«Напечатано в Содружестве»


Виталий Синенко «Я не убит подо Ржевом. Завещание отца» документальная повесть. – Минск: Издательство «Беларусь», 2022. – 495 с.
Документальная повесть члена Союза писателей России, кандидата исторических наук Виталия СИНЕНКО вышла в Минске, в издательстве «Беларусь».

На недавно состоявшемся XIX Международном конкурсе «Искусство книги» государств-участников СНГ издание стало лауреатом в номинации «Напечатано в Содружестве». Автором предпринята попытка философского осмысления Великой Отечественной войны и событий, происходивших на притяжении семидесяти лет советской истории. Идет поиск ответов на многие острые вопросы, будоражащие в настоящее время общество и не находящие вразумительного и солидарного ответа.

Повествование охватывает все этапы войны, геополитическое пространство трех государств и народов: России, Белоруссии и Украины, а также Германии и Европы в целом.

Представившая книгу читателям член Союза писателей России и Союза писателей Беларуси Наталья Советная пишет: «Никого не оставит равнодушным книга Виталия Синенко «Я не убит подо Ржевом. Завещание отца». Низкий ему поклон за этот материал, его надо множить в противовес всей заказной лжи. Такую книгу должна иметь каждая библиотека на пространствах бывшего СССР. Вечная слава всем, кто отстоял нашу Родину в страшной войне!»

Автор родился на Украине, до тридцати лет жил, учился и работал в Белоруссии, более 40 последних десятилетий в России, в Москве. Судьба человека советской страны, где не было границ между народами.

Поздравляя автора и белорусское издательство, следует отметить, что впервые этот труд увидел свет в «Российском писателе». Выход книги был приурочен к 75-летию Великой Победы. Обострение геополитической обстановки в мире, трагические события на Украине, где объединенный Запад повел открытую горячую войну с Российской Федерацией и Союзным государством Беларуси и России, лишь подняли актуальность произведения о минувшей войне. Автор рассматривает корни фашизма, причины Второй мировой войны, разгорающихся на планете глобальных конфликтов.

Издание стало возможным при поддержке Министерства информации Республики Беларусь. Это еще одно свидетельство крепнущих российско-белорусских связей не только в политике, экономике, но и в области идеологии, книгоиздания. Духовный потенциал друг друга не менее важен, чем материальный. Ведь были времена, когда взаимообогащение национальных литератур не являлось из ряда вон выходящим фактом.

Трудно идет восстановление нашей порушенной православно-славянской, евразийской цивилизации, но каждый, даже небольшой шаг, вселяет надежду и уверенность в будущее возрождение.

Виталий СИНЕНКО

«Я не убит подо Ржевом. Завещание отца»

Отрывки из документальной повести

… Я читал отцовский текст и продолжал думать насчет слов отца о сверхидее, побудившей фашистов и немалую часть Европы напасть на СССР. Что это за сверхидея, которая не объединяет, а рождает войны? Почему Европа не признавала и до сих пор не признает нас за своих? Почему смотрела и продолжает смотреть на нас из-за своих границ глазами крестоносцев, но никак не глазами кровных братьев, хотя мы ведь тоже часть Европы? Я по-прежнему безуспешно пытался понять истинные причины той войны, истоки полного забвения немцами и их союзниками человеческой морали, перебирал понятные здравому смыслу варианты, но ничего не получалось, всякий раз попадал в очередной тупик.

Каждый открывает свои Америки, даже, если эти Америки, на самом деле, в двух метрах пути. Для меня открытием явилось знакомство с трудами выдающегося английского ученого Арнольда Тойнби. Жаль только, что знакомство это произошло лишь в 1996 году. Многое в понимании войны и мира встало бы на свои места значительно раньше. И не только у меня. Крупнейший историк и философ ХХ века (годы жизни 1889-1975),  может быть, первый в ряду других, он не издавался в СССР. Главный труд его жизни 12-томное «Постижение истории» так и не пришел вовремя к советскому читателю. До этого я, как и многие другие аспиранты Академии общественных наук, знал это имя, но лишь по ссылкам и справкам в словарях.

