Литература дружбы и единения
7-8 июня в Республике Мордовия состоялся пленум Союза писателей России и Соборная встреча Всемирного Русского Народного Собора
Впервые в Мордовии известные современные поэты, прозаики, литературные критики страны собрались на пленум Союза писателей России и соборную встречу Всемирного Русского Народного Собора «Литература дружбы и единения».

Перед началом работы форума гости возложили венки к Вечному огню, памятнику Патриарху Никону и монументу великому флотоводцу Фёдору Ушакову.

Местом выездного заседания духовно-просветительского форума именно республика Мордовия выбрана была не случайно. Как отметил, открывая пленарное заседание, Председатель Союза писателей России, заместитель Главы Всемирного Русского Народного Собора Валерий Ганичев, форум даёт возможность обсудить вклад литераторов в развитие многонациональной России. А поскольку встреча проходит накануне празднования 1000-летия единения мордовского народа с народами Российского государства, речь на ней пойдет о сохранение и развитии всех национальных культур и литератур народов России как об одной из главных задач российского общества. Как заметил В.Н. Ганичев: «Могут меняться политические системы, государственная структура, экономический уклад, но народ сохраняется, пока живет его национальный язык и его национальная культура».

Приветствуя участников пленума, Глава Мордовии Владимир Волков подчеркнул:

– Торжество 1000-летия единения – в равной степени значимое событие не только для нашей республики, не только для мордвы, но и других регионов и всех народов, на протяжении многих веков создававших наше мощное великое государство. И деятели культуры, в том числе писатели, своим талантом и подвижническим творческим трудом внесли огромный вклад в сплочение разных народов. Их произведения влияют на формирование сознания людей, способствуют возрождению и укреплению духовности общества.

О проблемах современного мира говорили, приветствуя участников Соборной встречи Илия - епископ Рузаевский, викарий Саранской епархии, Климент - епископ Краснослободский и Темниковский.

После выступлений В.Н. Ганичева и руководителя Мордовской писательской организацией Александра Доронина состоялась горячая дискуссия по проблемам развития нашей многонациональной культуры.

На пленуме выступили Председатель Союза писателей Якутии Наталья Харлампьева, ректор Арзамасского государственного педагогического института и писатель Евгений Титков, московские писатели Виктор Николаев, Анатолий Парпара,Ямиль Мустафин, председатель Вологодской писательской организации Михаил Карачев, главный редактор журнала "Север" Елена Пиетиляйнен. .

С болью мастера слова говорили о наблюдающейся в обществе культурной и нравственной деградации. Поднималась и проблема утраты школы литературных переводов с национальных языков. Обменявшись наболевшим, высказав ряд предложений по поводу дальнейшей деятельности Союза, участники приняли обращение к Президенту России. В нём, в частности, вынесено предложение о создании межрегионального фонда, который должен целенаправленно заниматься изданием книг национальных авторов. Это предусматривает финансирование не только выпуска тиражей, но и работы по качественному переводу национальной литературы на русский язык и переводу произведений талантливых современных русскоязычных авторов на национальные языки народов России.

В Мордовии писатели России решили создать фонд издания национальных авторов.

После пленарной части Форума гости посетили музей им. С.Д. Эрьзи, пообщались с местными коллегами в неформальной обстановке, читали свои стихи, дарили свои книги жителям Саранска.

На следующий день писатели отправились в Темниковский район, чтобы встретиться с читателями, посетить музей святого праведного адмирала Ф.Ф. Ушакова, помолиться в Санаксарской обители и поклониться святым мощам прп. Феодора, исповедника Александра и святого праведного воина Феодора… 

Соб.информ.

О ЕДИНЕНИИ ЛИТЕРАТУР, КУЛЬТУР И НАРОДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Резолюция Пленума Союза писателей России

ВЫСТУПЛЕНИЯ И ПРИВЕТСТВИЯ

- ДОБРА И МИРА. Выступление на выездном Пленуме Союза писателей России в Саранске Главы Республики Мордовия Владимира ВОЛКОВА.

- ОБРАЩЕНИЕ ИЛИИ, епископа Рузаевского, викария Саранской епархии к участникам пленума Союза писателей России в Саранске

- МОЛИТВЫ О ДАРОВАНИИ ПОМОЩИ БОЖИЕЙ ВСЕМ НАСТОЯЩИМ ПИСАТЕЛЯМ. Приветствие участникам Соборной встречи в Санаксарской обители КЛИМЕНТА, епископа Краснослободский и Темниковский

- ЕДИНСТВО НАРОДОВ – ЕДИНСТВО ЛИТЕРАТУР. Выступление Председателя Союза писателей России, заместителя Главы Всемирного Русского Ннародного Собора Валерия ГАНИЧЕВА на пленуме Союза писателей в Саранске, посвященном 1000-летию вхождения мордовского народа в состав России

- ВЫСТУПЛЕНИЕ Председателя правления Союза писателей Республики Мордовия Александра ДОРОНИНА на выездном Пленуме Союза писателей России.

Добра и мира

Выступление на выездном Пленуме Союза писателей России в Саранске Главы Республики Мордовия Владимира ВОЛКОВА

Дорогие друзья!

Сегодня в культурной жизни нашей республики – большое, знаковое мероприятие. Впервые в Мордовии проходит выездной Пленум Союза писателей России. Он посвящен событию всероссийского масштаба Тысячелетию единения мордовского народа с народами Российского государства. И для нас большая честь принимать писательскую элиту России накануне этого исторического юбилея.

