Николай ПЕРЕЯСЛОВ, секретарь Правления СП России

ИЗДАНИЕ, НЕСУЩЕЕ СВЕТ

О литературно-историческом журнале «Александр» № 11 (74), ноябрь, 2022 г.

О роли литературных журналов в истории нашего народа писалось уже довольно много. Первыми в России появились такие издания, как «Ведомости», «Русский инвалид», «Сын Отечества», «Отечественные записки», «Московский телеграф», «Телескоп», «Московский вестник» и другие журналы, которыми руководили или печатались в них Василий Жуковский и Владимир Одоевский, Михаил Лермонтов и Александр Герцен, Николай Огарев и Иван Тургенев, Николай Некрасов и Михаил Салтыков-Щедрин. Несколько позднее на страницах журнала «Будильник» начали публиковать свои произведения Антон Чехов, Владимир Гиляровский, Александр Амфитеатров и другие известные авторы, а после Октябрьской революции в стране появился ряд ещё таких популярных изданий, как «Новый мир», «Наш современник», «Октябрь», «Москва», «Нева», «Знамя», «Юность», «Дальний Восток», «Сибирские огни», «Молодая гвардия», «Подъём», «Север» и другие. Бурно взорвавшие сознание российского общества в перестроечные годы, эти журналы открыли читателям произведения А. Солженицына, В. Шаламова, Е. Замятина, М. Булгакова, Б. Пильняка, А. Платонова, О. Мандельштама, А. Ахматовой, В. Набокова, Б. Пастернака и целого ряда других, ранее не доступных широкому кругу, читателей.

А на пороге третьего тысячелетия в России появились ещё такие новые журналы, как «Вертикаль-XXI век» (Нижний Новгород), «Русское эхо» (Самара), «Крым» (Симферополь), «Аргамак» (Набережные Челны), «Бийский Вестник» (Алтайский край, г. Бийск), «Великоросс» (Московская область, г. Лобня), «На русских просторах» (С.-Пб) и несколько других литературных изданий, среди которых в двухтысячные годы увидел свет ещё один новый литературно-исторический журнал – «Александръ» (Тамбов – Москва), получивший своё название в честь всенародно любимого поэта Александра Сергеевича Пушкина. Этот номер журнала был издан за счёт благотворительной помощи, оказываемой Фондом «Рассказовский» и директором ФГБНУ «ФНЦ садоводства» Иваном Михайловичем Куликовым. Директором и главным редактором его является Анатолий Труба, высказавший в предисловии к ноябрьскому номеру «Александра» своё поздравление читателям с 85-летием образования Тамбовской области.

Доброе слово о новом издании подарил журналу и руководитель Тамбовской области в 1995-м и 1999–2015 годах Олег Бетин, в поздравлении которого было сказано, что «Тамбовская область была и остаётся одним из наиболее важных экономических и культурных центров страны», а «главным богатством и достоянием нашего региона всегда были люди – талантливые, трудолюбивые, гостеприимные и отзывчивые, преданные родной земле, любящие свою малую родину». И надо сказать, что в числе этих людей находятся замечательные люди, прекрасно владеющие литературным словом – поэты, прозаики, историки и публицисты.

Одним из первых материалов одиннадцатого номера «Александра» за 2022 год является очерк Почётного гражданина Тамбовской области Валерия Аршанского «Купание императрицы», посвящённый одному из эпизодов нашей истории. Помимо того, что этот материал рассказывает о периоде царствования Екатерины, он представляет собой ещё и блестящий литературно-художественный текст, читать который просто одно удовольствие. Вот как он описывает любимые им российские пейзажи: «В летний предутренний час, когда вокруг старого парка тишина стоит заповедная, щедро разлитая по всем уголочкам, как густая сметана в миске с варениками, сладко спит себе, почивает ласковая чаровница речка Сумка, водной подковой огибающая места прогулок отдыхающего люда. Извилистая, в тысячах проток, впадающая в смоленский Днепр (вторую после Нила реку, как считал великий Геродот), наша несудоходная шалунья разметала во сне натруженные бесконечной стиркой илистого русла рученьки-притоки. И поджала под себя, к груди поближе, натоптанные бесчисленными обходами капканов болотистой ряски, хитросплетений водорослей ноженьки-истоки…»

Прямо не очерк, а сладостно струящаяся поэма, которую невозможно остановить при чтении!
Вслед за этими музыкально-поэтическими строчками идут довольно резкие и даже отчасти грубые, но в то же время предельно правдивые восклицания члена Союза писателей России – дипломанта национальной премии «Золотое перо Руси», лауреата конкурса «Созвездие духовности» поэтессы Светланы Леонтьевой из Нижнего Новгорода, которая пишет в своей поэме «И я – Донбасс, и ты – Донбасс!» следующее:

