Журнал «АлександрЪ» - сентябрьский выпуск

Друзья, благая весть: вышел очередной номер  любимого многими журнала «АлександрЪ» - № 9 (60), 2021 г.

Оформление и содержание выше всяких похвал. Но об оформлении отдельно и подробнее ещё будет сказано. Главное – качество литературы, да то ещё, что сфера литературы-поэзии, разножанровость и эпика - расширены в журнале и усилены историческими изысканиями, архивными данными, воспоминаниями учёных и простого человека «от земли». Широко представлена поэзия, современность, -  и так подобрана концепция журнала, контексты, что журнальные открытия читаются как долгожданные находки. Даже актуальные и, на первый взгляд утилитарные научные изыскания – звучат особо. Повторяю: каждый выход журнала «Александр» - отличный повод поздравить и читателей, и авторов. И, после прочтения, подарить журнал ближнему своему. Благодарные за все прошлые номера (60!), испытанные слушатели, радеющие о литературе подлинной, о невымаранной истории, - встретят с живым интересом статьи о  театре, о живописи и о самих о живописцах, с историей самолётостроения и архитектурой…

Номер - и нов, и в существующей традиции – полифоничен. В чём-то консервативно настойчив, в чём-то неожиданно блестящ. «Консервативен» в своём давно и крепко сложившемся стиле – трудом редакторов, аниматоров, дизайнеров, верстальщиков и корректоров. А неожиданность и новизна номера - в том, что журнал соединяет, скрепляет, связывает крепкими узлами – Урал и Тамбов. Крепкий промышленный центр России с – почвой, с землёй-кормилицей. Именно такие журналы сегодня, журналы-реалисты, насыщенные и насущные – указывают направление движения - и книжной продукции столиц, и издательствам больших городов-центров, и книжным магазинам на местах. Как гениально сказано у Пушкина в «Пророке»: «…И внял я неба содроганье, и горний ангелов полёт, и гад морских подводный ход, и дольней лозы прозябанье…» (1826 г.) Так «внял» - это узловой,  ключевой глагол. Конкретно и живо внимать  – в.)«внутрь имать», брать, усваивать, запоминать (старослаий) - вместил сентябрьский «АлександрЪ».

Директор, и одновременно -главный редактор журнала Труба А. С. Открывает этот «болдинский» номер…  Или, как говорит он сам – «Богдановский номер» (от - Бог дал!), прямым и крепким вступлением. Почему «богдановский»? Да потому что этот литературно-исторический номер «…имеет две родины. – по слову главного редактора: - Он изначально символизирует собой единство этих, казалось бы, родных, но в то же время очень разных областей исконно русской земли:
Словами выдающегося поэта -тамбовчанина, земляка, сказано:

Вячеслав Богданов:
«Чтобы жить мне, не ведая горя,
Чтобы сердце не рвать пополам,
Я хотел бы уральский мой город
Передвинуть к тамбовским полям»

Как удивительно сходятся порой дороги жизни! Вот и мой личный пример ложится, как нельзя кстати. Я – опять о скрепах Урала и Тамбова. Меня - тамбовца по матери, наградили в мае этого года на Уральской земле, в Екатеринбурге всесоюзной литературной премией В.Т. Станцева, уральца, поэта, фронтовика-героя за сборник стихов «От истока к устью». Так что сборник моих стихотворений, тоже, глаголя устами  Вячеслава Богданова: «Тамбовскую землю придвинул к Уральскому городу – мастеров и писателей». Вот как объявила об этом событии «Независимая» и АСПУР в печати:

«Лауреатами в этом году стали члены Союза писателей России Валерий Горбачёв (Челябинск), Василий Киляков (Москва) и историк Николай Корепанов (Екатеринбург). В церемонии вручения премии приняла участие делегация челябинских писателей во главе с председателем областной организации СПР Олегом Павловым.

