🏠


Юрий СЕРБ (Гергий Лебедев) (Санкт-Петербург)

Культурный апартеид?

27 октября состоялась третья сессия Форума читателей и писателей, проходящего в питерском Доме писателя*.

На обсуждение была предложена тема цензуры и её практик, наблюдаемых в РФ. Хотя цензуры в стране формально нет — она прямо запрещена конституцией, но жизнь — вещь упрямая.

В самом начале была оглашена информация А.П.Андрюшкина о цензуре в Иране, который там неоднократно бывал как переводчик с фарси. Вывод  Александра состоит в том, что всякая власть осуществляет цензуру, цензура — неотъемлемый атрибут власти.

Согласившись с этим, присутствующие стали разбираться, каковы же виды и практики культурологической цензуры в Российской Федерации. О военной цензуре или научно-технической (по охране оборонных секретов)  речи не шло.

 

Если член Союза писателей России придет со своим произведением в питерский журнал «Звезда» или в московский «Новый мир», то на него посмотрят там как на инопланетянина или на сумасшедшего, потому что никакой русский писатель, будучи в здравом уме, туда не пойдет, уверенный в том, что получит от ворот поворот, а в худшем случае ему придётся забирать свой опус примерно через год неопубликованным. А иной журнал, принимающий рукописи по электронной почте, известит автора, что произведение — несвойственного журналу формата или просто неинтересно подписчикам. Можно бы назвать такую цензуру  банальной вкусовщиной, если бы не одно НО, о котором речь будет дальше.

Существует также кланово-культурная цензура, когда автор может публиковать свои вещи в одном журнале, но их никогда не опубликует другой журнал. Это вопрос принадлежности к определенному клану, вопрос симпатий и антипатий, разделения по неким критериям —  «свой» или «чужой».

Есть и такая цензура, которую стоит назвать социально-культурной: издатели смотрят в первую очередь на социальный статус автора; знаменит ли он (хотя бы своей одиозностью!), чтобы спровоцировать некий резонанс в определённых кругах.  Журналы «Сноб» или «Эсквайр» публикуют не всякого.

А есть ещё рыночная цензура — того самого рынка, который всё чудесно регулирует своей невидимой рукой, на каковую руку наивно уповали при Горбачеве писатели типа Сергея Залыгина. Но и здесь имеется своё НО.

Цензуру рынка стоит разсмотреть подробно. Книготорговая наценка свыше 200% от себестоимости — это рынокъ, по-вашему? Нет, это отсечение читателя от книги. Это работа издательств и книготорга против культуры. И неспроста историк А.И. Фурсов, директор научного центра в Институте фундаментальных и прикладных исследований, говорит, что хозяева мировых власти и финансов планируют будущее, в котором бумажная книга станет  привилегией «верхов», оставив «простолюдинам» социальные сети и блоги.

 

Эту цензуру рынка над культурой осуществляют также издательства-монополисты — ЭКСМО/АСТ, а других монополистов, по большому счёту, и нет. Издательства, издающие отечественную классику и отечественных авторов, балансируют на грани выживания. При этом монополисты и связанные с ними издатели заваливают книготорг переводной литературой с целью подавить, заглушить, сделать незаметной литературу отечественную.

У либерманов-пинчеров есть формальные основания заявлять от имени государства и его конституции, что в РосФедерации цензуры нет: «мы тут ни при чём», она осуществляется частным капиталом, «Газпромом», частным «Институтом перевода» и частными издательствами — ведь государственных издательств просто нет. Таким образом, государство устранилось от исполнения своих прямых обязанностей не только социальных, но и культурных. Однако здесь большое лукавство, ведь на международных культурных мероприятиях представляют Российскую Федерацию писатели, отобранные госчиновниками (прежде Фед.Агентсвом по печати и массовым коммуникациям, теперь Министерством цифровизации), и состав этих представителей всегда печально предсказуем.

Кажущееся самоустранение государства из сферы культуры говорит о недальновидности в правящем классе одних и злонамеренности других. Ведь государства и даже народы погибали на протяжении всей истории, когда отдавали собственную культуру в руки захватчиков, именуемых варварами, — пришельцев, чуждых ценностям конкретной цивилизации. Так погибли Древний Рим, Византия и Российская империя.

 

К погибели отечественной культуры нас влекут рост малограмотной массы журналистов и блогеров, сайты любителей коверкать родной язык, «реформаторы» и непрошеные «развиватели» языка, сокращение числа  библиотек, изъятие русских классиков из школьных программ и замещение их фигурантами, которых ещё А.С.Пушкин называл «клеветниками России». Теперь «полезный совет» заменён лайфхаком, давно вошедшие в наш язык тенденция и марка/модель становятся трендом и брэндом, а профессия писателя, признанная ещё с античных времён, исчезла в РФ из официального перечня. Писателей заставляют ощутить себя иждивенцами, просящими государство о финансовой поддержке, тогда как в условиях здоровой — отечественной культурной политики —  писатели и книгоиздатели неизменно наполняли бюджет страны значительными средствами.

Прошлый министр культуры выражал сомнения в нужности библиотек, нынешняя министр прямо заявляет, что лично ей культура не очень-то нужна. А собственно литературу разделывают на театральных подмостках и с экранов на потребу жаждущим разврата как зрелищ. Да, цензуры нет — но только нравственной, врачующей искусства и общество. То есть, официальная культур-politik обезпечивает нам цензуру с отрицательным знаком. Ибо, как подчеркивает выдающийся экономист Михаил Делягин, эра гаджетов требует деградирующего индивидуального сознания.

И в чем же заключается пресловутое НО?

Если посмотреть на фамилии фигурантов, представляющих за рубежом якобы русскую литературу, в виде переводных изданий либо собственной персоной в свете юпитеров, то  обнаружим сплошь персонажей профильной национальности. Они же греются в лучах премиального процесса, сидят в составе различных жюри,  вершат судьбы культуры в регионах и в федеральных инстанциях. Нет среди них русских людей. Нет там и тех, кто принадлежит к отечественной культуре — к русской цивилизации или к национальным культурам народов России. А зарубежный читатель получает искажённую картину нашей действительности и поношение, прежде всего, русского народа.

В самой же России русская культура и литература предаётся тотальному замалчиванию, а произведения писателей из национальных регионов пропагандируются только на страницах изданий Союза писателей России.

Таким образом, мы должны говорить о расово-культурной цензуре и о расово-сегрегационной культурной политике властей предержащих РФ; мы вправе расшифровать эту аббревиатуру как РусоФобию. Ибо культурную политику властей нельзя понимать иначе, как расово-культурный апартеид.
______
* Организатор - член СПР Ю.Лебедев-Серб (от ред.)

Наш канал на Яндекс-Дзен

Вверх

Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта
Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-"

Система Orphus Внимание! Если вы заметили в тексте ошибку, выделите ее и нажмите "Ctrl"+"Enter"

Комментариев:

Вернуться на главную