В контексте поистине тектонических сдвигов, происходящих в мире, особое значение имеет восстановление и сохранение основополагающих ценностей, которые характеризуют духовную жизнь народа. Являясь наследницей великих и своеобразных культурных и исторических традиций, Россия способна устоять под давлением разлагающих общественное сознание идей западного либерализма и предложить свою альтернативу взаимодействия с другими народами, близкими нам цивилизационно. Наряду с народами бывшего Советского Союза к их числу принадлежат народы Балкан и, в частности, болгары, с которыми нас связывает Православие, письменность и общий славянский корень. Россия всегда была инициатором глобальных проектов, посвященных Православию и славянству. Кое-кто в нынешнем мире, реализуя стратегические установки «мировой закулисы», пытается задвинуть Россию и славянство в геополитическую изоляцию, маскируя при этом перестройку европейской системы под борьбу с остатками тоталитаризма, а на самом деле попирая основу основ демократии — международное право. Если говорить о политическом измерении, то наиболее явственно морально-нравственная деградация Запада проявилась в варварских бомбардировках Ирака, Сербии, а также в евро-атлантической «солидарности» вокруг квазигосударства Косово, в поддержке фашистской вылазки режима Саакашвили против народа Южной Осетии, в провоцировании кровавого военного переворота на Украине и военных атак на мирные города Донбасса, а в последнее время и на мирные объекты Белгородской и ряда других пограничных с Украиной областей. В ходе создания единой Европы отчетливо проявилось стремление адептов этого процесса разорвать славянство как цивилизационную общность, привлекая каждый из народов, её составляющих, щедрыми посулами материального характера. К сожалению, в каждой стране с преобладающим славянским элементом есть своя «пятая колонна», рвущаяся в Европу и отбрасывающая всё, что связано с собственной идентичностью. В России это часть постсоветской либеральной интеллигенции, с лихостью большевиков первой волны, разрушившей все прежние устои, в том числе и национальные традиции и наши истоки. «Демократическим расизмом» назвал атаку на русскую идентичность А.С. Панарин — выдающийся политический философ современной России. Представляется весьма характерным, что как у нас в России, так и в других странах, «демократических расистов» отличает помимо низкопоклонства перед Западом такое качество, как русофобия. Русофобский экстаз проявляется у них, когда они подвергают критике или издёвке всё, что напоминает о российской и славянской самобытности, нашей идентичности и православной культуре. Сегодня довольно отчётливо проявились тенденции, которым славянскому миру приходится противостоять. С одной стороны, навязываемой всему человечеству (нередко как раз тоталитарными методами) полной автономии человека от культурных, религиозных, нравственных, семейных ценностей, что входит в противоречие с религиозно-философским сознанием многих цивилизаций. И делается это, кстати сказать, под флагом глобализации. А с другой стороны, - откровенным и всё боле настойчивым попыткам фрагментировать славян и даже посеять рознь между отдельными его составляющими (например, между русскими и украинцами). Как известно, были даже попытки под разными (на первый взгляд, вроде бы, благовидными или «прагматичными») предлогами лишить болгар их национальной гордости, их национального достояния — кириллицы. Благодаря духовному подвигу многих поколений творцов, кириллица вошла в сокровищницу общемирового культурного контекста, а в силу подлинно гуманистической сущности своих лучших литературных и религиозно-философских достижений оказала огромное влияние на всемирный цивилизационный процесс. Опыт России в конце ХХ столетия и в начале третьего тысячелетия даёт немало свидетельств того, что в этот период со всей очевидностью проявляется усиление не только геополитического, но и духовного давления на уже не коммунистическую Россию, осуществлявшегося в начале минувшего века под флагом критики марксизма и продолжаемого сегодня под новыми лозунгами. Пожалуй, основным из них является так называемый «планетарный гуманизм», претендующий на мировое господство как норма, которую должны принять и усвоить все люди, вне зависимости от их национальных, культурных или цивилизационных особенностей. Наиболее типичные выразители «планетарного гуманизма» считает, что у либерального мировоззрения нет альтернатив. К примеру, религию они рассматривают как препятствие к всеобщему торжеству демократического либерализма и построения государства без границ (по сути это является ни чем иным, как идеологическим обоснованием нового варианта мирового господства одной