Навстречу XVII Съезду СП России
Александр РЫЖКОВ (Рыбинск, Ярославской обл.)
Содружество по своей сути – первая попытка возрождения утраченной системы, действовавшей в советское время. 11 межрегиональных фестивалей с квотой для местных литераторов и отбором на 12-ый — Всероссийское совещание «Проводники культуры» в Москве или, как мы уже привыкли говорить между собой, просто «Химки». Наша модель образовалась сначала из необходимости синхронизовать календари, так как дружественные фестивали проходили иногда в разных регионах в одно и то же время, что оттягивало друг у друга людей и ресурсы. Но если посмотреть с другой стороны, то «свято-место» пустовало. Другой федеральной системы по работе с молодыми авторами не существовало, и Содружество естественным образом стало ею. Разберемся, какой должна быть современная модель такой системы и какими должны быть входящие в нее события?
МНЕНИЯ И СТАНДАРТЫ В процессе подготовки статьи, я изучил много мнений в сети на тему, каким должен быть литературный фестиваль. Часто авторы этих статей сами не являются организаторами литературного процесса и рассуждают с точки зрения теоретиков. Справедливо критикуют «тусовщиков», которые ездят «с фестиваля на фестиваль», часто к одному мастеру, который также совершает туристические путешествия по городам и весям нашей всё больше пишущей и всё меньше читающей страны. Лучшее, о чем говорят теоретики, так это о возрождении советской модели с областными семинарами и Всесоюзным съездом раз в четыре года. Справедливо рассуждают о необходимости работы на местах, о наставничестве и рекомендации на всероссийские мероприятия от областных писательских организаций. Лично мне тоже по душе советская модель, но в таком случае получается, что за тридцать лет литераторы ничего не смогли придумать лучше, чем откатиться на эти же тридцать лет назад? Согласен, что нужно опираться на опыт старших поколений, но необходимо предлагать и новое. Такое новое, чтобы оно естественным образом стало следующей ступенью лестницы русской литературной традиции. Что происходило в литературе последние три десятка лет, мы знаем. Но всё ли было так плохо, как говорят наши уважаемые скептики? Не логично ли будет спроектировать новую модель литературного процесса, вернув всё лучшее старое и добавив лучшее из нового? В Положении о Содружестве литературных фестивалей России зафиксированы Стандарты качества (п. 3), как условие попадания в число фестивалей Содружества. Проект опирается на систему ценностей (п. 2), выработанную Советом молодых литераторов Союза писателей России. Уверен, что подобного четко очерченного смыслового и духовного фундамента нет ни у одного сетевого проекта в отечественном литературном процессе. Часть стандартов взяты из советской модели (обучающие семинары, творческие встречи, лекции). Но есть и нововведения, такие как, например «литературный туризм».
ЕГО ВЕЛИЧЕСТВО – СЕМИНАР Сердцем любого крупного литературного Совещания должна быть его творческая составляющая: семинары, литературная учеба. Считаю, что многие коллеги совершают ошибку при реализации этого ключевого элемента. Они приглашают одних и тех же иногородних мастеров на события по всей стране. Причем список этих самых мастеров весьма небольшой. Тем самым, неосознанно отказываются от тиражирования своей локальной традиции. Уверен, что схема должна быть противоположной. А именно: местные значимые авторы обучают приезжих финалистов, а приезжие мастера работают с местными авторами. Тем самым, появляется логика всесторонней пользы и взаимообогащения. Конечно, первые столы («Поэзия-1» и «Проза-1») должны быть смешанными, чтобы лучшие авторы региона могли поработать с лучшими литераторами со всей страны. Оптимальной считаю пропорцию восемь приезжих и два местных литератора на двух местных мастеров (желательно разного поколения), время семинара с перерывами 8-10 часов за два дня. Соответственно, остальные столы логичнее набирать из местных авторов, чтобы с ними работали приезжие мастера. Кроме пользы межрегионального взаимообогащения, этот шаг помогает ограничить число авторов среднего качества творческой подготовки, а также «тусовщиков», которые едут на фестиваль для пиара и других окололитературных целей. Есть и прямая материальная выгода: местным авторам не нужно оплачивать проживание, сокращается минимальный бюджет на проведение события.
