13.12.2014 г. ЖЕЛЕЗНЫЙ РУССКИЙ ПУТЬПродолжаются споры вокруг нынешнего Послания президента Федеральному собранию. Апологеты В.В. Путина считают, что его речь не только не оставила для западников никаких надежд на либеральный реванш, но и наметила пути «прорыва» в развитии отечественной экономики, науки, культуры и вообще нашего «русского дела». Мне же, стреляному воробью, более правыми представляются те трезвомыслящие аналитики, которые выразили (в том числе и на сайте «Росписателя») своё разочарование в Послании, по сути, благословившем продолжение того экономического курса, что задаётся «спецами» из ВШЭ, из «гнезда Ясина», и ведёт страну прямёхонько в тупик. Всё рынок, всё бизнес да ссудный процент… В Послании нет и намёка на мобилизационную экономику, единственно спасительную в нынешних условиях, на традиционные национальные формы организации труда и производства, не однажды выручавшие нас в ходе отечественной истории. Не только советской. Мне, к примеру, вспомнился опыт поистине «прорывного» сооружения Великой Сибирской железной дороги на рубеже ХIХ-ХХ веков, весьма поучительный на все времена. Когда в не столь давние дни отмечалось 100-летие Транссиба (а группа писателей-патриотов во главе В.Н.Ганичевым даже совершила своеобразный «агитпробег» сквозь страну по исторической «чугунке»), я среди публикаций о славном юбилее невольно выделил обстоятельную статью Валентина Распутина в благословенном «Гудке». Его слово всегда звучит по-особому весомо, значительно, и предмет разговора зачастую обретает метафорический смысл. В данном случае сама железнодорожная магистраль на Восток в его размышлениях становилась метафорой «русского проекта», российского пути. Транссиб ведь действительно нечто большее, чем просто длинная железная дорога. И мы, потомственные сибиряки, это ощущали и ощущаем всеми фибрами души, как говорится. Не только судьба нашей «разбуженной» земли, но и судьбы каждого из нас так или иначе связаны с этим великим сибирским путём, доставшимся в наследство. Правда, лично мои предки-старообрядцы по отцовской линии когда-то пришли в Сибирь пешим ходом, в «железах», но мать ребенком в начале прошлого века родители-переселенцы привезли из-под Нижнего Новгорода уже по «чугунке». Позднее по ней же она ездила в город Ачинск к отцу, который проходил там боевые ученья перед отправкой на фронт. На обратном пути мать накупила ярких деревянных ложек для наших детских яслей. Одной из тех ложек я тоже черпал колхозную кашу, благодаря чему выжил вместе с другими ребятишками в пору военного «голодомора». Наверное, не случайно я с детства мечтал увидеть железную дорогу. Эту мечту непросто было осуществить. Ближайшая станция Абакан находилась от нашего каратузского села Таскина в сотне вёрст. Но мне помог случай: 14-летним пацаном я напросился в грузчики к дяде Васе Шелехову, шоферу фронтовой еще закалки, который вез зерно на абаканский элеватор. Мощь паровозов, стальные пути потрясли меня. В ожидании обратного «груза» – солдат, мобилизованных на уборку, я лежал на мешковине в кузове «уралзиса» и под тугие паровозные гудки представлял с удивлением, как рельсы бегут, соединяясь в Ачинске с Транссибом, до самой Москвы, а там и – до Ленинграда, Киева и «далее везде». Через несколько лет я этими путями проехал уже не мысленно, а наяву. Сперва через Ачинск на восток – в Красноярск, в пединститут. А потом и на запад – в столицу нашей Родины и «далее везде». Можно сказать, Транссиб меня «вывел в люди». Но не меньшим потрясением, чем первое свидание с ним, стало для меня, студента-историка, «открытие», что основные 7 тысяч вёрст его были проложены всего за 7 лет, притом – 70-ю русскими артелями. Эти три «великолепные семёрки» запали в мою душу навсегда. Как и слово «артель», уже знакомое мне по нашему колхозу, тогда – сельхозартели имени Кирова. Позже я узнал о мощном кооперативном движении в России накануне революции. И мне стали понятны искания замечательными экономистами Чаяновым, Кондратьевым путей для Советской России именно на «рельсах» кооперации, то есть русской артельности. Жаль, их учения были отринуты. Но все ж неслучайно, видимо, затем грянула коллективизация (артелизация) сельского хозяйства, проведенная, правда, «через колено»… Однако при всех издержках этого опыта мне и поныне представляется, что магистральный русский путь лежит все-таки не в рыночном индивидуализме, не в атомизации «гражданского общества», а именно в артельности, соборности, искони присущих русскому характеру, по нынешнему – менталитету. Какие потенциальные силы и возможности кроются в них, блестяще показала когда-то артельная стройка Транссиба. В том числе и нашей Красноярской дороги. Поистине – «стройка века», притом не только своего. Мы весь свой век по сути прожили под знаком артельности. Да и теперь, когда правящие нами радикалы-рыночники всячески стараются приглушить её проявления даже в таких мягких формах как народное предприятие или закрытое акционерное общество, она подаёт свой властный голос. Положим, в моём родном селе Таскине, где в 90-е крепкий колхоз был порушен и разогнан, ныне сами жители снова организовали свой сельхозкооператив, по существу сельхозартель, и зажили увереннее («гуртом даже батьку бить легче!»), А, к примеру, в Иркутской области успешно действует народное предприятие – мощный Усольский свинокомплекс, блестящий пример эффективности коллективной собственности и артельной организации труда. Именно за такими образцами видится мне настоящий «прорыв» в нашем развитии. Но пока «сверху» всё слышится: рынок, бизнес, наёмный труд, ссудный процент да «священная» частная собственность… Уши бы заткнул! Красноярск |