державы). Потому-то в последние годы с такой оголтелой агрессивностью ведётся компания за разрыв единого тела Русской православной церкви, за внедрение сектантских, еретических сект на Украине с захватом и осквернением храмов. Для разобщения православных церквей, а в конечном счёте, для уничтожения Православия в мире запущен «заокеанский» проект, который условно можно назвать «Вселенский патриарх». Миссия России заключается в том, чтобы не поддаваться новому идеологическому диктату. В общемировом историческом контексте совершенно очевидно, что без России, без славянства мир не полон, и если мы говорим о европейской цивилизации, то славянские культуры как наследницы традиций святых братьев Кирилла и Мефодия уже давно заявили о себе как самобытная и большая ветвь общехристианской европейской цивилизации. Именно эта ветвь несёт через века ценности православного мира, в основе которых его религиозно-философская картина, заданная Нагорной проповедью. В этом незамутнённом источнике нынешнее и последующие поколения наших народов черпают и будут черпать здоровые жизненные силы: духовно-творческие, нравственные и физические. Традиция русского православного и общеславянского гуманизма с его достоевским восприятием общечеловеческой боли, как своей собственной, устоит, если ей удастся избежать соблазна следовать моде либеральных идей, утверждающих в качестве верховной ценности лишь свободу человеческой личности, какими бы экстравагантными ни были проявления этой свободы. Чаще всего адепты подобных ценностей и такой свободы прокламируют низменные, греховные страсти человека, чуждые православному сознанию и морали. Великая русская литература потому обладает огромной притягательной силой, поскольку она, показывая человека как существо в высшей степени сложное, со множеством влечений и потребностей, акцент при этом делает не на потребностях телесных и физиологических, а духовных: умственных, эстетических, моральных. Ибо удовлетворение первых создаёт животную, растительную жизнь без духовных запросов, без идеалов, без высоких стремлений — это в христианском понимании грубая низшая форма жизни, не жизнь, а прозябание. Но человек — не зритель совершающейся пред ним мировой драмы, а непосредственный её участник, стремящийся к постижению истины. Поиск этой истины — характерная черта нашей отечественной литературной традиции, осенённой Православием. Каждому непредубеждённому человеку ясно, что ключ к пониманию этой истины — в душах русских людей, в их православном сознании. Во все времена для православного человека сострадание к страждущему, чувство самопожертвования «за други своя» было идеалом восхождения к вершинам духовного совершенства. В этом и заключается одна из тех «загадок русской души», которую никак не могут разгадать чужеземные мыслители. Именно в этом отличие славянской духовности от так называемой «американской мечты», взлелеянной протестантизмом, которая находит своё выражение в восхождении к вершинам материального богатства. Вдохновляющим примером для православного человека и сегодня, в век агрессивной бездуховности, служат образы святых земли Русской: Александра Невского, Сергия Радонежского, Серафима Саровского, Луки (Войно-Ясенецкого) и многих других, чьё воздействие на души и судьбы людские в лихие годы для нашего Отечества играло роль спасительную и укрепляющую. Проникновенно написал о Сергии Радонежском известный в дореволюционной России писатель, один из последних крупных представителей Серебряного века Борис Зайцев, похороненный в 1971 году в Париже на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа, в последнем своём рассказе «Река времён»: «Как святой, Сергий одинаково велик для всякого. Подвиг его всечеловечен. Но для русского в нём есть как раз и нас волнующее: глубокое созвучие народу, великая типичность – сочетание в одном рассеянных черт русских. Отсюда та особая любовь и поклонение ему в России, безмолвная канонизация в народного святого, что навряд ли выпала другому… Сергий глубочайше русский, глубочайше православный. В нём есть смолистость севера России, чистый, крепкий и здоровый её тип. Если считать — а это очень принято, - что «русское» - гримаса, истерия и юродство, «достоевщина», то Сергий — явное опровержение. В народе, якобы лишь призванном к «ниспровержениям» и разинской разнузданности, к моральному кликушеству и эпилепсии, Сергий как раз пример, любимейший самим народом, ясности, света прозрачного и ровного. Он, разумеется, заступник наш. Через пятьсот лет, всматриваясь в его образ, чувствуешь: да, велика Россия. Да, святая сила ей дана. Да, рядом с силой, истиной мы можем жить. В тяжёлые времена крови, насилия, свирепости, предательств, подлости неземной облик Сергия