Коротко о главном
Валерий СКРИПКО (г.Минусинск Красноярского края)
Когда-то, в эмиграции, к русскому писателю Ивану Шмелёву прошло озарение свыше: в своём воображении из своего зарубежного далека он увидел Россию, её народ – единым духовным образованием со своим национальным бытом, нравами и привычками, и в 20-е годы прошлого века написал книгу «Лето Господне». В будничной жизни девятнадцатого века, особенно в глубинке, – весь распорядок дня был расписан сводом правил, который назывался «Домострой». Большинство, пусть и не во всём, старалось придерживаться его. С годами это вошло в привычку. В наше время книга Шмелева «условно включена в программы и учителя как-то косвенно касаются её» (1). –пишет Валентина Семенова в своей книге «Сияние России». Но всё что «условно» и «косвенно», не может серьёзно повлиять на формирование нравственного облика нашего соотечественника. После прочтения книги «Лето Господне» уже в наше время убеждаешься – на просторах любимой родины сегодня нет того, прежнего, духовного единства, обусловленного общим религиозным сознанием и народными обычаями. И его надо создавать и укреплять. Современные русские писатели-патриоты много раз пробовали обратить внимание общественности на то, что мы «всегда должны помнить и жить тем дыханием исторической памяти, которое сопровождает нас от рождения». (2) Периодически появляются у нас «Месяцесловы» и другие книги, но в этой работе нет системного подхода. Все издания на эту тему являются только частью общей литературной продукции, причём далеко не самой востребованной и не самой массовой. В шестом номере «Сибири» за 2023 год автор повести «Поперечный» Олег Слободчиков прямо заявляет: «понять историю русского народа в отрыве от православия невозможно». Можно добавить, что это правило касается не только жизни наших общих предков. По генной памяти они передали свои наследственные качества нам, в будущее. И чтобы понять своих соотечественников, надо помнить о всех слагаемых их национального характера. Пришлось еще раз в этом убедиться, прочитав замечательный роман «Гарь» Глеба Пакулова о нашем великом протопопе Аввакуме.
– Кругом беды и страдания, а протопоп Аввакум молится… И приходит победа над судьбой, и спасаются, возвращаясь из дальнего похода, казаки, и пребывает из столицы новый воевода, который оказался добрым православным человеком. Семья священника сопровождает весь его долгий путь в сибирскую ссылку. Очень стойко, на грани физических возможностей, они переносят все страдания. Чтобы ясно понять, что наше народное сознание в значительной степени сейчас в плену у конформизма, прочитайте роман, и с точки зрения господствующих сегодня потребительских «ценностей» оцените поведение супруги Аввакума и всей семьи в этих нечеловеческих условиях жизни в необжитых сибирских краях. Дети священника вынуждены идти просить кусок хлеба в дом воеводы. Они живут в каких-то сараях и норах, плывут тысячи километров по сибирским рекам часто без еды и теплого угла для семейной жизни, а жена Аввакума не ропщет, она хочет видеть своего супруга сильным. Она полюбила его таким – упорным и верующим в Иисуса Христа всей душой своей, всем сердцем своим. Можно быть патриотом на словах, в общественной деятельности, но высший патриотизм и настоящая православная вера начинается с отношения самой обычной российской семьи к своей родине и церкви. Члены семьи должны жить и терпеть, и страдать, когда надо, во имя этого. Представьте себе, что вместо Анастасии Марковны, у протопопа Аввакума была женой какая-нибудь любительница нарядов и домашнего уюта. И устраивала истерики по поводу жизни без удобств, и довела бы попа до белого каления. А в реальной жизни, описанной в романе, –жена, три дочери и четыре сына, были как-бы мощными крыльями, которые поднимали его в духовные выси. В интернете сообщается, что с нами в России живут 60 прямых потомков этой семьи. Сегодня только мы узнаем (из телепередач на канале «Звезда»), что оказывается наши богатые сословия жили как бы отдельно от России. Вот и дожили мы до беды гражданской войны. Этот разговор поднят не случайно. При общем подъёме национального духа, связанного с противостоянием нашего государства с коллективным Западом, богатые сословия должны извлечь уроки из прошлого, и перестать мечтать о безмятежной жизни во всемирном обществе потребления. Эта «безмятежность» невозможна, её не будет, не мечтайте зажечь камин своего дома в Лондоне, потому – что идёт и будет идти бесконечная борьба за природные ресурсы. Пытаться жить там в сегодняшних условиях – это как пытаться поселиться в собачью конуру к свирепому бульдогу! Сегодня, стратегической отрасли промышленности какой-нибудь развитой страны не хватает, например, лития и начинается грызня за его обладание. Завтра возникнет крайняя нужда в каком-то другом полезным ископаемом – и снова противостояние. Отдельным богачам удаётся уехать и устроится у заветных каминов. А остальные наши соотечественники должны жить вместе. И выживать вместе! Приложение: 1) Валентина Семёнова. «Сияние России», ИДЛ,2024 г. стр. 61-62. |
|||||
Наш канал
|
|||||
|
|||||
Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-" |
|||||
|
|||||