Коротко о главном

Валерий СКРИПКО (г.Минусинск Красноярского края)

О нашей гордыне

(Тайны творчества и тайны общения)

 

1.

Недавно, прочитал в интернет-издании статью большого русского писателя Владимира Крупина. Тема показалась мне очень актуальной. Автор статьи утверждает, что: «понятие Творчество родилось от гордыни человека. Разве можно смертному творить? один Господь — Творец. Но вот, хочется же подражать — стали «творить», выдавая за творчество в области естествознания скрещивание, а в области гуманитарной — комбинации.» (1)

Гордыня, как нам известно из святоотеческой литературы – это одна из греховных страстей. Но, соглашаясь с этим мнением писателя, приходится признать, что всему прекрасному, что создали поэт, скульптор, художник, они во многом обязаны господствующей в них этой могучей страсти, которая способна «разогнать» вдохновение до небесных высот. Но эта же страсть «разогревает» и тщеславие, «раздувает» самомнение. Яркий, талантливый творец словно перестаёт принадлежать самому себе. Он начинает служить некоему невидимому вдохновителю. Да и само произведение, созданное таким образом, часто вредит душе читателя и зрителя, как справедливо заметил в той же статье Владимир Крупин. Такое произведение «… вроде бы успокаивало, настраивало и звало, но куда? Оно воспевало любовь невозможную, которую хотелось испытать и это томление по любви «сотворенной» в книге и на сцене калечило простоту жизненной любви.»

Писатель посоветовал творцам: вспоминать Иоанна Кронштадтского, рассказавшего о писателе и разбойнике в аду. Разбойник прощен, а писатель нет. Почему? Потому, что его труды продолжают развращать людей и вводить в заблуждения.»

 

2.

Я начинал трудовую деятельность рабочим на заводе и ценил естественную простоту наших отношений с товарищами по цеху. Позже, увидел некоторых моих знакомых в творческих коллективах (художественной самодеятельности, литературном объединении) и обнаружил в их поведении значительные перемены: они стали закрытыми для доверительного общения, они настроились бороться за своё «место под солнцем».  Это были уже не поэтически настроенные, добродушные молодые люди, а бойцы, попавшие, как сейчас говорят, в «токсичную» среду, о которой в свое время описал наш поэт Дмитрий Кедрин: «у поэтов есть такой обычай в круг сойдясь, оплевывать друг друга.»

Еще игумен монастыря на Синае Иоанн Лествичник предупреждал, что «бесы с намерением отступают от нас, оставляя беса гордости, который один заменяет собою всех прочих.» (2)

Но, странным образом, очень часто только при «соседстве» в творческом человеке тёмных и светлых неземных сил, могут рождаться самые пронзительные образы и строки, которые остаются в нашей памяти навсегда.

Такой вывод невольно напрашивается, когда начинаешь изучать биографии поэтов прошлого. Сколько их, с лирической душой и православным любящим сердцем, так и остались в истории русской литературы малоизвестными авторами (например, тот же поэт Николай Клюев), но среди многочисленной когорты литераторов одного поколения– великим поэтом по праву считается Сергей Есенин, про которого его жена, Исидора Дункан говорила, что у него в сердце Бог, а в уме –дьявол. Всех удивил этот поэт глубиной и пронзительной красотой своих стихов.

В своё время Блёз Паскаль говорил, что сердце имеет свои доводы, отличные от доводов разума. (3) Поэтому авторы, которые смотрят на изображаемый предмет или явление с разных сторон, видят больше и глубже проникают в живую природу. Но шумный успех у читателей часто кружит голову, соблазн стать всезнающим, всех удивить своими откровениями – велик, и здесь легко попасть в плохую, бесовскую компанию. Всё автору для творчества эта «компания» даст, лишь позволь  проникать в твоё сознание самым греховным помыслам.  