утоляет и поддерживает. Не оставив по себе писаний, Сергий будто бы ничему не учит. Но он учит именно всем обликом своим: одним он утешение и освежение, другим — немой укор. Безмолвно Сергей учит самому простому: правде, прямоте, мужественности, труду, благоговению и вере».1 Основанный им монастырь стал центром духовного подъёма и питательным источником для строителей молодого российского государства. По его благословению возникают другие обители. В ту пору именно монастыри были очагами духовной культуры и образования народа. За благословением и укреплением духа вот уже почти семь столетий течёт в монастыри река народная: люди разных сословий, разных возрастов. Здесь они получали и получают заряд истины, добрый совет, положительный настрой на дело, на жизнь, служение и борьбу. В этом кроется ответ на вопрос, почему в монастыри паломничество совершали и гении русской словесности: Гоголь, Толстой и Достоевский, которых волновали сложнейшие вопросы бытия земного, и бесконечное число людей простых с их обыденными запросами повседневной жизни. Такую же роль играли и православные монастыри в Болгарии, ставшие очагами болгарского национального самосознания, славянской письменности и культуры. С самого начала своего возникновения они представляли собой нечто большее, чем просто религиозные институты. В 886 году князь Борис велел поселиться в новосозданном монастыре Св. Пантелеймона вблизи Великого Преслава ученикам святых Кирилла и Мефодия, которыми создана староболгарская книжная школа. В историю она вошла под именем Плиско-Преславской. Подобную роль сыграл другой монастырь Св. Пантелеймона, основанный также учеником святых Кирилла и Мефодия Климентом Охридским 2 и получивший название «академии». Второй «академией» средневековой Болгарии считается Килифаревский монастырь, основанный в середине ХIV века и ставший притягательным центром для многих проповедников, писателей, переводчиков и каллиграфов, теологов и философов. Выходцем из этой школы был Киприан, ставший в 1389 году митрополитом Московским и всея Руси. В этом монастыре с древнегреческого и латинского на староболгарский переводились богослужебные книги и византийские хроники, составлялись сборники житий святых, создавались проповеди и тексты религиозных песнопений. Роль монастырей и церквей в России и Болгарии в создании православной цивилизации невозможно переоценить. В дальнейшем, в течение XIX века, всё более отчётливо эту роль начинает играть русская литература. Именно она становится носителем высокой славянской духовности и нашего национального наследия. Её всемирный морально-нравственный авторитет наряду с величайшими достижениями всей русской культуры даёт ощущение свободы от комплекса неполноценности перед другой, неславянской частью мира. Ибо отсутствие комплекса неполноценности позволяет уверенно и без самоуничижения признавать и огромное количество своих грехов и несовершенств, что так свойственно славянскому мироощущению, и адекватно оценивать свои несомненные достоинства. В таком спокойном и уверенном ключе необходимо сегодня вести диалог с другими культурами, другими цивилизациями. При этом не навязывать своего, но и «не растворять себя в человечестве». Убедительно сказал об этом Л. А. Тихомиров: «русская национальность есть мировая национальность, никогда не замыкавшаяся в круге племенных интересов, но всегда нёсшая идеалы общечеловеческой жизни, всегда умевшая дать место в своём деле и в своей жизни множеству самых разнообразных племён».3 В ХХ веке и в начале XXI века невероятные, чудовищные испытания выпали на долю русского народа. Лишь только потому под тяжестью невыносимых испытаний народ наш не раздавлен и не исчез в безвременье, что он обладает способностью к беспощадному самоанализу и, дойдя в этом самоанализе до самого дна своей души, находит в себе силы вновь возвыситься до самоочищения, до великих христианских проявлений, вплоть до самоотречения, но и нового возрождения. Ф. М. Достоевский, сумевший показать человеческую психологию со всей её двойственностью, сложностью и противоречивостью, нисколько не упрощая и не избегая этих противоречий, постигший психологию отдельного человека и психологию целых наций, определил глубочайшую суть русского сознания словом «всечеловечность». Поэтому, вероятно, самые значительные литературные течения в мире вот уже полтора столетия проходят под мощным воздействием гения Достоевского, будят в людях чувства совести, чести, справедливости и милосердия и воспринимаются как пророческие. В своём «Дневнике писателя» в ноябре 1877 года, задаваясь вопросом, для чего России брать на себя заботу о славянском единении, он отвечает: «для того, чтобы жить высшею жизнью, великою жизнью, светить миру