Мы рады видеть присутствующего сегодня здесь, в этом зале, Председателя Правления Союза писателей России, члена Общественной палаты Российской Федерации, заместителя главы Всемирного Русского Народного Собора Валерия Николаевича Ганичева, а также приехавших к нам известных писателей современности, видных деятелей культуры, искусства России, представителей Русской Православной Церкви и многих других наших дорогих гостей.

Мы очень рады приветствовать всех вас на мордовской земле!

Так исторически сложилось, что в России писатели всегда были в самой гуще жизни, своим творчеством и высокой гражданской позицией определяли для общества духовные ориентиры. Российские писатели – это интеллектуальное достояние нашей страны, а писательское слово является зеркалом всего нашего общества, той исторической ситуации, в которой все мы живем.

И мы благодарны всем вам, уважаемые труженики пера, за те светлые мысли и чувства, которые вы своим творчеством пробуждаете в человеке и которыми подвигаете его на добрые дела.

В нашей республике к писателям всегда было особое отношение. Мордовские писатели внесли свой, очень значимый вклад в российскую и мировую литературную сокровищницу. Широко известны имена таких корифеев мордовской литературы как Кузьма Абрамов, Яков Пинясов, Никул Эркай и других наших писателей. Сегодня на литературном поле Мордовии трудятся многие самобытные, талантливы? мастера слова. И что очень важно, всё чаще о себе заявляют молодые литераторы.

В республике многое делается для поддержки наших писателей.

Мы регулярно оказываем материальную помощь членам Союза писателей, аппарату организации ежегодно выделяются субсидии, которые позволяют Союзу решать многие уставные задачи. У нас постоянно издаются новые интересные книги на мокшанском, эрзянском, татарском и русском языках. Кроме этого, организуются национальные литературные премии, проводятся конкурсы поэзии и прозы, всемерно поддерживаются юные таланты. И эту работу мы обязательно будем продолжать и в дальнейшем.

Подчеркну, что литературное творчество мордовских писателей всегда проникнуто заботой о будущем родного народа, желанием служить духовному преображению России и Мордовии. Их труд является важнейшим фактором развития культур всех народов, живущих в республике. Всё это имеет неоценимое значение для мордовской культуры, за сохранение и развитие которой республика несет особую ответственность.

Уверен, что творческий поиск российских, и в том числе и мордовских писателей и впредь будет направлен на сохранение и приумножение лучших традиций, дальнейшее развитие своего мастерства во имя возрождения духовности в обществе, возвышения настоящих человеческих ценностей.

Посещение нашего края всегда оставляет яркие впечатления у каждого его гостя. А поскольку сегодняшними нашими гостями являетесь вы, уважаемые писатели, то Мордовия наверняка станет источником вашего вдохновения.

Пусть никогда у вас не будет недостатка в новых идеях и ярких сюжетах!

И пусть ваши благодарные читатели всегда находят в вашем творчестве ответы на трудные вопросы, вместе с вами снова и снова постигают вечные истины.

От всей души желаю вашему Пленуму плодотворной работы, а всем вам, уважаемые писатели России, крепкого здоровья, счастья, творческого горения и литературного успеха!

Добра и мира вам, дорогие друзья!

7 июня 2012 года, Саранск, Национальный театр

Обращение

ИЛИИ, епископа Рузаевского, викария Саранской епархии к участникам пленума Союза писателей России в Саранске

Уважаемые участники, дорогие гости Мордовской земли!

От имени Высокопреосвященнейшего Варсонофия, митрополита Саранского и Мордовского, и от себя лично сердечно приветствую Вас, собравшихся сегодня в Саранске на пленуме, посвященном столь значимой для всех нас дате - тысячелетию единения мордовского народа с народами Российского государства.

Хочется верить, что это грандиозное событие объединит талантливых современников, следующих лучшим традициям нашей многонациональной литературы, и на деле покажет силу писательского слова.

Союз писателей России является одной из самых заметных творческих организаций нашей страны. Ваша деятельность способствует сохранению высоких традиций русской литературы, расширению межнационального общения, утверждению в обществе духовно-нравственных начал. Литература во все времена была и остается фундаментом отечественной культуры, основой единства и выразителем общих ценностей и исторических традиций многонационального народа Российской Федерации.

Живое слово великих русских писателей, созданные ими произведения неизменно служат нам нравственной поддержкой и ориентиром.

Трудно переоценить значение творчества писателей в духовной и культурной жизни России. Ваши произведения — это отражение народной души, в ваших книгах содержатся нравственные основы, которые должны передаваться будущим поколениям.

Ныне упразднено искусственно воздвигнутая в прошлом столетии перегородка между писателями и Церковью, и теперь мы имеем возможность вместе трудиться над созиданием душ человеческих. Радостно видеть, что в рядах членов Союза писателей немало священнослужителей, духовный, пастырский опыт которых, соединенный с бережным отношением к слову, надеюсь, и в дальнейшем будет полезен и востребован.

Творчество российских писателей всегда отличалось гражданским служением обществу, стремлением к сохранению и развитию великой отечественной многонациональной культуры. Лучшие русские, российские писатели не мыслили своего творчества без самоотдачи и сострадания. Именно благодаря этому отечественную литературу называют великой, а миссию писателей — пророческой.

Сейчас, как никогда, важно, чтобы связь времен и поколений в российской культуре и российской литературе оставалась неразрывной. Писатели, наделенные даром Божиим и возможностью обращаться к широкому кругу читателей, должны осознавать свою личную ответственность за каждое произнесенное или написанное слово, ибо «порочное соединение с искусством в слове производит гораздо худшие беды, чем необразованность». Это предупреждение святителя Иоанна Златоуста особенно актуально в наше время — время массовой культуры, пропаганды жестокости и насилия.

