ПО ГАГАРИНСКИМ МЕСТАМ: ПОСЛЕСЛОВИЕ

Именно запуск Гагарина, а не победа во Второй мировой войне был высшим достижением СССР, поставившим под угрозу сами принципы существования западного мира. Видите ли, взятием Берлина американцев было не впечатлить. Во-первых, они хорошо представляли масштабы понесенных потерь и реальное состояние СССР. Во-вторых, для них это была уже вторая Мировая война, система мобилизации и перехода на военно-плановый режим функционирования промышленности были отработаны до мелочей и "советская угроза" транслировалась как "напугали еже голой ж…". Среди западных леваков есть мнение, что сама постановка вопроса про "русскую угрозу" была самой большой ложью XX века, призванной замаскировать тихий финансово-промышленный переворот, когда военно-индустриальный комплекс (о важности держать который под контролем так много говорил Эйзенхауэр) достиг беспрецедентного в американской истории влияния (ведь "русские идут" переводилось как "собрать все американские деньги и отдать военной промышленности"), начав определять судьбы и курс движения нации. Реальность самой возможности советского нападения в атомную эпоху до сих пор под большим вопросом, поскольку СССР по итогам на Америку не напал, а почему-то взял и распался на куски без всякой Последней Войны. Поэтому, повторюсь, советская победа во Второй мировой и реальность заявки на доминирование в Евразии для американцев - спорный вопрос. Очень спорный.

Другое дело - космическая программа, поставившая под сомнение главный американский постулат, "Что бы ни делал раб тоталитарной системы, свободный американский человек сделает то же самое в три раза быстрее и в пять раз лучше". В американской истории есть устойчивое выражение, совершенно неизвестное у нас - " момент спутника " - обозначающее шок от вывода советского искусственного аппарата на орбиту. Если победой в Последней Войне СССР мог максимум США поработить, то лидерство в космической гонке подрывало сами устои американской цивилизации, выедало американскую душу с ее культом свободы, ставило под сомнение весь американский цивилизационной миф. Оказывается, коммунистический раб мог делать вещи быстрее и лучше свободного американского человека. И не примитивный автомат Калашникова, а спутник, вещь на самом острие научно-инженерного прогресса, идти с опережением в самой чувствительной и самой блестящей области, ассоциировавшийся с высшими достижениями человеческого разума. Запуск спутника породил жесточайшие дебаты в американском обществе об американском будущем и американских перспективах. Впервые доселе торжествовавшая нация растерялась и задумалась над тем, что кроме тотального торжества свободного мира могут быть другие сценарии, причем основанные не на насилии, но на интеллектуальном превосходстве чуждого тоталитарного разума и самого строя тоталитарно-рабской жизни. Запуск Гагарина в космос превратил растерянность в панику. Впервые за все время своего существования интеллектуальные элиты американского общества открыто заявили, что американское общество (и, следовательно, весь свободный мир) проигрывает цивилизационную гонку . Что Америка во тьме.

Полет Гагарина был не "взятием Берлина", слабо впечатлившем американскую правящую элиту, в пору битвы за Рейхстаг всерьез планировавшее десантную операцию в Японии с миллионными потерями и штурмовыми танками чудовищного вида. Это было взятие Вашингтона. Взятие Нью-Йорка. Взятие Статуи Свободы. Взятие самой американской системы ценности, взятие американского образа жизни и американского символа веры. Впервые с XVIII века свободный и гордый человек потрясенно склонил голову перед тоталитарным рабом, издевательски вырвавшимся за пределы Земли. Полет и возвращение Гагарина прямо поставил вопрос о дееспособности и самой необходимости существования США и ценностей Свободы. Это был единственный миг за весь XX век, когда СССР смог нанести удар прямо в американскую душу. Для нас Гагарин - праздник, улыбчивый арийский супермен с голубем мира в руках, для американцев Гагарин - символ величайшего поражения американской нации и почерневшие от выплаканных слез глаза. Для американца Гагарин хуже Гитлера, потому что Гитлер сжигал евреев, а Гагарин сжигал сами американские души пламенем работающих двигателей своей издевательской ракеты.