Да разве только Есенин страдал этой раздвоенностью сознания. Была у нас великая поэтесса Марина Цветаева, которая тоже покорила современников своим творчеством. Она признавалась: «с чёртом у меня была прямая…связь, прямой провод». Это цитата из книги, где чёрт выступает в качестве положительного героя: «фигура черта – это бунтарь со знаком «плюс», без разрушения, спаситель от мёртвой проповеди догм» (4)

Как лестно, наверно, было черту слышать в свой адрес комплементы про бунтаря и спасителя, но «разжалобить» его невозможно. Не такой у него характер. Своей поклоннице Цветаевой этот «спаситель» заготовил привычное для его жертв состояние - самоубийственное отчаяние!

Судя по тому, как трагически складывалась судьба почти всех таких писателей и поэтов, «прямой провод» с преисподней является очень опасным источником вдохновения. За способность создать творения, которые помнят в вечности, многим авторам приходилось, и придётся в будущем, платить большую цену. Особенно тем, кто не осознает всего риска использования такого духовного «коктейля» в творческих целях. Силы зла очень помогают почувствовать себя властелином слова, но они же способны и затянуть творца в свои коварные сети. 

Есть один документальный рассказ, который так и остался без серьёзного обсуждения в российском обществе. Вот он. «Отец Варсонофий в ноябре 1910 года по благословению Синода и по решению духовного собора, ездил на станцию Астапово для принятия возможного покаяния умирающего Льва Толстого. Но преподобного не пустили к нему. Вернувшись в монастырь, старец Варсонофий сказал: «хотя он и лев был, но не мог разорвать кольца той цепи, которую сковал его сатана» (5)

Никто не поднял «шум» в прессе по этому поводу, никто не осудил это решение родственников и друзей, провожавших в последний путь Льва Николаевича. А, наверно, потому, что господа, представляющие дворянскую элиту, тоже были больны гордыней. Эта невидимая в нас сила похожа на капризную дамочку, которая даже в самых трагических ситуациях гнёт своё, чрезмерно заботится о внешней блеске, о мнении светского общества, о впечатлении, которое она производит на окружающих. Поклонник этой «дамочки» и рад бы её бросить, жить иначе, проще, но терпит сумасбродство и глупые выходки, потому что других по своим качествам в их социальной среде днём с огнём не сыскать.

Так и гордыню некуда не денешь, все вынуждены жить по её странным прихотям.  Она порушила всю гармонию отношений между мужчиной и женщиной. Вместо искренней любви и почитания, каких только «вывертов» и несуразностей не было в этих отношениях на протяжении веков.

В своей книге «История сердца в мировой культуре от античности до современности» норвежский философ Уле Мартин Хейстад пишет, что эротические отношения между мужчинами в Древней Греции считались более нормальными, нежели отношения между мужчиной и женщиной. Целью брака было только продолжение рода. Все эти аномалии – не от хорошей жизни. Все это от неудовлетворённости сексуальной жизнью между разными полами. «Так это воспринималось христианской культурой вплоть до конца ХХ века.»  (6)

Никакое объяснение тут не приходит на ум кроме того, что целью дьявольских атак на людей всегда является всё самое драгоценное, что есть в жизни: например, создаст господь красивое женское лицо и темные силы не успокоятся, пока не испортят его выражением надменности и самолюбования.

Нашему брату – этому недолго живущему существу – никакими благами не дают насладиться сполна. В своих усилиях дьявол давно бы превратил нашу жизнь в сплошной ад. Не даёт это сделать наша нравственность, то есть духовные природные качества человека, основанные на идеалах добра, справедливости, долги и чести по отношению к людям. Нравственность еще действует в нас, она еще не сдалась и душу охраняет. И наша общая задача – развивать её лучшие качества! А еще, развивать в себе чувство меры, без которой любое благо превращается в свою противоположность.

Хороший совет даёт в той же статье Крупин: «работать на воцерковление людей — вот в чем спасение и оправдание пишущего, рисующего, снимающего, поющего. Иначе беда.»

