Авторская страница Юрия Шурчкова

<<<Ранее

24.01.23

На культурном фронте без перемен?

Прошел почти уже год, как наша страна ведет вынужденную Специальную военную операцию (СВО) и пытается морально мобилизоваться. Но, надо понимать, что фронт нынче проходит также и через культуру. И, конечно же, весь тыл должен исповедовать лишь один, всем известный лозунг: «Все для фронта, все для победы!» Сомнений в этом, на взгляд любого нормального человека, вроде бы быть не может.

Литераторы, режиссеры, чиновники от культуры… Все должны понимать, что во время войны (хоть и ведется она в рамках СВО) культура должна вести солдат в бой, к Победе. Она должна окрылять бойцов, вселять уверенность, веру. Именно за этим и идут сегодня люди в театр. Если заводы помогают фронту боеприпасами и оружием, волонтеры собирают по копеечке народные средства и привозят то, что поможет нашей армии производительнее воевать и улучшить их фронтовой быт, то, и театр должен вносить свою лепту в общее дело.

Если вспомнить опыт Великой Отечественной войны, то тогда театры самоотверженно работали на Победу. Драматурги и режиссеры помогали людям оставаться людьми и думать, и мечтать о мирной жизни, о том, что будет после войны. Помогали пережить ужасы утрат. С первых дней войны люди культуры и искусства вышли на свой фронт, чтобы пробуждать у людей гордость за свою страну и подвиги народа, и ненавидеть врага. А в начале войны, в период ожесточенных и кровопролитных боев вплоть до 1943 года, поднятие боевого духа людей и всей армии было просто необходимо. Тогда же, в конце сорок первого и в сорок втором году вышло распоряжение о создании фронтовых филиалов известных театров: Малого, МХАТа, Вахтанговского и других. Центральный театр Красной Армии эвакуировали в Свердловск, а в труппе театра были сформированы 19 фронтовых концертных бригад. И все годы военного лихолетья артисты театров вносили свою посильную лепту в приближение Победы, артисты которых прошли со своей армией до Берлина. Подвиг работников искусства и актеров советских театров был по достоинству оценен: боевыми орденами и медалями наградили свыше трех тысяч человек.

Вот и я пошел в театр, чтобы гордиться своей страной. Да не куда-нибудь, а в самый связанный с Армией и СВО театр страны — Центральный Академический Театр Российской Армии на спектакль «Судьба одного дома».

Анонс на сайте театра сообщил следующее: «Спектакль создан по произведениям о войне: «Прокляты и убиты» В. Астафьева, «Берег» Ю. Бондарева, «Сотников» В. Быкова, «Жизнь и судьба» В. Гроссмана, «В окопах Сталинграда» В. Некрасова, «Женя, Женечка и “катюша”» Б. Окуджавы и В. Мотыля. «Судьба одного дома» – это пронзительные истории о людях во время войны, об их пути к миру, к личному счастью, к победе – вместе они складываются в масштабное полотно о истории войны 1941-1945гг. Произведения, которые легли в основу спектакля, написаны фронтовиками, они говорят всю правду, какой бы горькой она ни была: бессмысленность и беспощадность многих жертв, еврейский вопрос, сталинские репрессии, тяжелые будни фронта, предательство, боль, кровь. И они же рассказывают лирические и комические истории, которые тоже случались и в тылу, и на фронте».

Режиссер-постановщик спектакля – народный артист России, лауреат Премии Москвы Борис Морозов (режиссер – Михаил Бехтерев). Вот и подумалось, что если человек — народный артист России, то он, как бы — за всю Россию. Лучший из лучших. Признан народом и государством, и уж точно не поражен либеральной заразой, как некоторые деятели культуры и герои вчерашних дней, не являющиеся Народными артистами. Гарантией этому выступает сам театр, являющийся подразделением воюющей ныне Российской Армии.

Что греха таить, я не часто выбираюсь в театр, поэтому каждый поход является событием и праздником. А еще слаще — ожидание этого праздника. Ожидание маленького чуда, происходящего на сцене, которое, в конце концов, должно вселить в меня и других зрителей, уверенность, надежду и, даже, веру.

В спектакле «Судьба одного дома» рассказывается о шести историях, связанных с разными людьми, жившими в одном доме, в одночасье из мирной жизни попавшими в горнило Великой Отечественной войны. Прекрасная актерская игра, к которой невозможно относиться равнодушно. От начала до окончания люди работали, что называется, на полную катушку, на разрыв нерва, разгоняя зрительские эмоции от смеха до слез. И в этом актеры просто молодцы…

И вдруг, через прочный фасад патриотического произведения о великом испытании, выпавшем на долю народа нашей Родины, начали проступать другие смыслы, к которым зрителя тонко подводили режиссеры.

