«СОВРЕМЕННАЯ РОССИЯ: ЯЗЫК, КУЛЬТУРА, НАЦИЯ»

В  Законодательном собрании Краснодарского края состоялся «круглый стол». На обсуждение была вынесена тема: «Современная Россия: язык, культура, нация». Сегодня, как известно, и других проблем в стране и крае невпроворот.

Однако беседа еще раз убедила в том, что, в принципе, все стоящие перед государством проблемы могут быть решены, но лишь в том случае, когда нация будет внутренне на это мобилизована. Нация единая, хранящая такие сакральные для сохранения своей идентичности явления, как язык и культура.

Собрал знатоков проблемы и людей, болеющих за состояние общества, комитет ЗСК по вопросам культуры, информационной политики, социальной защиты населения и взаимодействия с общественными объединениями, взяв себе в партнеры Краснодарское региональное отделение Союза писателей России. За «круглый стол» пригласили депутатов, членов экспертно-консультативного совета при комитете ЗСК, специалистов регионального министерства культуры, ученых, писателей, публицистов и журналистов, то есть тех, кто не просто имеет профессиональное отношение к теме, но знает проблемные точки.

Ведущий «круглого стола», член названного комитета ЗСК Николай Осадчий в своей вступительной речи оттолкнулся от важного факта: Россия только что отметила Пушкинский день и День русского языка. Это показатель общенационального внимания к языку и культуре. За рамками торжественных дней в крае и других регионах России проводится масса мероприятий языкового и культурного содержания. Мало того, указом президента утверждены «Основы государственной культурной политики». А особый статус русского языка как государственного законодательно закреплен Федеральным законом «О государственном языке Российской Федерации». На международной арене русский язык тоже не обойден вниманием: он в числе пяти официальных языков, на котором ведется документооборот в Организации Объединенных Наций.

Все это так. Но почему же ситуация при таком обилии всяких мероприятий остается тревожной? Да потому, что в повседневности, за пределами торжеств и высоких слов о родном языке и отечественной культуре, основополагающие признаки нации размываются засорением обиходного словаря жаргонизмами, блатной и ненормативной лексикой, неоправданными иностранными заимствованиями. Бытовой язык порой вовсе не похож на более или менее нормативный, это скорее сленг. Тем временем, утверждают участники «круглого стола», в школах сокращаются и выхолащиваются программы русского языка и литературы. А в вузахинженерно-технического направления вообще гуманитарных курсов нет или они до того куцые, что о классике, присущей, скажем, дореволюционной гимназии или университету, говорить сегодня не приходится.

Потому говорили участники беседы совсем о другом — как раз о том, что сегодняшние студенты вузов плохо знают историю страны, литературу, традиции своего народа. Причина кроется отчасти в уровне школьного образования, причем не учителям это в вину можно поставить, а системе. Но не только. Ректор Кубанскогосоциально-экономического института доктор наук Олег Паламарчук подчеркнул важную мысль: человек рождается как бы дважды — как существо биологическое и как социальное. По сути ведь, говорит ученый, становление индивида как человека зависит от того, как он усваивает человеческую речь, какую речь ему будут прививать в семье, школе и обществе.

Ученый делает вывод: очень тесно связано то, как человек говорит и как он думает. По этим двум проявлениям мы можем судить об общей культуре народа.

Доктор филологических наук и в то же время критик, публицист и заслуженный журналист Кубани Георгий Соловьев сделал попытку повернуть разговор к оценке практики. Вызывает у него тревогу тот факт, что творческие союзы, в том числе и писательский, по отношению к ним низведены до уровня кружков по вышиванию крестиком. Раньше как-то даже обыденно звучало определение, что культура в большом долгу перед народом. Нынче же, получается, пришло время посчитаться, кто кому больше должен — культура государству — значит, нам, обществу, или государство культуре. В государственной политике востребовано патриотическое, национальное воспитание, но попробуйте издать книгу — за свой счет, поставить фильм — та же история. А это ведет, по мнению Соловьева, к культурному оскудению, потере ориентиров в молодежной среде.

Эти же проблемы беспокоят и доктора наук члена Союза писателей России Айтеча Хагурова. Он соединяет культуру и вызовы времени. Сколько бы в мире ни было ракет и какого бы ни было вооружения, войной на Россию никто не пойдет. Да, сегодня в горячих точках — Сирии, Ливии, Ираке — целью агрессии могут считаться в том числе деньги, ресурсы. Но первая цель — размыть идентичность народа. Случись так — в зоне влияния будет и все остальное. Так что есть современное оружие, которое более действенно, чем ракеты и бомбы. Оно, по словам профессора Хагурова, хорошо систематизировано. 

Это влияние на умы, особенно молодого поколения, с целью изменить национальный код, размыть идентичность. Вот из этого и вытекает задача гуманитарных наук. Но мы делаем ошибку, урезая гуманитарные курсы в вузах. А то, что пытаемся заложить в студентов, перебивается некоторыми средствами массовой информации, Интернетом.

