Авторская рубрика Андрея СМОЛИНА (Вологда)
ПИСЬМА ИЗ ПРОВИНЦИИ
ранее>>>

20 октября 2021 г.

СЕРГЕЙ ЧУХИН. ПОСЛЕСЛОВИЕ К СУДЬБЕ

Надо начать с того, что Сергей Чухин завершил ту самую «вологодскую школу», о которой стало известно в 1970 году. Сейчас делаются попытки реанимировать само понятие. Вроде «вологодская школа 2.0», но это не пройдёт. У нынешней «вологодской» литературы нет целостности и цельности. Она давно раздроблена на группочки и фрагменты. До прежнего всеобщего признания ей уже, вероятно, никогда не дойти.

Так вот, Сергей Чухин по возрасту оказался самым младшим в той «школе». Напомню имена поэтов, которым мы и относим вологодской словесности в начале-середине ХХ века: А.Яшин, С.Орлов, С.Викулов, В.Дементьев, В.Белов, А.Романов, О.Фокина, В.Коротаев, Л.Беляев… и Сергей Чухин. (Сейчас, постфактум, мы причисляет сюда и Нину Груздеву, но это особый разговор.) 

Сергей Валентинович Чухин родился 12 октября 1945 года, а трагически погиб 16 октября 1985 года. По-моему, нельзя стенать по поводу «короткой» или «длинной» жизни. Недавно один чудак написал про Н.Рубцова, что в 35 лет он стоял «на пороге жизни»(!). Себе-то он отмерил, видимо, лет 200. Словом, не разницей между двумя датами отмеряется наше отношение к жизни выдающегося человека, а его достижениями в духовной сфере.

Тем более, опять-таки к слову, мы обнаружим, что никакой особенной биографии у Сергея Чухина не случилось. Деревенское детство, сельская школа, Вологодский пединститут, потом перевод в Литературный, работа в районных изданиях и областной газете «Вологодский комсомолец». Публиковаться начал ещё в школьные годы, при жизни вышло 6 сборников стихов. Ещё два посмертных, если я что-то не упустил в последнее время. Критика особо явление поэта Чухина не заметила. Хотя как сказать…

Не будет сейчас откровением, что очень долго Сергея Чухина рассматривали в плеяде Николая Рубцова. Сам Сергей Валентинович считал себя не только другом Рубцова, но и учителем. Отчасти это так и было. Николай Рубцов был общественным редактором первой книжицы С.Чухина «Горница». Да и судя по воспоминаниям Сергея Валентиновича, старший товарищ много и дельно подсказывал какие-то тонкости в его стихах. Заметим по ходу, что понятие «плеяда» довольно сложное. Отчетливо известная лишь «Пушкинская плеяда». Из других – «Есенинская», куда входило большинство «новокрестьянских» поэтов.

По поводу Николая Рубцова мы тоже говорим, что есть «Рубцовская плеяда». Даже с ходу назову имена: Сергей Чухин, Нина Груздева, Герман Александров, Евгений Маркин, Борис Шишаев, Василий Нечунаев…  Можно всё это отнести к «играм» критиков. Но им тем более нужна известная упорядочность литературного процесса. Имя Сергея Чухина не зря первым в этом списке. Здесь сопричастность к Рубцову не только дружеская, но и идейно-творческая. Дело тут и в материале для стихов. И в тех смыслах, которые оба поэта вкладывали в свои произведения. А это русская действительность «советского периода». Кстати, и жизнь свою оба закончили на одной и той же должности – литературный консультант газеты «Вологодский комсомолец». Отметим и этот факт, хотя, понятно, не самый существенный в пересечении судеб обоих поэтов.

Тема «Рубцовской плеяды», на мой взгляд, острее всего отражена в стихотворении Сергея Чухина «Уходим за последними грибами». Оно имеет посвящение «Н.Рубцову», написано ещё при жизни Николая Михайловича. Вероятно, даже читано им. Жаль, что мы не узнаем сути разговора, которое могло возникнуть между поэтами. Но читаем:

Уходим за последними грибами
Под крапающим изредка дождём.
Хотя отлично понимаем сами,
Что ничего сегодня не найдём.
Уходим за последними грибами,
И для согрева пробуем бежать,
И сигаретки тёплые губами
Стараемся подольше подержать.
На пустоши давно ли огребали
Просушенное сено… А сейчас
Уходим за последними грибами –
За первыми ходили и без нас.

