21 марта поэту, прозаику, публицисту Геннадию Сазонову исполняется 75 лет!
От всей души поздравляем Геннадия Алексеевича!
Желаем крепкого здоровья, удачи, радости, вдохновения и многих замечательных находок и открытий!

Геннадий САЗОНОВ (Вологда)

...Душа брала лишь дивный свет!

(Стихи разных лет)

 

ОПЫТ
Чем дальше живу –
Тем острее,
Я чувствую всё,
                   что вокруг:
И дрожь лопуха, и пырея,
И ласточки
            предгрозовой испуг.
Ранимости этой природу!
Ранимость живущей души!
Мир хрупок.
                И страсти в угоду
Ты слово сказать не спеши.
Какая в том польза,
                               награда
Для сердца и для ума?!
Добра ведь немого
                                и надо –
Чтоб сразу
                  развеялась тьма!

РОССИЯ – НАВСЕГДА!
(Ответ  недругам)
Взыграли плоть и дерзкий разум –
И нам от них идёт беда:
Хотят смести Россию разом  -
Россия будет навсегда!

Фашизма семя в них восстало,
Как ядовитая вода –
Течёт везде, чтобы нас не стало…
Россия будет навсегда!

Поднялась злоба мировая,
Как рядом с розой, лебеда –
Кипит, и всё не убывает -
Россия будет навсегда!

И вы, душевные калеки,
Заокеанские врали,
Позор найдёте свой навеки
В болотах Божьей сей земли!

Уйдёт в забвенье эра эта,
Отступят горя и беда.
Как песнь бессмертная поэта,
Россия будет навсегда!

ПЕСНЯ
Тёплые, как щёки, вечера –
Помню, будто было всё вчера.

На лугу, где прежней тропки нет,
Я искал твой торопливый след.

Придорожный прошептал ивняк:
«Не ищи напрасно, всё не так!»

Холодом пахнуло от реки,
И не подала ты мне руки.

Жизнь проходит, и любви пора.
Но сияют эти вчера!

И хранят тепло от милых щёк,
Продлевая на земле мой срок.

Помню, будто было всё вчера –
Тёплые, как щёки, вечера.

ЭСКИЗ
В разгуле войн,
       и  митингов,
                           и улиц,
Где всякий кровью брата
                               сыт и пьян,
Начало века и конец
                              сомкнулись
Под знаком истребления славян!

Вожди-рабы
                       народы разделили.
И торг открыт…
                     Не проданы пока
Напевы птиц,
              и блеск озёрных лилий,
Бездонный воздух,
                               я   и облака…

ДВА ВСАДНИКА
         Памяти  испанского поэта
         Фредерико  Гарсиа Лорки
В тумане лицо своё прячет,
И гасит об дождь фонари…
Но площадь Любви и Удачи
Освещена изнутри.

Два всадника скачут полночью,
Две птицы по ветру летят –
Поэта весёлые очи,
И смерти отравленный взгляд.

Гранада лежит в полудрёме.
На площадь вступает поэт.
Жандармы за горным проёмом
Стреляли в кирпичный рассвет.

Свет Божий убить захотели!
Убийство не удалось.
«За то, что подняли с постели, -
На Лорке мы выместим злость!».

Топтали рассвет они яро.
Топтали Гранады огни.
За деревушкой Виснара
Поэта убили они.

Гранада, где смертное ложе
Любимца, что был на устах?
«Зплакать жандарм не может!».
Не скажет – поэта где прах!

Два всадника скачут полночью,
Две птицы по ветру летят –
Поэта весёлые очи,
И смерти отравленный взгляд!

МИТРОПОЛИТ ИЛАРИОН
          Автор повести «Слово о Законе и Благодати»,
          написал  между 1037-1050 гг.  в Киеве
«У них – Закон.
У нас же – Благодать!
У нас её
Вовек им не отнять!» -

Так Небо в келье
Постигал монах,
И, одолев
Смущение и страх,
Писал  он
Благодати похвалу,
И слёзы таяли
На земляном полу…

«Восславим! –
Плакал он, -
Кто спас нас,
Смертью стёртых…
Да крепок и силён -
Бог и живых, и мёртвых!»

