Читаем Рубцова
Открыл конференцию руководитель Рубцовского центра г. Санкт-Петербурга С.А.Сорокин. Он сказал, что целью конференции является приобщение не только широкой читательской аудитории к поэзии великого русского поэта Николая Рубцова, но и попытка поделиться мнением о поэзии Рубцова людей творческих, «собратьев по перу». С.А.Сорокин попытался ответить на вопрос: «Почему в эпоху девальвации читательских вкусов Рубцов становится магнитом для душ многих наших современников?» Это происходит потому, что поэт умел «слышать ту звучащую стихию, которая неизмеримо больше и его, и любого из нас, – стихию народа, природы, Вселенной».
В выступлениях членов Союза писателей Н.Коняева, Н.Астафьева, Е.Макарова звучали мысли о том, что Рубцов стал необходим современному читателю, потому что «приходит с живой водой своей поэзии» в дни непогоды, утверждая любовь и сочувствие друг к другу ( Н.Коняев). Рубцов умел обратиться к России «по-сыновьи» и, хотя «сам себя не уберёг, но светит нам не угасая бессмертный русский огонёк» его поэзии (Н.Астафьев). Николай Астафьев также рассказал собравшимся о прощальной церемонии с писателем Василием Беловым, на которой он присутствовал в Вологде. Большой интерес вызвал доклад Леонида Вересова, зам. председателя Вологодского союза писателей-краеведов, на тему «Неизвестный Рубцов (по архивным материалам и газетным публикациям)». Л.Вересов считает, что «поэт Николай Рубцов продолжает преподносить загадки и сюрпризы исследователям его биографии и творчества», поэтому «каждый штришок важен в собирании мозаики его жизни и поэзии». Докладчиком написано более 30 статей о Рубцове. За годы занятий рубцововедением автору удалось обнародовать новые факты биографии Рубцова, связанные со службой на северном флоте, с первыми публикациями поэта на севере, с переплетением судеб русских поэтов (Н.Рубцов и С.Чухин), (Н.Рубцов и В.Белов), а также воспоминания о родных Рубцова. Большой вклад писатель-краевед из г.Череповца внёс в рубцововедение сбором фрагментов радио и телепередач, кинодокументалистики о Рубцове.
Но больше всего покорило внимание участников конференции выступление Людмилы Новиковой «Этот город», построенное в форме поэтического эссе о Тотьме, к которой Рубцов был привязан сердцем и душой. Л.Новикова посредством своих стихов провела слушателей по любимым уголкам города, где, несомненно, бывал Н.Рубцов. Она так же негромкой, но глубоко лиричной поэтической строкой воспела свой родной город, о котором Рубцов сказал: «Пусть Тотьма, тревоги не зная, хранит свою ласку и честь». Высокий нравственный смысл творчества Рубцова и страниц его биографии был отмечен в выступлениях председателя комитета по культуре Вологодского землячества в Санкт-Петербурге Тамары Даниловой «Пускай всю жизнь душа меня ведёт» (Николай Рубцов и нравственные устремления современного человека) и поэта Андрея Антонова «Николай Рубцов – отражение русской души». В них были размышления о том, почему «от поэта, как от вольной птицы, отскакивала любая житейская грязь» (В.Коротаев). А.Антонов сделал вывод, что поэзия Рубцова служит миссии – сберечь на Земле нравственный потенциал человечества. Поэт Михаил Деев говорил о том, что как поэт Николай Рубцов вырос в ЛИТО «Нарвская застава», и этот рост был мощным, ощутимым для всех, кто его знал. Проходило развитие параллельно с рабочей деятельностью поэта, когда стихи приходилось писать по ночам. Завершил своё выступление М.Деев чтением стихов «Не знать Рубцова невозможно». Научно-практическая конференция «Читаем Рубцова» в полной мере ответила на вопрос современных читателей: «Почему Рубцов уверенно шагнул в ХХI век, а многие его современники остались в нише шестидесятников?» Рубцов не был никогда кумиром толпы, но был сыном России, сумевшим сконцентрировать в своём слове энергию своего народа, его опыт, память, вобрать в него величие, движение, и противоречия эпохи, и дать ответы на многие животрепещущие вопросы времени, открывая читателю дорогу к прошлому, настоящему и будущему. Любовь ФЕДУНОВА,
Клуб «Метафора»
Поэтический словарь А.П.Квятковского содержит около 670 литературных терминов. Многие из них несомненно могут послужить названием клубу. Например, звучная «Аллитерация», или грозная «Гипербола». Как говорится, на вкус и цвет… Так почему всё же «Метафора»? Видимо, речь идет не о вкусе, а о статусе, должности, и даже, звании термина. Если бы художник решил изобразить метафору на бумаге, он наверняка нарисовал бы на её отнюдь не хрупких плечах генеральские погоны. Многое по теории поэзии может поведать филолог. После разговора с ним вам покажется, что вы знаете о метафоре всё. И нужно только сесть за стол, взять ручку и… стихотворение готово . Но когда в разговор вступает поэт, подобные ощущения испаряются столь же быстро, сколь появляется осознание всей сложности овладения этим приёмом… Борис Александрович Орлов, чьё творчество известно читателям сильными, запоминающимися метафорами, ведёт занятие: - Нужно предоставлять читателю свободу недоговорки. В этом плане метафора даёт неограниченные возможности. При этом, метафора должна работать не на метафору, а на саму ткань стихотворения, то есть на то, что делает из него поэзию… После того, как Борис Орлов завершил экскурс в таинственный мир особенностей поэтического мастерства, и члены клуба зафиксировали все интересующие их моменты в своих блокнотах, настало время для практики. Читали, обсуждали, правили… Привычные для глаза автора стихотворения благодаря буквально нескольким исправлениям становились действительно самостоятельными, оригинальными и профессиональными произведениями. Остается только пожелать, чтобы клуб успешно продолжал свою работу, и образно говоря, «Метафора» стала бы развернутой. | |