Валерий СКРИПКО

В ПОИСКАХ СИБИРСКОГО ХАРАКТЕРА

Обзор журнала «Сибирь» 2018 г. № 2

 

Вышел второй номер журнала «Сибирь» г. Иркутск. Журнал публикует рассказы писателя Алексея Зверева об исполнительнице народных песен, цикл рассказов прозаика Надежды Калиниченко о поэтичном человеке-Марте Амвросиевне. Примечательно, что героини произведений и того и другого прозаика – женщины преклонных лет.
 «Галерею» литературных портретов пожилых сибирячек много лет назад начал писатель Валентин Распутин. Создаётся впечатление, что, покинув «Матёру» в связи с затоплением, местные крестьянки, героини его книг, разъехались по всей Сибири и начали новую жизнь в рассказах и повестях о городской и сельской жизни наших дней. Писатели Приангарья поняли: какой это благодатный и неиссякаемый материал.

В начале 90-х годов многим моим землякам показалось, что и в Сибири можно жить прагматично, по-рыночному. Но забыли свою душу спросить, у мудрых стариков узнать, а достаточно ли нам для полного счастья бизнеса и полного набора развлекательных услуг? Не затоскует ли душа от некой метафизической тоски по высшим духовным переживаниям? Например, как это случилось с главной героиней рассказов Надежды Калиниченко.

Бабушка приезжает на Байкал по туристической путёвке.

«Разочарованная, Марта Амвросиевна застыла на берегу, наблюдая, как прозрачная вода набегает на её туфли и тут же откатывается прочь. Она стояла, опустив плечи, и плакала, потому что душа отказывалась петь. Не трепетала душа, не ныло в груди, и счастье не душило её в своих объятиях. Вокруг была Красота, а ей хотелось Чуда.
Крик чайки, пронзительный и словно чем-то недовольный, вывел Марту Амвросиевну из тоскливого забытья. Этот в общем-то неприятный звук заставил её резко вскинуть голову. Чайка летела к берегу, похожая на летучую мышь, приближалась стремительно и неотвратимо. В нескольких сантиметрах от испуганного лица старушки, она вдруг свернула, миг — и их глаза соединились взглядом… …и Марта Амвросиевна, разрезая широкими крыльями воздух, полетела от берега. Она летела всё дальше и выше, иногда вскрикивая (не восторг ли исторгал из её горла эти странные, скрипуче-звонкие звуки?), иногда пикируя вниз, чтобы затем мощным рывком вновь подняться ближе к небу!»

Мировая индустрия развлечений не знает сибирского феномена – жажды чуда. Не знакомы с ним и нынешние российские туроператоры. Написавший книгу «Турист» Дин Макканелл, изучив опыт многих стран, рассмотрел проблему со всех сторон. Его выводы неутешительны: «в общественных и гуманитарных науках, попавших под влияние постмодернистской теории, вопросы о «человеческом состоянии» – табу!» (1)  Очень важное замечание. А почему «табу»? А нечего копаться в себе. Искать в душе другие, более высокие «смыслы существования». Хозяева всемирного общества потребления сделали всё, чтобы отучить новые поколения европейцев и американцев-от прежних духовных ценностей: просто так- жить, мыслить, чувствовать, любить - открыто и естественно!

Вместо этого -  большинству предложен суррогат общественных отношений: толерантность – то есть, способность понимать относительность как своих, так и чужих - культурных привычек и стереотипов. (2)  Мульткультурализм-который предполагает нам занять позицию благожелательной терпимости к таким культурным образцам, которые сами по себе исключают всякую симметричную терпимость. (3)  
Если вдуматься в суть предложенных моделей поведения, ничего другого не приходит на ум, как назвать это «инструкцией для роботов!» Потребляй всё, что продают, живи автономно, запрограммированный на терпимость. Эту самую.. симметричную. То есть-держи в своем автомобиле дубину такой же длины и веса, как и у ближнего своего – автолюбителя. На выстрел газового пистолета-отвечай только газовым залпом!

Почему до сих пор так интересны российские сельские бабушки? Потому-что в них – Царство Божие, наша многовековая духовная жизнь. Рыночные времена не дали нам ярких новых героев. Да они ему были и не нужны! Потребителям материальных благ достаточно научиться «симметричной терпимости», чтобы не перебить друг друга.