Да будет светлым день.
Наследники, вы знайте:
В Законе – только тень,
Вся  Правда – в Благодати!

Так Небо в келье
Постигал монах,
Перо играло
У него в руках.

«Владимир, светлый князь,
Хвала тебе  - народный:
Твой разум, не смутясь,
Христа избрал свободно!».

У них – Закон,
У нас же – Благодать,
У нас её
Вовек им не отнять!

***
У всего – свой язык,
               и  особенный лад:
Лист лепечет листу,
               и читается взгляд,
Воркованье влюбленных –
                         ветер и сад,
И о них же в трамваях,
                   в метро говорят…
В этом вечном явлении
                       звуков и слов,
Будто в почке весенней –
                        основа основ!
Не устану я слушать,
                   а в мыслях одно –
Не случайно природой
                           такое дано:
Чтоб не жили
                   на ощупь и наугад,
А законы согласия постигали.
А всего – свой язык,
                  и особенный лад…
Но со всеми
                   поладишь едва ли!

КОСТЁР
         «Друг мой, бессильны слова, -
          одни поцелуи  всесильны…»
                      Афанасий  Фет
- Всё ли взяла ты здесь?
- Милый, я счастье забыла,
Молодость, славу и честь…
Где и когда это было?
Ах, на песчаной косе,
Возле костра у водицы,
Мы захотели как все
Сладкой любви научиться.
В ней и сгорели дотла!
Пусто в душе. Но от речки
Ветер подул, заиграла зола,
Вспыхнули уголья-свечки.
Снова любовь занялась.
И пониманье явилось,
Что и летучая страсть,
Может,  редчайшая милость!
-Всё ли взяла ты здесь?
Ну, посмотри ещё раз!
- Милый, не помню, где честь…
Только б костёр не погас!

ВЕСНА
Чудеса допотопного света
Нынче дарит природа сама:
Стихнет ветер -  почудится лето,
Дунет ветер – задышит зима,
И смешает в мгновение ока
Снег с дождём или сумрак с лучом..
Только жаворонок вьётся высоко,
И звенит – всё ему нипочём.
И недавно, свинцовый и серый,
Горизонт раскалён докрасна –
Так с Надеждой, Любовью и Верой
В мир приходит Невеста-Весна.

ПЕЧАЛЬ
Печалью горькой Русь опять полна,
Пришла опять безумная война.
И что готовят нам в её конце?
Враг осквернил все храмы в Торопце.
Где стёкла выбиты, где нет дверей –
И слёзы вытирает иерей,
И прихожане не скрывают слёз.
Фашистам ненавистен наш Христос –
И это их законченный вопрос.
Тринадцать храмов пострадали тут.
А в Вашингтоне новой бойни ждут
С улыбкой ядерною на лице…
Уже, возможно, на самой Тверце.
Пока ж беда – в старинном Торопце.
Где Александр Невский молодой
Венчался шумно с полоцкой княжной.
В церквях Торжка и жертвы уж текут
Для Торопца, что пострадал в бою…
Я тоже лепту  положил мою,
Так сердце приказало – значит, надо!
А кто же остановит сволочь-НАТО?
И эту сионистски-волчью гнусь,
Что возмечтала уничтожить Русь?
 г. Торжок,   01.10. 2024

***
Рассвет сиреневый  –
                       сквозь стекла
Ещё – ни одного луча…
Но столько света,
                      солнца столько
В глазах любимой
                        в  этот  час!

У ПРУДА
Всё небо –
     в пруд упало…
Но – восстало!
Играли,  отражаясь, облака.
Здесь красоты
Не много и не мало –
Здесь красота доступная пока!
Но я боюсь,
И чую, как заразу,
Нагрянет некто,
На расправу скор –
Красу порушит,
Пруд засыплет сразу
И на подходе …
Выставит забор!

