Лидия ДОВЫДЕНКО (Калининград)

Обзор журнала «Берега» 1 (31)-2019

 
 
 

Свежий номер журнала «Берега» открывается рубрикой «Приглашаем к дискуссии» с двумя статьями блестящих критиков и публицистов нашего времени: Валентина Курбатова и Вячеслава Лютого. В статье «Опять за старое. Опять по-новому» Валентин Курбатов делится своими впечатлениями от некоторых произведений молодых авторов, с которыми Валентин Яковлевич познакомился, будучи в жюри литературной премии «Ясная поляна», читая авторов «Большой книги». Отличие нового поколения в том, что оно «начинает мир с  себя», считая прошедшее только поводом «к иронии или молодому снисхождению». Они желают «легализации мата», сразу ставят предупреждение на обложке: +18. Остается «захлопнуть и покраснеть». «Открытое общество» так закрыто и цинично управляется с нами, что «утираться не успеваешь». Толпы «индивидуалистов», предательство родной истории и «подсвистывание» некоторыми из  «старых» – «молодым», чтобы не показаться старомодными, «то есть просто здоровыми, потому что здоровые скучны, а вот «усталые» якобы «тонки и эффектны».

Но ведь это «скучное» «новое поколение» не само от себя родилось, а от отцов и дедов, которые живы и сильны «памятью, любовью друг к другу и миру».

Статья Вячеслава Лютого «Неразделимые понятия» с подзаголовком «Человек в поисках смысла в современной российской литературе»  - посвящена той «мировоззренческой котловине», в которую мы соскользнули с поверхности бытия.

Несмотря на отсутствие в Конституции РФ идеологических ориентиров, провозглашение в качества идеала лишь достатка,  небольшое озвучивание патриотизма как национальной идеи, в современной литературе всё же явно просвечивают две составляющие: смысл происходящего вокруг тебя, смысл происходящего с тобой. Часто эти смысловые линии взаимосвязаны. Вячеслав Лютый останавливается на анализе трёх современных произведений: роман «Заполье» Петра Краснова, повесть «Навстречу» молодого автора Андрея Тимофеева и повесть Михаила Тарковского «Полёт совы». Авторов объединяют поиски нераздельности человека и смысла его жизни.

Первый номер журнала «Берега» завершает начатую в прошлом году публикацию виртуальной повести «Отстерегайтесь гончих псов» Вячеслава Куприянова, которого хорошо знают в Европе, удостоив его множеством литературных премий за его поэтические переводы. Чтение его прозы доставляет удовольствие тем, что бездна интеллекта и мысли окрашена чувством иронии и сарказма, в которые прячется беспокойство за человечество, погрязшее в штампах и лжи. Речь идёт не о мелочной лжи, к которой по несколько раз в день прибегают люди в бытовой жизни, речь идёт о лжи, в основном, в политике, по-крупному, например, автор называет «первого гения в ремесле лжи» Альфреда Науйокса, организовавшего трюк в городке Глейвиц в 1939 году. Были найдены мёртвые немцы, якобы они были расстреляны поляками, а на самом деле – эсэсовцами, что было подано как польские зверства перед вступлением Гитлера в Польшу.

Тот же трюк использовался, когда «образцовая цивилизация» громила Югославию, в том числе прозападную Черногорию, называя это «политкорректно»: «разрешением конфликта в Косово».

Не всё русофобам уличать нас в неудобной истории,  Вячеслав Куприянов достаточно уделяет внимания мерзким, бесчеловечным страницам в истории Америки и Европы, «вмешательствам, хамским, грубым, неотёсанным» в дела других государств,  в истребление народов. Достаётся и держателям «газовых акций», «молодым комбинаторам». Я думаю, что читатель уже заинтересовался, хотя я привела лишь небольшой фрагмент виртуальной повести, умной, глубокой, обогащающей читателя пониманием мира и его истории, разделит глубокий сарказм по отношению к землянам, по сути инопланетянам, не знающим  ни истории, ни культуры, ни гениев Земли.

