ЖУРНАЛ "ПОДЪЕМ" - В ДЕКАБРЕ И ЯНВАРЕ

 

Оттенки эпохи и движения чувств

Декабрьский выпуск журнала «Подъём» открывается рассказами Александра Цыганова (Вологда). В небольших историях четкость сюжета оказывается на втором плане, главное внимание уделяется персонажам. Особенно запоминается «Таланиха», где селяне объединяются для отпора заезжим мошенникам, грабительски собирающим по захолустным сельским местам старинные иконы.

Эпистолярный роман Валерия Аршанского (Мичуринск) «Забытые письма» посвящен шестидесятым годам прошлого века. Молодость, отчаянная и трагичная, служба в армии и учеба в городе, преждевременный уход одних друзей и карьера других – будто объектив киноаппарата выхватывает из прошлого картинки и случаи, опираясь на строки старых писем, извлеченных из пыльного угла. Оттенки эпохи и движения чувств делают повествование привлекательным и ностальгически теплым.

Два рассказа Валерия Тихонова внешне, кажется, никак не соприкасаются друг с другом. Первый – о ветеране Отечественной, его противоречивом житье-бытье в сегодняшнем мире, где дань памяти соседствует с беспощадным цинизмом и тепло одних наталкивается на жестокий расчет других. В центре второго – внутренний монолог дворового пса, который радуется отзывчивому человеку и в то же время боится угрозы, которая исходит от людей. Противоречия сегодняшнего мира неуловимо сплелись в этих сюжетах, в очередной раз мы наблюдаем борьбу света и тьмы, добра и зла.

Действие исторической повести Александра Бабчинецкого «Начало» разворачивается в последние годы XVII века. Царь Петр и святитель Митрофан, воронежские верфи и новый русский флот – вот поле, на котором выстраиваются судьбы простого люда, вовлеченного в строительство могучей державы.

Поэтический раздел номера включает в себя строки Михаила Каменецкого и Владимира Сорочкина (Брянск), Валерия Черкесова (Белгород)  и Сергея Филиппова (Москва), стихи прежней жительницы Воронежа Ирины Рувинской (Иерусалим). Большая лирическая подборка  «Быть настоящим» составлена по итогам Воронежского областного совещания молодых литераторов 2016 года. Публикация мемориального цикла стихотворений Геннадия Луткова приурочена к 85-летию со дня рождения известного воронежского поэта.

Литературно-критическая статья Валентины Ефимовской (С.-Петербург) «Диковинные волны любви…» представляет читателю поэзию Надежды Мирошниченко. Острый ум и способность к вдохновенному взлету, чувство правды и справедливости, присущие поэтессе, отражены в художественно-аналитическом материале с замечательной точностью.

В работе Алексея Кондратенко (Орел) «Два имени из дневника Пришвина» прослеживаются биографии отца и сына – Всеволода и Вадима Волгиных. Старая Россия с трудом примеряла на себя жизненные правила советского государства, но те, кто принимал их безусловно, забывая при этом о прошлом, очень часто погибали. Характерные черты русской интеллигенции в 1920-30 годы насыщают, казалось бы, личную хронику и делают ее поучительной.

Размышления Эдуарда Ефремова над книгой Михаила Николаенкова «Моя деревня» проникнуты любовью к русскому селу и его людям. Автор  книги свободно и неторопливо говорит о нашей почве, родовой культуре, народной памяти.

В беседе Юрия Кургузова с самым титулованным воронежским археологом Анатолием Пряхиным разворачивается панорама присутствия древнего человека на территории черноземного края. История создания шедевра М.Ю. Лермонтова исследуется в статье Николая Блохина (Ставрополь) «Где написана «Тамань». Материал Алима Морозова рассказывает о поездке Л.Н. Толстого в небольшой хуторок Ржевск под Россошью, где в 1888 году поселился Владимир Чертков – близкий друг великого писателя.