Подходы А.Тойнби к историческому процессу нарушали стройный взгляд, противоречили каноническому марксистскому учению о смене формаций, как двигателе истории. Нас учили, что сначала первобытнообщинный строй сменил рабовладельческий, затем им на смену пришли феодализм, капитализм и вершина всего – коммунистическая формация. В центр исторического прогресса ставилась борьба классов. Тойнби применил другой подход, доказывая, что мировую историю двигало не столько взаимоотношение классов, сколько постоянная, не прекращающаяся борьба между собой, взаимодействие различных цивилизаций, из которых собственно и состоит человечество. В оценках открытий Тойнби в советское время схлестнулись интересы идеологии, политики и наука. Его подход создавал массу неудобств, выбивал фундамент и основания целых научных школ. 

А.Тойнби не был первооткрывателем этой исторической концепции. К ней подступались и русский философ Н.Данилевский, и немец О.Шпенглер, и другие историки и философы. Заслуга Тойнби в том, что он наиболее  полно и доказательно, на многочисленных примерах, начиная с первых, дошедших до нас свидетельств и источников из глубин древности, приложил теорию к мировому историческому процессу. Войди он вовремя в нашу жизнь не как «неправильный» буржуазный ученый, а как крупнейший мыслитель столетия и может быть удалось стране избежать распада СССР в 1991 году. На многие вещи, происходящие в мире, мы бы смотрели другими глазами. Мы лучше бы понимали себя и страну, в которой живем. Парадокс истории, но судьбу Тойнби у нас повторяют сегодня классики марксизма-ленинизма, философы и обществоведы советского периода. Их теории, представления о глубинных различиях капитализма и социализма объявляются глупыми «измами», и открытые ими знания о мире и обществе скользят по забетонированной колее идеологических и политических конъюнктурных предрассудков уже постсоветского периода.

 

Итак, по Тойнби, ход истории – это не формации и их смена, не борьба классов, а рождение, гибель и взаимодействие цивилизаций.

Человеческий мир А.Тойнби делит не на континенты, государства и народы, но, в первую очередь на цивилизации – сообщества, которые складываются, объединяя в единое, неразрывное целое группы государств и народов. Образовавшийся сравнительно недавно Евросоюз придал такому столетиями существовавшему сообществу законченную форму. На протяжении веков цивилизации формировались, развивались, рушились. Происходили глобальные схватки между ними за выживание, особенно в периоды кризисов. Каждая цивилизация переживала свое внутреннее развитие, проходила через испытания, вызовы природы, удары извне, давления, ущемления. Вымирание цивилизаций не такое уж редкое явление. Если посмотреть вглубь веков, а ученый делает это, то мы увидим, что катастрофа, которая уничтожила СССР, лишь эпизод в истории человечества. Карта мира постоянно меняется. Но что интересно: чаще всего цивилизации гибнут не от вызовов природы, катастроф и ударов извне. Внутренние распри самая распространенная причина.

Какие же цивилизации в истории человечества находит А.Тойнби? Это Эллинская, Шумерская, Египетская, Иранская, Вавилонская, Сирийская,  Арабская, Китайская, Индуистская, Мексиканская – всего 21 общество. Для нас в этой классификации наиболее интересны Западная цивилизация, включающая в себя Западную Европу и США, но в первую очередь та, что расположена в границах дореволюционной России и СССР.

В результате многолетних исследований и изучения исторических процессов, происходивших на Земле, А.Тойнби выделил наше пространство в отдельную цивилизацию и  назвал ее Православно-христианской, или русским православно-христианским обществом. Он объединил все многочисленные нации и народности, проживавшие на 1/6 части суши под этим именем, имея в виду, то, что русские, не только количественно, но и качественно, изначально определяют суть цивилизации, включающей в себя и Среднюю Азию, и Кавказ, и Сибирь, и Дальний Восток, и Север, с проживающим там многонациональным населением с самыми разными верованиями. Точно так же, территория, разные природно-климатические условия, расовые признаки, религии не стали помехой для объединения в одно целое Западной цивилизации, разместившейся на двух континентах в Европе и Америке.

