VIII Твардовские чтения прошли в Смоленске

20 – 21 декабря в Смоленске состоялись VIII общественно-научные Твардовские чтения.

В этот раз мероприятие, в организации которого приняли участие департамент Смоленской области по культуре и туризму, областная универсальная библиотека имени А. Т. Твардовского, Общественный совет Твардовских чтений, возглавляемый членом Союза писателей России, доктором филологических наук, профессором кафедры литературы и методики ее преподавания Смоленского государственного университета Виктором Ильиным, было посвящено 70-летию поэмы «Василий Тёркин».

Из Москвы приехала старшая дочь Александра Трифоновича, доктор исторических наук Валентина Александровна Твардовская. К сожалению, не смог приехать известный критик, литературовед, писатель, исследователь жизни и творчества А. Твардовского, участник Великой Отечественной войны – Андрей Михайлович Турков.

С приветственным словом к собравшимся в Большом зале им. А. Т. Твардовского обратились главный специалист департамента по культуре Ольга Грибкова, директор СОУБ им. А. Т. Твардовского Ольга Мальцева.

Участники Твардовских чтений минутой молчания почтили память замечательного поэта, автора таких известных стихотворений, ставших песнями, как «Я люблю тебя, жизнь» (одна из любимых песен первого космонавта планеты Ю. А. Гагарина), «Алёша», «Вальс расставания» – Константина Яковлевича Ваншенкина, ушедшего из жизни 15 декабря 2012 года. Участникам чтений был продемонстрирован отрывок из документального фильма о К. Ваншенкине (авторы член Союза писателей России Владимир Королёв и журналист Дмитрий Прудников), снятого 7 мая 2010 г., где Константин Яковлевич рассказывает об А. Твардовском. К. Ваншенкин, лауреат литературной премии им. А. Т. Твардовского, называет Александра Трифоновича поэтом, применительно к которому понятие великий выглядит естественно, а его разностороннюю творческую, государственную, общественную деятельность, в целом, считает – огромным явлением в жизни страны.

Профессор В. Ильин рассказал об истории создания поэмы «Василий Тёркин». «… Я давно уже не верю в эти фельетончики, давно хочу писать всерьез и давно уже понес из-за этого неприятности…» – писал А. Твардовский (военный корреспондент газеты Западного фронта «Красноармейская правда») в одном из писем жене в июне 1942 г. – И надо было, чтобы в это самое время у меня явилась радостная мысль работать над своим «Теркиным» на новой широкой основе. Я начал – и пошло, пошло… и вскоре у меня было уже такое ощущение, что без этой работы мне ни жить, ни спать, ни есть, ни пить. Что это мой подвиг на войне».

При написании поэмы поэт испытывал небывалые вдохновение, творческий подъем, работая, как А. Пушкин, не только над настоящим, но и устремляясь в будущее… Так, что спустя многие десятилетия с момента создания «Книги про бойца» интерес к ней не угас. В последние годы написаны новые книги, статьи, в том числе за рубежом, посвященные как автору, так и его знаменитому произведению, в свое время получившему восторженный отзыв «никогда не ошибающегося» в оценках И. Бунина: «Это поистине редкая книга: какая свобода, какая чудесная удаль, какая меткость, точность во всем и какой необыкновенный народный, солдатский язык – ни сучка, ни задоринки, ни единого фальшивого, готового, то есть литературно-пошлого слова!».

Основную часть своего выступления Валентина Александровна посвятила другой круглой дате – 50-летию публикации повести А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича». В ноябре 1962 г. повесть была опубликована в журнале «Новый мир», который возглавлял А. Твардовский и которому пришлось приложить немало усилий, чтобы публикация стала свершившимся фактом.

Однако, спустя 50 лет роль А. Твардовского, по мнению В.Твардовской, оказалась существенно приниженной. Более того, в некоторых публикациях грубо искажена сама личность главного редактора «Нового мира», в чей кабинет якобы невозможно было попасть (искажена и обстановка, атмосфера в редакции передового журнала, представленная как некое болото). А солженицынская повесть будто бы оказалась у А. Твардовского исключительно благодаря неимоверным усилиям старшего редактора отдела прозы редакции «Нового мира» Анны Берзер, которой удалось «пробиться», «прорваться» в редакторский кабинет, каким-то образом обманув всех, кто ей в этом препятствовал. Между тем, по словам В. Твардовской, двери рабочего кабинета ее отца всегда были открыты. Когда бы она ни пришла в редакцию, каждый раз приходилось дожидаться очереди, чтобы зайти к отцу – у него постоянно находились посетители.