Мы всегда должны помнить, что наш величайший дар - дар слова - это средство нравственного воспитания, носитель тысячелетней русской православной культуры, хранитель народной памяти, национального характера, активный инструмент познания действительности.

Выражая надежду на дальнейшее развитие плодотворного соработничества, желаю участникам пленума, всем писателям крепости духовных и телесных сил, вдохновения и помощи Божией в исполнении Вашей высокой миссии - духовно-нравственного просвещения нашей Родины.

Призываю Божие благословение на Ваши труды!

 

Молитвы о даровании помощи Божией всем настоящим писателям

Приветствие участникам Соборной встречи в Санаксарской обители КЛИМЕНТА, епископа Краснослободский и Темниковский

Председателю Правления Союза писателей России,
Заместителю Главы Всемирного Русского Народного Собора,
доктору исторических наук,
Валерию Николаевичу Ганичеву

Уважаемый Валерий Николаевич!

Уважаемые участники Пленума Союза писателей России и Соборной встречи Всемирного Русского Народного Собора

Рад приветствовать Вас и Ваших коллег в стенам древнего Рождество-Богородичного Санаксарского мужского монастыря, с которым Промысел Божий связал Ваш жизненный путь, так как Вы очень многое сделали для прославления великого флотоводца, святого праведного воина Феодора Непобедимого, перед мощами которого сегодня возносятся молитвы и о даровании помощи Божией Вам и всем настоящим писателям России в деле возрождения высоких нравственных ценностей присущих народам населяющим наше Отечество!

Сегодняшнее посещение Вами и Вашими коллегами Мордовии посвящено 1000-летию единения мордовского народа с народами Российского государства! Благодарю Вас от лица своей паствы за внимание к этой нашей юбилейной дате, в связи с которой, как епископ Церкви Христовой еще раз призываю все писательское сообщество проповедовать единство на основе высоких христианских добродетелей!

Желаю Вам крепости духовных и телесных сил мира душевного и неоскудевающей помощи Божией в Ваших благих трудах на пользу нашего

Отечества

С любовью о Господе,

КЛИМЕНТ, епископ Краснослободский и Темниковский

 

 

Единство народов – единство литератур

Выступление Председателя Союза писателей России, заместителя Главы Всемирного Русского Народного Собора Валерия ГАНИЧЕВА на пленуме Союза писателей в Саранске, посвященном 1000-летию вхождения мордовского народа в состав России

Уважаемые друзья!

Уважаемый Владимир Дмитриевич!

Участники и гости пленума!

Наш пленум проводится в связи с важной и знаковой датой, в связи с 1000-летием вхождения мордовского народа в державную Русь, в семью народов России. С высоты сегодняшних дней мы можем оценивать это событие как историческое и символическое, ибо сегодня мы можем сказать, с что с тех давних пор Московская Русь, будущая российская держава, становилась многонациональной. И мы сегодня должны показать, что нас связывает, объединяет и что необходимо крепить и считать главным в нашей общероссийской цивилизации, в нашей литературе.

Решение мордовского народа того периода, опыт многовекового существования и жизни Мордовии показывает, сколь давно мы соединены братскими узами, как единила нас история, совместный труд, борьба с общими врагами, уважение к культуре и образу жизни друг друга, как единила нас наша земля. И этот опыт бесценен, как для мордовского народа, так и для всех народов России.

Этнические культуры в России, которые в разные моменты истории Русского государства вошли в его состав, способствовали становлению, рассвету и могуществу нашего Отечества. Мы сказали о Мордовии; уже во второй половине XVI века в России проживали русские, украинцы, малороссы, белорусы, карелы, мокша, эрзя, саамы, вепсы, коми, ханты, манси, татары, башкиры, удмурты, марийцы, чуваши, кумыки, ногайцы и другие народы. В XVII веке вошли якуты, буряты, эвенки, эвены и другие.

Народы России сформировали уникальное социально-экономическое пространство, обеспечили жизнеспособность своей духовной культуры, создали яркое самобытное искусство, ставшее их общим достоянием и национальной гордостью. Именно в такой многонациональной стране, как Россия, значение каждого отдельного этноса огромно, потому что его культурные ценности становятся достоянием других народов, обогащают и оплодотворяют единую полиэтническую культуру. Россия и по сей день является уникальной полиэтнической системой культур. «Сколько малых племен Россия получила в истории, – писал Иван Ильин, – столько она и соблюла!»

Но именно русский народ, который составляет сегодня 83% общего населения, сохранял и сохраняет ведущую этнокультурную функцию, именно он сыграл огромную роль в сохранении и развитии этнических культур России. В настоящее время в России насчитывается 150 языков ее народов, из них около 80-ти – литературных языков. По данным переписи 1989 года, 94,6% опрошенных россиян назвали родным язык своей национальности. Это была победа русской этнокультурной миссии.

После 1917 года была создана письменность более чем 50-ти народов, причем вначале она создавалась на основе латинской или арабской графики, а только в 1936-1941 гг. переводилась на русскую графику, кириллицу.

Бесценен опыт взаимного обогащения в области культурного взаимодействия наших народов. Так, например, русские, переселившиеся в Поволжье в XVI-XVIII веках, быстро овладели языками местных народов. А местные передавали русским свой тяжелый плуг – сабан. У татарских крестьян русские заимствовали способ хранения необмолоченного хлеба в снопах. У народов Поволжья под влиянием русской земледельческой культуры начался переход от пестрополья к трехполью. Примеры эти бесконечны. Трудно представить сегодня нашу жизнь, наш общий быт без федоскинской лаковой миниатюры, павлово-посадского платка и кубанского медночеканного искусства или удмуртской, марийской и мордовской великолепной вышивки.