великой бескорыстной и чистой идеей, воплотить и создать в конце концов великий и мощный организм не политическим насилием, не мечом, а убеждением, примером, любовью, бескорыстием, светом; вознести наконец всех малых сих до себя и до понятия ими материнского её призвания — вот цель России, вот и выгоды её, если хотите. Если нации не будут жить высшими, бескорыстными идеями и высшими целями служения человечеству, а только будут служить одним своим «интересам», то погибнут эти нации несомненно, окоченеют, обессилеют и умрут. А выше целей нет, как те, которые поставит перед собой Россия, служа славянам бескорыстно и не требуя от них благодарности, служа их нравственному (а не политическому лишь) воссоединению в великое целое. Тогда только скажет всеславянство свое новое целительное слово человечеству... Выше таких целей не бывает никаких на свете. Стало быть, и «выгоднее» ничего не может быть для России, как иметь всегда перед собой эти цели, всё более и более уяснить их себе самой и всё более и более возвышаться духом в этой вечной, неустанной и доблестной работе своей для человечества». С распадом СССР и с новой геополитической ориентацией славянских государств эти слова приобретают особое политическое и нравственное измерение. Но зададимся вопросом: изучены ли глубоко с точки зрения методологии истории причины распада СССР? Думаю, что в огромном потоке литературы на сей счёт отсутствует как раз подход методологический и принцип континуитета (преемственности). Этот недостаток, как нам представляется, можно в некоторой степени компенсировать, если исходить, говоря условно, из формулы 4 Д. Этот подход можно выразить следующимисоображениями, характеризующимипричинно-следственную связь той общественно-политической каши, которая на протяжении более полувека варилась и варится у нас в стране и в мире в целом. Начало по субъективным причинам было положено процессом ДЕСТАЛИНИЗАЦИИ Хрущевым, подхваченной и развитой разношерстной толпой шестидесятников, в которой было немало злобных антисоветчиков. Именно они начали под предлогом нового взгляда на историю обливать грязью прошлое своей страны, извращая исторические факты. Многие извращения опровергаются сегодня добросовестными исследователями. Как говорится, посеешь ветер - пожнёшь бурю. Известные англосаксонские центры и поддакивающие им во всем подобные центры в германо-романских странах использовали это как подарок судьбы для того, чтобы превратить это явление в движение за ДЕКОММУНИЗАЦИЮ в СССР и в сосцстранах, а также в молодых странах, которые освободились недавно от колониальной зависимости под влиянием мирового социализма и которые симпатизировали социалистическим странам. Для этого изобрели и квази научно обосновали идею о тоталитаризме, якобы имманентно свойственном природе социализма и русской ментальности. А некоторые скороспелые учёные даже стали защищать диссертации на тему родства этого изобретения с фашизмом, залившем весь мир кровью невинных жертв во второй мировой войне. Подсуетилась и творческая элита наших стан на подобном садомазохистском поприще, получая за это различные международные награды. Процесс декоммунизации логично стал сопровождаться ДЕСОВЕТИЗАЦИЕЙ, стремящейся извратить и опорочить новую форму государственного управления на основе советов народных депутатов, поскольку эта система, рождённая творчествомтрудящихся низов с использованием исторического опыта русской общинности и соборности, была без того обмана населения и коррупции, которые наблюдаются сегодня повсюду. Все это выродилось в конце концов в ДЕМОНИЗАЦИЮ России, набирающей силу с каждой нашей неудачей и приобретающей всё новые формы. Только эффектная и убедительная наша победа в СВО (Специальной военной операции) и дальнейшая перестройка всей системы организации нашего общества на принципах социальной справедливости, а также прекращение рассматривать прошлое страны, в том числе её советского периода – наивысшего достижения нашей цивилизации - с негативным знаком («неуважение к предкам есть первый признак дикости и безнравственности» - А.