И тянет писателей к людям, если можно так сказать, прежней, «не рыночной» формации. Они, по-прежнему, согласно завету Максима Горького –инженеры человеческих душ, а не желудков! Удивительно может чувствовать музыку пожилая женщина – героиня рассказа писателя Алексея Зверева «Как по синему морю». Она признает только живую песню. При прослушивании слышит малейшую фальшь, и поэтому безжалостно стирает магнитофонную запись, где родственники записали её пение.

В журнале есть подборка стихов поэта Александра Раевского; в одном стихотворении есть две пожилые женщины, которые:

Русские стихи с душой читают…
Все их сумасшедшими считают.
             
 Журнал «Сибирь» верен православной теме. В первом номере был потрясающий рассказ о церковном стороже, во–втором, о пожилой женщине, посещающей храм и жаждущей чуда, – о уже знакомой нам Марте Амвросиевне. Кажется, так давно это было: христианский писатель Иван Шмелёв и его рассказы о верующих, которые проделали долгий путь к храму! Он писал это до 17-го года, до революции! И вот постепенно, с помощью журнала «Сибирь» – духовная литература возвращается к нам!

«Марта Амвросиевна давно заметила, что состояние её после молитвы напрямую зависело от того, пришлось ли ей сегодня каяться. Если грешна была и со слезами несла покаяние — то светлело на душе, как светлеет небо на заре. Однажды после такого просветления Марта Амвросиевна даже попросила прощения у Нинки — горластой дворничихи, которая ругалась со всеми без исключения»

Это рассказ о внутренней работе человека, который хочет стать другим –  обновлённым! В этой непрестанной борьбе с самим собой – смысл и суть Православия! Здесь не нужна «симметричная терпимость», как предлагают земные слуги дьявола в качестве норм поведения.

Здесь нужна только нетерпимость к своим грехам и любовь к Ближнему!  Пока человек так борется, он еще жив! Нечто глубоко в сердце сибиряка страдает, мучается, мечется… Как в Пашиной душе из одноимённого рассказа прозаика Владимира Шавёлкина. «У каждого мужика на Руси есть своя философия» утверждается в рассказе. Но так и хочется добавить: а надо, чтобы была еще и общая для всех.

Когда было у сибиряка большое дело – некогда было «умничать», и вольными мыслями баловаться. Как героям романа Олега Слободчикова «Первопроходцы». Цельный был народ, занятой. Тут и наша природная отзывчивость к местным сибирским племенам пригодилась, и стойкость упёртая. Развивался бы этот тип человека естественным путём, в общении с природой и непогодой, не было бы такой -как нынче, мешанины мыслей в голове, и смятения чувств –в сердце. Да кто же даст развиться? Что ни столетие, то с юга – Чингиз-Хан, то с Запада – немец, то с юго-запада – хазарин! Наши предки мастерски научились воевать, а научиться жить в тихом миру, в труде и семье враги не давали.

Сибирская порода! Истинно русский характер, где сильна любовь к родной земле! В Иркутске и губернатор Сибири и Дальнего Востока Николай Николаевич Муравьёв-Амурский был настоящим патриотом и истинно русским государственным деятелем. Как решительно, по-русски, губернатор на свой страх и риск боролся за русские границы, как решительно освобождал крестьян. А причина этого феномена, вероятно, одна: до Сибири не дошли вирусы европеизма и гедонизма, чтобы окончательно заразить чиновничество. Здесь было возможно то, что казалось невозможным в европейской части России, где высшие сословия у нас «не уродились» и своя национальная интеллигенция так до конца и не образовалась, «не обрусела», не стала православной.

 Эта мысль невольно приходит в голову при чтении статьи Льва Анисова под названием «История картины «Иван Грозный и его сын Иван 16 ноября 1581 года».  В статье приводятся такие высказывания автора картины, художника И.Е. Репина в адрес Ф.М. Достоевского: «…Отдавая полную справедливость его таланту, изобретательности, глубине мысли, я ненавижу его убеждения! Что за архиерейская премудрость! Какое-то застращивание и суживание и без того нашей не широкой и полной предрассудков скучной жизни. И что это за симпатия к монастырям («Братья Карамазовы»). «От них-де выйдет спасение русской земли!!? И за что это грязное обвинение интеллигенции? И эта грубая ненависть к полякам, доморощенное мнение об отживших якобы тлетворностях Запада и это поповское прославление православия».

