Ирина САЗОНОВА (Ростов-на-Дону)

НЕПОВТОРИМЫМ ЛИЦОМ ПРОШЛЫЙ ВЕК ОЗАРЯЯ…

(Из цикла «Звёзды и музы ХХ века»)

 
 
 

АННА ПАВЛОВА
В 20-е годы великая Анна Павлова неустанно гастролировала по миру, пропагандируя искусство русского балета.
«Приготовьте мой костюм Лебедя»
(последние слова Анны Павловой )

Не мечтала дочь прачки –
(в дом – не дальше прихожей), –
Что воздушные «пачки»
Станут новою кожей,
Пух лебяжий совьётся
Белым облаком пенным,
Грустный Лебедь вольётся
В ослепительность сцены…
Профиль полуэфирный,
Силуэт утончённый
Воцарится  над миром
Шоком «Русских сезонов»!
Что её невесомость
И полёт окрылённый
Почитателей  сонму
Станут вместо иконы…
Будут дивные  роли
Гениально «пропеты»,
И гастроли… Гастроли … –
Всё во славу балета!
Пастухам  австралийским
И индейцам  саванны
Станет признанно близким
Имя Павловой Анны!
Той, что чувствуя  вечность
Неотвратной кончины,
Пожелала облечься
В свой наряд лебединый!..

ГАЛИНА УЛАНОВА
«Она – гений русского балета, его неуловимая душа,
его вдохновенная поэзия»
Сергей Прокофьев

Плавность Боттичелли, гордый стих Петрарки 
Слиты  в хрупком теле и чертах неярких…
Взлёт души прозрачной,
                                  выстраданность  линий
Мир околдовали в трепетной богине…
Где добыты краски, абрисы такие,
Чтоб поведать танцем  горести  Марии,
Неостановимый шквал любви Джульетты,
Чары лебединой стойкости Одетты…
Чтоб от потрясенья мы дышать не смели,
Пережив безумье брошенной Жизели,
И в прыжке бесплотном нимфы вдохновенной
Обретали грёзы дивного Шопена?..
Недоговорённость, тихая загадка,
Феи отрешённость – но с упорной хваткой!
Будней пот солёный, каторжная  битва,
Вечное служенье – вот её молитва!
Строгость и аскеза, вера и сомненье –
Русскому балету жертвоприношенье…
Страсти, быт – курсивом, всё третьестепенно!
Лишь эфир полёта – и сиянье сцены!

МАЙЯ ПЛИСЕЦКАЯ                  
«В искусстве не важно «что». Самое важное – «как».
Нужно, …чтобы душу трогало – тогда это настоящее…»
Майя Плисецкая

Трепетность крыльев
               текучестью рук создавая –
                                                          Майя!
Запечатлённым прыжком
                              бег секунд замедляя –
                                                         Майя!   
В Лебеде чёрном
                   огнём дьяволицы прельщая –
                                                           Майя!       
Фригией верной
                    к стопам Спартака припадая –
                                                        Майя!           
Вихрем испанских страстей
                   в пляске Китри  сверкая –
                                                      Майя!         
Танцем Кармен
                    все застывшие нормы сметая –
                                                         Майя!
В конгениальном тандеме
                                   балет обновляя –
                                                         Майя!
Великосветских
               экранных княгинь воплощая –
                                                      Майя!
Подиум шиком Кардена
                         победно взрывая –
                                                     Майя!        
Лишь мановеньем брови
                       «сильных мира» сражая –
                                                      Майя!                                       
Неповторимым лицом
                               прошлый  век озаряя –
                                                     Майя!

ПОРТРЕТУ ИДЫ РУБИНШТЕЙН
На знаменитом портрете кисти В.Серова изображена Ида Рубинштейн –
прославленная балерина  знаменитой труппы С.Дягилева «Русские сезоны».
Очарование ядовитое, красота на грани уродства, странное обаяние!"
В.Пикуль

Рельефом плоским, фреской пирамиды,
Соединившись с древностью в модерне,
На холст вспорхнула грациозно Ида,
Взметнув углами  плечи и колени.
В Шехерезаде, томной танцовщице,
Колдующей в Париже на подмостках,
Узрел художник абрис чаровницы
И хрупкость линий вечного подростка.
Хулой публичной был портрет пронизан:
Крушенье норм являло это тело…
Но навсегда – достоинство и вызов
В её глазах, на нас глядящих смело…

ПОРТРЕТУ ЕРМОЛОВОЙ
Портрет кисти В. Серова прославленной
русской актрисы Марии Николаевны Ермоловой,
блиставшей на сцене Малого театра, первой в России
удостоенной звания Народной артистки.