Сам А. Солженицын сетовал на то, что А. Твардовский затянул с публикацией повести на целый год, и этот год прошел для будущего нобелевского лауреата впустую. По мысли Валентины Александровны, А. Твардовский не тянул с публикацией – столько времени потребовалось, чтобы получить разрешение ее печатать (так, например, чтобы добиться разрешения напечатать «белогвардейские» стихи Марины Цветаевой, главному редактору «Нового мира» потребовалось несколько лет).

В. Твардовская отметила, что вдова А. Солженицына Наталия Дмитриевна Солженицына в устной форме подчеркивала огромную роль А. Твардовского в публикации повести «Один день Ивана Денисовича», без А. Твардовского публикация могла бы вовсе не состояться. Валентина Александровна напомнила, что в свое время А. Солженицын, не выделяя А. Твардовского из ряда других поэтов, утверждая, что в «Василии Тёркине» нет полной правды о войне (а разве, заметила В. Твардовская, сам А. Солженицын сказал значительное слово о войне?), в своих письмах говорил об А. Твардовском, как о едва ли не лучшем поэте, призывал своих друзей читать выступление А. Твардовского на XXII съезде КПСС, в котором поэт сказал о том, что литература должна быть правдивой, честной, в этом нуждаются читатели…

Доктор философских наук, профессор, вице-президент Российской академии политической науки, автор «Нового мира» в период руководства журналом А. Твардовским – Г. Водолазов (Москва) оказался в числе тех честных людей, кто забрал из журнала подготовленные к публикации статьи, узнав о том, что А. Твардовский снят с должности главного редактора. Это был протест. Григорий Григорьевич выделил несколько особенностей, связанных с «Новым миром» А. Твардовского.

Журнал того периода был уникальным явлением, не получившим полной, объективной оценки до сегодняшнего дня. Являя собой политическую, культурную оппозицию правящей партии, «Новый мир» противостоял тому, чтобы писатель выступал в роли обслуживающей челяди; писатель должен быть голосом народа… Другая особенность состоит в том, что А. Твардовский, как редактор, следовал вольтеровскому правилу: «Думайте и позволяйте другим думать тоже» (я не согласен с вашими убеждениями, но готов отдать жизнь за ваше право их высказывать)… Третья особенность заключается в имевшем место быть противостоянии человеческого достоинства, смелости, честности – карьеризму, приспособленчеству. Цензура пригибала к земле даже таких крупных писателей, как Федин, Фадеев, Тихонов. Но не следует спешить  прогибаться перед политиками, становиться их «доверенными лицами». Время показывает, что Пушкин и Лермонтов определяли эпоху, в которой жили, а не их гонители… Еще одна особенность – применительно к личности А. Твардовского. Даже проницательный А. Солженицын, по мысли Г. Водолазова, не понял сути мировоззренческой и социально-политической позиции поэта. Отнеся А. Твардовского, к враждебной ему, А. Солженицыну, системе, последний не увидел, что социализм поэта – это антисталинский социализм, что его мировоззрение прямо противоположно мировоззрению партийно-бюрократических верхов – «вурдалаков, худших членов общества»…

В «Новом мире» А. Твардовского писатели и читатели искали правду – продолжила выступление Г. Водолазова – писатель, литературовед С. Кайдаш-Лакшина (вдова члена редколлегии, заместителя главного редактора «Нового мира» Владимира Лакшина). По словам Светланы Николаевны, «Новый мир» был культурно-духовным центром правдоискательства. И В. Лакшин, называвший себя «стоиком с оптимистическим оттенком», защищал идеалы демократического социализма, социализма с «человеческим лицом», в который искренне верил, верил в демократические права личности. К глубокому сожалению, «проданными умами», то есть продавшимися «инженерами человеческих душ», журналистами, «мародерами» и «фальшивомонетчиками» от истории и культуры – такие имена, как В. Лакшин, критические работы которого получали благожелательные отзывы того же А. Солженицына, изымаются из нашего культурного, духовного пространства…

В VIII Твардовских чтениях приняли участие другие известные литературоведы, исследователи творчества А. Твардовского из Москвы, Вологды, Смоленска (краевед Василий Савченков, писатель и журналист Владимир Королёв, журналист Пётр Привалов), филологи, преподаватели вузов, учащиеся общеобразовательных учебных заведений.

В рамках Чтений, под руководством кандидата педагогических наук, ведущего научного сотрудника СОУБ им. А. Т. Твардовского Ольги Черновой, работала секция «Молодые в литературном процессе», в ходе которой учащиеся средних школ Смоленщины представили исследовательские материалы по различным граням творческого наследия нашего великого земляка.

Николай ЧЕПУРНЫХ.
Фото автора

http://clck.ru/4cpqS

Вернуться на главную