|
17 апреля в городе Златоусте Челябинской области в рамках Межрегионального Совещания молодых писателей прошло награждение победителей второго сезона Всероссийского конкурса литературных объединений «ЛИТОСфера».
Победителями конкурса стали:
1 место — ЛИТО «Лик» (г. Ульяновск) Руководитель: Александр Дашко
2 место — Новгородское областное молодёжное ЛИТО «Стилос» (г. Великий Новгород) Руководитель: Светлана Колотушкина
3 место — Литературное сообщество «ВЯЗ» (г. Астрахань) Руководитель: Наталья Татаринцева
3 место — ЛИТО «Дар» (г. Серов Свердловская область) Руководитель: Марина Демчук
Кроме того, в финал вошли ещё восемь литературных объединений из шести регионов России:
Молодёжное Амурское Литературное Объединение (г. Благовещенск) Руководитель: Андрей Коваленко (секция поэзии: Татьяна Ярушина;секция прозы: Антонина Яхина)
Молодежный литературный клуб Арктида (г. Калуга) Руководитель: Станислав Колчин
ЛИТО «Финист» (г. Королёв, Московская область) Руководители: Иван Величко и Елена Величко (Воробьёва)
Лито имени Д.Б. Кедрина (г.Мытищи Московская область) Руководитель: Юрий Петрунин
ЛИТО Рыбинского Совета молодых литераторов «Солнечный круг» (г. Рыбинск Ярославской обл.) Руководитель: Олисава Тугова
ЛИТО «МолЛит» при Челябинском отделении Союза писателей России (г. Челябинск) Руководитель: Юрий Фофин
Литературная студия имени Е. А. Губиной «Ось» при МАОУ «СОШ № 94» (г. Челябинск) Руководитель: Виктория Иванова
ЛИТО «Бета-ридер» (г. Чита) Руководители: Екатерина Малофеева и Екатерина Пешкова
В жюри конкурса вошли известные писатели, имеющие большой опыт руководства литературными объединениями и творческими семинарами:
- Василий Владимирович Дворцов (Москва)
- Владимир Евгеньевич Сорочкин (Брянск)
- Нина Александровна Ягодинцева (Челябинск)
- Елена Анатольевна Машукова (Орёл)
- Виталий Николаевич Волобуев (Белгород)
Мария Тухватулина взяла интервью о конкурсе и его итогах у организатора второго сезона поэта Марии Четвериковой
Вы являетесь одним из организаторов проекта «ЛИТОсфера», в рамках которого в 2020 году проводился конкурс на лучшее литобъединение. Что в конкурсных работах показалось наиболее интересными и почему?
В первый год проведения конкурса руководители присылали эссе о своей работе и видеозапись одного занятия. Было очень интересно узнать, кто как работает. Мы, конечно, предполагали, что каждое литобъединение живет своей жизнью, но не думали, что все настолько разнится. Так, например, считается, что у литобъединения должен быть руководитель, определяющий направление работы. Но оказалось, что есть литобъединения с двумя руководителями и без руководителя вовсе. Любопытно было узнать, что некоторые литобъединения работают еще и как книжный клуб – участники прочитывают какое-то известное произведение и обсуждают его целую встречу. Есть литобъединения, работа в которых ведется полностью дистанционно, а есть те, что собираются каждую неделю. Где-то обстановка строга и серьёзна, есть годовой план работы, а где-то прямо на занятии поют под гитару и пьют чай с печеньем, параллельно обсуждая литературу. Понятно, что в большинстве литобъединений занимаются литературной учебой (хотя некоторые из них больше направлены на продвижение авторов и концертную деятельность), но атмосфера и подход к учебе практически неповторимы.
Каковы изменения в правилах конкурса в этом году?
В этом году на конкурс необходимо было предоставить подборку лучших стихотворений и лучшие короткие рассказы авторов, занимающихся в лито, а также видеозапись мини-лекции руководителя на тему литературного мастерства. Нам показалось отличной идеей собрать конкурсные работы, которые можно опубликовать – это и возможность регионам познакомиться с творчеством друг друга, и целый курс мини-лекций от разных мастеров.