В первой же истории показали двух вчерашних деревенских парнишек-братьев, ставших бойцами Красной Армии. Они показываются такими добрыми, наивными и простодушными, что не могут отличить добро от зла и спокойно дезертировали из расположения части к себе домой за 60 километров.

А через несколько суток вернулись обратно с домашней едой от мамки. Командиры понимали очевидность и серьезность их преступления, совершенного в военное время. Но ни братья, ни их сослуживцы и ни зрители, не увидели в совершенном их вины, тщательно упрятанной режиссерами.

Но когда преступников расстреляли, это стало шоком для тех, кто на сцене. И этот шок по воле режиссеров, передался к зрителю, который вслух говорил: «Да за что же! Подумаешь, дети домой к маме съездили!» При этом были ярко показаны «бесчеловечные» командиры Красной Армии, которые, по мнению режиссеров, на самом деле и виноваты в гибели расстрелянных солдат.

Скажите, режиссеры-пацифисты, как вы считаете должны были поступить командиры в тяжелое военное время с дезертирами, со смехом относившимся к своему проступку и показавшими дурной пример другим солдатам? Лишить пирожного на завтрак? Поставить в угол? Отшлепать? Объявить выговор? А какие смыслы и символы этот сюжет несет в сегодняшней ситуации?

Так виноваты ли были те два солдата-дезертира или в их гибели лишь вина кровожадных командиров Красной Армии? Режиссура спектакля склоняет зрителя к однозначному толкованию.


В другой истории показан физик-ядерщик, соратник Курчатова, которого сначала отстранили от науки, а потом привлекли к работе над ядерным проектом. Его жизнь сразу наладилась, а на Новый год дома накрыли хороший стол, женщины надели вечерние платья…

А в это время в тюрьме находился другой ученый, названный государством врагом народа. На праздник пришли два сослуживца физика-ядерщика, одетые в явно дорогие, даже щегольские костюмы — намек то ли на комиссаров, то ли на парторга, то ли на чекиста. Или это начальники института, в котором трудился физик. Они, эти нехорошие люди, уговорами заставили физика-ядерщика подписать письмо с осуждением предавших народ ученых. А после этого нашего ученого начали терзать муки совести. Но параллельно, показывают вставки про его мать – еврейку, загнанную фашистами (и местными жителями) в гетто, униженную, оскорбленную и вынужденную носить на груди желтую звезду.


Где происходило дело неизвестно, возможно, это Украина, Белоруссия или Польша. Если мать – еврейка, то и ученый-ядерщик, тоже еврей. И какой вывод у зрителя: снова угнетают человека зловредные представители социалистического государства, возможно даже, по национальному признаку. Тем самым тоненько уравнивая фашистов с коммунистами. Ведь параллельно идут две истории: про ученого и про его мать. Один страдает от наших, другая от фашистов. Но если наши люди одинаково страдают, то какая зрителю разница?

Только зачем кому-то, отвечавшему за ядерный проект, тому кто поднял ученого из небытия, дал ему для работы все, воздал почести и блага, гнобить его так бесцеремонно? Почему врагов и предателей нельзя называть своими именами? А уехавшие сегодня из страны «испуганные патриоты» — они кто?

Другая история, показанная в спектакле — о том, как кровожадные, не иначе, командиры Красной Армии, посылали взвод солдат на штурм высоты, что означало верную смерть. И конечно, нашелся молодой офицер, который пошел против приказа и сохранил жизни товарищей.

И снова змеей вползает тонкий либерально-пацифистский нарратив, склоняющий зрителя к мысли о том, что невыполнение приказа не только возможно, но в глазах «общественности», это даже некая доблесть. Следовательно, зритель должен понять, что сегодня, в условиях СВО, невыполнение приказа «пацифистами» не осуждаемо и даже поощряемо режиссерами театра армии, которая СВО и проводит?

Еще один сюжет спектакля о том, как молодого офицера, влюбившегося, вдруг, в немку, шантажировал некий плохой солдат и, в конце концов, на почве неприязненных отношений, офицер застрелил солдата. И офицеру за это ничего не было...

Можно было бы оправдать появление в спектакле одного острого сюжета, связанного с «кровожадностью» комиссаров и командиров, данью либеральной моде или стремлением к исторической правде. Но, перетекание антиармейской и антигосударственной темы из сюжета в сюжет, выглядит как система и продуманная конструкция. 