Одержима жертвой Мельпомене,
Благородством царственным полна,
Героиней в жизни, как на сцене,
Над толпой возвышена она.
Грянет час – и Федрой бездыханной,
Монолог окончив, упадёт…
Орлеанской Девой, юной Жанной,
На костёр пылающий взойдёт.
Ей дано – к ногам повергнуть залы,
Грешников рыданьем освятить
И под нимбом славы небывалой
На портрете вечностью застыть! 

ЛЮБОВЬ ОРЛОВА
Никогда не опускайся, будь красивой…
Чтобы стать женственной, надо быть мужественной.
Любовь Орлова

В тридцатых у советских женщин
Она слыла «иконой мод»!
И «под Орлову» –  шляпки встречных...
Наряды, кудри цвета «блонд»...
Наивный зритель!.. – с первых кадров
Её саму «под Голливуд»,
«Ваял» Григорий Александров –
Чтоб из кино «на бой и труд»
Шёл люд охотно, неослабно,
Легко вливаясь в общий строй...
Лоск Марлен Дитрих, Греты Гарбо
В её палитре стилевой!..
От роду ей, небесталанной,
Мечталось сцену покорять!
Ведь сам Шаляпин в детстве раннем
Предрёк большой актрисой стать!
И Лев Толстой – родня по маме –
Автограф в книжке подарил...
Она взрослела меж столпами
Семей дворянских и «светил»!
Не знать желавшим зрелищ душам:
Та, что с экрана в залы шла,
Была совсем не из простушек
И родословную вела
От бывших графов, тех Орловых,
Где фаворит и декабрист,
И воин доблестный суровый
Творили «древа рода» лист...
В ней голос с танцем благодатно
Сошлись – узнала вся страна:
«Цирк» и «Весёлые ребята»,
«Весна» и «Светлый путь» – она!..
Но ведомо лишь самым близким:
Шедевров суть – до пота труд!
Любимой сталинской артистке
Станок балетный привезут
В больничную палату даже, 
На выплеске последних дней,
Когда вердикт врачей не важен:
Себе быть верною – важней!
Её «дворянская порода»
Была с талантом заодно,
Кумиром подлинным народа
Войдя в историю кино!

ФАИНА РАНЕВСКАЯ
(Фанни Гиршман)
Английская энциклопедия «Кто есть кто» включила Раневскую
в число десяти самых выдающихся актрис ХХ века.
«Ей было удивительно тесно жить в этом мире»
                                        Галина Волчек

Наследницей отца «крутого»
Могла б она дразнить  молву,
Но, как земляк из Таганрога,
Рвалась
       «в Москву… в Москву… в Москву!..»
Зачем мечтать о сцене, если
Нет без запинок пары слов?..
Но лицедейство стало песней,
Манившей сластью детских  снов!
От Фанни Гиршман до Раневской
Взбиралась на заветный холм  –
От эпизодного  бурлеска
До королевы едких хохм!..
С ней режиссёры были жёстки,
Партнёрши вслед шептали:  «сгинь!»
Ведь, лишь ступая на подмостки, –
Она «сметала» героинь!
Терпела стойко неудачи
От тех, кто ласкою дразнил:
Любимый, что так много значил –
С другою  в гости приходил!
Да и могло ли быть иначе
В преодоленье высших вех,
И потому дворняга Мальчик –
Её любимый «человек»!
Остроязычна – и наивна,
Постигнув тайны ремесла,
Она, великая Фаина,
Непостижимою ушла!..

 ПОРТРЕТУ АХМАТОВОЙ
Молодой Натан Альтман встретился с ровесницей, уже известной поэтессой Анной Ахматовой, в петербургском литературном кафе «Бродячая собака» и вскоре написал её портрет в жёлтой шали,  органично сочетающий  традиции классической живописи и смелого авангардизма.

Пророчицей – дельфийскою сивиллой –
Она свою предчувствует судьбу,
В которой, – как печать на белом лбу –
Гоненье, поклоненье и могила!
А видит явь смертельного удара
Над тем, кто прежде ею был любим,
Неотвратимость расставанья с ним
И силу словотворческого дара!
Она – почти классическая муза –
Оправлена в кубизм и авангард;
Серебряного века аромат
В естественности этого  союза!
И кисть, и слово, встретившись, совпали –
Конгениален образу портрет!
Не поэтесса – дышит в ней Поэт,
Чьё имя веком вписано в скрижали!

АХМАТОВА В ЕВПАТОРИИ
В 1905 году юная Ахматова жила  в Евпатории,
 переживая болезнь, развод родителей
и  сложные отношения с Н.Гумилёвым.
Все это привело к попытке самоубийства.