«О Днепр мой славный, каменные горы…»
Изыдь ты, НАТО вражье, за моря!
Мы половцев побили и монголов,
фашню, нацистов – и побьём тебя…

Журнал «Александръ» существует не только для писателей Тамбовщины, он открыт для всех пишущих и болеющих душой за Россию и Донбасс. Те, кто помоложе – записываются в добровольцы и идут сражаться с нацистами в открытом бою, а те, кто уже вышел из воинского возраста, сражаются с бандеровцами своим литературным словом. Так появился на страницах «Александра» известный татарский поэт Ренат Харис, который пишет в своей поэме «Летят гуси на Донбасс» предельно искренние слова о сегодняшнем положении на Украине:

Донбасс родной! Ты мне – как брат,
и пусть грозят нам Штаты –
я сам готов, словно «Сармат»* ,
взлетать из каждой шахты!
Я беспилотника собой
готов сменить, коль надо,
и облететь весь шар земной
быстрее, чем торнадо…

Прекрасные гражданские стихи опубликовал здесь также московский поэт Григорий Блехман, который в добавлении к своей поэме «Донбасс – Россия» (2014-2022 годы) написал в феврале 2022 года, словно бы продолжая мысль известного поэта Станислава Куняева:

Добро должно быть с кулаками…
Вот и сейчас в который раз
Мы убедились в этом сами,
Хоть слишком долго зрел наш час.

И наконец пришла пора
Всем ощутить – нельзя иначе:
Несложно знать, что будет значить,
Если вернёмся во вчера.

И дай нам Бог не буксовать
И не миндальничать с врагами,
Иначе нам несдобровать.
Добро должно быть с кулаками…

И выполняя этот поэтический завет, множество подлинных сыновей России оставили свои семьи и работу и взяли в руки оружие. И многие из них полегли за свою Родину в сырую землю, о чём сообщает читателям «Александра» раздел «Герои нашего времени», перечисляя имена павших в боях за Донбасс. Вот имена погибших героев:

«Валя Воропаев родился в мае 1993 года в городе Мичуринске Тамбовской области. Простой русский парень (04.05.1993–09.03.2022)».

«Лётчик из Мичуринска Иван Александрович Воробьёв (06.04.1988–04.03.2022) майор, командир звена. Родился 6 апреля 1988 года в г. Джамбул (ныне г. Тараз) Республики Казахстан в дружной, работящей семье».

«Илья Владимирович Гераськов (10.07.1999–05.07.2022). Жарким июльским днём в самом конце лихих 1990-х в городе Мичуринске на свет появился мальчик, которому дали имя грозного пророка – Илья».
«Антон Юрьевич Манохин (28.10.2000–28.02.2022). Росгвардия, ефрейтор. Родился 28 октября 2000 года в городе Мичуринске».

«Анатолий Анатольевич Харитонов (22.03.2000–17.05.2022). Родился в Тамбове».
И чтобы мы понимали, во имя чего погибают молодые солдаты, Людмила Сергеева в своём стихотворении пишет:

Ради жизни и света
Существует планета…

А ей вторят своим поэтическим творчеством Александр Дрокин, родившийся в живописном уголке родного края – Старой Казинке Тамбовской области, а также Владислав Бусов.
Поэт и эссеист Никита Брагин поместил в журнале «Александръ» большой искусствоведческий очерк «Творчество и чудотворство», посвящённый поэзии в живописи художника Александра Герасимова. «Где и как рождается талант? – задаётся он жгучим вопросом. – Из какого зерна? Где находит он силу прорасти, зазеленеть, выстоять в непогоду, засуху, мороз?..»
И всем своим творчеством живописец старается найти ответ на этот вопрос. Размышляя о его удивительных работах, Брагин об этом пишет:

«Летом 1935 года Герасимов поехал в свой родной город, к тому времени уже переименованный в Мичуринск. Поехал отдохнуть, не зная, что этот отдых даст ему неповторимую возможность создания прекрасного. Как-то прошёл сильный дождь, вероятно, с грозой и шквалистым ветром. Герасимов выглянул на веранду и поразился открывшейся красоте. Три часа он напряжённо работал и создал, как он сам потом считал, свою лучшую картину – «После дождя».

