ПАМЯТИ ИВАНА ШУЛЬПИНА
Это большая утрата для всех нас – Иван Васильевич был художником совестливым, он трепетно относился к писательскому ремеслу, отличался редкой самокритичностью. Не разбрасываясь словами, не принимая конвейерной скорописи, Иван Васильевич подолгу вынашивал свои книги, но и говорил в них – спрессовано, густо, о многом. Каждая его вещь становилась событием – от пронзительно-грустной и в то же время светлейшей повести «Прощание с Багусями» до подборки стихов или рассказов в «Москве», «Молодой гвардии», «Российском писателе», «Волге». Не раз становясь лауреатом литературных премий (им. М. Алексеева, например), долгое время возглавляя Саратовское отделение Союза писателей, Иван Шульпин относился к своему творчеству с той критической принципиальностью, которой так не хватает многим из пишущих ныне. И был предельно скромен. И эта суровая требовательность, когда автор знает, как надо, и стремится взять высоко поднятую планку, месяц за месяцем, год за годом ведя внутренний диалог со своей совестью, с теми, родными людьми, кого вспоминает сердце, с прошлым, без которого нет дня сегодняшнего и завтрашнего, так вот, эта беспощадность к себе не позволила, конечно же, написать Шульпину больше. Да и подорвала, я думаю, его физические силы. Но разве дело в количестве написанного? Разве обязательно нужны десятки томов и сотни публикаций – где попало? Иван Шульпин, как раз, представлял уникальное в литературном сообществе явление, когда автор не гонится за масштабом и количеством страниц, а вдумчиво, почти бесшумно, с чувством истинного врождённого такта движется к неожиданной мысли, к прозрению, а порой – к мудрому молчанию. Как интересно было где-нибудь в последнем ряду чужих юбилейных торжеств тихонечко беседовать с Шульпиным, уму-разуму учиться у него – человека блестяще образованного, энциклопедически просвещённого, светлого в слове. И никогда – ни о ком из писателей былого или настоящего, вообще ни о ком – не сказал Иван Васильевич грубо, вульгарно, мелочно-мстительно за глаза. Никогда! А ещё рядом с Иваном Васильевичем хорошо было просто неторопливо молчать. И иногда обмениваться взглядами. Он многое умел говорить взглядом, ну или едва уловимой улыбкой. И повторю – не злой, не саркастичной, а мудрой, доброй. С годами слово Ивана Шульпина – изустное ли, печатное – становилось мудрее. Мне кажется – я могу тут ошибаться, конечно, – но мне представляется, что Иван Шульпин задумывал и создавал какую-то новую книгу, подходил к какому-то новому открытию. О чём рассказывал Иван Васильевич в своих книгах? О вишнёвом клее – не было слаще яства! – послевоенного детства, о ветке таволги, которая может спасти жизнь человеку, о родной улице, о герани на окошке, о родстве и родителях, о достоинстве человека, о любви человеческой и об ответственности человеческого сердца за всё, что происходит на свете. О праве на неподцензурность. О праве на человечность. О праве на память. …Вспомнилось мне сейчас почему-то. Примерно в такой же зимний день, как теперь, Иван Шульпин, Виктор Сафронов, Владимир Пырков, мой отец, ну и я, среди них мальчишка, пришли в минкульт, Шульпин хлопотал, чтобы книжку мою издали, кажется. Мне тоже надо было что-то сказать же, и я выпалил – вот рукопись, итог долгих лет. Все просто чуть со смеху не покатились. А Иван Васильевич сдержался, серьёзно так говорит: «Ну, Вань, если двадцать тебе есть, то и правда – итог. Тебе двадцать-то есть?» Не было. И было это, значит, давно-давно. Так давно, что кажется – не было и вовсе. А всё-таки было. Потому что помощь не забывается, а Иван Шульпин многим авторам старался помочь, подставить плечо, поддержать. И вот мы идём по такому же снежному, как теперь, городу, и вечер морозно-тихий, и Иван Васильевич смеётся – теперь уже можно – и говорит, что назавтра нужно бы собраться на рыбалку на зимнюю, а потом спохватывается – рассказ не дописал ещё. «Вот допишу, тогда…» А вот ещё эпизод. В Саратовском Союзе писателей, в стареньком любимом нашем доме на Советской, имелся совершенно замечательный артефакт – какой-то волшебный просто сейф. (В углу, за сейфом этим, держал обычно поэт Исай Тобольский связку бамбуковых удилищ). Но мы с вами про сейф. Не сейф – портал в иное измерение. Сейф этот знавал ещё Деда – Григория Коновалова, и помнил Бориса Васильевича Дедюхина. И того самого Исая Тобольского. И Владимира Бойко. Да много кого из замечательных саратовских писателей былого. Сейф вобрал их критическую строгость, ауру их таланта – и потому, возможно, сам был чуть-чуть писателем и критиком. Ну вот. И было предание такое – если в сейф положить дрянную рукопись, графоманство там всякое и прочее, то рукопись исчезнет. Просто растворится. Не пройдёт, так сказать, испытание сейфом. Никто её никогда и нигде не найдёт больше. Ну и вспоминаю сейчас: перед новым Годом, зимой восемьдесят какого-то, приходит в Союз самоуверенный такой мужчина, вынимает напечатанные на глянцево-белой (тогда редкость) бумаге стихи, декламирует несколько, хотя его никто не просит. Читает громко, с нажимом, тряся в воздухе белоснежными листами. Шульпин сидит у окошка, с чашкой чая в руках, отпивает потихонечку