В чем, на ваш взгляд, смысл проекта «ЛИТОсфера»? Что, кроме выявления лучших литобъединений, он дает?
Нет и не может быть жестких образовательных программ, предписывающих, как и чему учить начинающих авторов. Литературное объединение – это добровольное содружество писателей, которым интересно вместе учиться и расти. И работа строится в зависимости от того, кто и как пишет в тот или иной момент – какие темы нужно разобрать, о чем поговорить, с какими авторами познакомить. Каждый руководитель ведет литобъединение по-своему: какие-то формы работы он наследует от своих мастеров, что-то изобретает сам. И обмен опытом, знакомство с принципами и методами работы других руководителей дает возможность добавить что-то в свой арсенал, поделиться своими находками с другими, да и просто «свериться», ведь помогать учиться начинающим писателям не только радость, но и огромная ответственность, неизбежные тревоги и сомнения.
Вы сами ведете литобъединение. Чем оно отличается от других?
Мы стараемся жить по заветам Литературного института образца 70-х годов прошлого века, читаем и обсуждаем книги, по которым тогда учились. Не только осваиваем «техническую сторону» профессии писателя, но и, как бы пафосно это ни звучало, пытаемся стать людьми, заслуживающими права говорить с читателем. Хотя это разделение на техническую и содержательную часть весьма условно – вопрос «техники» насквозь нравственен.
Какие формы работы вы используете?
Читаем и обсуждаем книги самых разных писателей, говорим о теории литературного творчества, проводим практикумы, обсуждаем рукописи участников, пытаемся заниматься критикой, переводами, драматургией, работаем с рукописями перед публикациями, учимся выступать и говорить с читателями на встречах.
Вы участвовали во всех четырех Всероссийских Совещаниях молодых литераторов в Химках. Что эти совещания дают вам?
Очень многое! Прежде всего, это возможность пообщаться с коллегами вживую, обсудить какие-то важные темы, озадачить друг друга серьёзными вопросами. Творческие семинары позволяет увидеть, что и как сейчас пишут, понять, что читают и чем живут начинающие авторы. А еще «Химки» – это невероятное скопление бескорыстных энтузиастов от литературы, и общение с ними заряжает энергией на то, чтоб продолжать вкладывать силы в литературу. У большинства есть и семья, и работа, и всё, что должно быть в нормальной жизни, но литература для нас так важна и значима, что нельзя назвать ее увлечением или хобби – мы живем ею, решаем задачи, связанные не только с творчеством, но и с организацией литературного процесса, нередко в ущерб остальному (как минимум – восьмичасовому сну), и по другому уже не можем.
Какие вы можете дать рекомендации начинающим авторам?
Прежде всего, нужно много читать. И не только поэзию и прозу, но и книги по литературному мастерству. На сайте Совета молодых литераторов, кстати, опубликован список книг, которые рекомендуют к прочтению руководители литобъединений со всей страны. Не менее важно найти своего редактора – человека, которому действительно веришь, того, кто может помочь увидеть твои произведения со стороны – со всеми удачами и неудачами – и довести их до ума. Замечательно, если есть возможность общаться с братьями по цеху, посещать литобъединение – литературная среда помогает развитию вкуса, а совместная учёба обычно идёт быстрее. Но, конечно, без упорной писательской работы и некоторого самоотречения зрелым автором не станешь, даже если выполнишь все эти рекомендации.
Четверикова Мария Валерьевна, 1986 года рождения, г. Омск. Автор четырех поэтических сборников. Член Союза писателей России с 2007 года, член исполкома Совета молодых литераторов. В настоящее время работает медицинским психологом в «Клинической психиатрической больнице им. Н.Н. Солодникова», руководит молодежным объединением «Литературная лаборатория» и региональным отделением Совета молодых литераторов.
|
|