С беспощадным недугом споря
И с «косой», уносившей близких,
От чахотки бежала – к морю
Мелководий евпаторийских.
Одиночество захолустья
И постылость морской нирваны…
Немота материнской грусти…
Откровения писем странных…
О, шестнадцати лет смятенье:
В мраке комнат стихи повисли…
Царскосельские звали тени,
В Летний сад уносились мысли!
А решение жгло и зрело –
Да движения рук неловки!
Гвоздь поник под струною тела,
Ослабели узлы верёвки!
Это было «прививкой кори» –
От грядущей беды… обмана…
Впредь, скитаясь по кромке горя,
Шаль судьбы не роняла Анна!

МАРИНЕ ЦВЕТАЕВОЙ
«Любовь! И в судорогах, и в гробе
Насторожусь – прельщусь –  смущусь – рванусь…» 
Марина Цветаева

Писать могла –
                      когда любила, –
тогда строфой касалась Бога.
Попробуйте стать
                      НЕБЕСкрылой,
минуя выступы порога
от непредвиденного взгляда –
                  до ада разочарованья!
От нежности –
                      до расставанья!
От вдоха –
                      и до выдыханья
того, что выплавилось в строки –
неумолимые итоги
любовью пройденной дороги…
И потому –
                       любила много…

ЛИЛЯ БРИК
Возлюбленная и муза В. Маяковского. Известно её
письмо Сталину о творческом наследии поэта.       
«Лиля, люби меня» 
 В. Маяковский (Из предсмертной записки)

И в первый, и в пятый,
                    и в сотый раз
он вписывал жарко
                   снова и снова
сиянье распахнутых
                    карих глаз
в тома и скрижали
         влюблённым словом.
Ему был потребен
                  и рай, и ад –
всё, что отторгало,
                и что манило…
Она  же умела
              любить талант –
всегда – даже если
             Любовь остыла!..
Бессчётно в неё
               летело камней:
неправедных, истинных,
          лживых, вздорных…
Но – «Лиля, люби меня»
                        вывел Ей –
курок револьвера
           прощально вздёрнув…
«Костили» друзья,
           и врагов стена –
единой хулою
            в углах негодуя…
Но молвила слово
                    к вождю Она –
собой – для бессмертья Поэта
                              рискуя!..

ГАЛÁ
Галá (Елена Дьяконова) – русская эмигрантка,жена французского поэта XX в. Поля Элюара,возлюбленная немецкого художника Макса Эрнста, позже – супруга всемирно известного испанского художника Сальвадора Дали.
«Она – моя кровь и мой воздух, ангел моего равновесия»

Сальвадор Дали

Жакет «Шанель» безукоризненный,
Немногословна – не пробиться,
Злой гарпией богемой признана,
В тени скандального любимца...
В ней три магические линии
Соединились не случайно:
Неясность лет, туманность имени
И вечной женственности тайна...
Титаны кисти и поэзии
Её своею звали Музой,
С ума сходили, вены резали
Меж тягот творческого груза...
Брала их не красою манкою,
С талантом не пришлось родиться,
Была не пылкою вакханкою –
Любви загадочною жрицей!..
Поэта рвали сны тревожные,
Безумел он, страстей заложник...
Но зачеркнул в ней слово «прошлое»
Престранный  юноша-художник!..
В какие гулкие вселенные
Ей довелось душой вклиниться,
Чтоб русской женщиной Еленою
Зажглась палитра живописца?..
Вплыла в его полотна Ледою,
Текучей зыбкостью видений,
А в жизнь – той знаковой победою,
В жару которой вызрел гений!

Галá вошла в анналы длинные
Подругой тех, чьи помнят лики,
Нетленной властью над мужчинами
И даром выбора великих.

МАТА ХАРИ
(Маргарет Гертруда Зелле)
Голландка, исполнительница экзотических  танцев, приговорённая во время Первой мировой войны  французским судом за шпионаж в пользу Германии (агент – Н-21) к расстрелу.
Мата Хари (пер. с яванского) – око утренней зари.
«Я готова, господа»  – последние слова Мата Хари перед казнью.