С. Пушкин), может изменить порочную тенденцию четырёх Д. Современные геростраты в своих политических баталиях используют отдельные исторические факты вроде бы как для поиска истины, а на поверку оказывается, что они извращают их, опошляя и оплёвывая трагические страницы истории собственной страны и её деятелей. Эта тенденция очернения прошлого своей страны широко развернулась у нас в культурной, медийной и образовательной сферах. Она словно ядовитое облако окутало сознание современного поколения людей, как в нашей стране, так и за рубежом. Уместно в этой связи привести слова известного российского историка XIX века Ивана Забелина о значении истории и исторических характеров для современности. Историк справедливо утверждал, что прошлое страны своими событиями и славой или бесславием своих деятелей воспитывает умы последующих поколений. Если галерею исторических портретов будут составлять плуты и негодяи, то на чём молодое поколение воспитает свои идеалы? Оно всё равно будет создавать для себя нравственные светочи, искать нравственную высоту. Чужие идеалы и чужих героев оно будет выбирать для себя в качестве ориентира. Именно потому древние греки и римляне умели воспитывать героев, что изображали в истории и в поэзии лучших передовых своих деятелей, различали драгоценную истину от житейской лжи и грязи. У нас же, у русских, возделывание истории ведётся с противоположным знаком, писал И. Забелин. Мы усердно обличаем прошлое своей страны, а у своих исторических деятелей только и выискиваем пороки и недостатки. Этот тренд появился не сегодня. После революции началась кампания разрушения «мира насилия до основания», а получилось, что разрушение прошлого превратилось в уничтожение собственной истории, в обличение наших исторических деятелей. Принижение их заслуг выдавалось за доблесть. Со смертью Сталина Хрущёв задал новый импульс, но уже по охаиванию предшествующего периода. И всё это вопреки тем закономерностям исторического процесса, которые называются континуитетом (преемственностью) и детерминацией настоящего явлениями прошлого. Однако и после хрущёвского периода такая тенденция не прекратилась. А в пору так называемого «нового мышления» и с приходом к власти «демократических расистов» она приобрела невиданный, прямо-таки, разнузданный и разрушительный характер. Распад Советского Союза привёл не только к разрыву многогранных, в том числе и духовных связей многонациональных частей единого на протяжении многих веков государства. Он нанёс жесточайший удар, прежде всего, по русскому народу как народу государствообразующему. Около тридцати миллионов его сынов и дочерей в одночасье оказались на правах национального меньшинства. А на практике нередко это означало, что их судьба была сродни судьбе заложников, брошенных и забытых матерью-Родиной на поругание и постепенное физическое вымирание. В народнопсихологическом измерении этот процесс нанёс русскому народу, ставшему самым разделённым народом современного мира, жесточайшую ментальную историческую травму. Она отразилась и продолжает отражаться до сих пор в сознании других славянских народов, воспринимающих всё произошедшее с народом русским с чувствами, которые условно можно распределить по шкале от сострадания до откровенного злорадства. Произошедшее нанесло серьёзный ущерб накопленной за прошедшие века героической истории нашего народа той магнетической силе, которая скрепляла могучее государство, народы в нём обитавшие и притягательно действовавшей на единение славянских народов. С ослаблением этого магнетизма изменился и вектор геополитической гравитации в сторону от России. Всё это позволило силам глобального антиславянства настроить другие славянские страны против России и русских с тенденцией к их всё большему удалению друг от друга. Это явление стало одним из составляющих «крестового похода коллективного Запада против славянства и Православия», проводимого с конца прошлого века. Приходится признать, что с началом СВО и широчайшей по масштабам кампании русофобии как составной части гибридной войны против нашего государства возникли непреодолимые на данном историческом этапе препятствия для славянского единения. В связи с изощрёнными усилиями евроатлантистов разорвать единство славянского мира и такими организованными провокациями, как попытками разрушить в Болгарии советские памятники, в российском публичном пространстве появляются оскорбительные эпитеты по поводу болгарской нации. Увы, иногда даже от весьма уважаемых людей. Мне довелось многие годы работать в Болгарии в советских и российских дипломатических учреждениях. По роду службы я имел незабываемые многочисленные встречи с болгарами разных возрастов и социальных групп. Самым примечательным во время этих встреч были дружеские чувства болгарского народа к России и русскому народу, уважение к русской культуре, бережное отношение к бесчисленным памятникам русским воинам, погибшим за освобождение Болгарии. Но закономерно возникает вопрос, разве не надо обращать внимание на происходящее, на потоки информационной лжи и грязи, которые выливают на нашу страну многие болгарские средства массовой информации? От некоторых своих коллег я слышал и такие фразы: «Болгары всегда предавали Россию! Они в двух мировых войнах были на стороне её врагов! И сейчас они в НАТО, которая нам отнюдь не друг!» Это же повторяют и многие блогеры. На