Цена письменного слова

Книга – главный хранитель

и носитель тысячелетней

национальной культуры России.

«Хартия деловой этики. Российский книжный Союз».

В начале было слово…

Это словосочетание в наше время используется иногда и к месту, но куда чаще лишь для того, чтобы лишний раз образованность свою показать. Не так давно, в разговоре с одним весьма начитанным представителем местной литературной богемы, мне пришлось услышать: «Так ведь, как говорится, в начале было слово!». Я спросил: «А что – дальше-то?». «Дальше …?», - удивлённо посмотрел он на меня, - «Дальше было… Было то, что есть!», - высокомерно произнёс он, и с гордо поднятой головой, под одобрительный шёпоток «богемной челяди», удалился, как я понял, в поисках более покладистого собеседника. Отвечать на заданный вопрос – это значит нести ответственность за сказанное тобой слово. В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог…

Слово не только возвеличено, но и обожествлено. Разве это непонятно? Неужели об этом нам с вами не рассказывали родители, учителя в школе, преподаватели в институте.

Всё сущее в этом мире сотворено Словом, через Слово: «Да будет твердь земная и твердь небесная! Да будет свет и будет тьма…»

Но и это ещё не всё. Далее сказано, что в нём, в Слове, была жизнь и был свет человеков. И свет этот во тьме светит и тьма не объяла его…

Я думаю, уважаемый читатель, тебе не надо пояснять, что речь, на самом деле, идёт не о дневном обычном свете, а о свете духовном.

О том или ином народе на нашей планете Земля, прежде всего, судят по его духовному вкладу в общечеловеческую культуру. Мы, русские, высказали себя в этом мире через литературу, через слово, но не через слово вообще, а через слово письменное. Об этом необходимо, в первую очередь, помнить нам; поэтам и писателям нынешней России. Не уронить чести и достоинства великого наследия письменного слова А. Пушкина, Ю. Лермонтова, Л. Толстого, Ф. Достоевского, А. Блока, И. Тургенева, М. Шолохова, М. Горького…

Литература калининградского края. Где её истоки?

Солдаты, матросы, офицеры армии и флота – участники Восточно-прусской операции: Е. Воробьёв, О. Смирнов, В. Карпов, Е. Зиборов, Ю. Иванов…, их рассказы, стихи, очерки, повести положили начало созданию нашей с вами литературной истории. Правдивое письменное слово о войне, о трудном послевоенном времени, о первых переселенцах, приехавших в нашу область, подарили нам: И. Жернаков, Я. Зарахович, В. Зуев, А. Соболев, С. Снегов, М. Родионова, О. Павловский, В. Зорин, В. Остен, А. Киселёв…

15 мая 1960 года состоялось знаменательное в литературной жизни Калининградской области событие. В этот день постановлением Правления Союза писателей РСФСР в нашей области было создано отделение писательской организации. По существующему положению того времени профессиональная писательская организация могла быть создана при наличии не менее четырёх членов Союза писателей СССР. Такими писателями, собравшимися на самое первое в истории областного творческого союза писательское собрание, были прозаики С. Снегов, П. Воробьёв, Я. Зарахович и поэт И. Жернаков. Третьего декабря 1960 года организация была зарегистрирована в Москве. Первым председателем организации стал Константин Бадигин.

Десятого декабря 1967 года Калининградское отделение Союза писателей было переименовано в писательскую организацию на основании Устава Союза писателей СССР.

В. Долгих, Н. Зверева, Е. Зиборов, В. Зорин, В. Зуев, Ю. Иванов, Ю. Куранов, С. Симкин, А. Соболев, Е. Цейтлин, А. Старцев, В. Черносвитов, А. Лунин, В. Сысоев… - золотой фонд калининградской писательской организации. Героические страницы нашей Родины, сложные проблемы семьи, краеведение, пушкиноведение, социальные и исторические романы, лирическая поэзия, сказки, былины, басни, публицистика, литературоведческие исследования, фантастика – наше с вами литературное наследие. Как же мы с тобой, дорогой читатель, распорядились этим нашим бесценным наследием?

Книги каких авторов стоят у нас на почётных местах в домашних библиотеках? О ком из авторов мы, «попросту забыли» по причине их сегодняшнего несоответствия политическому духу времени?

Увы?! Сколько же раз нам с вами придётся повторить эти слова: «Что имеем - не храним, а потерявши горько плачем».