и – вижу – огромные усилия делает над собой, чтобы не расхохотаться. А глаза лукавые-лукавые такие, всё понимающие глаза. – Ну как? – бьёт себя в грудь автор. – Вы же понимаете, что это новое слово! Это будущее нашей литературы! Это… – Тут и деликатный Шульпин не выдержал и говорит, как бы продолжая мысль автора: – Это зарифмованные слова. Но для начала очень даже неплохо. Давайте мы рукопись почитаем здесь на досуге, оставьте её нам, а пока, ненадолго, положим в сейф, чтобы она там отлежалась. – Как то есть «отлежалась»? – недоумевает автор. – А так! – отвечает Шульпин. – Настоящая рукопись, она всегда должна отлежаться как следует, спрессоваться, выявить в себе самое главное. В общем – стать лучше. И Иван Васильевич берёт большой ключ, валяющийся среди бумаг и книжек на полке, с устрашающим скрипом проворачивает им несколько раз, и тяжёлая дверка сейфа медленно отворяется. С полок сейфа уныло глядят пожелтевшие страницы, какие-то почерневшие папки, связанные ветшающими тесёмочками. – Давайте сюда стихи-то! – весело говорит Шульпин. – Вот тут-то они и отлежатся. – Да разве рукопись может стать лучше без моей правки, без работы над ней? – до «поэта будущего» начинает что-то очень-очень медленно доходить. – Я лучше немного поработаю ещё… – Ну так и поработайте чуток, посмотрите на себя критически, отберите лучшее – а там есть из чего выбрать – посмотрите на рифмы, не повторяйтесь так явно в темах… Это была настоящая поэтическая школа. Автор забрал рукопись, и через год, кажется, кода она хорошенько «отлежалась», опубликовал свои стихи сначала в одном журнале, потом в другом. Так мог работать с пишущими только Иван Васильевич, конечно. Он был художником в слове, дорогой наш, любимый Иван Васильевич, он был художником в редакторском деле. Ну а в своём внешнем облике он был настоящим писателем. Не нужно ничего объяснять, искать какие-то эпитеты, подбирать цитаты. Просто это понятно для всякого, кто умеет видеть и слышать: Иван Шульпин писатель. Хотя никто никогда не слышал, чтобы Иван Васильевич называл себя так. Только в шутку… Это потом мы будем вчитываться в его книги, находить давние и ближние к нам публикации, с замиранием сердца идти по его чутким и отзывчивым стихотворным лесенкам. Это потом мы вдруг поймём, что целая школа русской прозы осиротела с его уходом. Это потом я всё-таки выполню данное Ивану Васильевичу обещание и напишу о его работах по дереву – ещё одной удивительной грани его таланта. Это потом будут короткие вечера памяти и долгие-долгие дни беспамятства. Да, мы забываем друг друга жестоко, и прочно, и быстро, почти мгновенно, потому что мы, если подумать, разобщены, а Иван Васильевич был именно тем, кто всегда и всех помнил, кто объединял нас светлым и добрым талантом. И это потом, через время, через жизнь, может быть, кто-то понову откроет для себя писателя Ивана Шульпина, и удивится – как замечательно, как правдиво и ярко умели писать когда-то… А пока в сердце боль утраты. Невосполнимой. И правда невосполнимой. Год прошёл, а боль – нет. И не пройдёт ещё долго, долго… Но скажу так: многое забудется, исчезнет, а шульпинская проза и поэзия останется, преодолев, в конце концов, и безвременье, и беспамятство. Иван ВАСИЛЬЦОВ (Саратов)
|
||||
Иван ШУЛЬПИН (26.02.1945 - 31.01.2019) У РУССКОГО СЕРДЦА НЕМНОГО ДОРОГ |
||||
* * * Над ними, словно оклик строгий, Но не нужны теперь укоры Но ты гони, в судьбу лишь веря! * * * Дело в том, что такую беседу * * * * * * * * * ВОСПОМИНАНИЕ О СОЛДАТЧИНЕ * * *
|
* * * МОЛИТВА * * * Пред судом её пред вышним А она мне не поверит, Что задумалась, Наталья? * * * А по ночам грома гудели, * * * * * * Чья-то тень много лет в исступленьи Я к той тени пришёл неприметно: * * * БЕЛЫЕ СТИХИ ПРО БЕЛЫХ ГОЛУБЕЙ Как-то сосед наш Никифорыч, видно, меня жалеючи, – Выполнив всё, как советовал старый и хитрый Никифорыч, Выплеснул воду, обиженный этой метаморфозою. |
|||
Иван Васильевич Шульпин (1945-2019) родился 26 февраля 1945 г. в с. Бакуры Екатериновского района Саратовской области. Окончил филологический факультет Балашовского педагогического института. В 1960-х гг. начал публиковаться в газетах «Балашовская правда» и «Заря молодежи». С 1969 по 1972 гг. работал учителем русского языка и литературы в Сергиевской средней школе Саратовского района. Первая книжная публикация – четыре рассказа в коллективном сборнике «Перед дальней дорогой», изданном в 1972 г. В 1975 г. Приволжское книжное издательство выпустило первую его книгу «Уклад», после чего он был приглашен на работу в Приволжское книжное издательство на должность заведующего отделом краеведения. В 1977 г. в издательстве «Современник» вышел второй сборник повестей и рассказов «Прощание с Багусями». Пронзительная, предельно искренняя, богатая по языку повесть «Прощание с Багусями» – одно из лучших произведений русской прозы семидесятых годов двадцатого века. В том же году за повесть «Осенние свадьбы» Иван Васильевич получил ежегодную премию журнала «Волга». В 1999 году стал лауреатом Всероссийской литературной премии им. М. Алексеева за книгу «Дождь при луне». |
||||
Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-" |
||||
|
||||