 «Зимняя» живопись из архива журнала украшает цветную вклейку номера. Фотоочерк Игоря Ткачёва «Люди и горы» приближает к нам, жителям равнин, экзотические места, где проверяются мужество, стойкость и высота человеческого духа.

 

Зелёная ветвь, небосвод голубой

Январский выпуск журнала «Подъём» открывается повестью Дмитрия Ермакова (Вологда) «Потомки человека». Тоска по детству, по ушедшим годам, когда что-то можно было сделать иначе, и тогда у событий был бы другой ход – эта горечь пропитала душу нашего современника и словно напоминает об Адаме, который оплакивает потерянный рай. Два рассказа Виктора Попова будто оттеняют друг друга. Приземленная, тихая судьба бывшего фронтовика, в которой зеркально видна жизнь нынешней России; заботы нувориша, который тратит большие деньги на немыслимую ерунду – эти полюса действительности содержат в себе скрытое грозное предзнаменование новых «неслыханных перемен».

В названии ориентальной повести Геннадия Литвинцева «Молодым не ходи в Гуандун» есть подзаголовок: «Записки времен Опиумной войны». Благородство стиля и экзотика происходящего, присутствие высоких понятий на фоне жестокой реальности сделают чтение этой вещи увлекательным занятием. Лирические рассказы Сьюзен Гласпелл (1876 – 1948) в переводах Ксении Кириченко – высокий образец женской прозы. В них есть обаяние и человечность, внимание к душевным движениям скромной личности и напоминание о вершинных десятилетиях американской литературы.

Поэтический раздел номера включает в себя стихи Николая Переяслова (Москва) и Валентины Беляевой, Сергея Донбая (Кемерово) и Алексея Крестинина (Липецкая область), Натальи Колпаковой (Саров) и Евгения Чепурных (Самара). «Мальчуган с разбитой губой» – так называется подборка стихотворений участников V Всероссийского фестиваля русской словесности и культуры «Во славу Бориса и Глеба».

Беседа доктора философских наук Михаила Черникова с известным российским экономистом, публицистом и общественным деятелем Михаилом Хазиным (Москва) «Конец истории?» посвящена роли финансового капитала в XX веке и современном мире. Грядет смена властных элит, и процесс этот будет достаточно бурным.

В концептуальной статье молодого критика Андрея Тимофеева (Москва) «Три пути «нового реализма» предпринимается попытка осмыслить эволюцию отечественной литературы за последнее десятилетие и наметить направления ее дальнейшего развития.

С творческой биографией известного воронежского прозаика, поэта и краеведа Виктора Будакова читателя знакомит очерк Игоря Маркина, приуроченный к выходу в свет собрания сочинений писателя. Судьба замечательного воронежского филолога Полины Бороздиной – в центре размышлений Эдуарда Ефремова над книгой «Национальные литературы постсоветского пространства: история и современность». О становлении поэтического таланта Майи Румянцевой, о ее проникновенной лирике идет речь в материале Нины Стручковой (Подмосковье).

Работа Евгения Романова «В богучарском подполье» содержит новые страницы летописи сопротивления немецко-фашистским захватчикам в годы Великой Отечественной войны.

В отклике Владимира Иванова (Краснодарский край) на книгу Петра Ткаченко «До разгрома и после него» показано, что осмысление истории России в огромной степени зависит от нового, свободного от идеологических установок, внимательного прочтения русской классической литературы.

Яркие рецензии Веры Харченко (Белгород), Анастасии Черновой (Москва), Александра Евсюкова (Москва) на книги, которые можно назвать исторической беллетристикой, завершают журнальный номер.

Большая вклейка с репродукциями картин известного воронежского художника Александра Ворошилина как бы приподнимает читателя над реальностью и погружает его в мир больших смыслов, поэзии и красоты.

Вверх

Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта
Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-"
Система Orphus
Внимание! Если вы заметили в тексте ошибку, выделите ее и нажмите "Ctrl"+"Enter"

Комментариев:

Вернуться на главную