После поражения в Крымской войне канцлер Горчаков заявил «Россию упрекают в том, что она изолируется и молчит перед лицом таких фактов, которые не гармонируют ни с правом, ни со справедливостью. Говорят, что Россия сердится. Россия не сердится, Россия сосредотачивается». Это абсолютно справедливо для пост-гагаринской Америки. Америка сосредотачивалась. Кеннеди призвал американцев в течении следующего десятилетия высадиться на Луне, американская нация погрузилась в лихорадочную, невероятную работу, и если русские после полета Гагарина расслабились, то американцы не расслаблялись. Они вели иссушающую, на грани безумия борьбу за свою душу и свою свободу. До 1969 года Америка не ела, не пила, не спала, не смеялась и не думала ни о чем, кроме полета на Луну. Последней, истерической возможности доказать жизнеспособность цивилизации Свободы в индустриальном веке. Русские до сих пор не представляют, каким шоком, каким безумием, какой истерикой для американцев обернулся гагаринский полет. Какими жертвами. Какой болью. Какой лихорадочной восьмилетней работой. Какими дебатами. Какими мыслями. Какими лицами. Какими слезами. Какими инфарктами. Какими могилами.

После Гагарина впервые в своей истории Американ догоняла и перегоняла. Рвалась за лидером. Рвалась за тоталитарным рабом, уделавшим ее в области, которая считалась синонимом прогресса и высших достижений человечества. Рвалась, сдирая ногти, ломая пальцы, отхаркиваясь выбитыми зубами. После полета Гагарина и вплоть до 1969-го года стоял вопрос о самом существовании Америки. Первый и последний раз в истории. Восемь лет боли и безумия. Восемь лет поражения.

http://clck.ru/LJ/0zIyL

Вот и отпраздновали очередную дату. Посмотрели фильмы про первого космонавта и другую страну, в которой он родился. Не нашу. Наша - вот она.



1. Энгельсская Припять

Энгельс. Сюда привезли Гагарина сразу после приземления.


Панорама улицы Ю. Гагарина


Юрий Гагарин на Энгельсском аэродроме после исторического полета. 12 апреля 1961 г.

За последние 20 лет в городе Энгельсе было уничтожено несколько индустриальных гигантов. На фоне событий, происходящих в Пикалёво и других моногородах, горожане опасаются дальнейшей деградации и развала городской индустрии, доставшейся по наследству от Советской власти.

Градообразующие предприятия превратились в руины, советские дома культуры и кинотеатры переквалифицировали в супермаркеты «Магнит», а на развалинах советской индустрии орудуют мародеры и бомжи. Половина местной незанятой молодежи в лучшем случае устроилась на службу в милицию и кое-как сводит концы с концами, другая «бухает» и прозябает в нищете. Эра «эффективных собственников» наглядно продемонстрировала все нежелание капиталистов работать эффективно и строить новое.

«Химволокно»/«Капрон». Работники мощнейшего предприятия в той стране когда-то встречали Гагарина.



История Энгельсского «Химволокна» берет свое начало в 1960 году. В соответствии с Постановлением Саратовского Совнархоза от 12 июля 1960 года № 224 в городе Энгельсе начал работать «Энгельсский завод искусственного и синтетического волокна».



Продукция завода была широко востребована — капроновый и триацетатный шелк, ацетатное и штапельное волокно, простые и сложные эфиры целлюлозы — поставлялись во все республики бывшего СССР, а также в Болгарию, Чехословакию, Польшу и Кубу. В 1975 году предприятие получает статус производственного объединения. На заводе трудились двенадцать тысяч человек.

Благодаря развитию производства город Энгельс получил:

— Теплоэлектростанцию — ТЭЦ-3.
— Трест № 3 «Энгельсхимстрой».
— Очистные сооружения.
— ДК «Дружба».
— Кинотеатр «Спутник».
— 19 дошкольных учреждений.
— Общеобразовательные школы № 3 и № 5.
— ПТУ № 40.
— СПТУ № 61.
— Пионерский лагерь «Орленок».
— БСМП (она же «красная» больничка).

В эпоху Чубайса завод «акционировали» — акции купили работники. Появляется московская фирма «Микродин», которая стала всеми правдами и неправдами скупать акции у населения (за акцию, например, давали мешок сахара). Как только у «Микродина» появился контрольный пакет, у завода сменилось руководство, рабочие перестали получать зарплату, производство стали потихоньку разваливать.

После того, как восемь месяцев не платили зарплату, работники (порядка полутора тысяч!) не выдержали и пошли пешком от «Химволокна» на площадь Ленина — разговаривать с тогдашним мэром — Свистуновым Иваном Ивановичем. Мэр успокоил толпу, и прокричал, что работников ждут автобусы, которые отвезут их обратно на завод, где в кассах им будут выданы деньги. Деньги и в самом деле выдали.

В конце 90-х ацетатное производство выкупает турецкая компания, пытается наладить производство, но не справляется — продает цех очередному ООО.

Сейчас завод разрушают его новые «хозяева», продавая «химические» кирпичи строительным компаниям.

Недостроенное офисное здание «Химволокна». Неофициальное название — «Хэлл».



Хэлл — оплот городского андеграунда.



Внутри очень атмосферно.