А как ярко проявила себя национальная живопись народов России. Достаточно напомнить имена, вошедшие в золотой фонд нашего многонационального искусства. Башкиров Домашникова, Латфуллина, Бурзянцева, Басырова, Мустафина; бурятов Сампилова, Мэрдыгеева, Дугарова, Дульбеева; карелов Ланкинена, Юнтунена, Ниеминена; марий-эл Григорьева, Горбунцова, Платунова; калмыков Рокчинского, Ольдаева, Бадмаева; якутов Васильева, Манхулова и многих-многих других. А вспомним гениального мордвина эрзю Степана Дмитриевича Нефедова, который раскрыл свой талант благодаря вниманию и участию русской интеллигенции. Ведь он стал мировой сенсацией уже в молодые годы. Примечательно, что его называли «новый Паоло Трубецкой», «новый Роден» и, наконец, «русский Роден». Россия и Москва стали его родным домом.

Расцветает театральное искусство, фольклор. Происходит рождение национальных театральных школ. В Татарстане в 1939 году создан Казанский театр оперы и балета, литературную часть которого возглавлял Муса Джалиль. Огромную роль на развитии национальных культур сыграли декады искусства и литературы в Москве: 1955 год, Башкирская декада; 1940 год Бурятская; 1957 год, Кабардино-Балкарская; 1960, Дагестанская; 1959 год, Карельская; 1957 Татарская.

Аварец Гамзат Цадаса, его последняя поэма «Уроки жизни» – нравственное завещание последующим поколениям. Качественно пополнилась многонациональная литература после Великой Отечественной войны выпускниками Литературного института им. Горького. Это особенно заметно было на примере алтайской литературы. В конце 50-х годов в алтайскую литературу пришла когорта талантливых выпускников литинститута: Адаров, Кокышев, Палкин. В эти годы создается Горно-Алтайское отделение СП СССР и начинается издание «Ученых записок».

Основоположник коми литературы, поэт, просветитель Иван Куратов – первый переводчик европейской и русской литературы на коми-зырянский язык. Помните строки: «К зырянам Тютчев не придет…» А вот и пришел с таким переводчиком.

Удмурты. Еще в 1775 году в Петербурге вышла первая научная грамматика удмуртского языка, созданная под руководством Пуцека-Григоровича, положившая начало удмуртской письменности. В 80-е годы XIX века Русское географическое общество выпустило две книги первого удмуртского писателя и ученого Григория Верещагина. (Великая заслуга Зои Александровны Богомоловой.)

Яковлев Иван, педагог-просветитель, ученый, литератор (Удмуртия? Чувашия?). 1907 год, статья «Современные вопросы инородческого просвещения». Первым из чувашей выступил с требованием национального равноправия. Одновременно «Завещание» поставило вопрос. Примечание: (В книге «Словарь литературы народов России. XX век», выпущенной ИМЛИ РАН в 2005 году Иван Васильевич Яковлев определен и «прикомандирован» к удмуртской литературе. В этом, как говорится, нет ничего удивительного). У Яковлева разнообразная, пестрая география и биография: и Казань, и Кострома, и многое другое. Яковлев много сделал для изучения и развития удмуртского языка. Но вот что Яковлев на основе русской графики составил новый чувашский алфавит, написал буквари и учебники, в этой книге не сказано. И уж совсем непонятно, почему «Духовное завещание чувашскому народу» под названием «Халал» и вовсе не упомянуто. Не потому ли, что звучит оно так: «Обращаюсь к вам первым, друзья и родичи мои чуваши… Чтите и любите великий, добрый и умный русский народ, таящий в себе неисчерпаемые силы ума, сердца и воли… Идите за ним и верьте в него… Народ этот не обидел вас в прошлом, он не обидит вас и в будущем… Русский народ выстрадал свою правду, и, нет сомнения, правдой этой он поделится с вами. Верьте в Россию, любите ее, и она будет вам матерью».

Разве это завещание и поучение только чувашскому народу, а не всем народам России? И не самому русскому народу?!

Вот что говорит далее о языке и языках, о Вере нашей Иван Яковлев: «В обращении к родному языку нет измены русскому делу; служить великому русскому Отечеству можно, не забывая родного языка… Послужите делу христианского просвещения, распространяя свет Евангелия среди многочисленных народностей, населяющих русский Восток: по языку и духу вы ближе к этим народностям, чем сами русские…»

Какая сила в этих словах! Какая вспыхивает благодарность великому просветителю! Он, кстати, похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве. Пора нам и на могиле Ивана Яковлева (так же, как это мы делаем на могиле Владимира Даля) устроить бы вместе общероссийское поклонение. А?

А как важна была объединяющая сила любви поэтов разных национальностей вокруг осетина Косты Хатагурова. Дагестанские, грузинские, кабардинские, украинские и белорусские поэты не просто отдавали ему должное, но посвящали свои сердечные и задушевные произведения. О нем восторженно писали и Горький, и Тычина и многие другие.

Наша страна имеет великий и неоценимый опыт единства народов. Не плавильный мультикультурный котел наций, а великое содружество народов сложилось на территории России. И в этом многовековом содружестве наряду с факторами экономическими, геополитическими, военным важнейшими факторами была культура и литература.

Мы говорим сегодня о литературе, которая сыграла выдающуюся духовную роль в создании этого уникального многоцветья культур. Бесспорно, что главенствующую роль играла русская литература. И, конечно, великий Пушкин, как цель он определил направление: «Когда народы, распри позабыв, в единую семью объединятся…» Думаю, это и цель нашего Союза писателей, всех писателей – членов нашего Союза.