Перестройка. Даже В. Даль, наверное, не смог бы себе представить какую роль в жизни русского человека сыграет это, казалось бы, вполне обычное слово. С перестройкой пришло то самое «завтра», о котором «предупреждали» нас политологи запада. Распад СССР положил начало времени «перевёртышей». Определённая часть продвинутого населения нашей страны вдруг, неожиданно, обнаружила в себе доселе скрытые демократические способности. «Ветер перестройки» странным образом «освежил» их память. Они вдруг вспомнили всё…

Трудное безрадостное детство. Насильственный приём в октябрята и пионеры. Ежегодные месячные изоляции в летних пионерских лагерях (то ли дело скауты…) и обязательное разучивание у костра по вечерам советских песен тоталитарного содержания. А ещё вынужденное, ни в коем случае по идейным соображениям, вступление в ВЛКСМ, ну и, конечно же, КПСС. Попутно получая высшее образование, а кто успел, то и два - эти люди было готовы на всё ради собственного блага.

Конечно, выжить в такое время им было очень трудно, но они выстояли в этих сложных условиях и победили. Заверяя друг друга, а так же старших опытных демократов на Западе в своей верности идеям демократии и пылкой ненависти проклятому тоталитарному прошлому (правда, хочу заметить, что некоторые ну очень сильно демократичные, слово ненависть тактично заменяли на слово обида), новоявленные демократы с гордо поднятой головой шагнули… нет, не в бессмертие, а во власть. Поверьте, я не сужу этих «смелых» людей, которые, ради демократической идеи, готовы посвятить всю свою жизнь без остатка служению своему народу. Так и хочется сказать им: «Демократы вперёд! Демократы вперёд!»

Перестройка не прошла мимо нашей литературы. Отдельные «великие» писатели не смогли сдержаться от соблазна «прорубить» очередное окно в Европу и громко заявили из него об истинной демократии в России. После распада СССР прекращает своё существование писательская организация страны – Союз писателей СССР.

Все свои права и полномочия, прекратившая свою историю организация, передаёт Союзу писателей России.

Но процесс пошёл… Крылатая фраза М. Горбачёва легла на крыло новоявленным демократам от литературы.

В 1991 году в Союзе писателей России произошёл раскол. Около 20 процентов его членов, состоящих в неформальных писательских объединениях «Писатели в поддержку перестройки (Апрель)» и «Мемориал» вышли из состава Союза писателей России и образовали свой собственный Союз российских писателей «демократического» направления. Процесс дезинтеграции незамедлительно перешёл на региональные уровни.

Калининградской писательской организацией с 1990 года руководил прозаик О. Б. Глушкин. Что послужило причиной выхода данной организации из состава Союза писателей России во вновь созданный демократический Союз российских писателей? Убеждения? Судить не буду. Но, как говорится…

Год спустя, не разделяющий идей «калининградских демократов» прозаик А. М. Старцев, официально заявил о своём намерении выйти из Калининградского отделения Союза российских писателей (Региональная общественная организация писателей Калининградской области) и восстановиться в Союзе писателей России. К А. Старцеву присоединились В. Зуев, Е. Зиборов, В. Сысоев, Т. Тетенькина.

Таким образом, после распада Союза писателей СССР, в Калининградской области образовалось две общественных профессиональных писательских организации, основанных на членстве и объединяющих писателей региона на основе общности интересов и достижения цели, указанных в их Уставах.

Калининградское региональное отделение общероссийской общественной организации «Союз писателей России» (Балтийская писательская организация) и Калининградское отделение Союза российских писателей (Региональная общественная организация писателей Калининградской области).

Позже была создана Калининградская региональная общественная организация «Союз свободных писателей»

Такова наша с вами литературная история. Зачем я вам её рассказывал? А вот зачем. Чтобы вы, мой уважаемый читатель, в преддверии, так называемого, юбилея калининградской писательской организации знали о нас писателях: кто мы? Откуда? О чём пишем…

Сегодня в Калининграде и области пишут многие – самоучки и профессионалы. Отдельно можно выделить графоманов – это люди, страдающие чесоткой клавиатуры. Создав свой причудливый язык «без божества, без вдохновения», они предъявляют свои, плохо приготовленные, «литературные макароны» и вешают их читателю на уши. Ну, а как же им иначе «пропиариться», то есть отличиться, выделиться, наскандалить, оскорбить, обхамить мораль, слегка «понацболить». Любой пиар в радость. Такой стиль поведения в литературе проверен временем. Превращение «жизненного акта» в событие культуры не так давно произошло и у нас в Калининграде.

В 2006 году, в рамках издательской программы Правительства Калининградской области, был издан сборник произведений молодых писателей, с оглавлением - «Дети бездомных ночей» (редакторы-составители И. Белов и С. Михайлов). Издательство «И. П. Мишуткина», тираж 1000 экземпляров. Напечатан сборник в Литовской республике в типографии «Стандирту спаустуве» для широкого круга читателей и распространения в областной библиотечной системе.

