Василий СМИРНОВ, кандидат философских наук (Великий Новгород)

СИМПТОМЫ

<<< Ранее      Далее >>>

 
 
 

23.09.2019 г.

Триумф второго коридора 

Сейчас во многих российских ВУЗах проводится эксперимент по реформированию системы образования, его переводу с "классической модели", для которой характерны такие черты, как научность, фундаментальность, абстрактность, системность, на "неклассическую модель" (вариативность, индивидуализация, проектный принцип работы, практикоориентированность).

Аргументы сторонников "второго" пути сводятся к тому, что классическая модель себя исчерпала, и выпускники российских ВУЗов, головы которых набиты "бесполезными" абстрактными знаниями, никому не нужны. Университет должен не давать знания, а прививать "желания самому эти знания находить".

Как известно, в нашем мире все новое - это уже кем-то проверенное старое, и "неклассическая модель" давно была внедрена на Западе, где она функционирует параллельно с классической.

Как писал Кара-Мурза, на Западе для подготовки элиты, которая должна управлять массой разделенных индивидов, была создана своя особая школа (школа "первого коридора"), основанная на принципах классического "университетского" образования, ориентированного на фундаментальные дисциплины, где главная цель - на каждом уровне дать целостный свод принципов бытия и научить человека свободно и независимо мыслить.

Именно по такому пути шла и советская система образования. В этом была ее уникальность - она давала классическое элитное образование всем без исключения советским гражданам. Причем как на уровне средней школы, так и на уровне ВУЗа - в каждой республике, в каждом городе Советского Союза! Похоже, мы еще до сих пор не осознали, какую уникальную систему образования потеряли.

Запад пошел по иному пути.

Охваченное образованием население тщательно разделялось и разделяется на два неравных потока, которые направляются в два разных типа школы: классическое, предназначенное для меньшинства, и "практикоориентированное" — для большинства ("школа второго коридора").

Первые должны получать знания, которые позволят им управлять массами, вторые - знания, необходимые для того, чтобы вписаться в требования буржуазного общества, но не более. Суть образования для масс заключается в том, что науки излагаются не систематически и абстрактно, а с большим акцентом на эмпирику и практику.

Это псевдоконкретное преподавание позволяет устранять барьеры, которые в классическом образовании разделяют дисциплины. Например, студент для перевода на следующий семестр должен накопить определенное количество "кредитов", выбирая из "общеуниверситетского пула" разные дисциплины на свое усмотрение. Например, в течение одного семестра, студент-гуманитарий может изучать следующие предметы: «Инструменты эффективной коммуникации: рассказ как жанр, наука и искусство», «История правовой и политической мысли», «Прошлое в настоящем: люди, города, страны». Каким образом эффективная коммуникация связана с "прошлым в настоящем города" не понятно совершенно. Никакой подготовки к реальной жизни это обучение не дает, лишая в то же время фундаментальных "абстрактных" знаний, которые как раз и позволяют "осваивать" конкретные жизненные ситуации. Более того, когда студенту в голову вносится неупорядоченная, несистематизированная информация, это создает в его мышлении совершеннейший хаос (феномен так называемого мозаичного или клипового мышления). 

С точки зрения методики преподавания, в школе "второго коридора" (для массы) господствует "педагогика лени и вседозволенности", которая прикрывается красивыми словами о "творческой самореализации", "ослаблении диктата стандартов", "индивидуальном подходе" и прочими фразами. Западные социологи даже делают вывод: используемый здесь "активный метод" обучения поощряет беспорядок, крик, бесконтрольное выражение учениками эмоций. Тогда как в школе для элиты — учеников сызмальства приучают подчиняться жестким нормам и почти военной дисциплине. Все в соответствии со старым принципом: "хочешь научиться управлять другими, научись управлять собой".

Почитайте "Бремя страстей человеческих" Моэма, там юный джентри Филипп как раз и попал в такую школу для элиты - с предельно жесткой дисциплиной. С другой стороны, школа для масс хорошо показана в одноименном фильме Гай Германики "Школа", там как раз нет никаких "сковывающих индивидуальность" норм: девятиклассники обладают полной и неограниченной свободой (пьют, курят, совокупляются, хамят учителям, посещают уроки когда хотят, могут сидеть с ногами на парте и т.д.). Легко догадаться, кем они будут когда закончат такую школу - уборщиками в Макдоналдсе, в лучшем случае. Так возникла раздвоенная, разделенная социально школьная система, направляющая поток детей в два коридора.

Понятно, зачем это нужно было исторически на Западе. Там школа как социальный институт воспроизводит два класса - элиту и массы. Возникает вопрос: зачем в РФ идет замена классической модели, которая дала миру множество величайших открытий и ученых на "школу второго коридора"?

И тут можно воспользоваться классическим римским принципом quo prodest, "кому выгодно?". Никакой теории заговора, все имеет свои основания.

С одной стороны, нашей элите проще манипулировать людьми с "мозаичным мышлением". С другой стороны, сейчас на рынках образовательных услуг существует жесткая конкуренция. Образование - это, в первую очередь, деньги. А зачем Западу лишние конкуренты? Вот они через своих сторонников и разрушают нашу систему образования под видом её реформирования и "индивидуализации" в ущерб нормам.

Любой управленец вам подтвердит: хочешь развалить какую-то систему кооперации, устрани нормы и позволь исполнителям заниматься тем, чем они хотят. После этого начнется самопроизвольный развал некогда нормально функционирующей кооперации и она окончательно перестанет выдавать хоть какой-то качественный продукт. 

Ортега-и-Гассет писал, что невозможно создать нацию там, где торжествуют индивидуализм и субъективизм, и где культивируется одна особенность: каждый в отдельности делает лишь то, что ему хочется, не подчиняясь никакой иной норме, кроме своей свободной воли.

Это значит, что образование должно быть процессом, посредством которого биологические, т. е. естественные импульсы человека подчиняются идеалам и начинают функционировать в соответствии с выводимыми из них стандартами. Без целостного образования не может быть ни нации, ни культуры. И об этом стоит понмить, прежде чем в очередной раз бросаться в омут реформирования.

 

Наш канал на Яндекс-Дзен

Вверх

Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта
Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-"

Комментариев:

Вернуться на главную