Нашу цивилизацию еще называли православно-славянской, сегодня – Евразийской, но суть от этого не меняется. На протяжении столетий и тысячелетий путем естественных исторических и культурных процессов сформировалось крупное объединение, союз народов. В ХХ веке наше сообщество выдержало удары революций 1917 года, две мировые войны, но оказалось под угрозой уничтожения в 1991 году. Процесс пока не закончен, и он вызывает острый, заинтересованный интерес и активное участие по дальнейшему нашему развалу некоторых сообществ, крепко стоящих на ногах и развивающихся. Точка пока не поставлена. В последнее время мощный удар по нашей цивилизации нанесен Киевом, точнее современной прозападной украинской элитой, пытающейся найти свое место в соседней цивилизации. Что будет с нашей общей, в настоящее время разорванной территорией, названной СНГ, порубят ее на куски и сферы влияния более удачливые партнеры-конкуренты по мировому общежитию, или мы найдем в себе силы залатать прорехи, окропив раны живой водой, вновь соединиться в единый, слаженно взаимодействующий организм, покажет время. Результат зависит, в том числе, и от способности Запада взращивать предателей в нашей собственной среде.

Во Второй мировой войне в смертельной схватке также сошлись не просто страны, сошлись цивилизации. Шла война между Востоком и Западом. Гитлеровцы действовали во благо своей цивилизации, и это был тот суперцемент, склеивающий и мародеров из низших слоев общества и благородных аристократов в едином порыве: «Драгх наг Остен!». Вот она – сверхидея!

 

Германия взяла на себя роль объединителя уставшей, загнивающей «старушки Европы». Гитлеровцы воплощали в себе ядро цивилизации. Чувствовали ответственность за ее сохранение. И война, как им казалось, была не против, а за будущее процветание. «Второй фронт» был открыт только в середине 1944 года, когда хребет фашистам был уже сломлен советскими войсками. Повернись все иначе на восточном фронте, и поведение союзников было бы трудно предугадать. Есть предположения, что атомную бомбу американцы испытали бы в таком случае на СССР. Стремительное возобновление «холодной войны» после стольких, казалось бы, общих жертв, союзнических братаний и заверений закономерно.

В капитальном исследовании А.Тойнби есть глава, которую, к сожалению, в свое время не прочитал Горбачев и его последователи. Называется она «Ложность концепции единства цивилизаций». Выводы, сделанные ученым, разбивают перестроечное «новое политическое мышление», надежды на гармонию в международной политике. И мировую войну, и предвоенное время нельзя рассматривать с точки зрения единого мирового сообщества. Здесь вступают в силу не только интересы отдельных государств, наций, но и интересы цивилизаций. Гитлер и Черчилль могли между собой договориться легче, чем Сталин и, лидеры предвоенной Франции, Польши, Чехословакии или той же Великобритании. И становится понятным Мюнхенский сговор и упорное игнорирование вполне разумных предложений, встревоженного, разгорающимся в Европе пожаром, Советского Союза. Нашей дипломатии пришлось играть на чужом цивилизационном поле. Становятся понятными и «забытые» обещания Горбачеву, Ельцину о не расширении НАТО на восток,  крах идеи о приоритете общечеловеческих ценностей во взаимоотношениях друг с другом. Жизнь подтверждает открытия и выводы А.Тойнби.

Сегодня на слуху концепция «столкновения цивилизаций»,  в которой речь о возможности и даже неизбежности большой войны. Лишив себя объединяющей идеи, ощущения единого огромного пространства, не умея найти достойную замену этому провалу в мировосприятии, уйдя в подсчеты, кто кому должен, все постсоветские страны сделались слабыми рядом с отстаивающими свою исключительность американцами, слившимися в единый союз европейцами, не сломавшими свои мировоззренческие основы китайцами, горящими высокими религиозными порывами арабами. Три десятилетия мы барахтаемся в болоте иллюзий и мещанства, разобщаемся, катастрофически слабеем. И этим провоцируем ударить и окончательно добить Русский мир.