Мы, может, единственный творческий, да и общественный Союз, у которого во всех субъектах федерации, областях и республиках есть полноценные отделения. На пленуме, посвященном 50-летию Союза писателей России, справедливо говорили, что наш Союз исполняет своеобразную миссию министерства по делам национальностей и культуры. Ибо за эти годы у нас побывали с отчетами писатели из Якутии, Дагестана, Удмуртии, Бурятии, Хакассии, Адыгеи.

К сожалению, нам не всегда удается посетить все литературно-культурные мероприятия у наших друзей в республиках или принять некоторые из них в Союзе писателей. Назовем некоторые из них. Это праздник «Белых журавлей» имени Расула Гамзатова в Дагестане, ставший подлинным праздником литературы.

Несмотря на драматические, а порой и трагические события в Чечне, мы проводили там два пленума. Один в 2000 году, когда еще шли бои, но мы привезли 2 тысячи томов А. Пушкина. Мы были как у бойцов федеральных войск, в окопах и казармах, так в школах встречались с учениками и учителями чеченской земли. Вспоминаю, в Гудермесе мы – я, Распутин, Костров, Василий Лановой, Татьяна Петрова – выступали в школе, возле которой стояли три танка. Учительница погладила Валентина Распутина и сказала: «Мы знали вас до войны, а сейчас забыли. Но если Пушкин пришел, то значит, мир будет…» Мир и наступил.

Второй секретариат Союза писателей в Грозном состоялся в прошлом году. Когда мы познакомились с творчеством наших коллег, побывали в почти сказочном трехэтажном здании отделения Союза писателей, где благоустроены помещения библиотеки, зала. Чеченская организация живет сейчас полнокровной жизнью. А ее председатель Канта Ибрагимов стал лауреатом Государственной премии России за свой прекрасный, насыщенный бедой и любовью роман. Это большое достижение нашей национальной литературы.

Глыбисто встает на Кавказе аксакал нашей литературы сопредседатель Союза писателей Исхак Машбаш. Как принято у нас в Союзе, мы обсуждали вместе с представителями постпредства его роман «Хан Гирей», как и другие его романы.

А якутская литература как бы прописана в Союзе писателей России. Ну во-первых, тем знаменитым пленумом Якутск-Лена-Нюренгр и той знаменитой уже нынче Большой литературной премией России, появившейся от усилий компании Алроса и якутских президентов Николаева и Штырова и нашего Союза. Все крупнейшие и известные писатели России с признательностью и благодарностью приняли ее. Специальной премией в прошлые годы за достижения в области отечественной культуры и литературы удостоены были Распутин, Ножкин, Исаев, Лановой, Петров. Отдельной строкой в премии всегда выделены якутские писатели, переводчики с якутского на русский. Всем нам памятен отчет мудрейшего и всеобъемлющего писателя Якутии и всей России Сууруна Омоллона (Сивцева) на его девяностолетии в Союзе писателей. Это была подлинная художественная панорама литературы Якутии-Саха. Ведь он создатель якутского букваря, первых пьес, исторических романов, фольклорных поэм, был наказан за критику, награжден за воспевание труда, был признан как якутский классик и великий радетель русской литературы. Обращаясь, как и чуваш Яковлев, к молодому поколению своих соплеменников об исторической необходимости овладевать как собственной, так и русской культурой.

А недавно в зале Союза писателей обсуждали одну из книг якутского писателя, интеллектуала и большого художника Николая Лугинова «Хунские повести». Это было одно из ярких художественных и философских литературных обсуждений. На обсуждении были писатели, философы, историки, этнографы. Это был подлинный пир мысли, гипотез, слова и образа. Умнейшая книга. (Переводили Н. Лугинова Петр Краснов, Николай Шипилов и Владимир Карпов.)

Приходится сожалеть, что ни наше телевидение, СМИ, так называемые, в такого рода обсуждениях не заинтересованы. Им бы международные кинофестивали, где премии присуждаются за сквернословие. Им не нужна классика, Они не вдохновляются общением литературы русской провинции, произведениями национальных авторов.

К чему же мы должны стремиться, какие задачи пытаться осуществить, несмотря на безразличие властей, общества, да и самих наших союзов, самих писателей? В чем причина упадка культуры, снижения уровня чтения, невежества? Во-первых, мы убеждены, что системный подход к культуре, который состоял в том, что культура должна быть самоокупаема – ошибочен. Все эти годы нас убедили, что такой подход не только нелепость, но и обман, ибо нацелен в первую очередь на уничтожение культуры. Если народ, нация, власть хотят иметь свою культуру, а не заемную, они должны поддерживать ее. Во-вторых, утверждение о том, что появится широкий слой благотворителей и он снимет заботу о культуре с плеч властей, оказалось несостоятельным. Да, появилась небольшая богатая прослойка людей. Но, к сожалению, она оказалась в большинстве случаев духовно несостоятельной, ее выразителем стала массовая культура, куршавельские забавы, гламур с его примитивизмом, пошлостью, забвением всего лучшего, что было в ведущей по культуре стране мира.

Мы можем со скорбью, основываясь на многих фактах, связанных с падением уровня чтения, внедрения пресловутого ЕГЭ, закрытием многих библиотек, говорить, что невежество не только не сдало свои позиции, но укрепило их. Большинство наших ВУЗов оканчивают люди, не знающие и не понимающие историю, литературу, искусство. Но, несмотря на глобалистские устремления в мире и у нас в стране, нивелировать все национальные культуры в стране, особенно в наших национальных республиках, не удалось, и принимаются меры спасения.