Премия учреждена в апреле 2010 года Координационным Советом  Ассоциации писателей Урала, Дирекцией Уральского отделения Литературного фонда России (директор А.Б. Титов) и дочерью поэта Е.В. Григорьевой. С января 2018 года соучредителем премии выступает внук В.Т. Станцева – С.Л. Григорьев.
Она ежегодно вручается под патронажем Администрации города Екатеринбурга. За годы её существования лауреатами премии стали более тридцати поэтов и прозаиков из разных уголков России (Н.Иванов, М.Михайлов, В.Терёхин, А.Шалобаев, Г.Попов...), а так же деятели культуры и искусства Урала, внесшие большой вклад в военно-патриотическое воспитание молодёжи (Н.Салмин, Т.Воронина, А.Рязанова, И.Очеретина, А.Румянцев и др.).

И опять радость и удивление и вот почему: многие из награждённых Уральскими премиями, читаю, всматриваюсь – многие составили редколлегию журнала «Александръ»! И они, награжденные в разные годы теперь - редакторы столь любимого нами журнала «АлександрЪ»! Не случайна, значит, - и публикация в этом номере сентябрьском – 9 (60) и моего рассказа «Простая душа». О моей бабушке Пелагее Тимофеевне, о жизни её теперешней на тамбовских, таких близких нам палестинах.

Но - по порядку. Тема номера: - «Добывая слово, словно честь» - поэзия редкого таланта – Вячеслава Богданова (1937-1975 г. г.). Его «Русь», «Стихи о родине», «Голубой костёр», «Скорость», «Родстово»… Не только не подражаемо-самобытны. Они вечны. Мудростью, музыкой своей, своей самобытностью, - и вот уж истинно будут звучать: «…доколь на этом свете жив будет хоть один пиит».

 Имя поэта-тамбовчанина, самородка, широко гремело в своё время - и в журналах Москвы: «Наш Современник», «Молодая гвардия», «День Литературы» (а не будем забывать, что напечататься в центральных изданиях, а уж в те-то годы, тем более – было делом не то что не простым, а для поэта с «периферии» - почти невозможным. Таковы были требования, такова была конкуренция, таковы были гонорары того времени. Сегодня на второй его родине «малой», как прижилось у нас говорить – в честь поэта действует в г. Челябинске Литобъединение «Светунец» - имени Богданова. Проводятся фестивали и чтения, посвящённые поэту. Как метко сказано им самим  в стихотворении:

РОДСТВО
Мне б труднее и жилось,
И пелось...
Если я
 Не смог бы до сих пор
Породнить
Полей тамбовских зрелость
И глубины Самоцветных гор...
Хоть живу я
Под уральским небом,
У огня Людей мастеровых,
Но когда я
Прикасаюсь к хлебу,
Вспоминаю земляков своих...
Я вдали от отчизны,
Но всё же
С ней крепка Связующая нить!
Ну скажите, люди,
Разве можно
Надвое Россию поделить?!

И как же родимо и близко, едва ли не каждому из нас: литераторов, историков, людей мастеровых понятны эти слова, ведь таланты рождаются в глубинках, заявляют о себе в городах гигантах, областных центрах, Урала, Сибири, Приморья… А заканчивают свои дни – в столице.

И, как достойный ответ - ровно через полвека, - ответ так рано ушедшему талантливейшему поэту – «Тамбовский поэтический венок Вячеславу Богданову». Семён Милосердов, Евстахий Начас, Мария Знобишева, Валентина Дорожкина, Александра Николаева, Ольга Штыркина, Елена Захарова. Многие… С какой теплотой и сердечным вниманием они отвечают поэту строками собственного сочинения, Богданову посвящёнными. Именно женское сердце откликается так тонко на лучшую русскую почвенную лирику. Всякий раз удивляюсь: как по-иному видит женщина-поэт. Как неожиданно-тонко, хрустально – окликают они, «поэтессы», едва уловимые имена. Чувство родства именно духовного с поэтом, – гораздо органичнее. Доступнее поэтессе (хоть многие и не любят, чтобы их так называли, а всё-таки: «поэт»). Без оговорок. Заметим, что и рецензенты, особенно в поэзии, и редактора, и дизайнеры – как дизайнеры этого номера, не в пример чутки нам, пиитам пола мужеского.
Вот Елена Захарова:

«И до боли родная земля
Будет жить в поэтическом слове.
И Тамбов, и далёкий Урал…
Доброй памятью сердце согрето,
Ведь Богданов когда-то сказал:
«Нет кривого пути у поэта»».