К России постепенно возвращается ощущение своего особого места в Евразийской цивилизации. Союзное государство с Беларусью, Евразийский экономический союз с Беларусью, Казахстаном, Арменией, Киргизией, делают наши страны сильнее, устойчивее в мировой тряске. Перспективы Единого экономического пространства расширяются. Россия не просто страна, не Голландия или Бельгия. Россия – центр, ядро великой цивилизации. Так изначально было устроено Небом.

 * * *

После окончания Второй мировой войны у человечества открывался шанс начать все с чистого листа. Понимание ценности мира было выстрадано в общих испытаниях. Сейчас войну на Западе пишут другую, чем ее видели отец и его товарищи. Ее пишут игроки, новые агрессоры, подгоняют под свои цели и задачи. Русский мир вновь испытывается на излом. Вороны чувствуют, что скоро придет час, когда можно будет слететься на вороний пир. Они подталкивают эту долгожданную для себя минуту, они ждут труп соперника. Гитлера сравнивают со Сталиным, коммунизм с фашизмом. Без всякого стеснения, сомнений и угрызения совести, вопреки фактам, сочиняется, вбивается в головы ложная, переписанная, извращенная история мировой войны и послевоенной жизни. Нас и наше прошлое унижают, оскорбляют. Черные, злые сказки пришли на смену прошлой реальности. И это не гуманитарные упражнения, не заблуждения или забавы людей, обладающих творческим даром. Испытывается новое оружие. Ожидаемый результат: занесенный в общественный организм смертельный вирус, гниение чужой цивилизации изнутри, паралич и полная неспособность к сопротивлению.

Могут ли цивилизации  уживаться на одной планете, быть полезными друг другу, не воевать, а сотрудничать? Бывают просветления в истории, когда вдруг кажется, что можно жить дружно и в межцивилизационном благоденствии, особенно, когда политики и лидеры государств улыбаются, жмут друг другу руки, подписывают какие-то важные бумаги и даже обнимаются, а потом снова срыв, снова враги, снова летят камни. Хорошо бы только камни, арсеналы истребления совершенствуются и пополняются.

Неужели народы на всех континентах обречены лишь смотреть в электронные экраны, распаляться в спорах на кухнях и плыть по  течению, ожидая, куда нас вынесет – на скалу, в водоворот или все же на благостный остров? Надежда не умирает. Такие ли уж мы разные, так ли не похожи друг на друга, что неспособны объединиться против трудностей, вызовов времени, а решаем все проблемы между собой исключительно с помощью силы? 

 Это надо осмыслить, понять хотя бы для себя и на основании этого, а не эмоций выстраивать свою линию поведения. Иначе мы обречены шарахаться от безоглядной любви к ненависти. Терзаться и недоумевать. И может быть, кому-то из тех, кто смотрит на мировую историю, как на шахматную доску, и пытается строить эту историю под себя, это и надо? Этого и добиваются? Может быть, нужны бесконечная сумятица и хаос в наших мозгах.

Мы разные цивилизации и это та основа, из которой надо исходить. У нас разные география, традиции, центры притяжения, менталитет, история и еще многое другое. Но мы одинаково не хотим войны. Во Франции очень многие ненавидят Наполеона, в Германии Гитлера. Эти завоеватели многое обещали, втянули в свои авантюры свои народы, но оказались биты, хотели чужих богатств, но ничего, кроме горя, вдов, разорения не оставили своим соотечественникам.

