В конце октября этого года, в преддверие 195-ой годовщины со дня рождения Фёдора Михайловича Достоевского в Доме писателя, СПб «Собор православной интеллигенции» (общественная организация, активно работающая в городе с 2000 года) совместно с СПб отделением Союза писателей России провели Круглый стол «Ф. М. Достоевский, как патриот и православный мыслитель, и его важнейшее значение для современной России». Ведущими были председатель правления СПб отделения Союза писателей России, поэт Борис Орлов и сопредседатель Собора православной интеллигенции, доктор психологических наук, профессор Валентин Семёнов. Открывая собрание, Борис Орлов подчеркнул постоянное и даже всё увеличивающееся всемирное значение творчества Достоевского, нашего русского гения и пророка, и прежде всего для народа России и особенно для её патриотов. Он подчеркнул важнейшее для нас значение не только художественного, но и публицистического творчества писателя, его почвеннической идеологии, борьбы с тогдашними либералами, которые и в наше время так же ненавидят Достоевского именно как патриота и защитника униженных и оскорбленных. Орлов вспомнил известное русофобское, полное ненависти к писателю высказывание А. Чубайса. Обращаясь к присутствующим в зале студентам Университета культуры и искусств, Борис Александрович призвал их читать и перечитывать произведения Достоевского, обладающие непреходящей художественной и социальной ценностью. Профессор В.Семёнов сделал доклад, посвященный личности, социально-психологическому и гражданскому дару Ф.М. Достоевского. Он начал с воспоминания о том, как ещё в старших классах школы творчество Достоевского вошло в его душу и прочел своё стихотворение, написанное в 17 лет и состоящее из одних названий произведений великого писателя, отражающее тогдашнее состояние юноши. О, Бедные люди! В юности он прочёл все основные художественные произведения Фёдора Михайловича, 10-томное собрание сочинений, тома «Литературного наследия», посвященные ему, переписку с Анной Достоевской. Посмотрел многие экранизации его книг. В ноябре 1981 года (160 лет со дня рождения и 100 лет со дня смерти Достоевского) В. Семёнов был гостем из Ленинграда в Министерстве культуры РСФСР в Москве на юбилейном вечере, где выступал вместе с писателем Владимиром Крупиным, живописцем Ильей Глазуновым, литературным критиком Владимиром Чалмаевым и другими деятелями русской культуры. Потом он не раз делал доклады и писал о творчестве великого писателя-мыслителя и психолога, в том числе в научных работах. Неслучайно «Братья Карамазовы» стали художественной метафорой для персонификации типологии базовых российских менталитетов в его концепции российской полиментальности. Сам Фёдор Михайлович не жаловал современную ему психологическую науку. Он справедливо полагал, что тогдашние психологи слишком упрощённо подходят к пониманию человеческой души. Фактически сам Достоевский и был лучшим психологом своего времени. Психологический гений Достоевского обусловлен не только специфической врождённой одарённостью, особо чуткой нервно-психической организацией, но и особенностями биографии писателя, широтой жизненного опыта, уникальностью пережитых экстремальных ситуаций. В результате возник исключительный феномен психологической проницательности, эмпатии, всепонимания. Анализ произведений Ф. М. Достоевского, проведенный Семёновым, помимо постоянной христианской целеустремлённости писателя позволяет также реконструировать социально-психологическую концепцию человека, которой он руководствовался и сознательно, и интуитивно в своем творчестве. Можно выделить следующие аспекты понимания человека Достоевским:
Возвращаясь к творчеству Ф. М. Достоевского, можно говорить о своеобразных провидческих аспектах его произведений. Он даёт пророческий анализ актуальной для нашего времени социальной психологии экстремизма и терроризма («Бесы») или даже предвосхищает этико-психологические вопросы космических контактов с другими цивилизациями («Сон смешного человека»). Достоевский и в своих романах и особенно в публицистике показал тип российского либерала-западника, чуждого своему народу и готовому даже его уничтожить, если этот народ не желает идти по европейскому пути. И если во времена писателя подобный тип всё же не имел слишком большой силы, то в настоящее время портрет, данный так сказать на опережение, уже вполне типичен среди «элитариев». Очень этически поучителен для понимания современного искусства, перенасыщенного насилием, жестокостью, соотношение описаний ужасного преступления и мук наказания у Достоевского: например, в романе «Преступление и наказание» менее пяти страниц отведено сцене убийства и почти пятьсот – последующим душевным терзаниям убийцы. Таков художественный баланс зла и добра. Это вам не современные романы и фильмы ужасов и всевозможные триллеры о маньяках и садистах. Печать нашего смутного, противоречивого времени нескончаемых перемен и подмен лежит на всём. Перечитайте последний законченный роман Достоевского «Подросток». Он удивительно конгениален нашим дням. Там переходный период от феодального крепостничества к капиталистическому беспределу, в чём-то аналогичный современному переходу от «развитого социализма» к «недоразвитому» капитализму. У героя романа, «подростка» Аркадия Долгорукова, есть идея: «Моя идея это – стать Ротшильдом». И в наше время сия идея снова в моде. Вообще много похожего, и такой же духовно-нравственный кризис, вызванный отказом от правды-справедливости, фарисейством и цинизмом. И вот мы снова «наступаем на те же грабли». О, как актуален Достоевский. Ещё один пример. Он писал в 1876 году: «Я никогда не мог понять мысль, что лишь одна десятая доля людей должна получить высшее развитие, а остальные девять десятых должны лишь послужить к тому лишь материалом и средством, а сами оставаться во мраке. Я не хочу мыслить и жить иначе, как с верой, что все наши девяносто миллионов русских (или сколько там их тогда народится) будут все, когда-нибудь, образованы, очеловечены и счастливы. Я знаю и верую твёрдо, что всеобщее просвещение никому у нас повредить не может». А в наше время, в 2016 году вице-премьер говорит о том, что у нас слишком много людей с высшим образованием(?!). А несколько лет назад глава Сбербанка России вообще проговорился на Экономическом форуме в Петербурге, что, мол, ему просто страшно, если население будет слишком информировано — как управлять такими просвещенными людьми (?!) . Так что, Федор Михайлович, Вы, конечно, правы. Поэтому либералы и через 140 лет готовы Вас разорвать на куски. Далее в обсуждении докладов приняли участие: Глава Паломнического отдела СПб Епархии, член Русского географического общества Владимир Дервенев; доктор культурологии, профессор Галина Скотникова; член Союза художников и Союза писателей России Александр Медведев; доктор философских наук, публицист Сергей Емельянов; член Совета Собора православной интеллигенции Александр Беляков; член Союза писателей России Лаэрт Добровольский; преподаватель Томского государственного университета Андрей Немцев; студенты СПб государственного университета культуры и искусств. В принципе все были согласны в значении и актуальности творчества Ф.М. Достоевского для современного человека, но сама личность писателя и его герои воспринимаются неоднозначно. Возникали и противоречия в суждениях о «почвенничестве» и одновременно «всемирной отзывчивости» Достоевского. В общем наш гений жив и вызывает живую разнообразную реакцию. Валентин Семенов |
||