И вот, узнав, что авторитетным Жюри известных писателей России он признан лауреатом Московского международного поэтического конкурса « Золотое перо »-2012 в номинации «Лучшее посвящение Великой Отечественной войне», я искренне за него порадовался. Достоин! Ну, кто же, как не он? Я вспомнил его «военные» стихи, его выступления в нашем «Роднике» и, конечно, его недавнее, особенно яркое, выступление в литературной гостиной Дома культуры железнодорожников по теме «В начале было Слово…», которая проводилась в рамках Недели православной книги. Он читал вдохновенно, живо, в меру жестикулируя, эмоционально и очень художественно — и, главное, произнося с любовью каждое слово. Зал горячо аплодировал… И вот, увидев на сайте Московского института социально–культурных программ (а именно он является учредителем и организатором конкурса « Золотое перо »), результаты этого конкурса в 2012 году, я так захотел, чтобы о заслуженном успехе нашего земляка и моего соратника узнали все. Все любящие поэзию, любящие русскую культуру, любящие, как и он, русское Слово. Чтобы узнали и вместе с ним порадовались его победе – победе тульского поэта Валерия САВОСТЬЯНОВА. Я задал ему несколько вопросов о конкурсе. И вот какой у нас получился диалог Как Вы узнали о конкурсе « Золотое перо » 2012? Сомневались или сразу решили участвовать? Так сложилось, что в нашем Тульском отделении Союза писателей России я, как член Бюро, по просьбе Ответственного секретаря нашего Тульского отделения СП России В.Ф.Пахомова осуществляю связь между Москвой и Тулой (то есть между « головным офисом » Союза писателей России — и нашим Тульским отделением Союза писателей России). Однажды, несколько лет назад, руководство Союза писателей России попросило меня передать Пахомову Виктору Фёдоровичу книгу, в которой были напечатаны его стихи. Оказалось, что он попал в число её авторов, участвуя в конкурсе « Золотое перо ». Книга была очень красивой, тяжёлой, изданной на качественной, по-моему (насколько я помню), даже мелованной глянцевой бумаге, и со множеством репродукций картин московских, и не только, художников. Это потому, что в книгу вошли вместе с лучшими стихотворениями участников конкурса « Золотое перо » и лучшие картины участников конкурса « Золотая кисть ». Так я узнал о существовании этого интересного московского проекта, всегда заканчивающегося великолепно изданным фолиантом, и, разумеется, о конкурсе « Золотое перо » — как одном из составляющих этого проекта. Позднее же, когда я овладел интернетом, я нашёл соответствующее объявление на сайте « Союз писателей России » и решил принять участие в этом конкурсе. Всё остальное — дело техники… Не помню, чтобы я сомневался. Что сомневаться, если ты фактически ничего не теряешь? Ну, понятно, кроме некоторого количества времени. Так это и есть наша современная литературная жизнь… Каждый участник наверняка думает о победе. Вы надеялись на чудо или были уверены в своих силах? Может быть, кто-то и думает о победе. Я не думал — для меня было главное: хорошо сделать дело (простите за тавтологию!) А это значит: отобрать из своего творчества стихотворения, наиболее отвечающие задачам конкурса. И если они у тебя есть и если ты их правильно отобрал из своего творчества и правильно подал, победа приходит сама. Ну, разумеется, конечно, если принять как данное, что жюри объективно. И никаких чудес!.. Хотя, тем не менее, всё равно каждая такая победа — это маленькое чудо и всегда Милость Божия! Как вы отреагировали на известие о победе. С кем поделились в первую очередь? Разумеется, обрадовался. Но принял как должное. Заслуженное уже почти полувековым, если хотите — подвижническим, поэтическим трудом. Таким трудом, когда другие закончили свои, скажем, инженерные дела и отдыхают, либо развлекаются, — а мы, поэты, в это время осуществляем вторую составляющую известной строки Владимира Маяковского: « Землю попашет, попишет стихи… » Радостным