от Москвы трудно рассчитать до минуты. Улицы Севска уже перекрыты и, оставив машину, тороплюсь пешком на Пушкарскую Слободу, на улицу Некрасова. Навстречу мне от Кресто-Воздвиженского монастыря уже движется Крестный ход с киотом и сияющим в нем на солнце образом Молченской Божией Матери.

И в этом вдруг тоже увиделся свой смысл – наша православная вера со своими святынями готова выйти навстречу каждому, кто, со своей стороны, сам сделал шаг к ней. Вне сомнения, только такая своеобразная улица с двусторонним движением укрепит обоюдно и нашу Церковь, и православную веру, и душу каждого из нас.

Поклоняюсь…

7 мая 2011 – февраль 2012 г .г .

Highslide JS
Highslide JS
Highslide JS
Highslide JS
Highslide JS
  Highslide JS
Highslide JS
 
  Highslide JS
Highslide JS
 

Комментариев:

Вернуться на главную