29 и 30 октября в Мурманской области прошли первые чтения «Колычевская осень», посвящённые поэту Николаю Колычеву, ушедшему от нас 5 лет назад. Они были организованы Министерством культуры Мурманской области и прошли на базе Мурманской государственной областной универсальной научной библиотеки и Центральной городской библиотеке имени Н.В. Колычева в Кандалакше.
Алексей ПОЛУБОТА, секретарь Союза писателей России Николай Колычев – певец заполярной РусиВ самом созвучии названия полуострова Кольский и фамилии Колычев есть что-то неслучайное. Тут по аналогии можно вспомнить Есенина, чья фамилия в древнерусском языке значила осенний, и как мы знаем, именно тема осеннего увядания, сопряжённая с увяданием человеческим, стала одной из главных для Сергея Александровича. … Ты, Север, бил меня, но разлюбил ли я И потому душа моя хватается В родной земле не много надо места мне Лучшие русские поэты в 20 веке самые проникновенные стихи посвящали не вообще России, а именно своей малой родине. В их поэзии проступали зримые приметы Рязанщины, Вологодчины, Смоленщины, Владимирщины, Тверского края, Подмосковья. Пожалуй, Колычев, был первым поэтом, кто столь ёмко отобразил, ввёл в русскую литературу Русь заполярную. Для него Кольский край не был экзотикой, местом заработка или заключения, например, как для Шаламова Колыма. Колычев был прирождённым северянином и как никто чувствовал заполярную природу, а главное сумел воплотить её величие и своеобразие в слове. В массовом представлении полярная ночь – мрак и беспросветность. А Колычев написал одно из самых светлых своих стихотворений об этом времени года. Так мог прочувствовать и написать только Северянин. Ах, полярная ночь! Никому ничего не хочу объяснять и доказывать, И это свойство колычевской поэзии важно не только для северян или людей, побывавших тут и влюбившихся в Кольский Север. Это важно для укрепления Кольского Севера в едином национально-культурном пространстве русского народа. Ведь пока тот или иной край не зафиксирован в художественном сознании и наследии народа, осваивающего этот край, народ не может до конца считать его своим. И в этом случае появление Колычева – это тоже закономерное явление. Он как бы стал венцом на определённом этапе развития мурманской поэзии. Понятно, что культурно-поэтическое освоение русскими кольских просторов шло с первых сложенных здесь поморами песен, бывальщин, сказов, поговорок. С конца 19 века о Мурмане пишут и уже поэты в классическом понимании этого слова, как например Константин Случевский. Но это всё же лишь взгляд гостя на кольскую экзотику. Иван Сергеевич Соколов-Микитов в своём поэтическом очерке «Осень в Чуне» пишет о том, что Кольский край пока ещё ждёт своего певца, выразителя своей красоты. Земля Поморья холодна. В этом смысле я бы назвал Смирнова и всех перечисленных авторов в некотором роде предтечей Николая Колычева. Но именно Николай Владимирович, чьё поэтическое становление пришлось уже на конец 20-го века, смог в своём творчестве аккумулировать достижения предшественников и поднять кольскую поэзию на новую высоту. В его стихах образы заполярной природы уже становятся как никогда естественны, поэт как бы дышит ими, свободно переплавляя своё северное мировидение в стихи. Мурманск – это взморье и взгорье, Мурманск, я твой мытарь и пленник! Страшно у предела бессилья, Я стою, с трудом понимая |
||||
Наш канал на Яндекс-Дзен |
||||
Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-" |
||||
|
||||