Две страницы минем-прочтём «Александра» и поэтесс, и вот перед нами именитый мастер Андрей Ребров, секретарь С. П. России. Он посвятил «Александру» подборку стихотворений «Копьё Пересвета». Это слово юбиляра. Так - накладывается его юбилей, его 60-летие – на  60-й номер «Александра». Выделяю из его подборки знаковое стихотворение «Преображение»…  (Знаю по себе, по многому из прочитанного прочувствованного) – это Преображение. Внутреннее изменение. Мне подскажут (не без иронии, быть может): «и внешнее». Конечно, да. Внешне мы преображаемся всяк по-разному. Но что такое «внешнее» в споре с внутренним»? Вот прочтите-ка отрывок «Преображения» А. Реброва, как глубока интрига, сильна находка:

«…И те века плывут, плывут…
 И встречно
Течёт им жизнь грядущая моя.
 И я гляжу на яблочную вечность,
Преображаясь чудом Бытия».

«Слова не мальчика, но мужа», - как говорили древние. Как сказано в «Борисе Годунове»… «Оазисы в степном краю» «Усадьбы Тамбовской губернии» - «венок сонетов» подарила Наталья Меркушова журналу, Уралу и - В. Богданову, памяти.

Венок сонетов – признак владения, власти над словом. Примета высшего качества мастерства.

И этот труд, конечно нельзя не заметить.

Нина Ищенко «смиренной прозой» освещает темы и тени жизни  мятежного Донбасса, ЛНР и ДНР. Насущно, как никогда. «Русский язык как пространство творчества. Рецензия на альманах «Крылья. Взмах четырнадцатый»! Издание Союза Писателей ЛНР.Статья получилась  необыкновенно актуальной, полнокровной. Особенно, если учитывать последние заявления Киева и украинских властей по отношению к русскому языку, вообще к русским на Украине.

«В альманахе «Крылья», - говорит Нина Ищенко, - представлен также критический текст Галины Чудиновой о творчестве Ивана Донецкого, который живёт в Донецке, в военном городе, и художественно осмысляет свой личный опыт и опыт своего края в произведениях, которые входят в сборники Союза писателей ЛНР «Время Донбасса» и «Выбор Донбасса». Учитывая, что битва за русский язык на Донбассе – это, без всяких оговорок, - битва за Русский мир, статью читаешь с сочувствием и трепетом. И в этом не стыдно признаться.

Размышления Николая Перяслова «Рифмы бытия» – дорогого стоят. Этот метод «писания» коротко и с натуры эссе и зарисовками, утверждался от Паскаля и Лабрюйера, от Розанова и Алена, до Солоухина и Крупина. Он стар и мудр, как мир. Кажется иногда, что исхожены все тропинки исхожены, рефлексии и предсказаниям – нет уже иных путей, как повторяться. Но Николай Переяслов умеет сказать это  своё новое слово, и по-своему. Вот выдержка из его записок, из дневников и блокнотов «Бог  простит». Оцените точность и ясность созерцания, «остраненности», как называл этот метод в литературе, считавший его важнейшим – и в записки в «неожиданном формате». Послушаем Николая Переяслова: «В метро появились рекламные плакаты, на которых изображены радостные парень или девушка, страстно прижимающие к груди охапку платьев, компьютерную клавиатуру или кофеварку, под которыми выведена яркая надпись: «НЕТ НИКОГО БЛИЖЕ!» Они изображают на лицах счастливейшие улыбки, а я смотрю на них и думаю: «Господи! Какие же вы бедные и несчастные, если у вас в жизни нет никого ближе, чем кофеварка!.. И, неужели же составлявшие рекламный текст пиарщики не понимают того, что сделали из своих персонажей не столько символ счастья, сколько символ вселенского одиночества…» Так трагически-точно в «проходном», в сиюминутном, в мгновенном – судьбы людей под силу лишь подлинному художнику.

