Обзор журнала «Александр»

№8 (59) за август 2021 года

Августовский номер «Александра» посвящен выдающимся людям русской литературы, искусства. Этот номер можно назвать международным.  Открывается  он материалом о путешественнике с мировым именем, Федоре Конюхове. На обложке его портрет. Наконец-то, читатель видит лицо путешественника. А очерк  Игоря Кострикова «Влияние творчества Н.К. Рериха на живопись Конюхова»,  интервью с Федором Филипповичем о путешествиях по самым неприступным горам, по ледовитым морям, по океанам, открывают перед нами Конюхова-писателя, Конюхова-художника, Конюхова-священника. Костриков сближает Рериха и Конюхова по их двум ипостасям: путешествия в мистические таинственные миры Тибета и Гималаев, и живопись. В журнале цветные репродукции работ Конюхова. Пейзажи, действительно, напоминают работы Рериха, а картины на вкладке, скорее, ближе к творчеству Дали. Из очерка мы узнаем, что Конюхов два года учился в Академии изящных искусств в Париже. Модернизм ему не чужд.

Следующий очерк «Южнее, южнее: на самый юг»написан В.Н. Ганичевым, и рассказывает о его двухневном путешествии на Антарктиду.

Антарктида сама по себе место на Земле уникальное и международное. Ганичеву удалось  показать невероятно тяжелую жизнь на ледяном континенте. В наши дни Антарктида становится для мира местом чрезвычайно опасным. Льды тают. Айсберги откалываются от материка, уходят в океаны. А растаявшие льды Антарктиды, это неминуемая гибель цивилизации. Потоп неизбежен.

Очерк Олега Дзюбы «Его веру звали Надежда» - посящен 250-летию первого русского плавателя вокруг света. «Сам Крузерштерн, ничуть не задумывавшийся заранее об этом, стал родоначальником блистательной серии путевых заметок моряков-кругосветчиков» - пишет Олег Дзюба. Замечательно, что самые выдающиеся произведения о кругосветном плавании принадлежат перу Ивана Гончарова, участника кругосветного плавания фрегата «Паллады». У нас представление о Гончарове, авторе «Обломова», как о домоседе. Но домосед оказался удивительным мореходом 19 века.

Ярким материалом номера стал документальный рассказ Анатолия Трубы «Ты взойди, солнце красное».

Начинается произведение сценой для современного читателя захватывающей: простые люди, и среди них мальчик Ваня, сын купца Кунина, с ужасом слушают записанный на пластинку голос человека. Что такое пластинка никто еще не знал. Человека нет, а голос – Шаляпина – вылетает из железной трубы. Так начиналось знакомство народа с граммофонами. Пережитое Ваней Куниным оказало влияние на дальнейшую его жизнь. Он полюбил Шаляпина, пение. А потом и мир театра. Отец растил из сына наследника, купца. А сын, прихватив 3 тысячи рублей, которые отец дал ему на женитьбу, бежал в подмосковный город Звенигород, и попытался стать антрепренёром. Финансировал постановку спектакля местных артистов. Денег хватило на три месяца. Меценат разорился, погряз в долгах, и был близок к самоубийству. Спас Шаляпин. Встреча прозошла случайно, но оказалась счастливой. Шаляпин решил, что молодому человеку надо вернуться к отцу, и заниматься делом. Но согласился быть в зрительном зале на заключительном спектакле труппы. Слух о том, что в зале будет Шаляпин, разнесли по городу. Все билеты были проданы, Кунин расчитался с артистами и прочими долгами.

А для нас это  еще один эпизод из жизни великого русского баса. Кстати, этот материал тоже можно поставить рядом с очерками о путешественниках. Федор Шаляпин объездил весь мир. Из этих бесконечных своих гастролей Шаляпин вынес одно замечательное наблюдение. Он говорил: русский народ – самый поющий народ в мире. Шаляпину верить можно. И на самом деле так это и было: русские люди пели на праздниках. Пели в горе и в радости. Но главное, – в церквях. Это пение было ежедневное и постоянное.

«Моздокская икона Божьей матери». Рубрика «ДУХОВНЫЕ ЗЕРНА».

«Образ Моздокской Божьей матери, древнейшей и самой почитаемой иконы в Осетии, хранился в Успенском соборе г. Моздока Терской области до 30-х годов 20 века». Татьяна Никитина рассказывает историю иконы – списка с Афонской Иверской Богоматери, подаренной царицей Тамарой жителям Осетии. Икона прославилась чудотворными знамениями. Трижды церковь горела, но огонь не трогал святыню. Дар святой грузинской царицы почти 600 лет хранился в маленькой церквушке в Карталинском ущелье. Во время переселения осетины аула Майрамыкау икону забрали с собой. Но на берегу реки Терек, у города Моздока, арба с иконой ночью была озарена чудным светом, а днем эта арба не сдвинулась с места. Так икона стала Моздокской. 