первый взгляд, они вроде бы правы. На эти слова я обычно отвечаю словами Достоевского: - Не болгары предавали Россию, а её правители и некоторые слои болгарской интеллигенции. А в сегодняшней Болгарии, также, как и в России, есть свои гайдары, свои чубайсы, свои березовские. Вот они и есть истинные предатели и России, и Болгарии, и своего народа. А настоящие болгарские патриоты никогда не предавали Россию. Они защищали её, как могли. На полях Отечественной войны оставили свои жизни Лилия Карастоянова, Огнян Найденов-Железов и многие другие интернационалисты. Памятник Огняну на месте его гибели видит сегодня каждый, кто проезжает по Киевскому шоссе вблизи Наро-Фоминска. На нём выбиты слова болгарского поэта Христо Ботева: «Кто погиб за свободу, тот не умер». Этот памятник установлен не только Огняну, но и всем защитникам Москвы. А в Тамбовском высшем военном училище некоторое время назад был открыт памятный знак и аллея имени Героя Болгарии, Героя Советского Союза, советского военного лётчика болгарина Захари Захариева. Звания Героя Советского Союза был удостоен военный разведчик – болгарский генерал Владимир Заимов. Более тридцати тысяч болгар, сражавшихся плечом к плечу с бойцами Красной Армии, пали за освобождение Венгрии и Австрии. Поэтому далеко не случайно, что генерал Владимир Стойчев, командовавший Первой болгарской армией, прошёл 24 июня 1945 года по Красной площади на Параде победы в колонне 3-го Украинского фронта. Разрушение СССР привело к трагедиям миллионов людей в бывшей второй державе мира и в её союзниках – социалистических странах. Последовавшие за этим политические перемены привели к слому отлаженного за десятилетия механизма экономического, научно-технического и культурного сотрудничества между Советским Союзом, Болгарией и другими славянскими странами. Новые политико-идеологические ориентиры привели к другой крайности — почти полному сокращению контактов между людьми и к деградации взаимосвязей в духовной сфере между нашими народами. Активно поработали на этом поле средства массовой информации. Электронные и печатные издания обрушили на население потоки лжи и небылиц, замешанных на злобе и демонизации прошлого, как будто вчера совсем не светило солнце, а была одна непроглядная ночь. Немало помогли этому и наши доморощенные геростраты, чьи наиболее одиозные вымыслы тут же перепечатывала болгарская пресса. У иных журналистов чуть ли не за доблесть считается сегодня, как можно позабористей, пооскорбительнее выдать пассаж в адрес «большого брата». С этой целью перечёркивается вся послевоенная история Болгарии. В ход идёт лживый набор примитивных тезисов об установлении «преступного коммунистического режима 5 сентября 1944 года с помощью Красной Армии и зверской расправы с представителями интеллигенции, церковью и местной властью». Попытки антинародной царской власти – союзницы Гитлера, оказавшейся перед фактом свержения, спастись за считанные дни, если не часы, до вступления частей Красной Армии на территорию Болгарии объявлением войны Германии выдаются за доблесть и за оправдание фашистского режима. Социалистический период, когда Болгария из самой отсталой страны в Европе, с примитивным сельским хозяйством и почти полным отсутствием промышленного производства, превратилась в высокоразвитую державу с высоким международным авторитетом, намеренно демонизируется. С этой целью в сознание людей активно внедряется мысль о том, что весь послевоенный период был периодом «чёрных страниц в истории страны, десятилетиями политически мотивированных репрессий, убийств, экзекуций, истязаний, создания концентрационных лагерей, рабского труда, насилия над свободой совести». Короче, весь «джентельменский набор» современных либероидов, с той же страстью обличающих советское прошлое нашей страны. Для оправдания своей политики демонизации периода народной власти в истории Болгарии реваншистские силы провели в 2000 году через Народное собрание закон, объявивший «коммунистический режим в Болгарии преступным». Все медийные средства, оплачиваемые заокеанскими спонсорами, тут же дружно подхватили всю эту комбинацию злобных нелепостей, разукрашивая их по мере своей буйной, но нездоровой, фантазии, заражённой садомазохистским отношением к собственной истории. Всё это в общественно-психологическом плане представляет собой реализацию того явления, которое мы условно определили формулой 4 Д. Но теперь уже на болгарской почве. Вспоминается в этой связи повесть Владимира Тендрякова «Люди и нелюди», в которой он с помощью художественных образов раскрыл, как отдельный человек подчиняется страстям толпы. «Пророки и поэты, педагоги и философы, - писал он, - тысячелетиями на разные голоса обращались к отдельно