Годы жгла
           Гертруда Зелле
(С авантюрою в крови),
Прозябая от безделья,
Погибая без любви…
Скучен муж,  успешный
                      бюргер,
Быта благостная тишь…
Скучны гости, дом и
                         слуги…
Путь единственный –
                  в Париж!..
И в безудержном угаре
Новый облик сотворив,
В свет явилась
                Мата Хари –
«Око утренней зари»…
Тонкий стан в цветах
                   гирлянды,
Звень  браслетов… 
                жемчугов…
Манкость пристального
                      взгляда…
Шёлка ласковый покров…
Пляски огненная
                   вспышка,
Прочь – прозрачность
                   покрывал,
И нагой – к изножью
                   Кришны!..
Стоя зал рукоплескал!..
Вихрь поклонников…
                      букетов…
Рим… Валенсия…
                   Берлин…
И военным жарким летом
Стала «Н – 21» .
Риск… Игра…
              И блеск монеты!
Ассигнаций
           пёстрый рой…
Одаряла тех и этих
Информацией двойной,
О счастливых днях
                      мечтая –
Как и все – любви раба…
Но – закрылись
                 двери рая…
…У расстрельного столба
Чёрных глаз не закрывала,
Элегантна и горда,
Словно перед
            полным залом:
«Я готова, господа!»

ФРИДА КАЛО
Известная мексиканская художница  ХХ века,  автопортретистка, ученица и супруга выдающегося мексиканского монументалиста Диего Риверы.
«В моей жизни было две аварии:  
одна – когда автобус врезался в трамвай,  другая – это Диего»

Фрида  Кало и Диего Ривера…  
В прошлом   столетье нет ярче примера
Противоборства их страсти горячей –
В судьбах творцов не могло быть иначе!..
Вечно любить на границе терзанья –
Ранящим словом друг друга тираня…
Неумолимо в метаньях сгорая –
То возвращаясь, то покидая!..
Автопортреты –  до ранней могилы…
Брови…  цветок – и бутылка текилы…
Клещи корсета – уздой непременной…
Ревности нож  и проклятье измены…
Клятвы холсту – о служенье высоком –
Пристальный взгляд в  зазеркальное око,
Слёзы о детях в мечте бесполезной –
Грёзы разбиты громадой железной!
 «Жизнь хороша! Обречённая даже!..», –
Так на последнем, аккордном пейзаже
Вывела жизнью искрящая Фрида
Росчерк прощальный – «Viva la vida!..»

МАРЛЕН ДИТРИХ
(Мария Магдалена Дитрих)
Эмигрировала в Америку, покинув нацистскую Германию.  Популяризировала стиль «унисекс»  в моде – сочетающий элементы мужского и женского гардероба.

Рождала пёстрых сплетен вихри,
К скандальной жизни интерес
Она – «стальная» Марлен Дитрих –
Икона стиля «унисекс»!
Росла в семье, где «Kinder, Küche
Und Kirche»  – кодекс лютеран,
Но первые клубились слухи…
Запретный ладился роман…
А дальше – в сценах жизни длинной
Брала контрастами страстей,
Очей порочностью невинной,
Дугой приподнятых  бровей…
Но не мешала грань цинизма
Дорогой принципов идти:
Страну без молоха нацизма
За океаном обрести!
Как будто демона талантом
Порой был шлягер Дитрих спет,
Но резкое её контральто
Заворожило Новый свет!
Оставив роскошь Голливуда,
Марлен вздымала дух солдат
Там, где угроза и простуда,
И злых окопных будней ад…
Она мужской костюм носила,
Да женственность кричала в ней
Всепобеждающею  силой:
Ремарк!.. Габен!.. Хемингуэй!..

...Но краткость жизненного бала
Вдруг оставляет «не у дел»…
Таблеток горсть на дне бокала –
Её осознанный удел…

КОКО ШАНЕЛЬ   
(Габриэль Шанель)
«Если вы родились без крыльев – не мешайте им расти!»

Коко Шанель 
                                             

Родилась без наследных крыльев
В лютой бедности Габриэль…
Путь от тесной каморки пыльной
И до марки «Коко Шанель» –
Неохватный … Почти столетье,
Весь сумбурный двадцатый век
Полон ярких её отметин,
Поворотных «нарядных»  вех…
Разметала устои  моды,
Облачив в брюки Ев тела –
И запалы мужской свободы
В «слабом поле» Коко зажгла…
Прочь – турнюры, боа, корсеты,
Юбки вздёрнула до колен!
Весь Париж – и ещё полсвета –
В реформаторский ввергнув плен!
И такие взрастила крылья,
Простотой поразивши цель,
Что известнейшим брэндом слыли
Модный дом и духи «Шанель»!
Неизменным своим занятьем,
Где под шиком – нить да игла,
Вместе с «маленьким чёрным платьем»
В наши дни навсегда вошла!..