Европа не однородная. Можем ли мы записывать всех в свои враги, отделяться? Самоизоляция – это не лучший способ выжить в этом мире. Да и куда изолируешься? Сказать, что Европа едина и бесконфликтна – это тоже неправда. Веками там накапливались обиды, претензии друг к другу. Но снова я возвращаюсь в 1941 год.  Загорелось у них, но сильнее всех страдать пришлось нам. Даже правила ведения войны были разные для внутреннего европейского пользования и для «варварской» России. Мы переживали трагические этапы в схватке с фашистами, но на все воззвания о помощи европейские и американские союзники оставались глухи. Самые тяжелые годы мы оставались с Гитлером один на один. А после войны, родившийся на волне нашей Победы соцлагерь, также распался очень уж легко и молниеносно. Границы цивилизаций существуют, и их нельзя бездумно игнорировать. Их нужно видеть, осознавать, учитывать и, тем более, не пытаться искусственно стирать.

Неужели печальный опыт мировых катастроф, оставивший после себя горы трупов, начиная с древних времен, ничему нас не научит? Советский Союз в конце своего существования, взял на вооружение «новое мышление», поставил во главу угла во внешней политике общечеловеческие ценности и в результате маниловщины и иллюзий на глобальном уровне развалился, поставив под угрозу само существование своей цивилизации.

Может быть, в будущем, уже не стоит бросаться друг другу в объятия, слишком не радоваться, когда наших лидеров сажают на приставной стульчик на чужих пирах и саммитах, а для начала разобраться детально и основательно, где границы наших цивилизаций, что все-таки нас объединяет, а что разъединяет, есть ли у нас общие интересы. Понять объективные реалии. И серьезно отнестись к урокам истории.

Исторический опыт уходит вместе с эпохой. Значит, нас он так ничему и не сможет научить? Из прошлого черпают то, что выгодно тем, кто сегодня рулит в мире, подмяв под себя более слабых. С развалом СССР в ушах политиков, управлявших жизнью на наших пространствах, по отношению к прошлому зазвучали похоронные марши.

На каком-то этапе истории Россия перестала считать себя великой державой, ядром цивилизации, согласилась с тем, что является страной развивающейся, как бы еще недоразвитой, не совсем доделанной и место ее не на верху пирамиды человечества, а на периферии. Нашлись специалисты, которые обосновали эти теории, подкрепили их доказательствами. Вся наша цивилизация утратили амбиции, победный дух, занялась самоистязанием, самоуничижением, стала расползаться, искать покровительство у более, как всем казалось, умных, сильных, пассионарных.  На каком-то этапе мы оказались недостойны не только своих побед, но и своих страданий.

Так кто же должен править миром? Где наше место в этом мире? На лавке, или под лавкой? Как заставить себя задуматься не только об урожае в своем личном огороде, но посмотреть и за забор. Ведь оттуда может прилететь саранча и пожрать, сжечь в одно мгновение плоды, так заботливо взращиваемые на своей грядочке.

* * *

Наша цивилизация жива, пока есть Россия. Есть ядро цивилизации. Но без оболочки, без поддержки извне, без того, что дает этому ядру не сгнить, не иссохнуть, не завянуть, не скукожится, оно тоже не сохранится. Тут же и на месте найдутся те, кто ускорит ее гниение, собственный распад. Границы Русского мира шире границ Российской Федерации. Все разговоры о том, кто кого кормит, и что следует думать только о себе в своих национальных квартирах-клетках, разрушили СССР. Это было общегосударственное помрачнение рассудка. Недавние союзные республики стали лихорадочно искать «старших братьев» за пределами своей цивилизации. Большая Россия при этом начала уверенно разлагаться и деградировать. Вдруг стало понятно, что ей не дадут наслаждаться жизнью и любить только себя более сильные образования. Она или должна будет безропотно и рабски служить чужому миру, его благу и процветанию, бесконечно выплачивая контрибуцию, или исчезнуть.