Икона чтилась по всему Кавказу, в Донской области и Воронежском крае. Перед ней в 1914 году молился Николай ΙΙ. После революции подлинник бесследно исчез, но по традиции в Моздокском благочинии каждый год совершаются крестный ход со списком иконы с Преполовения Пятидесятницы до дня Святого Духа.

В рубрике «РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА» напечатаны Три эссе об искусстве Марины Переясловой: «Как стать писателем», «Дворцы для поэтов», «В чем смысл работы писателя».

Даны эпизоды создания известных произведений известными писателями. Для молодых литераторов будет интересно заглянуть на писательскую кухню, почувствовать себя сотворцами. Материал этот очень своевременный. Наша молодежь, в том числе и молодые писатели, плохо ориентируются во времени, не знают о жизни литературных кумиров ближнего прошлого.

Тоже самое можно сказать и о материалах всего номера. Современники каким-то образом умудряются не знать людей, которые олицетворяют время. Это и о Конюхове, и о Шаляпине, и о первом русском кругосветном мореплавателе Иване Крузенштерне.

В эссе Марины Переясловой таких знаменитых имен много: Игорь Северянин, Александр Блок, Виктор Розов, Анна Ахматова, Райнер Рильке, Анатолий Алексин, Андрей Вознесенский, и др. Для нас, привыкших читать книги, эти имена – свои. А вот для молодых такое знакомство важно.

В рубрике «ЖИТЕЙСКОЕ» опубликованы рассказы Юрия Привалова «Отпуск в тайге», «Береза», «Удивительные приключения мальчика».

В первых двух рассказах – пережитое автором в тайге. Охота на рябчика, сбор кедровых шишек, гроза, во время которой рассказчик с сыном чуть не погибли: молния ударила в березу, и та упала. Третий рассказ – фантазия на ему похищения мальчика инопланетянами.

Краеведческий материал Евгения Голоднова «Морпех из Несельги» опубликован в рубрике «СЛУЖУ ОТЕЧЕСТВУ».

Это о том, как война ломает судьбы людей, и как люди противостоят всем напастям. О трогательном соединении семейства через многие годы. Разлучила война, а нашли друг друга уже в другом веке. И одновременно это эпизод из трудной жизни, подчас смертельно опасной, советской милиции.

Эпизод в истории города Орехово-Зуево. Автор, Евгений Голоднов, много делает для краеведения. Гуслицы, старообрядчество – одна из главных тем его изысканий.

В рубрике «СТИХОТВОРНОЙ СТРОКОЙ» два поэта. Подборку Андрея Бабожена открывает стихотворение «Русская изба»:

Несправедливая судьба
Стучится дикой вьюгой в двери.
Стоит убогая изба,
В свою ненадобность не веря.

Дана горестная картина умершей русской деревни. Стихи еще очень молодые. Странно звучит:

А на пригорке монастырь
Среди крестов, каких навалом.

И совсем уже трудно согласиться с этими строками:

… За новой жизнью не видны
Постройки прежних поколений.

Тем более, что изба не верит в ненадобность.

Поэт Агаси Ваниев живет в Краснодаре.

Жизнь истекает, надежды гниют,
Крупицы былого лишь эхом споют
О том, как остался у моря дурак,
Так не дождавшись погоды никак.

В аннотации сказано: «Темы в поэзии: философия, лирика и гражданское право». Редакция верит, что у поэта есть возможность роста.

Я не знал, что будет в начале,
И не знаю, что будет в конце.
Эта жизнь, как фрегат на причале
Бытия в философском ларце.

«Стихи про лето» Валерия Румянцева отсылают к строкам Пушкина «О, лето жаркое, любил бы я тебя, когда бы не жара, не пыль, не комары да мухи». Подборка – это своеобразный диалог с великим поэтом. И Румянцев настаивает:

Нет, и не может быть поэта,
Который не любил бы лето,
Несмотря на то, что:
И комары и мухи, и жара
Приятного немало доставляют.
Но все ж и эта знойная пора
Порой очаровательной бывает…

Стихи белорусской поэтессы Анжелы Бецко – истинное наслаждение для любящих поэзию.

Удочери меня, мой ясный свет.
Как небо – землю, и как месяц – звезды.
Возьми туда, куда другим не след.
Вдохни в себя, как ты вдыхаешь воздух.

Возьми в ладоней теплое кольцо,
Как яблоко последнее из сада,
Где снегопад забил мое лицо –
Там, где душа, лица уже не надо –
Где яблони распяты на снегу,
И умер сад, заброшен и завьюжен…
Возьми туда, куда я не могу,
В ту невозможность взять – возьми…
И глубже.

Такие стихи – украшение журнала.

Татьяна Новикова в рубрике «ПОЭЗИЯ» представляет цикл стихов «Silentium» - в память о стихотворении, написанном великими русскими поэтами.

Гоголь. Башмачкин., о. Павел Флоренский, Заболоцкий, Сергий Радонежский, Андрей Рублев, Пришвин,Чехов, Врубель, Пушкин, Блок, Бунин, Мандельштам, Тютчев – объединены единой темой. Силенциум – молчание.