О ВОЗРАСТЕ
Столетняя старушка
На вопрос:
«Как здравие?»,
Ответила неспешно:
«Ещё пока
Мой возраст не дорос,
Чтоб Божью волю
Исполнять успешно…»

«Но век и так –
Не малая награда», -
По глупости
Я возразить хотел.
«Ещё, касатик,
Жить мне очень надо,
Ещё не сделала
          я  добрых дел…»

ОЧИ  ДУШИ
Душа, как речка в берегах, -
Не одолеть земных пределов!
Рванётся ввысь, но держит страх…
И сердце, вспыхнув, оробело.

Реке известен свой исток –
Ручья лесного круговерти.
Душа не помнит первый срок,
Не ведает, что после смерти.

Но  Богом очи ей даны –
Запечатлеть, чтоб люди знали:
Судьбу свою, судьбу страны,
И день, и ночь – всё до детали.

И ты земной свой путь верши,
Не допуская в сердце ночи,
Чтоб у недремлющей Души
Не помутнели  ясны очи!

ЗАБЫТОЕ КЛАДБИЩЕ
Где холмики обвили змейки пыли,
Где многие могилки без крестов –
Когда-то с честью, славой хоронили
И прадедов, и дедов, и отцов.

Они ушли в далёкие потёмки,
Где неизвестность – всякому цена
Но верили – вспомянут их потомки,
Пускай не все, но хоть душа одна!

Но где она? Не видно, не приходит
Поднять оградок рухнувшую вязь…
И не было такого у нас в моде,
Что двух миров оборвалась бы  связь…

А в отдаленье город  брюхом сытым
Дышал в чаду бесчисленных авто,
И чужд он был могилам позабытым.
Ну, а без них-то из себя он что?

***
Пока светла дорога,
И в сердце Благодать –
Постой в гостях у Бога,
Поутру встань-ка  в пять.
На Литургии первой,
Как первая любовь –
Пускай пройдёт по нервам
Христа живая кровь!

СУМЕРКИ
Густели сумерки, в исходе
День хмурый таял за холмом.
Река, простившись с половодьем,
Текла в величие немом…

Пора! Я взгляд прощальный бросил
На гладь её, и в этот миг,
Прорвав  тугую неба просинь,
Свет слабый на воде возник!

Вода со светом целовалась,
Краснела, пряча свой испуг.
И всё вокруг преображалось,
Обожествлялось всё вокруг!

Я чувствовал родство с рекою:
От сумерек прожитых лет
С их болью, счастьем и тоскою –
Душа брала лишь дивный свет!

«Мне без Родины – никуда...»

С юбиляром беседует известный тверской писатель Валерий Кириллов

- Мы давно знаем друг друга, и я хочу спросить, Геннадий, что для тебя, русского поэта, прозаика, публициста означают понятия Родина, род, родное?

- Настолько глубокие, обширные, значимые понятия, что  двух словах не объяснишь. И всё же скажу кратко: Родина, род, родное – для меня всё, чем я живу и дышу с той поры, когда газета древнего Торжка опубликовала первые стихи – в 1965 году. В них, кстати, была строка: «Дай ты мне, дорога, окунуться в Русь...».
Вот и окунаюсь до сих пор! А что? Чудесно! Я искренне, сердечно люблю Тверскую землю – одну из сокровенных, где предки качали колыбель Святой Руси. И хотя я появился на свет пятым ребёнком в семье железнодорожников на станции Пожитово под Торжком, мои родовые корни в Селигерском краю, в Адреапольском районе, откуда отец и мать. Ты знаешь, я даже написал стихи «Нилова пустынь», раскрыл семейную тайну. Когда в монашеской обители на острове Столобном на Селигере я увидел бронзовую фигуру святого Нила, то упал перед ней на колени.

Настолько поразило СМИРЕНИЕ отшельника Нила. А ведь именно ему молилась моя бабка, чтобы появилась на свет моя мама – такая духовная связь.