Повесть Николая Олькова «Мать сыра земля» вызвала множество откликов у читателей «Берегов». Привожу слова профессора, доктора филологических наук Л.Г. Яцкевич:

 «Повесть Николая Олькова "Мать сыра земля" написана  талантливо, исторически достоверно. Невольно сравниваю судьбы наших вологодских и сибирских крестьян в ХХ веке, много общего. Однако характер народный в Сибири отличается от нашего, вологодского. Там люди более суровые и решительные. Главный герой - образ удивительный, сокровенно русский. Смущают только многочисленные встречи героя с любвеобильными женщинами. Может, это только моё субъективное старческое восприятие? Неожиданной удачной находкой писателя, на мой взгляд, является повествование - обращение к сознанию главного героя. Обычно в повестях идёт рассказ от первого или от третьего лица, а тут всё время обращение к "ты". Причём, и говорящий, и адресат совпадают. Такое обычно встречается в поэзии, но не в повествовательном жанре. Этот новый приём создает неповторимое своеобразие повести Николая Олькова».

Присоединяюсь к словам Людмилы Григорьевны, меня также поразило обращение героя повести к «ты», то есть самому себе, герою, которому была дарована защита  «чистых и святых сил».

Прекрасна и светла быличка Татьяны Грибановой «Настёнины антарики». Чудесная история с янтарными серёжками, дарующими красоту и долгую жизнь, пока их не снимет красавица, вызвали у Сергея Кириллова восторженный возглас: «Вот как надо-то русскому человеку для русского же слушателя да по-русски-то рассказывать!!! Безо всякого  «экзистенциального» «истеблишмента» и прочего «забугорного» словесного мусора! Ай да автор! Ай да любо на душе-то от услышанного да прочитанного!».

А Марина Маслова назвала свою статью о быличке Татьяны Грибановой  «Оберег души живой», которую читатель найдёт в разделе «Критика»  в этом же номере.  Что дал оберег? Опыт долгой земной жизни и понимание, что «нешуточная любовь» даётся единожды.

Рубрика «Проза» продолжается  миниатюрами Валентина Толстопятова  под названием «Жизнь Валентина». Оказывается, она может быть очень интересной, если ты узнаёшь о своей семье от знакомых людей и родственников. Это открытие потрясло автора. Легендой стал его отец, подаривший городу три тысячи луковиц тюльпанов. И в течение жизни писателя поджидают новые открытия, например, всё меняется от нескольких слов: если мама покупает спортивный костюм: «будешь бегать в нём», а мальчик бегать не хочет, но выясняется, что бегать не обязательно, можно просто носить.

Мы вместе с лирическим героем грустим, когда кто- то улетает из твоего гнезда, радуемся  калитке, за которой тебя ждут. И кедры могут расти в Беларуси, благодаря упорству и мечте одного человека – отца. Так мы с автором вместе проживаем то, что дорого одному человеку, но оказывается, что оно рождает и в тебе дорогие воспоминания и открытия.

Рубрику "Проза" завершает повесть Александра Жильцова "Воронеж. Далай- ламе" молодого прозаика Александра Жильцова, который знаком читателю по книгам: "Сон разума" и "Конструктор миров". В новой повести он выводит главного героя - того типичного "лишнего" человека, каких сегодня относят к "жертвам перестройки", к Печориным конца двадцатого века.

Читателя поджидает и вечный любовный треугольник: любовь мужчины к той, которая любит другого, и любовь к нему другой женщины, любящей безответно. Здесь и философия, и поиски истины, и вечные вопросы: кто создал человека? Кто создал добро и зло? И зачем - зло? И что такое Истина? Может быть, она чувство? Может быть, чувство счастья... Счастье, что является душой мира.

Если тебе делают добро, то оно обязательно добром обернётся? Да, даже если этим добром делают больно. Но боль, как и всё в мире, проходит, а ты учишься смотреть глубже поверхностных волн. И понимаешь, что добра так много, что "наши грехи не исчерпают его".

В  «Берегах Новороссии» опубликовано открытое  письмо писателей к общественности "За признание независимости ДНР и ЛНР". Инициатором его является группа пермских писателей, разработали Галина Чудинова, Юрий Нечипоренко. В это трудное время необходимости укрепления Русского мира каждый может поставить свою подпись под Открытым письмом за признание независимости ДНР и ЛНР. Письма будут направлены в государственные органы всех уровней, в СМИ и в социальные сети.

В рубрике Берега Крыма вновь обращение к главе государства о сохранении развитии заповедника "Киммерия М.А. Волошина" в Коктебеле. Мемориальный Дом-музей  М.А.Волошина остаётся зажатым между гостиницами и рынком, лишённый подъездных путей и стоянки туристических автобусов, которой в Коктебеле вообще нет, отчего страдает посещаемость этого уникального объекта и нивелируется туристическая составляющая развития.

