Александр СМЫШЛЯЕВ, писатель

ВСТРЕЧИ И УРОКИ КАМЧАТСКИХ ИСТОРИЧЕСКИХ ЧТЕНИЙ

Два дня, 19 и 20 октября 2011 года в Петропавловске-Камчатском проходили V Международные исторические Свято-Иннокентьевские чтения, посвященные 270-летию выхода России к берегам Америки ( 1741 г .). Не часто на Камчатке собираются представители мировой и даже российской научной элиты, поэтому интерес к чтениям оказался большим. Поприветствовать участников пришли губернатор края В. И. Илюхин и председатель Законодательного собрания Б. А. Невзоров. Специально на чтения приехали митрополит Приамурский Игнатий, епископ Уссурийский, викарий Владивостокской епархии Иннокентий и протоиерей из Иркутска Евгений Старцев.

Иерархи Русской Православной церкви не просто придали чтениям солидности и веса своим присутствием, а привезли и озвучили интересные доклады. А выступление митрополита Игнатия стало ключевым для понимания роли Православия в истории всей Дальней России, в том числе Русской Америки и Камчатки.

Апостолом Америки и Сибири называли и называют Святителя Иннокентия Вениаминова, чье имя носят камчатские исторические чтения. Будущий святитель родился в селе Агинском Иркутской епархии и окончил Иркутскую духовную семинарию. Именно из Иркутска в 1823 году отец Иоанн (он тогда носил свое имя, данное при рождении) отправился в Русскую Америку. В 1840 году он был рукоположен в архимандриты с именем Иннокентия, а 15 декабря 1840 года стал епископом вновь образованной Камчатской, Курильской и Алеутской епархии. Так имя Иннокентия Вениаминова навсегда слилось с Дальней Россией, в том числе Русской Америкой. Мы еще не до конца осознали роль этого выдающегося человека, святителя в освоении дальних российских земель, в просвещении их населения. Полтора века прошло с тех пор, как русские покинули Аляску, а там продолжают существовать приходы Русской Православной церкви, не перебили православия ни католицизм, ни протестантство, ни другие религии. Не хотят их аляскинские аборигены. Разве это случайно?

История и Православие

О неразрывной связи Православия с историей говорилось на чтениях много. Как никогда ранее именно эти чтения показали, что наша историческая наука, в том числе на Камчатке, продолжает по большому счету если не игнорировать эту связь, то не считать ее важной. Ключом к истории специалисты выбирают что угодно, только не религию, в нашем случае – Православие, которое в их работах, конечно же, присутствует, но косвенно, как обычная неотъемлемая часть.

«Нужен выход исторической науки за пределы сложившегося шифра, - говорил в этой связи доктор исторических наук, профессор, ведущий научный сотрудник Института всеобщей истории РАН Александр Юрьевич Петров. – Православие – вот ключ, открывающий практически все исторические темы Камчатки. Вся ее история тесно связана с церковью».

Увы, этим ключом никто еще не воспользовался. Мы не найдем в работах региональных историков достаточно полно разработанной церковной темы. Но много исследуют эту тему краеведы. Приамурский митрополит Игнатий, выступая на круглом столе 20 октября, подчеркнул, что единственной работой, пусть не полной, но достаточно стройной, системной является трехтомник Артура Изосимовича Белашова по истории Православия на Камчатке. У профессиональных историков ничего подобного нет. Мало того, они словно и не замечают этой важной работы.

Правда, профессор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Андрей Борисович Ефимов сообщил присутствующим хоть одну отрадную весть: студентка университета, наша землячка Елена Глинчикова в качестве дипломной работы взяла тему «История закрытия храмов на Камчатке». При соответствующей доработке ее труд может стать кандидатской диссертацией. Но, опять же, можно ли считать Елену Глинчикову историком? Наверное, нет, историки ее в свои ряды не примут, оставив в краеведах.

Историки и краеведы

Это еще одна тема, впервые прозвучавшая так конкретно на этих чтениях, точнее – на круглом столе в стенах бывшего исторического факультета КамГУ им. Беринга. Чем отличаются историки от краеведов? Корректно ли их путать? Имеет ли право на существование термин «историк-краевед»?