Какой чистоты речи мы хотим от молодежи, если на самом высоком властном уровне слово «прикольно» становится часто употребимым для выражения восторга? С этого начала свое выступление председатель КРО «Союз писателей России», прозаик и поэт заслуженный деятель искусств Кубани Светлана Макарова. Между тем, заметила выступающая, Президент России Владимир Путин ясно сформулировал, что «слово является государствообразующим фактором». Секвестируя язык, мы секвестируем душу, считает Светлана Николаевна. Беспокоит ее и отношение к писателям. Они не ездят в творческие командировки, есть проблема книгоиздания, пробелы во внимании власти к литературным фестивалям, к конкретным кубанским литераторам, среди которых — лауреаты всероссийских премий.

Юрий Павлов, критик, публицист, доктор филологии, не может без эмоций говорить об образовательных проблемах. Может, это звучит довольно остро, но от правды никуда не денешься. 

Войну образованию, считает профессор, Минобразования объявило серьезную и давно. И во многом преуспело, сжимая учебные программы по русскому языку и литературе, неоправданно выбрасывая из них патриотически и нравственно ориентированных авторов. А ЕГЭ, по мнению профессора, — это вообще интеллектуальный геноцид. 

Русского языка в учебном процессе меньше иностранного. Чужие языки знать надо, но не за счет выхолащивания родного. Требуется отвечать на вопрос: мы воспитываем из нашей молодежи иностранцев или все-таки граждан своей страны? Нечего удивляться, что молодежь свою страну не любит и не знает ее.

Роль литературы и вообще чтения в обществе падает, считает поэт Вячеслав Динека. И напоминает библейскую истину о том, что вначале было слово. И если говорить об этом в русле государственной политики, то страна, на взгляд поэта, должна определиться, какие люди ей нужны. Государство, которое забывает о воспитании своих граждан, в том числе и культурном, отдает страну хищникам. Уж насколько СССР был мощной державой, но развалился в первую очередь не из-за экономики, а из-за перекоса в мозгах. Так что в доктрине национальной безопасности непременно должен быть раздел, учитывающий значимость для сохранения страны языка, литературы и культуры в широком смысле.

Василий Семихатский, член экспертно-консультативного совета при комитете — организаторе «круглого стола» и председатель профсоюза работников культуры, напомнил известную поэтическую строку Высоцкого: «Значит, нужные книжки ты в детстве читал…». Соглашаясь с тем, что творцам должно быть больше внимания со стороны власти, эксперт все же заметил, что должно быть и встречное движение. И напомнил, что недавно слушал выступление одного из театральных деятелей, так тот два часа ругал Россию в российской же аудитории. Заметьте: не власть, а страну. Союз писателей развалился надвое, дачи для творческих работников невесть кому и кем проданы. А что касается культурной политики, то нормативная база в стране есть. Может, заглянуть в закон и потребовать его исполнения? Тоже член экспертного совета, завкафедрой института культуры Светлана Жиганова поделилась болью о том, что студенты зачастую плохо ориентируются в истории Отечества. Скажем, некоторые убеждены, что крещение Руси было в 1861 году. Дату рождения Пушкина, несмотря на государственный Пушкинский день, вообще мало кто помнит. А еще ее обескураживает даже не содержание, а язык некоторых учебников.

Еще одну болевую точку обозначила начальник отдела библиотечной, музейной и кинодеятельности краевого министерства культуры Татьяна Мячина. Чтение, к сожалению, из пищи для души превращается только в источник информации. В этом выступлении выделим две ценные, на наш взгляд, мысли: «Давайте не кивать на центр, а здесь, в крае, займемся делом» и «Давайте для этого объединим усилия».

Собственно, к этому звали выработанные рекомендации «круглого стола», которые были дополнены теми оценками, которые высказаны участниками обсуждения. Часть из них мы изложили в своем отчете. Для кого же эти рекомендации? Наверное, Законодательному собранию важно было услышать мнение людей, имеющих прямое отношение к культуре и языку. Известно, что эта проблематика в том или ином виде звучит на сессиях ЗСК, отражена в законах, определяющих задачи в области культурного, духовного, патриотического воспитания. Этот же «круглый стол» наверняка поможет точнее определить организационные меры для более полного исполнения регионального законодательства. И еще: не стоит сбрасывать со счетов тот приятный факт, что именно ЗСК стало площадкой для организации важного разговора, ведь в практике краевого парламента нет остановок на полпути.

Мы, к сожалению, не смогли передать все дельные мысли участников беседы. Надеемся, что у нас будет повод вернуться к состоявшемуся разговору. Ценность же этого «круглого стола» состоит в том, что кроме определения недугов назывались и способы их лечения. И это дает основания надеяться, что усилиями власти, сферы образования, деятелей литературы, театра, журналистов мы настойчивее двинемся по пути сохранения и обогащения отечественной культуры, в том числе и языковой.

Александр САХНОВСКИЙ
https://clck.ru/9xn4z

Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта
Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-"
Система Orphus
Внимание! Если вы заметили в тексте ошибку, выделите ее и нажмите "Ctrl"+"Enter"

Комментариев:

Вернуться на главную