Кроме классических семинаров по «Прозе» и «Поэзии», на некоторых фестивалях присутствуют секции «Драматургии», «Переводов с языков малых народов», «Детской литературы», «Песенной Поэзии», «Фантастики» и других важных жанров. Наличие дополнительных секций, как правило, обусловлено локальной идентичностью региона, его возможностями – специалистами и ресурсами. Существует база мастеров Содружества литературных фестивалей России. Считаю, что кандидатуры наставников должны быть согласованы с местной ячейкой СПР и разделять идеологические ценности Союза писателей России. Всем организаторам известно, что мастеров не так много. Но в Уставе четко сказано, что член СПР должен заниматься с литераторами, готовить следующее поколение нашей литературы. Тут уже встает вопрос о системе подготовки наставников. Возможно ли это? Считаю, что да! Необходимо создавать в регионах многоступенчатую систему подготовки кадров. В нашем регионе есть «Малый творческий совет». Не обязательно быть Членом Академии наук, чтобы обучить начинающего автора форме, теории образов, художественным приемам по Квятковскому, посоветовать литературу, погрузить в литературный процесс и т.д. Тем самым, будут обучатся и начинающие наставники, которые в дальнейшем смогут быть ассистентами и мастерами на Совещании в регионе.
НЕ СЕМИНАРАМИ ЕДИНЫМИ… Технологии просветительских мероприятий весьма разнообразны. Они должны быть направлены на выход писателя к читателю. Это кажется логичным и очевидным, но не все организаторы пользуются данным методом, зачастую оставляя молодых литераторов вариться в собственном соку.
Желательно обеспечить общегородской уровень центрального мероприятия. Мне кажется правильным знакомить горожан с творчеством лучших представителей молодой литературы, раз авторы уже находятся в городе. В идеале нужно собрать городскую площадь, где обычно проходят мероприятия уровня, скажем, Дня города, или крупный Дом культуры с вместительным залом, а если рассуждать скромнее, то Центральную библиотеку. Дополнить концертную программу выступлениями деятелей из других сфер искусств. Синергия искусств делает мероприятие ярче, а также создает горизонтальные связи в культурной среде региона. Справедливо встает вопрос о зрителях. Будет ли явка соответствовать масштабу площадки? Здесь рассмотрим следующую важную методику: привлечение слушателей, зрителей или, выражаясь канцелярским языком, благополучателей.
Во-первых, рекомендую не брать на себя полностью ответственность за наполнение зала. Ведь это и ответственность площадки тоже, особенно если это Дом культуры или библиотека, которые по определению должны обладать заинтересованным сообществом. Если сообщества нет, то это вызывает вопросы к руководителям на местах. В отличие от организаторов фестивалей, чей труд в подавляющем большинстве является волонтерским, руководители учреждений культуры получают зарплату и имеют достаточно четкие задания, как, собственно, и муниципалитеты. Привязка к имени Великого земляка, «гения места», дает возможность вписать парадное мероприятие в муниципальное или региональное задание субъектов, что безусловно способствует «непотопляемости» ежегодного события, а также широкому освещению в СМИ. Отношения со СМИ должны иметь регулярную основу, как и предварительные посты в социальных сетях. Постоянное, а не эпизодическое присутствие в медиа-пространстве – основной закон продвижения. Но с этой задачей может справиться только сильное сообщество, которое создает регулярные медиа-поводы. Разумно делать отсылки на центральное мероприятие в течение всего года.
Кроме гала-концертов в современной России появились и другие крупные практики, способствующие широкому охвату зрителей. Например, «веерные выступления» (особенно широко применяемые Дмитрием Филиппенко на фестивале в Кузбассе). Инструмент подразумевает одновременный выезд мастеров и участников Совещания на творческие встречи в библиотеке или другие культурные объекты. На фестивале "Молодой Пушкин" в 2023 году был успешно применен этот метод, тогда мы Советом молодых литераторов Союза писателей России провели 20 мероприятий за один день в Москве и в Московской области, а закончилось всё финальным выступлением на Красной площади в рамках Международной книжной ярмарки.
Размах составных частей Совещания может быть разным. Это напрямую зависит от того насколько интегрирована наша общественная инициатива в культурный код города. В своей статье для проекта «Гений места» Российской государственной библиотеки им. В.И. Ленина, я раскрываю концепцию «Сообщество-Место-Событие», где описываю инструмент такой интеграции. Если коротко, то суть в том, что инициатива делится на составные части, но лишь комплексное их развитие может привести к значимому результату. «Сообщество» на начальном уровне — это ЛитО при районной библиотеке или учебном заведении. В продвинутом случае «Сообщество» — это многоступенчатая система с подготовкой кадров, сетью партнеров и межрегиональными связями. «Место» — это точка притяжения, начиная от лавочки в парке или зала в библиотеке до частных учреждений культуры, музеев и культурных комплексов. Мощнейшим «Местом» может являться вуз, как, например у коллег по Содружеству – ЧГИК в Челябинске и МГИК в Химках. Градация "Событий" же начинается с поэтических вечеров, продолжается городскими и региональными конкурсами, а завершается крупными совещаниями и фестивалями, доходя даже до всесезонных концепций крупных Совещаний, как в Рыбинске или Уфе.
Вывод такой: нет смысла замахиваться на Всероссийский фестиваль, не имея места для его проведения и мощного неравнодушного сообщества. Часто уровень этих базовых составляющих сопоставим.