Историки занимаются наукой историей. А краеведы, как многие считают, лишь склёвывают исторические зернышки, чтобы рассказать о них народу в своих публикациях. Первые – профессионалы, вторые – любители. Как бы ни тужился краевед, до обобщений ему не дойти, и работы его историками признаны не будут, ссылаться на них они не станут за редким исключением. Хотя, с другой стороны, работы историков зачастую остаются неизвестными для широкого круга читателей и служат лишь справочной литературой для их коллег, краеведов же читают массы, и на основе их работ познают историю. Краеведы – зачастую литераторы, писатели, историки же пишут сухим, научным языком, который не может увлечь читателя. Да и не стремятся историки писать для масс. Таких можно по пальцам пересчитать.

Но, в то же время, именно историки призывают краеведов подстраиваться под их систему работы при изложении материала. «Вот тогда книгу можно считать книгой, хотя ссылаться на нее историку - все равно не профессионально». Они требуют от краеведов правильных ссылок на источники и наличия полного справочного аппарата. «Вот тогда можно было бы совместно поработать». При этом не признается, что читателю не интересно будет пробираться сквозь научность текста и многочисленные ссылки. Именно поэтому для краеведа, как популяризатора истории, это мало приемлемо.

Искусство ради искусства существовало всегда. Но, все же, востребованным было и остается искусство для народа. Поэтому, нужен обратный путь: историкам к краеведам. Наиболее влиятельные, яркие историки нашей страны так и делают, потому и становятся влиятельными и яркими.

На круглом столе, организованном в рамках чтений, заведующая кафедрой истории и философии КамГУ Н. В. Толкачёва перечислила «белые пятна» истории Камчатки, среди которых оказалась, в принципе, вся история полуострова. Слушая уважаемого специалиста, оставалось только недоумевать: как так получилось, что нога историка в крае вообще не ступала? Нога краеведа – да, истоптала почти всю Камчатку, но она для науки истории, получается, не в счет.

Не в счет упомянутая выше большая работа А. И. Белашова по истории Православия на Камчатке. Не в счет работы В. П. Пустовита по истории гражданского противостояния на полуострове в период 1917 – 1922 гг. Не в счет книги Н. С. Киселевой о Петропавловской обороне 1854 года, как и подобные работы адмирала Щедрина. Не в счет исследования и публикации С. И. Вахрина о камчатских ссыльных. И т.д. Белых пятен эти труды не стерли? Для историков – возможно. Для людей, интересующихся историей, рассказали доступно и достаточно полно.

Изучение Камчатки

У нас нет Общества по изучению Камчатского края наподобие, например, давно существующего Общества по изучению Приамурского края. Хабаровчане получают государственную поддержку в лице краевой власти, мы не получаем ничего, т.к. разбились на несколько отдельных «клубов» - Крашенинниковское краеведческое общество, Камчатский отдел Русского географического общества и т.д.

Иногородние и зарубежные гости Свято-Иннокентьевских чтений посетили собрание Крашенинниковского общества, в которое входят ведущие краеведы Камчатки. Состоялся интереснейший разговор, в котором были затронуты многие вопросы. Говорили и о том, что Москва не знает наших работ и практически не использует региональные источники исторической информации, в том числе архивные материалы регионов. Местные же исследователи зачастую сталкиваются с закрытостью для них информации из центра. Традиционно в России центр прямо игнорирует регионы, и даже многие специализированные мероприятия проводит без наших представителей. А наши власти не спешат отправлять на такие мероприятия специалистов, предпочитая посылать «своих» - чиновников или депутатов. Понятно, что такие «выстрелы» - мимо.

На круглом столе прозвучало предложение регулярно устраивать в Москве «Дни Камчатки», но ведь такие дни там устраиваются, хотя, по отзывам москвичей, создают нашему краю имидж дикой, экзотической страны, где живут лишь аборигены, рыбаки и охотники. По их представлениям, нет на Камчатке своих писателей, художников и вообще культурных людей. Культура на таких Днях представлена традиционно лишь танцевальными коллективами северян и детьми, реже – музыкантами, и уж совсем редко (а то и никогда) берут туда писателей со своими книгами и художников с картинами. Считается, что это в наше время ни к чему. И остаются до сих пор злободневными слова Пушкина о Камчатке: «Земля гористая и печальная…» - таков наш имидж у многих россиян.

Заключение

Исторические Свято-Иннокентьевские чтения на этот раз дали очень много всем их участникам. Они о многом заставили задуматься. Спасибо их устроителям и прекрасным, интересным гостям. Хочется надеяться, что и мы им понравились.

Вернуться на главную