ПРИРОДА И ЦИВИЛИЗАЦИЯ

 
 
 

Январский выпуск журнала «Подъём» открывается циклом рассказов «Забытая зима» Татьяны Грибановой (Орёл). Единение простого человека с русским лесом и русским полем, удивительная перекличка житейских событий с природными явлениями показаны автором в красках и мельчайших деталях. На фоне суховатой и склонной к интеллектуализму городской прозы эти короткие сюжеты, кажется, более связаны с простыми бытийными историями древности. Словно отходит в сторону усложненность текущего дня, замирает на мгновение наработанная веками культура, а самое главное в жизни человеческой аукается в слове – безыскусном и глубоком.

В повести Ивана Быкова «Мадьяр»  восстановлены события Великой Отечественной войны, которые преломляются в судьбах деревенского мальчишки и капитана венгерской оккупационной армии, пришедшей на донскую землю вместе с немецкими фашистами. Ожесточенная справедливость подростка, семья которого погибла под бомбами, и еще не зачерствевшая душа молодого венгра оказываются заложниками страшных событий тех лет.

Рассказы Валерия Казакова (Кировская область) представляют собой образец  остраненной прозы. Самые обычные обстоятельства тут выглядят яркими и запоминающимися, а живые человеческие характеры оказываются неисчерпаемым источником фантастических происшествий. Каждая история Казакова содержит в себе определенный тип героя, его примечательную повадку и склонность к совершенно непредсказуемым поступкам.  Напротив, два сюжета Бориса Краснова (С.-Петербург) вполне обыденны, в них почти осязательно чувствуется, как скользит сквозь пальцы время, течет мимо монотонная и холодная жизнь, а потом обрывается по каким-то случайным и непонятным причинам.

В коротком рассказе Николая Сокиркина рисуется выразительный образ жажды, которая овладевает сознанием, вытесняя все иные чувства и мысли. Эта современная миниатюра, написанная на армейском материале, близка классическому роману Кнута Гамсуна «Голод». В «Позднем ужине» Евгения Щербакова милицейские будни сменяются ночным извозом, перед читателем проходят лица случайных пассажиров – мирные и бандитские. Но самое важное столкновение – душевная беззащитность героя в семье и его мужество при встрече с опасностью.

В поэтическом разделе номера – лирика Надежды Мирошниченко (Сыктывкар), Александра Нестругина, Валерия Сухова (Пенза), Михаила Кулижникова (Белгород), Эльвиры Пархоц,  Дмитрия Мурзина (Кемерово). В дополнительной рубрике «Незабытые имена» представлена подборка стихотворений рано ушедшего молодого поэта из старинного вологодского города Белозёрска Алексея Шадринова. Главные вехи его творческой биографии и судьбы содержит обширное предисловие Виктора Баракова (Вологда).

Статья Андрея Румянцева (Иркутск) «Избранник духа» посвящена Федору Тютчеву. Автор старается ввести читателя в круг тем поэта и одновременно затрагивает проблематику русской поэзии как таковой. Философия, публицистика, пейзаж, любовная лирика, сокровенность чувств – кажется, нет такой литературной грани, которой бы не касались стихотворения русского гения. Размышления Михаила Хлебникова (Новосибирск) над стихами и судьбой Александра Галича преодолевают привычную мифологизацию этой фигуры, для либеральной среды почти безусловную. В рассмотрение берутся факты биографии, свидетельства современников, сама фактура текстов. Документальный очерк Бориса Векслера посвящен истории Свободного театра, который открылся в Воронеже в конце 1918 года и в разных формах просуществовал до середины 1920-х.

Беседа Татьяны Багринцевой с известным писателем и деятелем культуры Евгением Новичихиным восстанавливает пунктир развития воронежской литературы в минувшие полвека. Тут и знакомые писательские имена, и творческие коллизии, и бережное отношение к памяти далеких и близких художников, наделенных самыми разными дарованиями.

Завершают литературно-критический раздел журнала отклик Тамары Никоновой на повесть Геннадия Литвинцева «Молодым не ходи в Гуандун» и рецензия Николая Алешкова (Набережные Челны) на книгу стихотворений «Камертон» смоленского поэта Владимира Макаренкова. Здесь же – воспоминания Эдуарда Ефремова об историко-документальной книге  Александра Шуляковского «Дом на Театральной» (2011).

На вклейках номера размещены репродукции воронежских живописцев, объединенные зимним лейтмотивом. Декоративные работы с тонким рисунком и акварели, пастозная техника и реалистичные, жанровые сюжеты – маленький вернисаж многообразен и отличается гармонией, которой так не хватает цивилизации, отвернувшейся от прародительницы-природы.

 

Вверх

Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта
Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-"

Комментариев:

Вернуться на главную