ЭДИТ ПИАФ
(Эдит Джованна Гасьон)
В детстве ослепла и чудом прозрела. Пиаф — воробей, воробышек, сценич. псевдоним)
«Я ни о чём не жалею...»
Эдит Пиаф  
      

Она и крошкой петь умела гулко
И песней звать куда-то далеко –
Девчонка из парижских закоулков,
Всосавшая вкус винный с молоком!
О ней писать бы женские романы,
Где зло с добром причудливо сплелись,
Где место и прозрению Джованны,
И дару, и грехам в судьбе нашлись.
Болезни, катастрофы и потери,
Безумие, горячка, алкоголь
Отпущены ей были в полной мере...
Но только начиналась эта роль,
И женщина на сцену выходила –
Малютка-воробей, Эдит Пиаф,
Взлетал гортанный глас нездешней силы,
Одной октавой весь Париж вобрав!..
Летел из залов, с Эйфелевой башни,
Окрашивая искренностью даль,
Неся внимавшим вольно и бесстрашно:
«Она жила на улице Пигаль»!..
«Воробышек» невзрачный оперялся
В красавицу с душою соловья...
И ею не один в тот миг пленялся –
Поклонники сменялись и мужья...
И пусть без отпевания почила –
Отказ душе греховной – наотрез.
Но Франция певицу проводила,
Устлав цветами путь до Пер-Лашез!..

АЙСЕДОРА  ДУНКАН
Американка  Айседора (Изадора) Дункан, родоначальница новых стилей танца ХХ века,  жена Сергея Есенина, погибла, задушенная собственным шарфом, попавшим  в колесо автомобиля.
«В моей жизни… порой властный призыв Искусства приводил к трагическому концу любви»
Айседора Дункан

Кудри стиснувший обод,
Стяг, до терпкости алый,
Танец, полный свободы,
«Интернационала»
Звук пронзительно-звонный,
Блеск нездешнего взора –
«Босоножка» в хитоне,
Взлёт  и шок – Айседора!
Смерть малюток любимых,
Забытьё в ритме пляски…
Вихрь искр негасимых –
И отцветшие ласки…
Жар последнего зноя
Сквозь лихие наветы
Над златой головою
Молодого поэта…
Визг махины колёсной
Под небесные арфы
И петля – дар «безносой» –
Разметённого шарфа…

МЭРИЛИН МОНРО
(Норма Джин Мортенсон)
«Не волноваться, а волновать»
                       Мэрилин Монро

Неподражаемой блондинкой
Она совсем не родилась,
Да носик с точною  «починкой»,
Завивки платинный окрас
И губ призывных междометья
Вдруг в небо выпустили джин:
В кумир двадцатого столетья
Преобразилась Норма Джин!
И, став секс-символом эпохи,
Несла бесхитростно добро…
Но что обманом дышит похоть,
Того не ведала Монро!
Девчонке с авиазавода
Где уж в любви прозревшей стать,
Американскую свободу –
«Всё напоказ» – одолевать!
Не тратить понапрасну  чувства –
Будь хоть сенатор... президент...
И лишь в сетях киноискусства
Слезой усиливать фрагмент!
На тех не ставить, кто лукавит,
В желаньях ласк неодолим!..
Напрасно в тех, кто миром правит,
Искала душу Мэрилин!..

…Нам не изведать всей загадки
Её безжизненной руки:
Постель…  снотворного облатки…
Смерть… и пустые пузырьки…

СОФИ ЛОРЕН
(София Шиколоне)
Обладательница многочисленных «Оскаров», «Золотых глобусов» и др. престижных премий, жена режиссёра Карло Понти.

Помните убогость кинотеатра
И полупустынный тёмный  зал,
Старый фильм «Вчера, сегодня завтра…»,
Южных темпераментов накал,
Щедрое роскошество осанки,
Неаполитанские глаза,
Чувственные губы итальянки
И апломб, ломавший «тормоза»?..
Незаконнорожденной девчушке
Жизнь предназначала лишь провал…
Куколки из мякиша – игрушки,
(Если голод в рёбра не толкал!..)
Где, в каком таинственном законе,
Бедность поднимающем с колен,
Час, когда худышка Шиколоне
Перерождена в Софи Лорен?..
Время «Икс» в манящем горизонте,
Где своей царице и рабе
Стал Пигмалионом Карло Понти,
«Двигатель» в карьере и судьбе?..
Из толпы смазливых дебютанток
Вывел героиней киносцен
Ту, в ком божьей искрою таланта –
Гордый дух Чочар и Филумен!
Ей, неувядающе-красивой,
По сей день поклонники верны,
Почитая «Оскары» Софии
Главным достоянием страны!

 

Вверх

Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта
Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-"

Комментариев:

Вернуться на главную