РЦЫ СЛОВО ТВЕРДО
(Заметки писателя Юрия Серба)
<<< Далее    Ранее >>>

12 марта 2013 г.

Хвала русским писателям

Хвала русским писателям – по нынешнему времени, прежде всего за то, что наш Союз остаётся важной скрепой единого культурного пространства всея Руси и ближнего зарубежья.

Несмотря на отдельные проявления литературного сепаратизма – «сибирская поэзия», «петербургский текст*» и т.п. – к этим проектам русские писатели, в большинстве своём, непричастны и даже оспаривают их фактом собственного творчества (без мировоззрения – нет писателя!) – Союз писателей России является одним из пока немногих объединительных факторов русской действительности. Будучи носителями и объективными защитниками отечественной культуры, языка и русского духа, писатели России, объединённые устойчивой всероссийской структурой, совершенно неслучайно стали костью в горле у «пятой колонны», а у властей РФ – «котируются» ниже мих.шишкиных и вик.ерофеевых.

Сохранив свой Союз, на фоне множества местечковых, графоманских и либерастических «союзов» и «академий», русские писатели подтвердили свою идейную и организационную силу.

Благодарить русских писателей надо за то, что они продолжают русскую культурную традицию: в слове, в жанре, в содержании, в духе и букве – от чего давно отказались, в силу неспособности и своей чужеродности, записные авангардисты и пост-модернисты. Благодарить за то, что в произведениях русской литературы по-прежнему живёт любовь к семье, Отечеству (у новодельщиков – любовью «занимаются») и правда жизни (у новодельщиков торжествуют если не киллеры, то сами трупы, – и это называют философией или фантастикой). Святые чувства человека, хоть и во многом грешного, находят своё отражение на страницах русских писателей, но изгоняются большинством коммерческих издателей и писателей и отвергаются телевидением.

В то время как «пятая колонна» в лице параллельных писательских тусовок пользуется всеми преимуществами от распределителей бюджетных и внебюджетных фондов, русские писатели, умышленно лишаемые доступа к читателю, продолжают свою подвижническую деятельность. Быть отечественным писателем в государстве актеров и прохиндеев – это воистину подвиг. Но это ещё и источник вдохновения, которое не снилось регулярным получателям федеральных или зарубежных грантов. Потому что гранты грантами, а жить на родной земле и бороться за неё – совсем другое дело!

Именно близость к родной земле и её людям, чувство родной почвы, чуткость к её зову обеспечивают русским писателям выживание в трудных условиях диктата меркантилизма и чиновничьей бюрократии. Если премьер РФ похвалился на чествовании юбиляра, что только книгу юбиляра, «из всех русских писателей», и прочёл, то нам понятен и этот «русский» писатель, и сам премьер РФ. Зато региональные власти, не в пример премьеру-недорослю, читают и понимают больше, во всяком случае – понимают свой народ. В регионах знают и поддерживают своих писателей, хотя такая «регионализация» литературы имеет свои очевидные минусы. Поясним свою мысль примером из другой общественной сферы. СМИ сообщают: «В Пскове вспоминают десантников легендарной 6-й роты». А в стране? А в тех разбросанных по Руси селениях, откуда родом павшие герои, защитившие страну от внешней агрессии на Кавказе, – почему не вспоминают? Нужна особая команда? А в прочих селениях и городах, включая Москву и Петербург, почему не вспоминают?

Так и в литературной жизни: шукшинские дни на Алтае, рубцовкий праздник в Вологде, а безгонорарные писатели России, если сами поблизости не живут, то и побывать на них не смогут, не найдя спонсора.

Существование Союза писателей России – творческой организации, имеющей многолетнюю и славную историю, не даёт покоя людям, имеющим к России и её культуре куцее, обрезанное, опосредованное, специфически враждебное отношение. Время от времени мы сталкиваемся с проявлениями этого – с их стороны неизменного – отношения.

В пятницу 1 марта представители «Союза писателей Петербурга», приглашённые на 5-й телеканал, с неким недоумением или беспокойством упомянули идущую сейчас подготовку съезда писателей России. Прозвучали намёки на «наследие сталинизма» и даже сомнение в целесообразности существования творческих союзов, потому что «у писателей всё хорошо» и так. Не называю фамилий: полученная ими телереклама и так с лихвой перекрывает их дарования. Однако свой местечковый союз они не распускают, их булавочный укол направлен именно против Союза писателей России. Хотя сами эти деятели откровенно ностальгируют по былому статусу членов Союза писателей СССР, да и по сей день используют все до единой привилегии, предоставляемые им другим «сталинским наследием» – Литфондом России. Но в их восприятии – какая это дерзость: писатели России затевают всероссийский съезд! Хоть созывай всезарубежный съезд русскоязычных писателей, чессноэ слово!

А ведь Россия ещё остаётся Россией, в частности, благодаря существованию всероссийской организации – Союза писателей России. Более того, Союз писателей России объединяет в едином культурно-духовном пространстве Русские земли вместе с Якутией, Дагестаном, Удмуртией, Башкирией, Чукоткой – даже с Украиной и Молдавией. Разве этого не понимают «писатели Петербурга»? Или, напротив, слишком хорошо понимают? Обидно за тех известных нам достойных людей, членов «Союза писателей Петербурга», чьё мнение не совпадает с точкой зрения руководящих «авторитетов», но те говорят как будто от имени всех туда привлечённых.
___

* Даже европеец Андрей Битов, будучи в литературе человеком самостоятельным, публично высмеял сектантов «петербургского текста», заявив у них на круглом столе, что такого явления не существует.