взятому человеку: совершенствуйся сам, внутри себя! Люби ближнего своего, не убий, не лжесвидетельствуй!.. Я бы рад самоусовершенствоваться — любить, не убивать, не лгать, — но стоит мне попасть в общественное устройство, раздираемое непримиримым антагонизмом, как приходится люто ненавидеть, война — и я становлюсь убийцей, государственная система выдвигает диктатора, он сажает и казнит, заставляет раболепствовать, я вижу это и молчу, а то даже славлю — отец и учитель, гений человечества! В том и другом случае лгу и не могу поступить иначе. Благие призывы моралистов ко мне: совершенствуйся! Они давно доказали свое бессилие. Толпа … стала той благоприятной средой, где страшный процесс трансформации человека в садиста мог дозреть до конца». Такое впечатление, как будто автор этих строк охарактеризовал процессы, приведшие людей к киевскому майдану. Давно замечено, когда не хватает культуры, художественного вкуса, когда ничтожная посредственность вдруг получает возможность публичного выражения, то оборачивается это вульгарностью и руганью. Волна эта и в Болгарии нарастала с каждым годом, и те силы, которые управляли этими процессами, кому удалось разрушить материальные связи между нашими странами, решили разрушить связи духовные. В качестве объекта была выбрана историческая память народа. Великий Ч. Айтматов в своём романе «Плаха» со всей силой своего художественного таланта убедительно показал, что манкуртами — людьми, у которых отсутствует историческая память, - легче управлять. Негативная энергия маргинальной части болгарского общества была направлена на советские памятники. Вокруг них развернулась общественная дискуссия, подогреваемая всевозможными спекуляциями. Чтобы опорочить социалистический строй в глазах населения, в общественный дискурс была вброшена провокационная идея о тоталитаризме, который якобы изначально присущ социализму. Вполне закономерно возникает вопрос: чем вызвана вся эта преднамеренная ложь? Чем болгарским реваншистам не угодили памятники социалистического периода? Почему они их так карёжат, вызывая агрессивные психопатические судороги? А дело всё в том, что эти памятники болгарский народ установил победителям германского, а значит и болгарского фашизма. В боях против немецкого и болгарского фашизма, как отмечено выше, более тридцати тысяч сыновей болгарского народа отдали свои жизни. Потомки болгарских фашистов, добравшись до власти после развала Советского Союза и мировой социалистической системы, пытаются взять реванш. За последние десятилетия под их управлением когда-то процветающая страна превратилась в самую бедную страну Европы. Не убывает, а с каждым годом нарастает поток эмигрантов из Болгарии. И в большинстве своём эта – молодёжь. И эти провальные процессы надо же как-то и чем-то заретушировать. В силу того, что ведущаяся в течение последних тридцати пяти лет политическая борьба привела к сильной раздробленности всего политического пространства Болгарии, острота общественного напряжения не просто сохраняется, она с каждым годом нарастает. Кому-то, вероятно, это выгодно. Выгодно держать в напряжении и противостоянии различные социальные группы, т.к. при отсутствии консолидации в обществе и имеющемся значительном социальном расслоении легче всего возбудить настроения протеста одной группы населения против другой. Для поддержания такого состояния в обществе определённые политические силы не упускают случая, чтобы атаковать позитивные моменты прошлого даже тогда, когда делается это в ущерб своим собственным интересам. Обслуживающие эти силы медийные органы не брезгуют ни подтасовкой фактов, ни откровенной ложью. В наше время, когда занижены нравственные критерии и произошло падение профессионального уровня немалой части служителей журналистской музы, на страницах болгарских печатных изданий регулярно появляются перепечатанные из информационных органов других стран материалы с антироссийской направленностью. Эту палитру дополняют произведения доморощенных авторов. Давно замечено, что всякий раз, когда ведущие мировые агентства, словно по команде, начинают поднимать очередную антироссийскую кампанию по тому или иному поводу (а высокая динамика сегодняшнего политического процесса в мире таких поводов даёт множество, особенно после начала Специальной военной операции (СВО) на Украине), её тут же подхватывают определённые болгарские СМИ. При этом всё настолько очевидно, что даже не имеет смысла уточнять, кому эти СМИ принадлежат, или иными словами: кто заказывает музыку? С античных времён известен принцип: «разделяй и властвуй». А в нынешних условиях только слепой не видит и глухой не слышит, что разделять страны и политические силы внутри этих стран сегодня выгодно «глобальному