 Возрождение, укрепление, сохранение цивилизации – это может дать смысл существования крупной нации. Так происходит и в США, и в Германии, и в Китае, и в Иране. Это заложено небом в судьбе сильных стран, без осознания своей силы, ответственности, долга сильные страны разрушаются, сгнивают изнутри, предаются порокам и, в конце концов, становятся аутсайдерами, мировыми отбросами, поглощаются более цельными и одухотворенными Идеей сообществами. Сильные страны, те, кому отпущено Небом слишком много, не могут быть обособлены, не имеют права замкнуться в себе и смотреть, как корчатся в конвульсиях соседи. Ведь это корчатся части собственного тела, которые отрываются, или кто-то их отрывает, запустив в организм сильнодействующие наркотики.

Развал России – судьбоносная цель для Запада. Глобальный кризис – неминуем, к этому все идет. Сильный должен выжить за счет слабого. Формула простая, как табуретка.  Если посмотреть историю древних веков, а эту картину рисует нам в своем исследовании Арнольд Тойнби, то мы увидим, что на огромных территориях шли очень бурные процессы, спрессованные по времени в сотни лет. Для истории – это мгновения. Одни общества, государства распадались, захватывались, дробились, другие за их счет расширялись. Аборигены изгонялись с их земель, а на их место садились совсем другие нации и народности. География была подвижной, даже излишне подвижной.

Западная цивилизация, как пишет А.Тойнби, уникальна, после длительной борьбы она достигла мирового господства. А то обстоятельство, что ее экономическая система держит в своих сетях все человечество, представляется как «небесная свобода чад Божиих». Вот почему весь мир с восхищением, благодарностью и надеждой смотрел на СССР. Мы были единственной цивилизацией, доказавшей в 1945 году, что можем противостоять Западу и побеждать его, что мы имеем не только свою собственную независимую политику, экономику, идеологию и культуру, но и свой путь, свою правду. Вот почему не скрывалось всеобщее разочарование и с трудом скрываемое презрение ко всем нам, странам бывшего СССР, в период развала и разрухи. Из могучей державы мы превратились в разноязыкие территории, где стали хозяйничать оккупанты и их ставленники.

Глубинное понимание роли России в нашей цивилизации, ее места в мире живет в ядре многонациональных народов, населяющих нашу территорию, живет в памяти, общей истории. В России зашли в тупик поиски общенациональной идеи. Великие идеи не рождаются на пустом месте или по приказу. Они пронизывают жизнь, поэтому они и великие. Собирание земель – это мессианская идея. Ведь наш союз – это и гарантия безопасности, составляющих ее сообществ, и связанная, самодостаточная экономическая система, независимая от внешних угроз и кризисов, и богатый духовный мир, и благодатная почва для невиданных человечеством творческих взлетов. На уничтожение этой идеи, на то, чтобы вырвать ее с корнем, брошены огромные средства, главные интеллектуальные резервы Западного мира. Там понимают опасность для себя нашего объединения, знают о силе Русского мира.

В1941 году был брошен вызов не просто стране, а всей православно-христианской, Евразийской цивилизации. Наши отцы и деды этот вызов приняли и победили. Этого нам никогда не простят. Сколько продержится наша цивилизация, столько и будут проклинать то время на Западе, в том числе и в странах, где была пролита кровь советских воинов-освободителей, будут все переворачивать, сочинять новую историю. Для этих критиков, принадлежащих к одному с фашистами сообществу, всякое сопротивление внутри наших пространств недопустимо. И все должны покориться их воле.

Добро и зло продолжают свое извечное противостояние. Сейчас и самые закоренелые атеисты вынуждены признать, что в Великую Отечественную, в борьбе с фашистским злом случались победы, необъяснимые с точки зрения логики и рационального мышления. Можно ли надеяться на помощь свыше, если похоронена вера в свое предназначение, если вокруг «ничего личного, а только бизнес», когда великая идея, духовный порыв утеряны.  Помощь неба избирательна. Нам нельзя сдаваться. Нам на роду написано быть достойными и побед, и страданий наших предшественников.

Наш канал на Яндекс-Дзен

Вверх

Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта
Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-"

Система Orphus Внимание! Если вы заметили в тексте ошибку, выделите ее и нажмите "Ctrl"+"Enter"

Комментариев:

Вернуться на главную