известием поделился, прежде всего, с женой, это она помогала мне готовить подборку стихотворений, печатая их на компьютере. Инженер-программист по образованию, она много лет работала на компьютере, и сегодня, надо признаться, разбирается в нём и в интернете гораздо лучше меня. Хотя я тоже инженер-электронщик с большим стажем работы. Но вычислительная техника развивается стремительно — и мои ЭВМ уже давно в прошлом… Были ли у вас когда-нибудь мысли, что ваши стихотворения не заслуживают внимания. Если «да», то, как вы преодолевали себя? Никогда у меня не было и не бывает подобных мыслей: я абсолютно уверен, что наше творчество необходимо не только нам самим, но и Тому, Кто гораздо мудрее нас. И более того: каждый, кому Он дал хоть какую-нибудь искру таланта, отвечает перед Ним за эту искру. Ибо наш талант — Дар Божий, полученный нами во временное пользование! Что вы посоветуете тем, кто боится выставлять свои работы на конкурс? Что тут посоветовать? Пусть: 1) или не боятся, 2) или подождут, когда перестанут бояться… Настоящий поэт может писать « в стол »? Или обязательно нужна оценка творческой деятельности? Настоящий или ненастоящий — кто это про себя сразу знает? Просто мы пишем — и сначала, разумеется, пишем « в стол ». А потом, если решаем, что пишем не только для себя, но и для других — то показываем людям и получаем их оценку. И тут главное, чтобы она была на этом первом этапе профессиональной и доброжелательной. Но непременно честной! Когда вы начали писать? Кого можете назвать своим «учителем » в литературе? Я начал пробовать писать очень давно, ещё в раннем детстве, когда жил в деревне и учился в начальной школе. Помните, в каком году совершил свой подвиг Зиганшин со товарищами? Так я уже до этого писал стихи. А тут сразу же написал целый цикл стихотворений, с которым (а также и с другими стихами) и приехал в Тулу в сопровождении бабушки. И сразу же в газету «Коммунар», туда, где сегодня Тульский областной колледж культуры, а не так уж и давно, но уже после «Коммунара», было культпросветучилище! А там говорят: « Да нет, таким юным — в «Молодой коммунар!»». Видно, я у них не первый такой: научились «отшивать». Мы с бабушкой уставшие, голодные: вот-вот мероприятие сорвётся. Хорошо ещё, что «Молодой коммунар», находившийся тогда на втором этаже восстановленного ныне здания костёла, здесь же на улице Коммунаров, недалеко. Ну, а дальше читайте моё стихотворение « В редакции», есть у меня такое на «Стихи.ру» в цикле «О стихах и о поэтах»… ( http://www.stihi.ru/avtor/airi2 ) Что касается учителей в литературе, так я очень многим благодарен за науку, за вдохновение. И коль сейчас начну здесь об этом говорить, то всю статью нужно будет посвятить этим людям. Так вот, если когда-нибудь всё-таки выйдет в свет моя книга « Русский крест » ( а я уже более 10 лет в нашем Тульском отделении Союза писателей России стою в очереди и жду губернаторскую поддержку на её издание) — то всех их, не только моих учителей и наставников, но и всех, кто хоть как-то помог мне на пути в поэзию, — постараюсь перечислить в своём предисловии. Ну а если кому-то необходимо это знать уже сейчас, то смотрите мою литературную биографию, что на « Стихи.ру », а также статью Виктора Пахомова «Время Савостьянова», что на сайте «Конгресс интеллигенции Тульской области». ( http://www.kongress-intelligencii.ru/Savostyanov.html ). Там немало конкретных имён… Как вы думаете, писатели пишут то, что требует публика, или публика читает то, что пишут читатели? Думаю, что все писатели разные. И как можно отвечать за всех? Мне хочется верить, что настоящие писатели пишут о том, что требует их душа (а не публика). И ни под кого не подстраиваются. Ведь, главное, что Тот, Кто всё видит — всё равно прочтёт! Именно Он — наш самый первый и самый строгий Читатель. А уж потом, как Вы говорите, публика… По вашему мнению, насколько значим конкурс «Золотое перо» в современном литературном