Слышите, как бесы взыграли? Репин, оказывается, верит только в свежие влияния Запада (да не Востока же в самом деле). Вверит в эту жизнь, «трепещущую добром, правдой и красотой. Которая вся наполнена свободой и борьбой против неправды, насилия, эксплуатации и всех предрассудков…»

Что вы хотите иметь с такой творческой элитой, с эдакими «лидерами нации»? В их сознании все основные жизненные ценности перевёрнуты, имеют другой смысл и значение. Там, где у Достоевского – страх Божий, там у прозападного российского интеллектуала «застращивание»; там, где у нашего христианина – жизнь по заповедям Божьим-там у репиных – предрассудки и скука!      

Был такой любимчик царицы Екатерины Второй – педагог Иван Иванович Бецкий. Царица ему поручила ответственное задание: воспитания «новой породы людей» в закрытых учебных заведениях сословного характера. Из выпускниц Смольного института благородных девиц он мечтал создать людей самых благопристойных, но не на основе старых традиций, а исходя из педагогической целесообразности. В общем воспитать из русских детей – славянских немцев. И все методы обучения были позаимствованы у Запада.

Но Запад всегда жил расчётом! Наше славянское дитя – еще и с горячим сердцем! То есть, в воспитании такого ребёнка с его неповторимым набором генной памяти должна была участвовать и вся православная российская среда, с её нравственными правилами и обычаями, во всей её совокупности благотворного влияния на детское сознание. Царь Иван Грозный понимал, что делал, когда вводил в российское общество «Домострой». А господин Бецкий «замуровал» своих воспитанниц в Смольном.

В результате заучивания чужих, отвлечённых правил, вместо новой породы людей, вышли довольно капризные, горделивые дамы, которым в силу строптивости их характера и мещанских привычек с большим трудом удалось найти место при дворе и богатых женихов. Вряд ли они могли вести себя по-другому: когда нет сердечности, в ход идут интриги и подлости! Побеждает самый коварный и безжалостный!  

Нет, господа! Так единые нации не создаются! Даже, высекая из гранита скульптуру человека, надо знать свойство камня. А для воспитания русского человека в духе общечеловеческих идеалов надо знать основные «свойства» воспитуемого. В статье Льва Анисова я впервые нашёл правдивые факты и мнения о царствовании многострадальных царей – Ивана Грозного и Павла Первого. Читатель журнала многое откроет для себя в этом материале. По сути, сейчас время выбора главных жизненных ценностей! Что взять за основу, а чем придётся жертвовать? На своём витке истории-этот путь выбора проходили царь Иоанн Грозный и Павел Первый. Для нас их опыт бесценен!

 «С малых лет он (Иоанн – В.С) возненавидел боярско-олигархическое своеволие, и когда пришёл в полновластие, принялся беспощадно карать за все явные проступки и измену Богу, особенно «первых слуг государя» — самых родовитых и именитых. Царь, если говорить образно, принялся отсекать греховное от плоти России… Это напоминает историю царствования другого русского государя — Павла Первого, оклеветанного современниками. Её писали его ненавистники, те, кого он после кончины матери удалил из дворца за казнокрадство, аферы, интриги, предательство государственных интересов. Почти вся высшая аристократия потом многие десятилетия лгала по адресу убиенного, изображая его «злодеем», «тираном» и даже «душевнобольным.»

Откуда и почему же такая не остывающая ненависть к Иоанну Грозному и к Павлу Первому? Ответ прост, но он редок на страницах научных изданий: «высшие» ненавидели их за то, что он хотел обуздать своеволие чиновников и аристократии, этих новых бояр, уверенных, что Россия — для них, а не они — для России!»

Повторяется всё! Во все века одно и тоже: сначала российская высшая знать ведёт себя по-людоедски, из-за проклятой жадности забывает всякую справедливость и разумность в общественных отношениях, а потом, для защиты себя от возмездия, требует европейских прав и свобод личности, осуждает «тиранов» и «миллионы жертв»! Россию-Матушку, каждый раз, при смене экономических укладов и политических элит, приходится «пересоздавать» чуть ли не заново! 

В журнале «Сибирь»-любой раздел отмечен какой-то тематической новизной. В той же «Публицистике» Василий Козлов начал интересный разговор о происхождении слов и их значении на примере местного сибирского материала.

Без такого якоря, как родной язык с сибирским колоритом, мы все здесь – временщики, пришельцы без роду и племени, которых унесёт ветром времени. В языке для нас зашифрована информация о том, как жить и чем жить. Василий Козлов прав в главном: словам надо возвращать первоначальный смысл, стряхивать с них «литературную пыль» посторонних наслоений, как пыль с театральных декораций перед новым спектаклем. Слово должно предстать «помолодевшим», в новом контексте. Очень много надо знать, чтобы пользоваться им правильно и ставить в нужное место для создания нового смысла!