У меня к этому стихотворению много вопросов! В частности, стоило ли трижды в 12 строках повторять этот рефрен «Уходим за последними грибами»? Сергей к тому времени был уже опытный стихотворец. Значит, он понимал, что такое экономия лексических средств. И тем не менее… Такие же вопросы вызывает и 4-8 строки. Есть заметный разрыв шаблона: «уходим» – «бежим». Здесь не только динамика действия, но и явное противоречие к зачину стихотворения. Иногда я себя оговариваю тем, что, возможно, произведение Сергея Валентиновича написано в предчувствии гибели Рубцова. Тогда «последние грибы», действительно, явный рубеж самого важного. Заметим, что и местоимения «мы» тоже нет в тексте, хотя это «мы» легко читается между строк. Случайная оговорка? Или намёк на то, что тут не только двое – Рубцов и Чухин, но и ещё кто-то есть. Стоит обратить внимание и на второй (условный) катрен. Можно ли курить на бегу? Нужна ли была такая подробность в этом тексте? А образ «последних грибов» раз за разом требует новых уточнений…

В творчестве С.Чухина очень мало таких стихов, которые оставили так много вопросов. Наоборот, как я понимаю, поэт всегда стремился быть отчетливым в обозначении своих смыслов и мотивов. Почему же тогда он не в первом-втором ряду внимания, хотя бы вологжан. Даже прошедший в прошлом году юбилей так и остался, по сути, событием районного масштаба.

В чём тут дело?

Вернёмся ещё раз к теме «Рубцов и Чухин». Тут сравнение уместно, оно уточняет некоторые наши посылы. Где-то там выше я уже отмечал, что у Сергея Чухина практически нет заметной биографии. То есть и реальный опыт жизни был заужен. А как мы знаем, того же Рубцова подвижная и переменчивая жизнь обогатила множеством впечатлений, которые он в разной степени переложил в стихи. Соответственно, он максимально расширил круг своих читателей. Те, кто бывал на Цыпиной горе в Кирилловском районе Вологодской области, легко представят огромный простор и русские виды на десятки километров, а это всё видел Рубцов. Это может быть метафорой его творчества. Ничего подобного у Сергея Чухина нет. Его кругозор сравни пребыванию на лесной тропе или на берегу небольшой реки. Как мы понимаем, у поэтов разные впечатления, разные чувства. Не буду приводить примеры из Рубцова, но вот довольно показательное стихотворение Сергея Чухина:

Снова на родимой стороне.
Снова я у мамы, да у печки,
Да в лесу, да в поле, да у речки…
Больше ничего не надо мне.
Разве окунишек на уху
Да грибов каких-нибудь десяток.
Каждому скажу как на духу –
Вот и весь и хлеб мой, и достаток.
Снова тропы старые торю,
Молодые годы вспоминаю
С ощущеньем жизни на краю,
И не видно ни конца, ни краю…

Думаю, что это одно из тех стихотворений, которые принято называть «программным». А психологи назвали бы это «зоной комфорта». «Старые тропы» привлекательней новых, а ощущение жизни «на краю» в прямом смысле, а не только как предчувствие смерти. Мы и дальше, по преимуществу, увидели лирического героя Чухина в рощицах, на лугах, в лесочках, на берегах речонок, в каких-то почти заброшенных деревушках. В этом желание остаться «природным человеком», живущим по зову своей души. Но в этом и вызов урбанизированному сознанию, отторжение «мегаполиса». А «мегаполис» победил! И стихи Сергея Чухина всё меньше, предположим, понятны горожан даже во втором-третьем поколении. Мало того, что его стихи теперь и недоступны широкому читателю. Они уже могут и не заинтересовать «клиптовое» сознание молодых россиян. Думаю, что в этом очень скромное признание творчества С.Чухина в наше время.

Между тем у С.Чухина есть несколько стихотворений «философской лирики». В них отчетливо видим те духовные ценности, которым следовал в жизни поэт. Вот этот отрывок из стихотворения, посвящённого Глебу Горбовскому.

Продвигаюсь к вечному порогу.
До  чего ж не хочется идти!
Только как забыть про ту дорогу
Или сбиться где-нибудь в пути?..
Так я всё люблю! И даже жутко,
Что в последний раз отмерит взгляд,
Как в сырой канаве незабудки
Рядом с маргаритками стоят.
И всему земному мирозданью
Где цветёт и золотится май,
Каждый день шепчу я: «До свиданья…»
Каждый день боюсь сказать: «Прощай…»

В мотивах прощания мы слышим истину: жизнь прекрасна! Это для Чухина в явных приоритетах. «Ценность жизни – в самой жизни», уже не помню, кто из великих и сказал. Чухин тоже это понимал. Но основу жизни видит не в чём-то материальном, а в истине духовной. Например, совести:

…Но легче будет писать
Вдвоём,
Если,
Навек условясь,
Рядом с тобой –
Поводырём
Незамутнённая
Совесть…

Особенность поэзии Сергея Чухина и в том, что у него мало, почти нет, ролевых персонажей. Он, прежде всего, заточен на свои чувства или переживания. Но они настолько искренни, что веришь поэту беззаговорочно. Так хочется, чтобы Сергею Чухину поверило как можно больше читателей. Хочу в это верить.

Система Orphus

Вверх

Внимание! Если вы заметили в тексте ошибку, выделите ее и нажмите "Ctrl"+"Enter"
Комментариев:

Вернуться на главную