Петрополь. Петербург. Судьба – пора.
Еще бессонница, и чернозем горючий.
Silentium… И Мандельштам, и Тютчев.
Пусть не прогонят ночью со двора.
А все по кругу, по небу лететь,
Где злые звезды плавятся в алмазы.
Жизнь переполнена угарным газом.
В молчании – не сметь, и не иметь…

В этом цикле и поэзия, и философия, и память о наших великих отцах.

Точнее  понимание миров,
И одного, что прячется сердечно,
Но ты – поток, и мыслишь быстротечно,
А мир тебя помыслить не готов.

В рубрике «ПОЭТИЧЕСКИЙ БЛОКНОТ» Николай Ступин.
Проснись, великий рус! – восклицает автор.


Ты жил в лесах, в степи холодной,
Назло всем выжил, даже процветал.
И бился насмерть ты с жестокой и голодной
Ордой, готовой жечь, крушить. Всегда ты
Побеждал.

К сожалению,в стихах о гиперборее – нет гиперборея. А стихи о России – сплошная декларация. Кстати, орда никогда не было голодной. Воины Чингиз хана и Батыя подкармливали на ходу лошадей мясом. А что до побед русского народа: 250 лет татаро-монголького ига (так писали раньше). Русские князья сами за ярлыками ездили в Сарай, спорили меж собой, кто выше.
И как после этого верить строкам:

Я корпел над познанием истин,
И в течении множества лет
Под моралью себя я чистил,
Не грешить я давал обет.

В той же рубрике исторические стихи Владислава Бахревского.

Лишь бояре пивали в те лета вино,
А ярыжные – водку и брагу.
Веселились ярыжки ахти не умно,
А любила их Русь за отвагу.
Отлежавшись в крапиве, простившись с женой,
Отмолившись в ближайшей часовне,
Уходили в Сибирь
За собольей казной.
Поминай, и на добром попомни.
Уходили по рекам,
На легких веслах,
В бородах затаив поцелуи,
И на родине их оставалась весна,
А по веснам-то кто не тоскует?!...

У Ольги Воробьевой напечатано два стихотворения. О судьбе поэзии и поэта в наши дни, и трагедия поколения 90-х. 

Учитель молодой, с лицом лучистым
Рассказывал в начале сентября,
Как всех буржуев, и капиталлистов
Народ прогнал, как свергли мы царя,
Который был богаче всех буржуев.
Кружился за окном осенний лист,
А мы притихли, мысленно ликуя:
Нам предстояло строить коммунизм.

Жизнь, к которой готовили молодежь, изменилась в 90-е. Рисуется образ учителя, так и не сумевшего приспособиться к новым условиям:

В торговле был он крайне неудачлив,
И так не по-торгашески стыдлив.
И образ поколения:
А мы грубели: «бедненьких» не жалко.
Кипит торговля, строятся дома,
И жарится огромным оковалком
В ларьке возле вокзала шаурма.

Воскрешение страны тоже дано через образ учителя:

…Как света луч, пронзил ночную мглу.
А что случилось? – Он вернулся в школу.
И я с тех пор завидую ему!

В рубрике«ДЕБЮТ» отрывок из романа Инги Поляковой «Дипвлом?! Очка – факультет информатики».  История из жизни студенчества. «Все преподы за учеников сдают, чтобы заработать», - говорит героине ее сокурсник, и все новые и новые свидетельства подверждают его правоту.

В материале «Эколого-литературный маршрут «Урочище Островное» Тарас Турчинин и Оксана Турчинина, научные сотрудники музея-запеведника Шолохова, рассказывают о заповеднике Шолохова. «Природа этих мест удивительно богата: здесь встречаются 285 видов растений и животных, среди которых редчайшая русская выхухоль, занесенная в Красную книгу мира. Комплекс биоразнообразия включает 15 видов растений и животных, занесенных в Красную книгу Ростовской области, 6 видов – в Красную книгу Российской Федерации, и  3 – в Красную книгу мира. Площадь охраняемого ланшафта – 278,2 га».

Заканчивается номер рубрикой «ДРУЗЬЯ «АЛЕКСАНДРА» - Виват, театр! – Впечатления о спектакле «Восемь любящих женщин» в театре им. А.В. Луначарского, в Севастополе 26 июня этого года. «Пьеса, поставленная режиссером Николаем Нечаевым по роману Роберта Тома идет на театральных подмостках с 1961 года. Премьера ее состоялась в Парижском театре «Эдуард VΙΙ», но она актуальна, и имееет потрясающий успех и по сей день».

Таково содержание 8 номера журнала «Александръ» за 2021 год.

Ольга ВОРОБЬЕВА,
Владислав БАХРЕВСКИЙ

Наш канал на Яндекс-Дзен

Вверх

Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта
Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-"

Система Orphus Внимание! Если вы заметили в тексте ошибку, выделите ее и нажмите "Ctrl"+"Enter"

Комментариев:

Вернуться на главную