Сергей Есенин писал: «Чтобы не сгнить в затоне, страну родную нужно покидать...». Он имел в виду уход из рязанских раздолий в азиатскую Москву. Я с ним не согласен. И никогда бы не покинул тверские края, если бы не журналистская стезя. Она увела меня на Южный Урал, в Оренбург, я побывал в Уфе, Свердловске, Куйбышеве, Орске, После из жарких степей оказался на Русском Севере и в Заполярье – в Нарьян-Маре, Архангельске, Сыктывкаре, Воркуте, Великом Новгороде... А ещё раньше удалось кратко побывать в Баку, в Каунасе и Риге, которые ныне стали уже заграницей. В теперешнее время мне посчастливилось посетить Тюмень, Тобольск, познакомиться с чудесными людьми Сибири - замечательным писателем Леонидом Ивановым, с которым работал в газете «Труд», и руководителем фонда «Возрождение Тобольска» Аркадием Елфимовым. И всё это – наша Родина! И не любить её нельзя. Мне дороги и Севастополь, где я собирал материал для военной книги, и Кириллов, который поражает древним монастырём. Я не понимаю людей, которые уезжают не Запад, якобы, там больше платят, там больше комфорта. Ну, это всё равно, что родную мать сменить на чужую непонятную тётку...

В то же время я категорически против тех, кто огораживает себя «местечковым бытом». Мол, вот «моё болото», буду его воспевать - и всё. Возвращаясь из Тобольска, я вот о чём подумал. Почему у нас такое жадное правительство? Жадное оно относительно собственных граждан. Давным-давно пора было бы принять Закон, который позволял КАЖДОМУ ГРАЖДАНИНУ один раз в жизни проехать бесплатно через всю страну – от Калининграда до Владивостока. Чтобы гражданин имел представление о том, в какой стране он живёт. А то доходит до анекдота. Приехал на Вологодчину либерал-разрушитель и спрашивает у представителя власти: «А Великий Устюг у вас что ли?». Ему ответили; «Да, у нас!». А он: «А я думал, что Устюг в Сибири...». Вот так вот: управляет страной, не зная её географии, её людей, её традиций. Зато он - либерал-западник, а это большое «профессиональное» достоинство, чтобы управлять Россией...

Так сложилась обстоятельства, что почти сорок лет я связан с Вологодским краем. Он стал мне второй Родиной, не менее близкой, чем дорогое сердцу Верхневолжье. А если окунуться в историю, то вся эта территория, включая Петербург – Новгородская Феодальная республика, в которой я и существую все 75 лет. Кстати, Республика очень мало изучена, а в ней были удивительно справедливые законы: например, при рождении каждому выделался участок земли. Сегодня наши московские либералы об этом даже и не слышали. Горько сознавать, что за последние тридцать с лишним лет много утрачено положительного социального опыта, он заменён «западными образцами». Отсюда – расслоение общества, нищета значительной части населения, демографическая катастрофа, нежелание развивать русскую глубинку, мол, пусть вымирает...

- В прошлом году вышел твой двухтомник «Душа жива в слове. Раздумья о русской литературе». Объемный, важный, подвижнический труд. Что особенно ценно, значимо – во втором томе ты рассказываешь о писателях из русской глубинки, продолжающих традиции русской литературы. Они, к сожалению, забыты, поскольку находятся не «формате» у либералов.

- Над двухтомником я работал несколько лет, думаю, на сегодня - это моя главная книга. В ней около 700 страниц и 34 персоналии, начиная от Александра Сергеевича Пушкина, Михаила Юрьевича Лермонтова, Фёдора Ивановича Тютчева и других гениев и заканчивая современными авторами. Какая идея? Русская классическая литература бессмертна, она - великое бесценное богатство. Пожалуй, она - единственная, которая являются «удерживающим» культуру РФ от полного распада. В то же время на классиков идут бесконечные нападки, «умники» утверждают, что классика устарела, она не «нужна», её следует выкинуть на свалку. В меру сил я развенчиваю эти «мифы» на примере Ивана Сергеевича Тургенева, Афанасия Афанасьевича Фета, Святителя Игнатия (Брянчанинова) и других прекрасных авторов, а также – и современных.

