Василий СМИРНОВ, кандидат философских наук (Великий Новгород)

СИМПТОМЫ

<<< Ранее      Далее >>>

 
 
 

26.09.2019 г.

Разгром первого коридора

Позавчера я посетил одну весьма интересную лекцию, где нам поведали про новую образовательную модель обучения. В настоящее время она внедряется в ряде «пилотных» ВУЗов (НГУ им. Лобачевского, Уральском федеральном университете и ряде других), и есть все основания предполагать, что скоро эта модель распространится и на другие университеты. Лектор, приятная женщина лет сорока, поведала нам про логику внедрения данной системы в образовательный процесс. 

По её словам, у нынешних выпускников университетов недостаточно практических навыков для работы (так считает 90% российских работодателей, по данным опроса Росстата и НИУ ВШЭ). При этом более 25% выпускников получают избыточны знания. С точки зрения авторов «новой образовательной модели», функционирующие сейчас в нашей системе образования вступительные экзамены, оценки и учителя-«репродукторы» (т.е. преподаватели, которые «фронтально» транслирует информацию на большую аудиторию) уже устарели. Оценки выставляются, главным образом, за способность пересказать на экзамене или зачете материал, изложенный преподавателем. Тогда как сам этот материал может устареть уже в тот момент, когда профессор зачитывает его с кафедры, ибо современный мир динамичен и изменчив, новые знания возникают буквально каждую минуту. Нет никакой необходимости заучивать авторские учебники, поскольку содержание этих учебников по большинству предметов перестает быть актуальным буквально в момент выхода книги из типографии. Что уж говорить про пособия трех-, пяти-, десятилетней давности. Исходя из этой логики, скоро не будет нужен и сам диплом, ибо что есть диплом, как не совокупность оценок по разным предметам? Ну а если пойти еще дальше, то можно сделать смелый вывод, что через N-ое количество лет не будет нужна уже и школа вместе с Университетом. Современные молодые люди проводят в Интернете не менее 6 часов ежедневно, в настоящее время Сеть – основной источник их знаний об окружающем мире. Там можно почерпнуть самую актуальную и новую информацию по каждому вопросу. Следовательно, зачем насильно тащить молодежь в пыльные аудитории, где уставшие преподаватели на лекциях тусклыми голосами будут зачитывать устаревший по содержанию материал, а результатом всего этого станет получение абсолютно бесполезной «корки», которая совершенно не гарантирует трудоустройство, ибо «у выпускников университетов недостаточно практических навыков для работы»…? 

Вместо старой классической модели предлагается так называемый проектный или тьюторский подход. Основной целью образования должна стать не попытка напихать в голову студента бесполезные и утратившие актуальность знания, а возможность сформировать у него, во-первых, способность самостоятельного поиска нужной информации, а, во-вторых, умение «работать в группах на общий результат в виде определенного продукта». Если студент научится кооперироваться в проектные группы с представителями других специальностей (под мудрым руководством тьютора), то он и после окончания ВУЗа сможет, что называется, «найти свое место под Солнцем». Выдавать «на гора» инновации, и, тем самым, быть всегда «на плаву». Красиво звучит? Вроде, и красиво и логично. Поэтому большинство сидящих в аудитории радостно кивают головами. В знак согласия с тезисами выступающего. 

Но если поглубже вникнуть в суть того, что нам предлагают, то радость постепенно сменится печалью. Из целого набора иностранных наукообразных терминов и слов («развитие образовательных траекторий».., «формирование паспорта компетенций».., «развитие виртуальных тьюторов и менторских сетей».., «провокативные образовательные среды».., «обучение в нейронет-группах»…) я четко вычленил для себя следующую идею. Сейчас наше высшее образование (сначала, как эксперимент, на пилотных ВУЗах, а потом, это новшество распространится и на остальные институты) под сенью красивых иностранных терминов будут медленно, но верно поворачивать в сторону дистанционности и виртуальности. Чем это обернётся на практике? Несложно догадаться. В настоящее время классический Университет – это сложная система, где есть множество факультетов с сотнями преподавателей и тысячами студентов. Помимо преподавателей в ВУЗе работают охранники, уборщицы, вахтёры, библиотекари и т.д. Всем им нужно платить зарплаты. Кроме того, Университет это аудитории, столовые, библиотеки, общежития, лаборатории и спортивные залы, которые потребляют много тепла, света и воды. На всё это тоже нужны большие деньги. И вот здесь, мы подошли к самому главному. Заменив реальные группы виртуальными, загнав студентов на дистанционные курсы и переведя большую часть образовательного процесса в область «онлайн»-обучения, наняв вместо преподавателей (подготовка которых стоит дорого) «тьюторов» и «менторов», и вообще, выведя обучение из реальных стен в виртуальные, есть возможность сэкономить очень приличные бюджетные средства. Зачем нам эти университеты и школы, ведь есть же Интернет! Перефразируя известное выражение: «о чем бы ни говорила молодая барышня, она думает о любви», можно с уверенностью сказать - о чем бы ни говорили «эффективные менеджеры», они думают, в первую очередь, об экономии. Если просто заявить преподавателями и студентам: «ребята, вы слишком дорогие для нашего бюджета, поэтому расходимся», то это вызовет, мягко говоря, непонимание и протест. Нужно сделать так, чтобы намечаемое реформирование казалось оправданным и современным. В первую очередь, в глазах всего общества. Отсюда и красивые слова про инновации, проекты, коворкинг, нейросети, наставников и прочее. 

Ну а что касается инноваций, которые и должны выдавать студенты, я считаю, что, прежде чем говорить, о развитии, надо сначала восстановить простое функционирование страны.

Когда наша промышленность еле дышит, задавленная огромными кредитными ставками, иностранной конкуренцией и низким платежеспособным спросом населения.., когда бизнес едва сводит концы с концами.., а население пребывает в бедности, тратя все деньги на еду и коммуналку.., то возникает резонный вопрос: кто будет потреблять эти самые инновации?

Неслучайно, большевики после разрушительной гражданской войны сначала восстановили торговлю, сельское хозяйство и экономику, дав вздохнуть населению в рамках НЭП, и только потом перешли к индустриализации.

Нельзя из упадка сразу перейти к развитию. Сначала восстановление (чтобы экономика производила, сельское хозяйство кормило, медицина лечила, образование учило и т.д.), и только потом развитие и инновации.

Современные ВУЗы – это кооперативные системы, и если в каком-то звене данной кооперации отсутствует чётко налаженная деятельность, то провал всей кооперации не за горами. Закон успешного управления гласит: «Нельзя браться за решение конкретной задачи, не решив её в общем виде». К сожалению, этот закон постоянно нарушается в реальной практике. Задача образования – не «учить работать в командах», а готовить кадры для страны. 

Я опасаюсь, что все эти эксперименты сделают наше образование даже не «школой второго коридора» (о чем я писал в предыдущей заметке), а просто дезорганизуют его как систему. Ницше писал: «Когда на Земле останется последний человек, он будет смотреть на звёзды и спрашивать: «что это»? Боюсь, что уже через 15 лет этот вопрос будут задавать многие студенты из РФ, отучившиеся в новой «провокативной образовательной среде»...

 

Наш канал на Яндекс-Дзен

Вверх

Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта
Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-"

Комментариев:

Вернуться на главную