В Дагестане продолжает работу фонд Расула Гамзатова, оказывающий поддержку мастерам литературы и искусства. В Якутии Академия духовности обобщает и пропагандирует лучший цвет достижений культур народов Якутии. Воссоздано эталонное государственное издательство «Художественная литература», одной из задач которого и является выпуск писателей из национальных республик. Но мы мало заботимся о наших интересах в этом смысле.

Дорогие друзья! Обстановка в мире напряженная. Очаги экономического кризиса вспыхивают то тут, то там. Кризис в экономике пугает всех. Но почему кризис в культуре не пугает власть имущих, наше общество? Мы в Союзе писателей некоторые антикризисные меры определили. Мы – Союз многонациональный, и мы говорим, что в эти сложные годы мы определяем и свои антикризисные меры. Союз писателей России и его творческие подразделения в республиках России сохранили общее творческое культурное пространство. На местах продолжают многочисленные литературные периодические издания, публикуются многочисленные сборники переводов. Конечно, нельзя в полной мере быть удовлетворенным этим.

В издательствах, в том числе «Российский писатель», вышли книги Магомета Ахметова (Дагестан), Натальи Харлампиевой, Николая Лугинова (Якутия), Муссы Албогачиева «Садовое кольцо» (Ингушетия), Баху Моседу Расуловой (Дагестан). Нельзя не поблагодарить издательство «Синергия» и секретарей нашего Союза Г. Красникова и Н. Карпова за выпуск, впервые за 20 лет, антологии поэзии России «Дети дома одного» для школ (11 тыс.).

Конечно, это мало, но мы должны отметить, что литература во всех республиках не погибла, продолжала развиваться. На местах разрабатывался пласт культурного наследия. Надо обращаться и к научным институтам и группам критиков. Однако, следует предостеречь, что в поисках, в необходимости закрытия «белых пятен» нашей истории иногда поднимались материалы, где говорилось только о притеснениях, о конфликтах, о недовольстве. Были отодвинуты материалы о вековечном уважении и дружбе народов, о взаимном и благотворном взаимопроникновении культур. Некоторые исследователи стыдились говорить о влиянии русской культуры. Это уже не только историческое и духовное невежество, но и неблагодарность.

Допустим, это, как говорят, трудности и результаты роста. Но это чревато и серьезными бедами и ошибками, которыми в очередной раз воспользуются не просто оппоненты, а и враги нашей общей страны, единой России, все, кому наша страна, наша Россия кость в горле. Эти бжезинские, эти ваххабиты, эти глобалисты пытаются все сделать, чтобы взорвать ее изнутри.

Мы думаем, что сейчас следует художественно и исторически поработать, восстанавливая правду о нашей совместной жизни, не подгоняемой агитпроповскими указаниями, не попадая в капканы глобализма, религиозного фанатизма наших геополитических оппонентов.

Нам надо приложить усилия, чтобы новый состав Думы принял Закон «О культуре», о творческих союзах, о русском языке, о защите национальных культур. Мы еще раз предлагаем воссоздать премию для писателей национальных республик, условно – «Рукопожатие», создав для этого фонд из средств, поступающих из национальных республик. То, что это можно, показывают опыт Якутии и Дагестана, Башкирии. Как сказали мы на последнем писательском съезде: «Мы должны восстановить наши братские культурные литературные отношения. Этот процесс объективен по своей природе, востребован самими народами, без него Россия как государство потеряет лучшие краски своей многонациональной палитры».

Литература тесно связана с верой своих народов, с его культурой, его народным творчеством. Русская культура – с Православием, культура мусульман – с верой в Аллаха, буддистов Бурятии и Калмыкии – с вековечным буддизмом. Нынче для писателя нет запретов в осмыслении веры, служении ей, описании обычаев и обрядов, в которых есть религиозный смысл.

Здесь, в Мордовии, христианство укоренилось с тех лет, когда народ вошел в состав России. Многочисленные храмы встали на этой земле. В прошлом году я был три дня во время пастырского визита Святейшего Патриарха в Мордовию. Это было восхищающее единение церкви, народа, власти. Это был смотр выстроенных в последнее время храмов, это был серьезный и доверительный разговор Патриарха с людьми. Награждение многодетных семей, обращение к молодым селянам: беречь землю, оставаться на ней, украшать ее. Молитвы о поддержке многих начинаний в республике, соединявших духовность, труд, семью и общество. Сотни, тысячи граждан республики выстроились вдоль дорог, встречая первосвятителя, а он молился за них десятки раз, останавливался, выходил, обращался к старушкам, прикасался к больным в колясках и на костылях, благословляя деток, и что не очень уж привычно, пожимал мозолистые, иногда с наколками руки мужиков.

Ну и, конечно, памятно было посещение Свято-Федоровского храма, куда на эти дни привезли мощи святого праведного воина Феодора Ушакова. А именно Кирилл за десять лет перед этим, будучи митрополитом, по поручению Синода, посвящал в святые адмирала Ушакова в Санаксарском монастыре, где завтра мы будем. Это было знаковое событие для нашей литературы, и, не скрою, и для меня лично. Ибо 30 лет мне посчастливилось работать над историей Федора Ушакова, представить первые материалы к его прославлению.

Вышли новые книги об адмирале, при Союзе писателей создан Центр духовно-патриотического воспитания имени Федора Ушакова. Отсюда, из Темникова, из Мордовии началось движение юных ушаковцев, которое поддерживают как здесь, в Мордовии, так и в Москве, Рыбинске, Волгограде, Нижнем Новгороде, Николаеве, Ивантеевке и других местах.