 

Глагольное управление

У русских писателей, всегда были и есть недоброжелатели, но особенно досталось нам и нашим читателям в языковом вопросе – после насильственного овладения русской орфографией со стороны троцкистов.

Упразднение цензуры было победой не столько демократов (истинных и мнимых), сколько победой врагов русского языка. Раньше виза Главлита требовалась на проекте любой торговой упаковки, и если раньше над этим смеялись, то теперь плачем: «ждём ваши отзывы и предложения» – вместо «отзывов и предложений»; «Работай в Макдональдс!» – вместо «... в Макдональдс'е». Но кто-то плачет, а кто-то потирает сальные ручонки: «ура, мы отменили русским падежи!». Даже «Литературная Россия» господина Огрызко не плачет: «Будем мы ждать закат» (08.03.13). Хотя – почему «даже»? Она ликует вместе с прилепиными, садулаевыми, сенчиными... Прилепин даже книгу назвал неграмотно: «сапоги, полные водкой». Но нацболу закон не писан, тем более на языке «этой страны».

«Глагольное управление» – это не подразделение министерства культуры, а важнейшая часть грамматики. Как уже говорилось, министерства культуры фактически нет в России, но и министерству такое подразделение, наряду с цензурой, не помешало бы. Только не говорите мне, что чиновников у нас и так «выше крыши». Да, теперь президент содержит своих представителей и в Верховном Суде, и в Госдуме, и в НАТО, и в Интернете, а каждый «субъект федерации» – свои «представительства» в других «субъектах», а то и в международных организациях. Но во времена достославной цензуры на весь СССР чиновников было втрое меньше, чем в сегодняшней обрезанной РФ. Да и этнический состав чиновников заметно отличался. В лучшую или худшую сторону? – оценки расходятся по естественным причинам.

Цензура заставит журналистов отвечать хотя бы за правильность речи, а читателю облегчит её правильное восприятие. Нравственная цензура ещё более важна, но тогда уже не только в печатном слове, но и – прежде всего – в изобразительных искусствах, включая ТВ и кино.

Внимательный к автору и чуткий к слову редактор спас для русской словесности не одного классика ХХ века. В своё время мне пришлось слышать из компетентных уст историю о том, как заместитель главного редактора московского журнала правил текст автора «Пирамиды». Я слушал с удивлением, потому что Леонида Леонова я подозревал в классической образованности и полном владении собственным слогом. Иначе зачем автору редактор? В них не нуждались ни Пушкин, ни Гоголь, а Достоевский вообще диктовал некоторые романы – и они по стилю чище знаменитой «Крейцеровой сонаты». Но самый наглядный урок я получил в юности, когда читал два разных издания «Осени в Тамани». Два разных издательства подошли к будущему шедевру по-разному. Одно было скучно читать из-за многословия, а другое вдруг засверкало всеми красками и кристаллами. Я взялся сличать два текста и для наглядности стал в плохом издании вычёркивать те предложения, которых не было в хорошем: вся разница была только в этом! То есть талант писателя не подлежит сомнению, но умение вычёркивать дано не всякому, даже талантливому писателю.

Внимание к написанному тобой – одна из необходимейших добродетелей писателя. Она предполагает прочтение собственного текста и его исправление. Множество современных текстов выдают автора с головой: он не пытался пробежать свой текст перед сдачей в газету, журнал или в Интернет. Грешат этим и некоторые писатели (чтобы не сказать – многие), особенно в книгах, изданных «в авторской редакции» без корректора и на спонсорские деньги. Тогда можем ли мы требовать от выпускников журфака, чтобы они, прежде чем употребить глагол, напоминали себе: хотеть чего , а не что ; бояться чего , а не что ; и о многом прочем...

Поэтому и не удивляемся мы, когда на русском и даже православном сайте читаем:

... Кремль ответил на критику Правительства «закона Димы Яковлева»... (вместо «на критику Правительством...» ).

И подобные потому же шаблону: «вся эта история с потерей папы светской власти  имела и свою теневую сторону» или «...общественные настроения говорят о выборе жителей Украины Таможенного союза». Чего и кем – или мы забыли творительный падеж?

Драматизм ситуации ещё и в том, что о потере светской власти папой пишет не кто-нибудь, а выдающаяся женщина нашего времени, историк и мыслитель, а о выборе жителями Украины Таможенного союза сказал депутат Верховной Рады. Правда, с кем из депутатов не бывает! Но надеяться на то, что выпускники журфака передадут его мысль правильно и грамотно, как видим, не стоило.

Беда в том, что и мы с вами к этому привыкаем. Или нет? Писатель, как напоминал нам Юрий Казаков, это человек, мужественный по определению. Писатель – и один в поле воин. Постоим за русское слово, потому что язык – это и есть народ! Чистый правильный язык – неповреждённая душа народа.


Комментариев:

Вернуться на главную