Так что решение о передаче исторических объектов из ведения Министерства  культуры Республики Крым  в Министерство экономического развития Республики Крым можно смело назвать культурной диверсией».

 В этой же рубрике ставится вопрос о сохранении музея А.П. Чехова в Ялте. В нарушение проекта в цоколе литэкспозиции на месте временных выставок и стендов с историей музея был оборудован кабинет директора музея. Теперь посетители музея не могут ознакомиться с историей его создания (убраны даже знаменитые фотографии Е.А. Халдея, сделанные в 1944 году после освобождения Ялты, на которых запечатлена Мария Павловна Чехова с бойцами Красной Армии!).

В малом зале литэкспозиции, где раньше посетители смотрели фильм о музее (это позволяло другим группам слушать экскурсоводов в большом зале), теперь стали хранить архивные материалы и вещи. Это не решило принципиально проблему нехватки помещений (безусловно, должно быть построено новое современное фондохранилище).

В 2016 году название музея (мировой брэнд!) фактически исчезло – после того, как Дом-музей А.П. Чехова в Ялте вошёл в состав ГБУК РК «Крымский литературно-художественный мемориальный музей-заповедник». Впервые в 2018 году отменены Чеховские чтения в Ялте (опять не хватает средств!), нарушив традицию проведения с 1981 года ежегодной международной научной конференции. В музее огромная текучесть кадров.

В рубрике «Мир без границ» Мария Львова с берегов Великобритании рассказывает о владыке  Нафанаиле.

Неонилла Пасичник посвятила свой очерк светлой памяти мецената - барона Эдуарда Александровича Фальц-Фейна "Пора перевернуть страницу истории и жить дальше». Потомок основателя заповедника "Аскания-Нова", русский аристократ – чемпион, и не только в геронтологии.

«Берега Литвы» представлены поэтическими подборками Евы Ахтаевой и Елены Шеремет. Ева Ахтаева – автор десятков песен и романсов, 2-х сборников стихов. Автор видеопроекта «Ожившая поэзия» (на сайте http://ahtaeva.lt). Составитель книги «Зов Вильны», редактор сборника «Присутствие непостижимой силы», редактор международного альманаха «Ступени» (МАПП). 

Елена Шеремет - председатель Ассоциации русских писателей Литвы. Автор трёх поэтических сборников. Публиковалась в различных изданиях России, Литвы, Латвии, Венгрии, в периодической печати и коллективных сборниках поэзии в Литве. Редактор газеты «ВИЛЬНЯЛЕ» АРП Литвы и русского литературного альманаха «Литера». Активно занимается издательством книг, в том числе авторских, являясь составителем и редактором многих, к примеру «МАПП. 5 лет в Литве» (2013), «Зов Вильны» (2017). Член Союза писателей России, МАПП, ИСПР.

С «Берегов Варшавы» наш постоянный автор Болеслав Тейковский прислал статью "Славянская альтернатива. За лучший социальный строй и мировой порядок".

В рубрике "Критика" представлена статья Валерия Хатюшина "Поэты Белой гвардии"

Валерий Хатюшин говорит о нашем  долге -  «восстановить справедливость и вернуть к духовной жизни замечательных русских поэтов — Арсения Несмелова, Николая Туроверова, Сергея Бехтеева, Ивана Савина, Марианну Колосову и других, исторгнутых из российской словесности на волне классовой вражды. Пора заговорить о них в полный голос. В противном случае Серебряный век русской поэзии теряет свою цельность»

В заключение несколько слов о моей рецензией на книгу Николая Коняева «Купола над Друтью». Это  историческое исследование в двух томах, подробный рассказ о Свято-Покровском  монастыре в Толочине  в контексте культурно-исторических событий в течение тысячелетия на территории нынешней  Витебской области: в первом томе  - от варягов до нашествия Наполеона, во втором – от Александра Первого до наших дней, - неоспоримое свидетельство неувядаемой силы Православия  и верности белорусского народа отеческим заветам.

Как всегда, журнал завершается советами читать наших коллег и друзей: это другие толстые журналы,  электронные порталы и альманахи.

 

Вверх

Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта
Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-"

Комментариев:

Вернуться на главную