В Хэлле нашлось место для творчества различных молодежных субкультур. Это, например, комната неграмотных панков.



А тут, по всему видимому, был импровизированный спортивный зал бойцовского клуба.



Хардкорщики заняли эту комнатку.



Встречаются и совсем страшные вещи.



Но куда больше позитивных.



Дятел Вуди.



Мысли пузыри.



«Frеэд».



Буквы.



Голова.



В одной из комнат на полу нашелся листок с эскизом будущей графити.



А вот что получилось — лучше даже, чем задумывалось!



На крыше девушка говорит свободе — «возьми меня».



Вот такой он, Капрон!



Со стороны города цеха окружены неприступной стеной, а вход на территорию «руин» охраняют обозленные охранники.

Ну, что, берем фонарик, одеваем противогаз, и идем на «Химволокно».



Заходим по лестнице в цех, он расположен на первом этаже, без противогаза там находиться нельзя по соображениям безопасности. Поднимаемся выше, под ногами валяется всякий мусор (все ценное уже давно утащили).



Ан нет, не совсем все.



Местами залежи книжек и плакатов.



Есть отдельная комната со стеллажами плакатов.



В комнатах наверху живет много птиц, поэтому нельзя шуметь — стая может испугаться и полететь сбивая всё на своем пути.



А тут жил человек.



Стенд.



Большая удача найти что-то целое — каждую кнопку старались выдрать и забрать себе, а тут настоящий щиток.



Из шкафов забрали все бланки и разнарядки.



Ну и напоследок просто подборка по теме.

















Я слышу шум, какие-то люди идут к нам, бежим!




2. Саратовская Припять

На противоположном берегу реки от Энгельса - город Саратов, куда Гагарин после окончания Люберецкой школы рабочей молодежи был направлен на учёбу в Саратовский индустриальный техникум, который окончил с отличием, освоив специальность «Литейное производство». Одновременно занимался в Саратовском аэроклубе.



А вот, что осталось от Саратовского авиазавода:

Это место, где невозможно избавиться от ощущения, что компьютерная игра «Сталкер» стала реальностью. В виртуальном мире действие разворачивается в пустом после аварии на Чернобыльской АЭС городе Припять. В реальности – мы на одном из крупнейших заводов Саратова. В некоторых помещениях следы погромов, в других сохранились даже чайные кружки с пакетиками и сменная обувь работников. В гаражах стоят советские машины, а на стенах висят календари начала 90-х. Именно тогда началось роковое пике этого предприятия. В 2011-м Саратовскому авиационному заводу исполнилось бы 80 лет.



Авиазавод сегодня — это заброшенные цеха-гиганты и полуразрушенные строения поменьше. По периметру — большая стройка. Одни производственные помещения превращаются в торговые центры, другие – горят. Потом на их месте возводят офисные здания. Раньше здесь работали почти 30 тысяч человек, сегодня остались две сотни: администрация и охранники.



Однако, завод не стоит. Вот только если раньше за ворота вывозили самолёты, то теперь цветные и чёрные металлы, оборудование. Впрочем, самое ценное, что осталось у САЗа — это земля в центре Заводского района. Именно из-за нее отчасти и обанкротилось огромное предприятие. В бурные перестроечные годы завод остался без заказов. Авиакомпании перестали покупать гражданские, а государство военные самолёты. В 88-м предприятие возглавил Александр Ермишин. Вскоре завод стал акционерным обществом, фактически частной компанией. По мнению экспертов, в том числе это САЗ и погубило. Если бы совладельцем осталось государство, банкротство бы ему не грозило.





Разрушены практически все сооружения на второй производственной площадке САЗа – Аэродроме «Саратов южный». Со взлётной полосы вывезены плиты. Примерно также территория предприятия выглядела после налёта фашистской авиации в июне 43 года. Тогда бомбы уничтожили 70% завода…



Саратовский авиационный завод выпускал:

- легендарные истребители времён Великой Отечественной Як-1 и Як-3;

- первый реактивный истребитель конструктора Лавочкина Ла-15;

- первый в СССР самолёт вертикального взлёта и посадки Як-38.

- один из самых безопасных гражданских самолётов Як – 42.

На предприятии создан многофункциональный безаэродромный летательный аппарат без крыльев «ЭКИП», известная всему миру «летающая тарелка».


alt


alt


alt


alt


alt

 

alt

Сейчас уже половина завода продана под строительство ИКЕИ.  Вторая половина пока не ясно кому отойдет

А ведь на этом предприятии когда-то собрали первую летающую тарелку, которая и поныне там пылится!

 

Первенец завода

alt




alt

http://ruscesar.livejournal.com/559234.html


Комментариев:

Вернуться на главную