СМЕЛОЕ НОВОЕ Современные «фесты» наполнены разного рода креативными форматами – иммерсивными и технологичными мероприятиями. Часто подобные практики воспринимаются в штыки старшим поколением, порой не без оснований. Поэтому разумно согласовывать программу, также как и списки кандидатов в мастера с Правлением региональных организаций, где проходит Событие. Считаю, что из современных технологий неоспоримо уместно создавать видео- и фото-контент, проводить пленэры, записывать чтение стихов на фоне природных или архитектурных достопримечательностей, в местах литературной славы региона. Важно оставлять цифровой след в новой противоречивой цифровой эпохе. Убежден, что необходима туристическая составляющая как метод погружения в самобытность региона. Литературные маршруты, построенные на краеведении, как у нас в Литературном городе Рыбинске, или же места силы, как поездка в Териберку на мурманском «Капитане Грэе», или восхождение на гору Стрельную на фестивале им. Михаила Анищенко в Самаре. Литературный туризм дает возможность унести с собой в сердце частичку региона. Полезно делить многодневное Совещание на модули, назначая ответственными конкретных исполнителей, и даже конкретные учреждения или департаменты. Это позволяет внедрять крупные партнерские блоки без конфликтов в грантовой отчетности.
«ТУСОВКА» ИЛИ НЕФОРМАЛЬНАЯ ЧАСТЬ Она, как правило, отсутствует в официальной программе, но существует на каждом крупном литературном Событии. Выражу непопулярное мнение, и скажу, что она всё же нужна. Знакомые по сети и часто общающиеся литераторы видятся лишь несколько раз в год. Являясь братьями по духу, конечно же, по-русски, пусть не все, но будут неформально собираться для создания атмосферы доверия. Что невозможно отменить, то нужно проконтролировать, обеспечив безопасное место для культурного внепрограмного общения, ограничив время, скажем, до полуночи. Это снимает ответственность с организаторов и не вредит основной программе, которую тоже лучше не начинать слишком рано. Тем самым мы создаем условия для налаживания межрегиональных связей между участниками. Неформальное творческое общение бывает крайне полезным и раскрывает многие тонкости литературы, которые сложно выразить в формальной и напряженной обстановке семинаров. Не буду лишний раз говорить, сколько важнейших решений было принято и сколько судьбоносных идей было рождено во время свободной части литературных событий прошлого и настоящего... Другое дело, как оправдать это в грантовых отчетах.
ДЕФИЦИТНОЕ ТОПЛИВО ПРОЦЕССА В заключительной части предлагаю поговорить о финансовом обеспечении. Стоит выделить три основных источника финансирования: гранты, субсидии и частные вливания. Не забывайте, что молодые литераторы — это люди до 35-лет, соответственно, они также интересны Отделам по молодежной политике, как и Министерствам культуры, а фестиваль — это еще и туристическое событие, так, что Департаменты туризма тоже вполне можно заинтересовать.
Известно, что гранты — это лотерея. Тяжело заявлять ежегодное событие, опираясь только на грант. И как вообще измерить искусство числовыми показателями? Пусть, с помощью грантов не создать искусство, но грамотные организаторы способны с их помощью создавать ту необходимую среду, культивирующую вдохновение и определяющую высокие цели занятия литературным творчеством.
Касательно частных вливаний, тема очень индивидуальная и практически бездонная. Всё решают конкретные люди или организации, качественно продуманные идеи и доступность подачи материала. Необходимо использовать все доступные источники финансирования, иначе организатор попадает в зависимость от спонсоров, что может сказаться на качестве и духовности самого мероприятия. «Проводники культуры» привыкли скромно просить деньги, опустив глаза в пол. Моя рекомендация: просите деньги с позиции силы! Именно вы создаете социокультурные феномены, являете собой ростки истинного патриотического искусства, которые произрастают из родной земли.
Сегодня в нашей стране в быту и культуре повсеместно происходят большие перемены в сторону естественного, настоящего, в пользу традиционного и светлого. Долгое время литература была забыта сильными мира сего. Но попытки облагодетельствовать писателей случались. Была создана Ассоциация, выделены солидные средства. Помню, был на первом крупном мероприятии АСПИР в рамках деловой программы. Тогда мы радовались, что наконец-то писатели будут услышаны. Но получилось что получилось... Когда АСПИР стала основным держателем ресурсов, то не поддержала живой проект Содружества, а начала создавать свою синтетическую инфраструктуру резиденций и мероприятий.
Горячо надеюсь, что феномен Содружества литературных фестивалей России в ближайшем будущем займет достойное место в новой модели настоящего и единственного Союза писателей России. К публикации рекомендовал Андрей Тимофеев Рыжков Александр Михайлович родился 9 мая, 1988г. в Рыбинске. |
|||||
Наш канал
|
|||||
|
|||||
Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-" |
|||||
|
|||||