 

3.

Русский философ Василий Розанов в какой-то мере объяснял странную тягу людей ко злу, которое приносит страдание: «Страдание идеальнее, эстетичнее счастья – грустнее, величественнее.» (8)

Может, быть на первых порах, когда человеку скучно жить рутиной однообразных будней – это утверждение и справедливо, но история человечества показала, что живой чувствующий человек, в конце концов, очень устает от многих страданий и начинает поиск путей и средств облегчить свою участь. Архимандрит Сафроний (Сахаров) утверждал, что сила космического зла над человеком колоссально велика и ни один из наследников Адама не может преодолеть его без Христа и вне Христа.

По российскому телевидению показывали документальную ленту об одном монахе, который много лет провёл на Афоне. Монах разрешил тележурналистам войти в свою пещерку среди афонских скал на берегу моря и рассказал им, что, жил он здесь на пределе физических возможностей, но однажды после долгих молитв, испытал Благодать Святого Духа и понял, что уже ни за что не покинет своё афонское пристанище, стерпит все мучения от испытаний проживания в полном одиночестве до конца своих земных дней. С очень ограниченным количеством еды и воды многие месяцы он будет снова ждать однажды посетившую его Благодать и будет жить в ней долго, долго. Кроме неё нет больше ничего на свете, ради чего стоит терпеть многочисленные муки, которым подвергается всё живое на этой земле.

Но мы, в отличие от монахов, не можем оторваться от повседневности, чтобы подготовить свою душу к вечности.

 

4.

Трагизм положения человека в мире в том, что ЗЛО преследует его в любом виде деятельности. В общественной жизни, в бизнесе – мы «погружены» во зло, как рыбы в океан. С ним надо считаться, от него никуда деться!

(В мире соперничающих гордынь множество своих символов и мифов, свой стиль и своя линия поведения. Добряка-«простофилю» сразу вычислят и превратят в жертву своих интересов).

Как верно заметил автор книги «Шаг змеи» Юрий Воробьевский: «подлинное добро по природе своей просто, однолично, чуждо всякой двойственности… а зло разнообразно и проникновенно.» (9)

Эта истина верна для в многих жизненных явлений и ситуаций.  В нашем земном мире не расслабишься. (Например, героине старинной пьесы Лопе де Вега «Собака на сене» нужен жених с графским титулом для того, чтобы, образно говоря, «встроиться» в систему светских отношений. Иначе попасть в неё нельзя.)

В лирической поэзии чаще всего встречается образ мечтательного доброго героя, который любит нежно и часто безутешно, и чаще всего, безответно, потому что не понимает Того, ЧЕМ руководствуется его избранница, или избранник в любовных отношениях. А они, часто интуитивно, по множеству признаков в поведении, сравнивают свои социальные статусы, примеряют к друг другу «размеры» тщеславного самомнения, Избранник должен быть достоин тебя, – шепчет бес-искуситель.

Постепенно вся будничная жизнь, образно говоря, выстраивается согласно требованиям искусителя, с помощью гордыни управляющей человеком.

В этих условиях, общие высокие слова и стихи о любви – это что-то вроде необходимая часть ритуала предварительного знакомства, дополнение к букету цветов и шампанскому.  Истинное отношение к друг другу участники любовного союза определят после того, как гордыня каждого найдёт своего избранника достойным себя и займётся завоеванием его сердца!

 

5.

Что бы человечество ни придумало для улучшения своей жизни, какие бы достижения научно-технического прогресса ни внедрялись, всё пытается использовать самая активная часть мирового сообщества в своих эгоистических целях. Авторитетные ученые Запада, например, еще полвека назад писали о том, что любому обществу для развития нужны мифы, нужны увлекающие большими масштабами общенациональные цели. (Вспомните, что сделал Голливуд для внедрения в сознание американцев мифа о великой Америке и т.д. и т.п.).