Естественно, что среди отзывов зрителей появились, например, такие оценки:

Solobird: «…я посмотрела этот спектакль... И была просто шокирована, очень неприятно шокирована, тонким флером антироссийских настроений, привнесенных авторами спектакля. Не говоря уже о том, что сами произведения были выбраны довольно спорные с точки зрения патриотизма. Так еще и сценаристы внесли в них то, что не было задумано авторами соответствующих произведений. В частности, меня буквально возмутило стихотворение "Мой товарищ в смертельной агонии". Естественно, его не было в "Жене, Женечке и Катюше" и не могло быть - это ода трусости и низости, которые, безусловно, были на войне, но которые не стоят того, чтобы их воспевать и возносить в ранг абсолюта, унижая тем самым настоящих героев и настоящие подвиги, подвиги людей, которые отдавали жизнь за других, а не трусливо прятались за их спинами.
Немножко вдумайтесь в то, что вам показали. Вас / нас пытаются убедить, что все, чем мы жили долгие годы, за что умирали - это зло. Подумайте, кому это нужно?
Считаю, что в такой постановке спектакль просто не должен существовать в театре Российской армии. Это мерзко и низко, недостойно.»

Но, разумеется, были и те, кому либеральная повесточка, что называется — зашла, и погрела душу. Те, кто патриотизм и любовь к Родине называет ура-патриотизм, с целью принизить и опорочить нормальные для человека чувства:

stasiaapril: «Признаться, изначально я ожидала, что спектакль будет такой «ура-патриотический», где показаны подвиги герои, их мужество, сила воли, храбрость и т. д. Такие истории там тоже есть, но спектакль гораздо глубже, сильнее и многограннее. Вместе с подвигами наших бойцов здесь мы видим абсурдные ситуации, которые происходили на войне.
Например, история двух зеленых юных мальчишек-братьев, которых приговорили к расстрелу только за то, что они самовольно отлучились домой, а потом сами же вернулись и наивно хотели угостить всех домашними гостинцами, а вместо этого оказались перед двумя вырытыми могилами.
Это история ученого – интеллигентного и образованного человека, который готов был умереть, но не отказаться от своего открытия, но не готов был расстаться с только что приобретенными признанием и славой, пошел на сделку с совестью и подписал письмо против своих коллег…»

Два отзыва, а такие разные чувства и мысли от спектакля. И, по моему мнению, любые произведения и постановки, введенные в культурное поле, но провоцирующие неоднозначное толкование истории войны, вызывающие боль и кровоточивость старых исторических ран — не уместны в то время, когда на поле боя решается сама возможность дальнейшего существования России, как государства. Тем более, кажется невероятным, что спектакли с неприятным душком и подтекстом выходят в государственном театре, связанном с нашей Армией (поддержанном госпрограммой «Пушкинская карта»).

Многие государственные театры имеют в своем репертуаре спектакли о войне, но сегодня, перед лицом опасности, неосознанной еще многими в полной мере, они должны работать на сплочение общества. Не нужно комкать историю, по примеру Солженицына, фальсифицируя или выпячивая негативные моменты, имеющиеся в истории любой страны. Давайте взрослеть, давайте думать — какими мыслями отзовутся ваши произведения в сердцах людей. Как это поможет победить бойцам и стране. Деятелям культуры требуется собранность, внимание к деталям и постоянная работа на Победу, если, конечно, они мыслят себя частью народа страны, в которой живут. 

Юрий Дмитриевич Шурчков - родился в 1961 г., в Берлине (Германия), учился в Московском радиоприборостроительном техникуме, затем на радио-техническом факультете Московского института радиотехники, электроники и автоматики (МИРЭА). Срочную службу проходил на Дальнем Востоке. После демобилизации работал в НИИ Дальней радиосвязи, обеспечивал информационную безопасность проектов оборонной тематики, занимался разработкой электронных устройств.
Работал в органах государственной безопасности, член РОО «Ветераны внешней разведки», подполковник запаса. 
Публиковался в научно-популярных изданиях, а также увлекался музыкой и конструированием музыкальной аппаратуры. Призер российских и международных конкурсов городской фотографии, участник фотовыставок.

Член Общественной Палаты Союзного государства созыва 2017-2020
Автор песен, вошедших в памятный диск «Их работу нелегкую называют разведкой», автор цикла песен о войне и людях в погонах «Моя боль, моя надежда». 
Автор (под псевдонимом "Юрий Шубин") цикла остросюжетных романов о работе российских спецслужб, выпущено более 20 книг в издательство ЭКСМО, публикации в журнале «Смена».  Общий тираж его книг превысил 1 млн.экз.
Секретарь Союза писателей России, член Союза писателей Союзного государства.
Награжден медалью «За большой вклад в литературу» Союза писателей Беларуси 

Наш канал на Яндекс-Дзен

Вверх

Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта
Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-"

Система Orphus Внимание! Если вы заметили в тексте ошибку, выделите ее и нажмите "Ctrl"+"Enter"

Комментариев:

Вернуться на главную