гегемону». Такая атмосфера, конечно же, не является благоприятным фоном для духовного общения славянских народов. По моим многолетним наблюдениям, общественная атмосфера в Болгарии, а также в целом на Балканах пропитана состоянием, напоминающим «войну всех против всех». Условно этот синдром можно определить понятием «Балканская мизантропия». В чём причина такого явления? Мне представляется, что его исторические корни зиждятся в тех линиях противостояния в балканском регионе, которые были следствием многовековой политики Османской империи «разделяй и властвуй». Турецкое владычество оставило между всеми народами Балкан много невралгических узлов, что стало результатом расселения на оккупированных территориях противоположных по своим верованиям, обычаям, традициям и взглядам этнических и конфессиональных групп населения. Так легче было управлять огромной разноплеменной и разноязыкой империей. Свою лепту в разжигание национальных антагонизмов внесли католичество и Габсбургская империя. Политика обеих империй породила своеобразный «дремлющий вирус» национальной и религиозной розни, который под воздействием различных внешних и внутренних факторов порой начинает оживать. Чудовищная разрушительная сила этого «вируса» время от времени питается кровавыми жертвами славянских народов, заражая им новые и новые поколения. В последние десятилетия «глобальный гегемон» попил немало крови жертв этого «вируса», ещё более обострив региональные противоречия. И конца этому пока не видно. Чтобы отвлечь общественность от своих провалов во всех сферах жизни современной Болгарии, потомки болгарских фашистов периодически организуют кампании борьбы с памятниками. В одном из своих интервью известный болгарский историк Нина Дюлгерова отметила, что обращает на себя внимание время организации вандальской кампании против русских и советских памятников 10 января 2024 года. Этим проатлантические силы пытались отвлечь болгарское население от 80-летней годовщины варварской бомбардировки американскими и английскими самолётами Софии в 1944 году, приведшей к тысячным жертвам мирного населения и разрушению центра столицы. В регионально-политическом аспекте напрашивается вывод о том, что удалось-таки глобальным гегемонистским силам добиться этого синдрома «Балканской мизантропии» как реального воплощения их вековечной политики «разделяй и властвуй». В нынешних условиях с учётом отмеченных выше процессов можно выразить политику современного евроатлантизма зловещей триадой: «разделяй, разлагай и властвуй». Однако срабатывают силы внутреннего напряжения духовных ипостасей славянских народов, что и обеспечивает сопротивительный потенциал тем факторам, которые их разобщают. Оценивая объективно текущие события, можно утверждать, что потребуются годы и годы, чтобы совместными согласованными и организованными усилиями творческих сил мирового славянства развернуть процесс деструктивного, разрушительного для каждого славянского народа развития в пользу сохранения мирового славянства как уникального явления мировой цивилизации, объединённого близостью истории, языка, обычаев, культуры, ментальных особенностей и глубоко гуманного миропонимания. В последовательном и твердом отстаивании славянской духовности заключена всемирно-историческая миссия России, её основная вселенская идея. Как раз этого больше всего боятся наши западные недруги и доморощенные либеральные оппоненты, отрицающие возможность альтернативы духовно-нравственному релятивизму. Объединение всех частей славянского мира вокруг гуманистических ценностей, исторически унаследованных ими от предшествующих поколений, - наша важнейшая политическая, культурологическая и морально-нравственная задача на современном этапе. Это также и магистральный путь гармонизации диалога мировых цивилизаций. __________________________ 1 Зайцев Б.К. Река времён. От Афона до Оптиной Пустыни. М. 2007. с. 201 2 Этот монастырь находится в окрестностях города Охрида на территории нынешней Республики Северная Македония. 3 Тихомиров Лев Александрович (1852-1923) — русский мыслитель, философ, правовед, общественный деятель, примыкавший к террористической партии «Народная воля», но в 1888 г. отрекшийся от революционных убеждений. В своих теоретических работах, ещё не получивших достойного обобщённого анализа, убедительно показал и катастрофичность русской истории, и её удивительную противоречивость. Анатолий Щелкунов - дипломат, писатель, член Союза писателей России, кандидат философских наук, почётный гражданин города Варны (Болгария), лауреат Национальной премии «Лучшие книги, издательства, проекты – 2023 г.» |
|||||
Наш канал
|
|||||
|
|||||
Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-" |
|||||
|
|||||