А работая над картиной «И.В. Сталин и К.Е. Ворошилов в Кремле» (1938), художник вновь ставил перед собой сверхзадачу – выразить в символах сущность новой жизни и новой державы. Острословы, как говорят, прозвали эту картину «Два вождя после дождя» и, возможно, они неосознанно угадали синтез, запечатлённый на полотне художником. По словам Никиты Брагина, монументальность и лирика соединились здесь воедино, образовав «диалектическое единство».

Иллюстрируя это единство, журнал публикует на своих страницах красочные иллюстрации А.М. Герасимова – картины «Мокрая терраса или После дождя» (1935), «И.В. Сталин и К.Е. Ворошилов в Кремле» (1938), «Полдень. Тёплый дождь» (1939) и «Художники на даче Сталина» (1951).
И ещё об одном замечательном художнике пишет в своём исследовании «О творчестве живописца Сергея Владимировича Дорофеева» Любовь Рыжкова. Не в силах сдержать себя, она восклицает: «Сколько у нас в России удивительных художников – талантливых, ярких, запоминающихся, с живой душой, пониманием природы, со своим почерком, индивидуальным видением мира, но при этом верных отечественным традициям высокого реалистического искусства! И остающихся в русле родных традиций, по-своему развивая их! Словом – настоящих живописцев, которые поднялись выше всех модернистских исканий, псевдо-художественного блуда, авангардистских поделок и прочей чепухи. И какое это счастье – писать о таких живописцах, зная, что они тебя понимают и поддерживают всей душой…»

Здесь же мы увидим несколько великолепных картин Дорофеева – таких, как «Осенние кружева» (2015), «Уходящее лето» (2017), «Вечерние огоньки» (2020), «Луна над прудом» (2021) и «Вечер над морем» (2021).

Следующий же раздел журнала «Александръ» целиком отдан носителю его светлого имени – Александру Сергеевичу. Первым в нём помещён художник, поэт, мемуарист, архитектор, педагог и искусствовед Лев Нецветаев, родившийся 6 июня 1940 года. Живёт он в Ульяновске, в журнале представлен отрывком из поэмы «Михайловское».

Поэму «Болдино» представила в «Александре» ульяновская поэтесса Ольга Даранова. А прозаик Николай Полотнянко, тоже проживающий в Ульяновске, представляет читателям главу из своего романа «Минувшего лепет и шелест» большую главу «Поездка А.С. Пушкина в Языково».
Далее следуют страницы стихов поэтов из различных городов. Это Алексей Шихалёв из Ижевска, Юрий Мартишин из Электростали, Рифат Измайлов, проживающий в городе Мичуринске Тамбовской области, а также Анна Зенченко – лауреат множества международных фестивалей, конкурсов и книжных ярмарок, таких, как «Крымская Альгамбра», «Боспорские агоны», «Славянские традиции», «Крымская весна» и других. Особенно запоминаются стихи Анны Зенченко, наполненные яркой образностью и дерзостью, как, например, это видно по стихотворению «Прыжок»:
 
До синего блеска дождь вылизал нишу
В заборе, а после прилёг и утих.
Давай мы с тобой заберёмся на крышу,
Разломим лепёшку луны на двоих…

…А в небе потоки воды созревают,
Готовит гроза свои хляби раскрыть.
Невидимый жбан в небесах открывают,
Чтоб дождь, словно масло, на крыши пролить.

Читателей журнала «Александръ» заинтересует также рассказ Алексея Ильичёва-Морозова из Мичуринского района Тамбовской области под названием «Три студента», а также документальная повесть Александра Зайцева «Гусары флота», рассказывающая о том, как стать капитаном, и очерк Тамары Андреевой из Севастополя – «Круглый стол на фоне парка», рассказывающий о творческом дне, который состоялся на базе санаторно-курортного комплекса «Форос».

Читая материалы «Александра», невольно ловишь себя на мысли о том, что новые литературные издания начинают потихоньку затмевать собой журналы прошлой поры. Конечно, и «Наш современник», и «Новый мир», и «Сибирские огни», и многие другие издания продолжают выполнять свою культурную миссию, но встречи с яркими новыми публикациями на их страницах становятся всё реже и реже, а каждый новый из выходящих журналов кажется дублирующим своего предшественника. Одни и те же имена, один и тот же привычный стиль, никакой литературной свежести. Одна только радость – надеяться на встречу с такими оригинальными журналами, как «Александръ» и им подобными.
_____________________
* – «Сармат» – межконтинентальная баллистическая ракета (МБР).

Наш канал на Яндекс-Дзен

Вверх

Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта
Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-"

Система Orphus Внимание! Если вы заметили в тексте ошибку, выделите ее и нажмите "Ctrl"+"Enter"

Комментариев:

Вернуться на главную