«Эрос, филия, сторге, агапэ, латрейа…» — греческие слова, обозначающие различные оттенки любви; а в интересной подборке стихов поэта Анатолий Аврутина есть строки о самом главном русском слове:

Языки мелеют, словно реки,
Но теченью лет — не прекословь…
Много знают чувственные греки
Слов, обозначающих любовь.
Научились жить раскрепощённо
И, расцветив жизненную нить,
О любви светло и утонченно,
О любви — с любовью говорить…
А наш круг житейский, словно дантов —
Как ни хлещут чувства через край,
Но по-русски нету вариантов,
И любовь любовью называй.

В стихах, опубликованных в журнале, как всегда, много природных красот. Но это не этюды с натуры. В своё время писатель Леонид Бородин, главный редактор журнала «Москва», сокрушался о том, что читает массу стихотворных рукописей: и везде – одни берёзки, осинки… осинки, берёзки. («От этого Терека – в поэтах истерика», – писал когда-то Маяковский.) Но березка березке – рознь, вспомним березки и осинки Сергея Есенина…  Поэтам бы поучиться у Есенина, поскольку у поэта ни одно дерево не стоит без дела. Старый клён – охраняет Русь, другой клён (помоложе) – обнимает берёзку, луна – пляшет по воде золотой лягушкой! Всё живёт и ликует от того, что живёт!

Поэт Александр Щербаков в своей подборке стихов продолжает традицию рязанского гения. Его дух «повенчался с ангарской сосной».  Проникновенно он пишет о наших бабушках, называя их святыми.  

И нынче на них уповаю.
Восстанет страна, как трава,
Основа её корневая
Ещё, слава Богу, жива.
Я верую в эту основу
И мысли заветной держусь,
Что будет по вещему слову:
«Спасётся платочками Русь»

Стихи в «Сибири» написаны мастерами, которые знают, что в стихах и прозе бывает природа, словно нарисованная на холсте декорация в глубине сцены любительского театра; а бывает природа – активный герой спектакля или стиха. Если «чеховское» ружьё по правилам драматургии в третьем акте должно выстрелить, то дерево – в нужный момент расцвести богатством зелёной кроны или сгореть, смотря по требованиям сценария или замысла стихотворения. Судя по стихотворению Анатолия Змиевского о кемеровской трагедии в «развлекательном центре» должны гореть даже камни… от стыда за наш рыночный бедлам!  

Подборка стихов поэта Молчанова–Сибирского еще раз убеждает: «замусоренность» нашего сознания литературщиной, готовыми лирическими «блоками» полезно иногда «промывать» русской поэзией 20-х годов.  Тогда: ..хороши, свежи были розы….и образы стихов и прозы.

Лучший способ отдохнуть от литературных текстов – это живопись! В России почти нет периодических журналов, полностью посвящённых нынешним художникам. Раздел «Вернисаж» журнала «Сибирь» -приоткрывает нам вход в почти неизвестный сейчас большинству художественный мир! На этот раз обзор Григория Лазарева посвящён иркутскому живописцу Сергею Казанцеву.

В журнале много свежей информации, в том числе, о театральных конкурсах, литературном автопробеге «Великая Россия». Вас ждут рецензии и обзоры, где рукою пишущих их авторов управляет вдохновение.  Толстые (как их называют) журналы – душеполезное для всех изобретение. Здесь проза переходит в стихи, а стихи в яркие репродукции картин о родном крае! Многоголосье, многоцветье-окружает читателя, и этот праздник – всегда с тобой… рядом на книжной полке!

_________________________
Приложение: 

  1. Турист. Новая теория праздного класса. Издательство Ад Маргинем Пресс,2016 год.Стр.16
  2. Сборник статей «Горожанин. Что мы знаем о жителе большого города?» М.,STRELKA PRESS/2017. Стр.24
  3. Там же.

Скрипко Валерий Иванович – печатал статьи в журналах  «Наш современник», «Москва», «Сибирь» (Иркутск), «День и ночь» (Красноярск), «Природа и человек 21 -век» (Москва),  в «Литературной газете», в газете «День литературы».
Лауреат международной премии   «Русский позитив» Российского фонда мира и журнала «Москва» за статью о творчестве В.П. Астафьева, 2013 г

 

Вверх

Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта
Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-"

Комментариев:

Вернуться на главную