И еще следует сказать, что везде в те дни были красивые многозвучные хоры, группы молодых людей в национальных костюмах. Это еще раз подтвердило многоцветье нашей культуры. Той подлинной, искренней, естественной, что подтвердили наши изумительные бурановские бабушки.

Боюсь, правда, что не устыдятся наши организаторы вечеров для молодежи, многочисленных дискотек, ибо они не знают наших народных песен, а тем более танцев. А уж одеть народную рубаху или платье им стыдно. Попугаем быть не стыдно, а следовать своим предкам стыдно

 

О работе в Союзе писателей за 2011 год:

 

Хочу воспользоваться пленумом и дать небольшую информацию о работе Союза за последние месяцы.

– Год истории. Мы провели пленум «Рубежи истории, рубежи литературы» в Смоленске.

– Иринарховские чтения, Ярославщина.

– Встреча «Настоящее и будущее России», Свято-Данилов монастырь.

– Книжная выставка и конференция Союза писателей в Санкт-Петербурге.

– Собор в храме Христа Спасителя «Патриарх Гермоген и преодоление русской смуты».

– Прохоровские военно-патриотические чтения, Белгород.

– 27мая «Литература 1812 года. Литература патриотизма», Бородино.

– 28мая V Вручение Патриаршей премии. Виктор Николаев здесь, поприветствуем.

– День русского и Пушкина.

– Пленум «Единство народов – единство литератур», Саранск.

– 200-летие Гончарова, Симбирск. Башкирская делегация.

– Праздник Твардовского, Смоленск.

Мы в конце пленума внесем предложение о проведении XIV съезда Союза писателей в 2013 году.

 

ВЫСТУПЛЕНИЕ

Председателя правления Союза писателей Республики Мордовия Александра ДОРОНИНА на выездном Пленуме Союза писателей России.

 

Уважаемые гости!

Коллеги по перу!

Такое мероприятие — Пленум Союза писателей России — в нашей республике проводится впервые. Правда, лет 40 назад к нам приезжала группа московских писателей в составе Сергея Михалкова, Михаила Годенко и Валерия Дементьева. Встреча с ними прошла в республиканской библиотеке им. А.С. Пушкина, и в моей памяти она до сих пор.

Мы вас ждали! Ждали и классика русской литературы Валентина Распутина, но, к сожалению, он не смог приехать по веской причине. Валентин Григорьевич давно мечтал попасть в наш город, где когда-то жила его учительница, главная героиня повести «Уроки французского». В настоящее время эта учительница живет в Нижнем Новгороде со своей дочерью. Ей далеко за 90, но, как мне сказал сам Валентин Григорьевич в марте этого года в правлении Союза писателей России, он часто с ней созванивается. У неё бодрый голос, и, конечно, она гордится своим учеником по иркутской сельской школе.

Сейчас наши думы и чаяния не под знаком вечности, а под знаком Тысячелетия. В рамках подготовки к празднованию 1000-летия единения мордовского народа с народами Российского государства правлением Союза писателей Республики Мордовия проведены 3 авторских вечера, посвященных этому событию. Это авторский вечер заслуженного работника культуры, лауреата Государственной премии Республики, эрзянского поэта Николая Ишуткина, авторский вечер заслуженного писателя Республики Мордовия, мокшанского драматурга Николая Голенкова и авторский вечер заслуженного поэта Республики Мордовия Алексея Громыхина. Вечера Николая Ишуткина и Алексея Громыхина проведены в Мордовском национальном театре, вечер Николая Голенкова — в районном Доме культуры поселка Зубова Поляна.

На вечере Алексея Громыхина, который назывался "Пейзаж времени", была исполнена часть кантаты - оратории "Миллениум вместе с Россией. Эра общей великой судьбы". Это музыкально-поэтическое произведение написано на трех языках: русском, мордовском-мокша и мордовском-эрзя и посвящено 1000-летию единения. Заканчивали авторский вечер Гимном Единения, посвященным этой же исторической дате. Он также написан на трех языках. Авторы текста — Алексей Громыхин, Николай Ишуткин и молодая мокшанская поэтесса Вера Брындина, музыкальное оформление — композитора Владимира Веряскина. Кантата-оратория при поддержке
Министерства по национальной политике была издана и распространена как в нашей республике, так и в диаспоре. Она используется коллективами школ и средне-специальных учебных заведений в мероприятиях, посвященных нашему великому празднику.

А теперь позвольте вкратце рассказать о нашей писательской организации.

В её рядах 59 членов Союза писателей России, из которых 5 народных писателей и поэтов, 6 заслуженных, 10 человек имеют звание «Заслуженный работник культуры Республики Мордовия». Напомню вам и о том, что наша литература издается на трёх языках: русском, мордовском-эрзя и мордовском-мокша.

Мы гордимся творчеством Михаила и Андрея Брыжинских, Маризь Кемаль, Валентины Юдиной, Александра Шаронова, Константина и Анны Смородиных, Василия Федосеева, Владимира Корчеганова, Валерия Петрухина, Жанны Тундавиной, Натальи Рузанкиной, Раи Орловой, литературоведа Василия Демина, критиков Генриха Горбунова и Марии Малькиной.

Уважаемые участники Пленума!

Своими героями, как и раньше, мы считаем людей труда и совести, а не олигархов и киллеров, как это делается в Москве, Петербурге, да и в других крупных городах необъятной России, где писатели делятся на «своих» и «чужих».

Здоровому государству всегда нужны поэты и герои. Было время, когда в мордовской литературе писатель и герой совмещались в одном лице. Такими являлись Петр Кириллов, Илья Девин, Петр Гайни, Илья Кишняков, Александр Малькин, Фёдор Андрианов и другие. То есть те, кто на фронтах Великой Отечественной ковали Победу. Теперь они в мире ином, но живы герои их книг. Они учат нас доброте, совести и верному служению Отечеству и родному краю.