Редакторы-составители позиционировали это издание, как жёсткое: «В ней размышления обо всех сторонах жизни: от шока до ценностей проверенных временем. Соглашусь, что шок на страницах этой книги присутствует в изрядном количестве, а вот те самые «ценности, проверенные временем», почему-то явно входят в противоречие со статьями Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах», Уголовного кодекса РФ «Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижения человеческого достоинства», Закона Калининградской области « О защите русского языка на территории Калининградской области», а также целевой программы Калининградской области « Развитие культуры Калининградской области» на 2007-2013 годы.

«А вас лично, что в этой книге не устраивает?», - спросят меня, особо продвинутые, читатели. - «Ну, написали ребята книжку, ну выпустили её небольшим тиражом. Кто имеет желание - читает, а кто нет - не читает. У нас свобода…»

Отвечаю: «Анти-реализм в культуре и литературе часто заменяет эмоциональное, интеллектуальное и художественное воздействие – шоком.

Современная радикальная литература, а данная книга относиться к ней, совершает насилие над читателем .

Авторы произведений (проза), вошедшие в эту книгу, (я намеренно не называю их фамилий, достаточно им пиара) беззастенчиво смакуют интимные подробности жизни, вульгарно матерятся по поводу и без повода устами своих героев, осмеивают семейные ценности, предлагают взамен Эйфорию! Счастье от всех бед человеческих в виде безобидной таблетки или сигаретки с наркотической начинкой », тем самым они посягают на психику читателя. Ненависть и вражда, унижение одной нации перед другой – это мы уже знаем, чем может закончиться.

Странно?! Как всего этого не заметили редакторы – составители книги, многоуважаемые и беспристрастные члены комиссии по грантам, работники издательства, ответственные чиновники Министерства культуры нашей области. Ну, неужели! Нет, я не могу даже об этом подумать, что все они не прочитали ни строчки из этой книги, а поверили на слово, что книга хорошая и нужная. Прямо таки заколдованный литературный круг. Все молчат. А говорить об этом необходимо, чтобы в очередной раз ложка дёгтя не попала в бочку с мёдом. Благо, совсем недавно, они чуть не наступили на «литературные грабли» (роман Ю. Балабанова).

Уважаю я Е. Марчели, доведя спектакль «Дачники» до полнейшего абсурда, где, как говорится, про автора А. Пешкова можно уже и забыть после первого акта, он всё- таки прислушался к общественному мнению и, оценив сложившуюся правовую ситуацию вокруг своего «детища», внёс соответствующую дополнительную информацию. Теперь на театральной афише, как в былые годы на киноафишах советских кинотеатров, можно прочесть (не рекомендуется для просмотра детям до 16 лет). Паспорт у ребёнка на входе в театр вряд ли спросят, а вот проблемы перед законом нет. Другое дело литература. Это тебе не пачка сигарет «Минздрав предупреждает».

В интернете, редакторам-составителям «Детей бездомных ночей», одна очень начитанная девушка Аня даже предложила обратиться в Конституционный суд РФ.

«А вдруг добрые дяди судьи возьмут и отменят существующие д….. региональное законодательство «О защите русского языка на территории Калининградской области» Уважаемая девушка Аня, есть такой закон у нас в Калининградской области и номер у него №217 от 18 января 2008 года. Жаль, работает этот закон не в полную силу, но я думаю, что это дело поправимое. А пока подобная «культурная продукция» в России встречается и довольно часто. Лишённая духовной основы, идейного содержания, она выполняет задачу по переводу народа в скотское состояние, приучает к аморальным нормам. А за бездуховность рано или поздно всегда приходиться расплачиваться. Только авторы, написавшие «кризис человеческой культуры», остаются, как всегда, в стороне, прикрывшись словами «писателя обидеть может каждый». Ловко устроились. Они знают цену печатному слову, только цена у них другая, и всегда в эквиваленте времени.

Ради бога! Если кто-то принял мои слова в свой адрес и близко к сердцу, успокойтесь, я ещё не всё сказал.

Наш президент Дмитрий Анатольевич Медведев, неоднократно повторяет для нас с вами: «Закон есть закон. Закон обязателен для всех», - и я с нашим президентом солидарен. Нарушать закон нельзя. Я надеюсь, что с мнением президента согласны редакторы-составители книги и все читатели. Или есть другое мнение…

Да! Дети, как дети. Жаль только, когда при живых родителях, учителях, «умных, добрых и заботливых» дядях и тётях, ответственных за счастливое детство, наши дети становятся «бездомными». А в таком случае, спрос должен быть строгим с тех, кто это допустил.

Виталий ШЕВЦОВ,
председатель правления Калининградского регионального
отделения общероссийской общественной организации
«Союз писателей России» (Балтийская писательская организация),
секретарь правления Союза писателей России.

Вернуться на главную