Постепенно самые здравомыслящие люди многих стран признают, что без решения общих задач нельзя добиться социальной сплоченности, а значит, и подлинного прогресса в государстве и обществе. Но гордыня не дремлет и заставляет выдумывать разные вредные теории. Например, некоторые российские учёные считают, что «культурная идентичность теперь, после смены общественного строя в России, уже не является наследственным фактором… акцент переносится на критику исторического опыта и деконструкции идеологических ресурсов, по существу конструируется заново» (10) Вот так и не иначе.

А есть ли какие-то продуктивные идеи у «конструкторов» новой культурной идентичности?   У нас, в России, идеологи рыночного пути развития, чаще всего, проповедуют откровенный эгоцентризм. Снова гордыня «разгулялась», снова ей тесно в «цепях» обязательств человека перед обществом. Пока, так же, как в былые времена, себялюбием тешимся, всё так же стремимся поднять самооценку любыми доступными нам средствами.  В подражание Западу появился у нас модернизм – международный стиль в искусстве и литературе для «элиты». Потом пришло время и постмодернизма, где: «. ..автор и художник не ищет связи ни с бытием, ни с историей, не стремиться соотнести свой опыт с традицией – духовно-философской или художественной.»
«Модерн – это отказ от личности с нормативной этикой и системами ценностей.» (11)

Вот так, гордыня опять подталкивает к «независимому» житию индивида, который не хочет ничего знать о его коллективных потребностях и задачах. В прессе уже начала двухтысячных годов вполне серьёзно начали обсуждать вопрос о том, что «социогуммантарные науки предлагают пересборку социального в виде коллективов и ассоциаций (Брюно Лутур) и отказ от категории общество в пользу «подвижной и свободно координируемой повседневной интеракции (Виктор Вахтайн)» (12)

Напомним, что интеракция – это вид социального взаимодействия, характеризующийся личным соприсутствием участников. Но ведь это только часть великого множества социальных связей.  В непрестанном движении и взаимодействии находятся огромные массы людей. Идеологи эгоцентризма, кажется, предлагают нам вернуться в дремучие времена крепостной России, где в тихих дворянских «гнёздах» ничего не мешало нашем привилегированным классам тешить свою барскую спесь!

Но в российском обществе, как и в любом другом, очень важно выстроить гармоничные отношения между разными социальными слоями для успешного решения государственных жизненно-важных проблем.

Здесь нужна общая идеология созидания!

г. Минусинск, февраль 2025 г

Примечания:
1) Русская народная линия.
2)  Иоанн Лествичник. «Лествица», стр.127
3) Уле Мартин Хейстар. «История сердца в мировой культуре», Москва, «Текст»,2009 г. Стр.9
4) М.В. Ляпон. Язык писателя. Лигвинистический эксперимент под контролем творческой интуиции». Издательский дом ЯИКЮ Москва, 2020 г., стр.265.
5) Преподобные старцы. Оптинские Жития и наставления.   «Свято-Введенская Оптинская Пустынь.», 2006 г., стр.358
6) Журнал «Новый мир», № 6, 2007 г. Стр.230
7) Уле Мартин Хейстад «История сердца в мировой  культуре от античности до современности.»  Москва.  2009 г.,  стр. 64
 «Изобилие и аскеза в русской литературе»,  (сборник статей, Москва НЛО 2020г., стр.46
8) Юрий Воробьевский. «Шаг змеи» Москва.2018 г., стр 10.
9) О.А. Жукова*. «Опыт о русской культуре (философия истории, литературы и  искусства», Москва,2019 г. ООО «Согласие», стр. 521
10) Там же.
11) Там же. Стр.535
12) Новый мир.2020, №1. Стр.235
___________
* Ольга Анатольевна Жукова - доктор философских наук. профессор, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Наш канал
на
Дзен

Вверх

Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта
Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-"

Комментариев:

Вернуться на главную