Сейчас, к стыду, в России восхваляется не классика, а та литература, которая готовится подрядным способом, то есть по заказу.

Раз в 2 года в правлении нашего Союза из московского издательства «Пальмира» поступают письма об «Открытом» конкурсе литературных произведений и сценариев под названием «Российский сюжет». В приглашении для участия в нем чёрным по белому пишется почти одно и то же: нас, мол, интересуют (конечно, в порядке жанровых предпочтений) мелодрамы, любовные истории типа «женщины в опасности», мыльные оперы, экшн. То есть требуют от нас то, что разлагает общество.

Республика Мордовия, где проживает 119 национальностей, ценят свое Отечество, свой край, историю своей Родины. Здесь, на мордовской земле, свой последний приют нашел великий адмирал Фёдор Фёдорович Ушаков, в честь которого, ныне святого Феодора, на народные средства в Саранске построен величавый храм, который вы сегодня видели.

Только что мы возложили цветы к подножью памятника Великому Патриарху и Государю Всея Руси Никону. Он выходец из старинного мордовского села Вельдиминово, а сами, ныне обрусевшие эрзяне, когда-то свое поселение называли Вельмановом (вельмемс — это значит возродиться). Это село находится в Перевозском районе Нижегородской области, там в честь Патриарха построен музей под открытым небом, а мордовское правительство установило ему Поклонный крест.

Никон — наше величие, и как бы его имя не принижали писатель Владимир Личутин и старообрядцы, он останется в людских душах навеки. Да, Никон — противоречивая фигура, но в тоже время он был великим церковным реформатором и государственным деятелем мирового масштаба. В конце концов, это он, Никон, является первым строителем нынешней Церкви, которая служит по его канонам.

В республике живут знающие цену хлеба, любящие свою землю истинные
труженики. Хотя у нас нет ни газа, ни нефти, других полезных ископаемых,
а вот как обустроена наша столица, наши райцентры и сёла, завидуют все
соседние регионы. Везде у нас ледовые дворцы, бассейны, ковровые футбольные поля, православные храмы, мечети.

Не стоит на месте и наша литература. За последние 5 лет только при содействии правления Союза писателей издано три романа, 7 книг повестей и рассказов, более 20 поэтических сборников, 3 номера альманаха «Корни», сборник «Русская поэзия Мордовии», 12 книг молодых авторов. Сейчас издаем трехтомник классика эрзянской литературы Никула Эркая.

Ежегодно проводим по 2 семинара молодых литераторов — за счет республиканского бюджета и средств финского Общества М.А. Кастрена. Проводим презентации книг, выступаем перед читателями. По-иному говоря, наши прозаики и поэты поддерживают интеллектуальный и эстетический

имидж республики. Это потому, что нас поддерживают Глава Республики и Правительство. Как по изданию книг, так и по материальному обеспечению рабочего состава правления.

Ежегодно один наш писатель и 3 талантливых молодых автора за свои книги получают премии. (Это Государственная премия и премия Главы Республики Мордовия для молодых авторов). Уважаемый Владимир Дмитриевич, желательно, чтобы размер этих поощрёний был побольше. Для справки: Госпремия сейчас составляет 50 тысяч руб., премия Главы Республики — 30 тысяч.

Дорогие гости!

У мордовской литературы есть хорошее будущее, так как много одаренной молодёжи. Их произведения печатаются в четырех национальных журналах, в русском молодежном журнале «Странник».

Литература набирает темпы возможно потому, что мы находимся под влиянием гениального творчества Александра Сергеевича Пушкина. Дело в том, что его родовое имение, село Болдино, расположено совсем рядом. По преданию, поэт часто верхом на лошади заезжал в мордовские деревни Роксажоны, Петровка, село Старые Селищи, а из окон домов села Пикшень, которое до 39-го года минувшего века входило в состав Болыпеигнатовского района Мордовской АССР, видна даже его любимая роща — Лучинник.

С Мордовией был тесно связан известный советский писатель, автор романа «Большая Каменка» Алексей Яковлевич Дорогойченко. Настоящая его фамилия Дорогойченков, он был мордвином по национальности, первым председателем правления Союза писателей нашей республики.

Здесь, в Саранске, творил великий исследователь творчества Рабле и эстетики Михаил Бахтин, в Старошайговском районе провел свое детство соратник Герцена поэт Николай Огарев, чьим именем назван Мордовский государственный университет.

В Зубово-Полянском районе, на берегу озера Инерка, имел летний домик Алексей Силыч Новиков-Прибой, которому часто приезжали известные писатели и композиторы. Там он отдыхал и творил каждое лето, был тесно связан с мордвой, собирая народный фольклор.

Уважаемые гости! У мордовской литературы есть и проблемы. Одна из них, самая главная, — это создание так называемого общемордовского языка, о котором ратуют некоторые местные и зарубежные финно-угроведы, видя в этом некою панацею спасения общемордовской культуры. Язык, как известно, исторически сложившийся инструмент общения, он накапливал в себе неповторимость морфологических, фонетических и синтаксических разновидностей, и одним «Указом» или росчерком пера его не изменишь.

Зачем нам заново кроить старый зипун, когда он весь в дырах? Давайте уж лучше сохраним то, что оставили нам предки: свои языки. Да и кто на общемордовском будет писать и читать, когда эрзянские и мокшанские литераторы переводят друг друга с помощью словарей?

Дорогие гости! Полезной работы вам на этом Пленуме и новых успехов на литературной ниве!

Да здравствует наша дружба!

Вернуться на главную