На редкость яркие, ярчайшие имена, громкие и ясные выводы, находки – сопровождают нас на всём протяжении номера. Но как же не залюбоваться оформлением журнала! Сколько вложено тепла и нежности сердечной - оформителем, Еленой Ермохиной (Путятиной). И в эти виды осенних «костров рябины красной», и в эти вёрстки, - как они получились, такие живые картины осени?! И тотчас вспоминаешь А.С. Пушкина: «Ах, лето красное, любил бы я тебя»… Мастерские – и дизайн, и вёрстка, слаженность слова и пейзажей - возвратили меня к мудрому напутствию Виктора Сошина: «Порою задумаешься глубоко наедине и сам для себя скажешь: ну почему всё так происходит, а не по-другому, почему столько испытаний и трудностей в судьбе каждого из нас? Ведь вроде бы не по заслугам всё это нам, ведь русский человек сам по себе добрый, распахнутый, красивый, отзывчивый, не злопамятливый.

Ну почему же всё так происходит у нас? Почему и по сей день нас недолюбливают и на Западе, и в Америке, да и в Африке даже? Удивительно. Ну как не любить нас, русских, таких красивых, как не любить нашу русскую землю, такую чудесную русскую землю? Просторы наши. Не надышаться, не налюбоваться, не насладиться. Живи и радуйся» Так сказал он в своём обращении, Виктор Сошин, публицист, член Союза писателей России, лауреат литературных премий имени Дмитрия Кедрина «Зодчий» и Вячеслава Богданова «Светунец». Так сказано им - в самом начале журнала.

А вот в разделе «Служу России» (он посвящён разбору критиком, председателем Совета по критике Союза Писателей России, В.Д. Лютым - поэзии Юрия Кузнецова: «Разорванная связь»). «Деревянные боги». И как удачно вписываются, как благодатно наполнены, напоены  смыслами именно сегодняшнего дня – его работы, его, В.Д., исследователя поэта Ю.П. Кузнецова. Происходит как бы сращивание человека во всей цельности его. Протез скрипучий фронтовика, скрежещет на дороге; под протезом слаженным им самим из языческого бога-истукана – русская не всегда прямая дорога. Но куда идёт фронтовик, изладивший протез свой из языческого изваяния? «Он идёт ко Христу!» - уверен критик. Чуткий - к русской жизни, к литературе, человек, знающий творчество Кузнецова, как никто другой, в наше время. Ежегодно возглавляющий «Кузнецовские чтения», много переосмысливший, изучивший эпистолярий поэта, навсегда восхищённый самой фигурой, фактурой Юрия Поликарповича, он убедил и меня. Но и этого мало: такая «догадка –утверждение» примиряет и нас «Поэтов и монахов». Примиряет. А сколько было сломано копия на этой теме – даже междоусобицей патриотов, почвенников!

И журнал ведёт нас ко Христу и со Христом. Пусть мы всё ещё во многом скрипим протезам, недоверия порой даже и самим себе, и озабоченности, что вокруг, - но идём. Движемся. И в этом несомненное достоинство журнала «Александръ». Он ведёт нас к Истине.

Многое хочется и сказать ещё, и добавить. И о 85-летии замечательного нашего писателя Бахревского (статья Ольги Воробьёвой), и об истории авиации, и о театре «Виват театр» - «Дом, где всё кувырком» - Роман Леонов.

Об Урале и нечерноземье трудовом, «нашенском». О Литобъединении «Родник», - теперь ужу Сосновском, родственном «Светунцу». Родник – Уральский, - (не от слова ли «роднить»?)

Эх, досказать бы… И доказать бы многое ещё… Хотелось бы. Да что же останется тогда читателю? Это – как культовый неповторимый фильм пересказать сюжетно. Этак и всё удовольствие у читателя  отнимешь, «замылишь глаз» читательский, как говорят полушутя-полусерьёзно.

Ну, а Анатолия Соколова «Рассказы художника», и рассказы священника Николая Толстикова, почитайте, пожалуйста, сами, дорогие друзья! Погрейтесь от его «Уголька» (одноимённое название рассказа). Душевное название. И чтение душевное. «Душеполезное чтение!» - как говорят святые отцы.

И, ручаюсь за слова: с теплом к читателю и к «Александру», как ко всем томам Александра Сергеевича Пушкина - под впечатлением незабываемым.

Собеседники, авторы и друзья-соотечественники, встречаемся на страницах журнала!

Василий Васильевич Киляков
23.08.2021 г.

Наш канал на Яндекс-Дзен

Вверх

Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта
Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-"

Система Orphus Внимание! Если вы заметили в тексте ошибку, выделите ее и нажмите "Ctrl"+"Enter"

Комментариев:

Вернуться на главную