мире? В конкурсных «сражениях» я далеко не новичок: в этом году исполняется ровно полвека моему первому поэтическому конкурсу! В 1962 году я, ученик 7-г класса 51-ой средней школы (что на самой окраине Криволучья — наверное, самого окраинного района нашей Тулы) впервые участвовал в городском конкурсе среди школьников — и сразу же победил! Вернее, разделил первое место ещё с одним тульским школьником, членом литературного кружка при Тульском Дворце пионеров. Но здесь, я думаю, нужно учесть одно важное обстоятельство, о котором я узнал тогда по большому секрету: поскольку этот конкурс как раз и проводился этим самым Дворцом пионеров, то обидеть « своего участника » жюри того конкурса, увы, не захотело. Тогда лауреатам конкурсов обычно дарили книги, поэтому главную награду поделили пополам, и у меня за победу — лишь второй том двухтомника Некрасова. Но всё равно: как приятно сегодня открыть этот том и прочитать на нём добрые слова, вдохновившие меня на всю мою будущую жизнь! И разве сегодня так уж важно, какое место я тогда занял — куда важнее опыт, который я начал тогда приобретать. Главное же в этом опыте было: не унывать, работать — и тебя обязательно заметят! Этот опыт много раз помогал мне потом в жизни и в творчестве: ведь каждая публикация в журналах, особенно в таких, как « Наш современник », « Молодая гвардия », « Литературная учеба » и других (а их в моём « послужном списке » немало) — это всегда конкурс!.. Вот и сейчас такое количество конкурсов! И такое количество лауреатов и дипломантов! Многие конкурсы и звания, мне кажется, просто-напросто девальвированы. Ну а поскольку главная задача поэта, как я её понимаю — писать, работать над собой, над своими произведениями, а не участвовать в конкурсах, то, уж если решил участвовать — наверное, всё-таки нужно участвовать в значимых, как Вы их называете, конкурсах. Конкурсов с названием « Золотое перо » сегодня очень много: и Всероссийских, и местных. Но этот конкретный: Московский международный поэтический конкурс « Золотое перо » — по-моему, один из таких вот значимых. И по составу претендентов, и по уровню представленных произведений. И поскольку главной и единственной наградой конкурса становится участие в его итоговом сборнике (о котором я уже говорил выше), то каждый, взяв такой вот сборник в руки, может сам убедиться в моих словах. При желании такие сборники можно всегда найти в московских библиотеках… Вы выбирали произведение из своего прошлого творчества или писали стихотворение под конкурс? Нет, конкретно под конкурс я ничего не писал. Просто выбрал, как я считал, достойные стихи из своего, как Вы говорите, прошлого творчества. Но хочу здесь подчеркнуть: из недавнего прошлого… Посоветуете ли вы своим друзьям по перу принять участие в этом конкурсе? Разумеется! Всем своим друзьям-поэтам, членам Союза писателей России (а может быть, и не только), советую участвовать и конкретно в этом конкурсе, и в других, тоже не менее значимых, конкурсах Союза писателей России. Владимир АЛЁШИН, |
||
Валерий Савостьянов ГОГОЛЮ Не помогли тома твои, Боюсь, великий Ревизор, А что ответить? Одной водою крещены, Не зря ведь, Гоголь, твой Тарас СУМАСШЕДШИЕ __________________________________________________________________ ЛЁТЧИК Подождите — не будите, юный свой уймите крик: Позади — его ведомый, в перекрестье — «мейсершмидт», Подождите — не будите, юный свой уймите крик: Где найдёте вы такого? Он один теперь из тех, Молвит, глядя Богу в очи: «Не умеющий летать * * * Уроки кончены, и вот В краю пятнадцати столиц КРАСОТА ТВОЯ НЕПАРАДНА В путь булыжный и бездорожный Коль возносишь, всегда случайно — Ты — сырая моя скворечня! * * * Выкрашены лавочка и столик… Будто потому, что крест не ржавый, В ЛИТИНСТИТУТЕ Она входит — они стрекочут, Ну не зря же семинаристки Они думают, злые дети: Озеро все прожитые годы Русские холмы — как милой груди, Перекрёсток Крест на сердце высек, | ||
| ||