Конечно, я выглядел бы нелепо, если ограничил бы раздумья какими-то академическими рамками. Такого нет! Книга отражает и текущий день России, и проблемы современного мира. Особенно это характерно для
Второго тома. Ведь уже не один десяток лет либералы» навязывают обществу «страшилку», будто современной русской литературы нет. Вот, мол, есть литература «русскоязычная», «литература авангарда и абсурда»,
«литература нон-фикшн», «литература пятой колонны – русофобская», наконец, «литература бульварная». Эти все глубокомысленные уверения либералов далеки от реальности. Как говорил герой басни Ивана Крылова:
«Ну, братец, виноват: слона-то я и не приметил». Так и тут – не замечают главного: широкого потока подлинной русской литературы – художественной и документальной прозы, поэзии, публицистики, литературной критики, исторических исследований, а также довольно сильной волны литературы Православной.

Практически в любом регионе есть авторы, продолжающие традиции русской классической литературы, авторы, которые имеют полное право на то, чтобы их знала, а особенно – читала, вся страны. Можно долго перечислять имена, назову хотя бы несколько – поэт Владимир Скиф и прозаик Анатолий Байбародин из Иркутска, публицист и прозаик Валерий Кириллов из Твери, прозаик Михаил Попов из Архангельска, литературный критик Вячеслав Лютый из Воронежа, поэт Юрий Максин из Устюжны Вологодской области, поэт Виктор Кирюшин из Москвы, поэт и публицист Григорий Блехман из Москвы, поэт Юрий Кекшин из Смоленска и ещё целый легион. Но их сознательно игнорирует, так называемое, «литературное сообществе» в лице частных издательств в Москве и, так называемая, «литературная критика».

Более того, русские писатели, стоящие на родной почве, прокладывают нашей литературе дорогу в будущее. В частности, в книге я поместил большое исследование о Николае Михайловиче Коняеве, которого часто
называют «современным Достоевским». Николай Михайлович разработал и утвердил новый литературный метод – «православный реализм», он горячо ратовал за то, что писатель тогда по-настоящему писатель, когда он является СОРБАБОТНИКОМ БОГУ!

- По-моему, название очень точное, емкое – «Душа жива в слове». Ведь слово не только передает наши мысли, наш опыт, являясь свидетельством состояния нашего ума. Слово – явление духовное, о чем, к сожалению, мы в суете будней не всегда задумываемся.

- Да, Валерий, соглашусь с тобой. Увы, о духовной сути Слова многие люди забыли. Я уже не говорю о том, что исконный русский язык в обиходной жизни у нас практически заменён сленгом, блатным жаргоном,
нецензурным матом и иноземными словами. Вот у нас второе лицо в государстве, умный управитель. Но когда он что-то говорит, то через каждое предложение следует: «Кэшбек, кэшбек». Ну, что это такое? Дорогой,
управитель, вспомни, где ты живёшь? А в Вологде пошли ещё дальше. На Окружном шоссе на обочине установили огромный плакат про «Кэшбек», в каждом магазине по десятку надписей «кэшбек». Я спросил у продавщицы, что это значит, она послала меня... не три буквы. А злополучный кэшбек – всего лишь термин игорного бизнеса, термин шулеров... Или вспоминаю, как весь из себя «русский патриот», ульяновский губернатор Морозов присудил литературную премию имени Ивана Гончарова писательницы из Израиля, которая  состряпала роман из мата и низкопробного жаргона. И никто не возмутился такой наградой ни в Ульяновске, ни в Москве.

Только главный редактор популярного журнала «Берега» из Калининграда, известная поэтесса, прозаик и публицист Лидия Довыденко послала Морозову открытое письмо, назвав его поступок омерзительным, позорным для русской литературы. За русский язык нужно бороться, отстаивать, защищать. Но этого практически не делают.

Руководство РФ, депутаты Госдумы принимают много законов по поводу русского языка, а после обсуждают в своих кабинетах исполнение этих законом... с помощью мата.

Так мы далеко «уйдём»!

- По итогам 2024 года состоялось присуждение премии «Слово». Безусловно, положителен факт появления такой премии. Однако нет ли
у тебя опасения, что в её присуждении значительна роль не столько Союза писателей России, сколько давно сложившегося междусобойчика?

 
- Пожалуй, такое ощущение есть. Обойма из трёх «величайших» писателей кочует из премии в премию. Как сказал один мой хороший знакомый и замечательный прозаик, «нынче премии не присуждают, а назначают». К сожалению, так, и «Слово» - не исключение. Из 9 тысяч членов Союза писателей России в лауреаты попали лишь несколько авторов из Москвы, что называется, гора родила мышь.

