Николай ГРИЩЕНКО (Белгород)

Белгородские вечёрки

 
 
 

Вечёрка — это один изспособов возрождения русских традиций. Вечёрки на Руси были неотъемлемой частью быта наших предков. Вечёрка от слова «вечер». После трудового дня человеку нужен отдых, необходимо развеется, развлечься. Лучше отдыха нет, как в танцах, играх и песнях. В деревнях каждый вечер собиралась молодежь, а в выходные и праздничные дни все жители, селения, чтобы попеть песни, поплясать и повеселиться. В наше время дискотеки, клубы, современные танцы вытеснили вечёрки итрадиционные, народные гуляния. Но все же потребность в традиционных народных гуляниях сохранилась, и вечёрки вполне могут составить альтернативу дискотекам, ночным клубам и разного рода молодежным увлечениям.

Дело в том, что современная молодёжь развлекаться разучилась. Если нет денег на посещение дорогих клубов и элитных вечеринок, то считается, что и пойти некуда. Вот и пьют в подъездах в лучшем случае пиво. Люди уже разучились расслабляться без алкоголя. А ведь наши предки досуг проводили разнообразно, весело. Народ был светлый. На вечёрках пели частушки, играли в жмурки и «кошки-мышки», учили барышень плясать кадриль и другие известные танцы.

Вечёрки могут дать то, чего нет в вечерних клубах или на дискотеках: живое и естественное общение, умение взаимодействовать с окружающими людьми. В ходе игр и танцев раскрываются возможности души и тела, повышается энергетика тела, улучшается настроение. Вечёрки несут элемент здорового образа жизни. Танцы, игры являются неплохой физической нагрузкой. Эмоциональное, культурное, духовное погружение втрадицию создает гармонию, дает здоровый эмоциональный заряд. Гармонизируются отношения между мужчиной и женщиной, между родителями и детьми. Вечёрки играют роль клуба знакомств, дают возможность найти друзей или единомышленников. И вообще вечёрки это интересный, хороший отдых, общение и развлечение.

Важное условие, чтобы женщины приходили в красивых платьях. Если женщина участвует в хороводе и одета в платье, то её энергетика усиливается, а если в брюках— то уменьшается. Мужчины же так же по возможности должны быть в традиционной одежде. Вечёрка— это повод нарядиться и быть красивыми!

 

В русской традиции время вечёрок, или, по другому, посиделок делилось на рабочее, когда девушки в одиночестве шили, пряли, вязали, тихо разговаривали, пели протяжные песни, и праздное — общение с парнями. Приход их на посиделки был ритуально оформлен: входили гурьбой, на пороге кланялись, снимали шапки и здоровались с присутствующими девушками, после чего каждый выбирал себе девушку для игр, которая должна была оставаться неизменной, поскольку частая смена игровых партнеров во время одного осенне-зимнего сезона осуждалась. Однако во время игр и хороводов, построенных на смене партнёра, каждый участник посиделок мог побывать в паре со многими.

У восточных и западных славян посиделки проходили, как правило, в специально снятом доме, избе, бане бездетных вдов или поочередно в домах девушек или женщин. Помещение откупали за дрова, хлеб, крупу или часть готового продукта (пряжи). У южных славян посиделки летом и в начале осени собирались во дворе, на улице, на поляне, гумне, перекрёстке, у разведённого костра, в дождливое время — под навесом у амбара, в холодное время года — поочередно в доме каждой девушки.

На посиделках присутствовали девушки и парни одной деревни или молодёжь из близлежащих сёл. При встрече с чужаками местные парни брали с соседских выкуп в пользу посиделок. Чаще на посиделках присутствовала неженатая молодежь и молодожены, ещё не имевшие детей, однако здесь могли присутствовать и зрители, взрослые, дети и подростки, которые не участвовали в песнях, танцах и играх молодёжи.

Гулянья — праздничные молодёжные собрания, не связанные с работой также имели свой регламент. Существовало разделение зимних праздничных молодёжных собраний на два вида: игри́ще и вечере́ньки (вечёрки). В некоторых местах игрища справляли только в период святок, вечерки игрались во время рождественского поста и после святок до масленицы по воскресеньям и праздничным дням. В других традициях посиделки различались по времени суток: первые устраивались днём, а вторые длились с вечера до утра.

Мысль возродить в Белгороде русские традиционные вечёрки три года назад пришла известному белгородскому композитору и фольклористу Ивану Ивановичу Веретенникову, уроженцу села Афанасьевка Алексеевского района, одного из центров фольклорной культуры области.

 

Иван Иванович «дитя войны», родился в 1944 году и его детство прошло в трудные послевоенные годы, Он с малолетства привык видеть, как несмотря на тяжёлую работу в колхозе и дома, люди не забывали о своей традиционной народной культуре: пели, плясали, водили хороводы в праздники, а вечерами собирались на посиделки (вечёрки).

Иван Иванович собрал вокруг себя группу единомышленников, и вот по вечерам в областном Центре народного творчества начались репетиции традиционных для Белгородчины танцев и песен. Пели и под баян, но больше безо всяких инструментов, разве иногда под рожок. У Ивана Ивановича было собрано немало песен нашего края как современных, так и очень старинных, начиная с шестнадцатого века. Затем репетиции сменились концертами, как в Центре народного творчества, так и на улицах города и в деревнях области. В отличие от современных «мастеров» эстрадного пения, которые считают, что петь могут только специально подготовленные «звёзды», Иван Иванович Веретенников считает, что петь и танцевать могут все, было бы только желание и упорство. И вот по вечерам в понедельник и четверг он обучает всех желающих традиционному русскому пению и танцам. А затем экзамен перед зрителями в малом зале Центра.

Вот и в это воскресенье состоялись очередные вечёрки, на которых самодеятельные артисты любители фольклора показали свое умение петь и танцевать так, как пели и танцевали наши отцы и матери, деды и бабушки и ещё более далёкие предки. Любителей фольклора обычно извещают афишами Центра народного творчества и по интернету, чтобы на вечёрки смогли приехать не только белгородцы, но и жители области. Зрители садятся в большой полукруг и действо начинается. На этот раз, кроме любителей фольклора в вечёрках приняли участие и танцоры коллектива русского бытового танца Центра, который возглавляет Владимир Иванович Белых, энтузиаст своего дела, автор книги «Русский танец». Он также руководит молодёжным танцевальным ансамблем «Былина» широко известным не только на Белгородчине, но и далеко за её пределами.

Иван Иванович Веретенников считает, что на вечёрках не должно быть просто зрителей, а все должны участвовать в пении и, особенно, в хороводах. Сейчас ты зритель, но в следующую минуту ты уже и исполнитель, так всегда было на Руси. Вот и в это раз, зрители вместе с самодеятельными артистами пели русские народные и украинские песни, плясали всевозможные польки, «Яблочко», «Барыню» и другие народные танцы. Все были и зрителями и исполнителями песен, частушек и танцев.

На снимках:участники белгородской вечёрки
 

Вверх

Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта
Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-"

Комментариев:

Вернуться на главную