Сама идея поддержки писателей через премии нормальная. Весь вопрос в том, насколько это улучшает качество литературных произведений.

- Мы с тобой пришли в писательство из советской журналистики. Мне видится в этом несколько положительных факторов. Советская, подчеркиваю – советская, журналистика дала нам познание народной жизни. А еще - приучила к самодисциплине, к работе не во имя корысти, а во имя служения народу. Как ты оцениваешь состояние современной  журналистики? Мне кажется, она, в значительной мере, перестала быть интеллигентной  профессией.

- К сожалению, в Российской Федерации журналистики как фактора общественного сознания, как фактора высокой культуры просто нет. Это очень печально!

Русская журналистика, а позже и советская журналистика сильно отличались от западной журналистики. Там на первом месте стояла погоня за сенсацией, разумеется, жареной, часто фальшивой, и личная корысть. У нас было другое: в центре стоял - ЧЕЛОВЕК! Защита ЛИЧНОСТИ от произвола чиновников была главной темой. Вспомним хотя бы Владимира Короленко, про которого Иван Бунин однажды сказал, что пока жив Короленко, я спокоен - СОВЕСТЬ в России есть. Вспомним Владимира Гиляровского, вспомним Бориса Полевого или Анатолия Аграновского – их острые очерки читали миллионы людей, по их  очеркам органы власти принимали меры, публикации журналистов изменяли повседневную жизнь.

Теперь этого ничего нет. О деградации журналистики свидетельствует простой факт – на страницах газет и журналов отсутствуют жанры, вы не найдёте репортажа, очерка, статьи, размышлений публициста. Есть только ТЕКСТЫ, часто вторичные, взятые из Интернета.

- Писательство и краеведение связаны друг с другом. Не зная Родины, как можно писать искренне и правдиво? Но сегодня, увы, краеведение, как бескорыстное подвижничество, все больше подменяют «квасным патриотизмом» у бюджетной кормушки.

- Ты прав. Хочу добавить, что после Великой Отечественной войны, это хорошо помню, да и ты помнишь, государство щедро поддерживало тех, кто занимался краеведением – надо было опираться на что-то твёрдое, своё, русское, национальное. Поэтому возникали общества краеведов, издавались журналы и книги, собирались материалы по истории края, села, деревни, увековечивалась память о героях войны.

Добрые традиции во многом утрачены. У власти, как правило, один ответ на просьбы краеведов и писателей, занимающихся исторической темой: «Нет денег»! Отсюда получилось так, что краеведение в немалой степени заменил... американизм. Ссылки на «американский образ жизни», на «американскую мечту» и т.д.

- На твой взгляд, возможна ли, стабилизация отношений России и Запада и на каких условиях?

- Так сложилось, что Запад у нас часто подменяют Америкой, то есть США, где действует сионистский фашистский режим, о чём я не раз писал и говорил. Фактов, свидетельствующих о преступности этого режима, море! Но Запад – это не только США. Ещё в средние века, когда не было СЩА, Великий Новгород дружил и торговал со всем миром, не спрашивая разрешения... у Трампа. Империя Российская имела и отстаивала собственные интересы на многих континентах, опять же не спрашивая «разрешения» у Америки. И только после уничтожения Советского Союза, осуществленного именно США, стало модным про всех и вся спрашивать «дозволения» у Америки. Пора бы всё-таки заканчивать с бездумным поклонением американизму.

Безусловно, стабилизация отношений нужна, но не на условиях колонизации России, как это сделали Горбачев и Ельцин. Война на Украине, где США нагло захватили исконные русские земли, ещё раз показала, что США и Запад не смогут взять силой Россию – кишка тонка. Поэтому стабилизация отношений может быть только на наших условиях, с учётом интересов Русского Народа. Всё иное – предательство!

Тверь-Вологда
20 марта 2025 года

Вверх

Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта
Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-"

Комментариев:

Яндекс.Метрика

Вернуться на главную