Умер Пётр Дмитриевич ЧалыйС прискорбием извещаем литературную и читательскую общественность о том, что на 79-м году жизни скончался в результате продолжительной болезни член Союза писателей России с 1987 года Пётр Дмитриевич Чалый. П.Д. Чалый родился 27 августа 1946 года в селе Первомайское Новокалитвенского района Воронежской области. Высшее образование получил в Воронежском государственном педагогическом институте. Трудовой путь начинал в 1968 году в качестве преподавателя педагогического училища. Однако вскоре молодой человек, имевший склонность к литературному труду, был востребован на работу в редакции россошанской районной газеты. На журналистском поприще Пётр Дмитриевич проявил себя с самой лучшей стороны. Статьи, очерки, корреспонденции за его подписью отличались оперативностью, глубиной анализа фактов, точностью оценок, они вызывали горячий отклик у читателей районки. В это же время П.Д. Чалый начал сотрудничать с областной газетой «Коммуна», куда в дальнейшем был принят на должность собственного корреспондента по южным районам области. И здесь талантливый журналист не затерялся в большом коллективе, на протяжении более чем тридцати лет высоко держал марку лучшего труженика собкоровской сети. Путь в литературу для нашего коллеги стал естественным и логичным. Как журналист Петр Чалый в советские и перестроечные годы получил уникальную возможность быть свидетелем и живым собеседником десятков, сотен земляков из глубинки, жить вместе с ними одними мыслями и чаяньями. Каждодневная глубинная связь с современниками позволила ему накопить столько чувств, столько сердечной нежности и тревоги, что этот удивительный капитал нашел выход не только в страстной газетной публицистике, но и потребовал более художественного осмысления. Литературное творчество Петра Дмитриевича – образец искреннего служения лучшим традициям русской прозы, а его сыновнее чувство к памяти, к героям Великой Отечественной войны свято. По-крестьянски бережливое обращение со словом дало Петру Дмитриевичу возможность войти в число заметных воронежских прозаиков, для кого тема русской деревни – главный литературный выбор. Уходя в мир иной, писатель и журналист Чалый оставляет нам свои книги, сотни публикаций в журнальной и газетной прессе. И главное – память о себе как о человеке большого таланта, доброй и широкой души. Просим родных и близких усопшего принять от правления Воронежского & регионального отделения Союза писателей России и редколлегии журнала «Подъём» самые глубокие, самые искренние соболезнования. В этот скорбный час мы с вами. И.А. Щелоков, В.В. Будаков, В.И. Жихарев, З.К. Колесникова, Ю.М. Кургузов, В.Д. Лютый, А.Г. Нестругин, Е.Г. Новичихин, В.Е. Новохатский, С.П. Пылёв, Л.П. Шилина.
Александр НЕСТРУГИН 21 ноября 2024 года в полдень раздался телефонный звонок, телефон высветил дорогое имя: «Петя Чалый». Хотел сказать, как обычно: «Да, Петя», но услышал усталый, с трудом подбирающий слова голос жены Петра Дмитриевича, Нины Павловны: «Это не Чалый, а Чалая… А Чалого уже нет… час назад умер…Больше не могу говорить…» Услышав эту горькую весть, и я говорить не смог – пробормотав пару дежурных слов, а потом только сглатывал и сглатывал горячий комок. Слова и теперь ещё не нашлись – уже осознавшие утрату, уже смирившиеся с ней, прощальные. И я подумал, что в эти горькие минуты можно позвать на помощь другие слова – те, что прозвучали несколько лет назад, к семидесятилетию дорогого мне человека. Мне кажется, что они сейчас не только уместны, но и – необходимы… СЛОВО О ДРУГЕ Пётр Дмитриевич Чалый… Жителям Воронежской области долгие годы это имя было хорошо знакомо в таком контексте: «П. Чалый, собкор «Коммуны». Сотни и сотни материалов, от крохотных «информашек» до очерков и проблемных статей, увидели свет в ведущей газете Воронежского края за этой подписью. Материалы эти, всегда достоверные и неравнодушные, написанные не трафаретно, хорошим языком, запоминались, имя автора оставалось в памяти читателей, становясь со временем своего рода знаком качества, обещанием честного и веского журналистского слова. Но это отрадное явление имело и свою оборотную сторону. Ведь Петр Чалый был не только заметным журналистом, он писал и прозу – талантливую, корневую, вырастающую, казалось, из самой гущи неприукрашенной сельской жизни. Но, как это нередко бывает, многие читатели, озабоченные сиюминутно-болевым, так называемой «злобой дня», видели в нём прежде всего «человека из газеты», в лучшем случае снисходительно относясь к иной ипостаси автора – писательской. Дескать, балуется – ну и ладно, какой журналист не мечтает написать роман! Думаю, что ситуация эта не раз и не два отзывалась в жизни Петра Чалого горечью, сжимала сердце обидой. Ведь писательство, на долю которого оставались лишь «урывки» бессонных ночей, с молодых лет, с первых опытов освоения художественного слова было для него не забавой, не хобби, но смыслом жизни. И литературная судьба складывалась вроде бы отнюдь не печально: первые публикации в коллективных сборниках и журналах были замечены, вызвали добрые отклики читателей и коллег по писательскому цеху, в том числе - Федора Абрамова. В 1975 году вышла книга с «говорящим» названием «Косари», за ней последовали «Хранитель памяти», «Перед осенними зорями» (об этой повести, рассказывающей о жизни и творчестве поэта Алексея Прасолова, с теплом отзывался Вадим Кожинов) и без малого десяток других. В 1987 году Петр Дмитриевич стал членом Союза писателей СССР – а было это тогда делом ох каким непростым. И всё же писательская известность Петра Чалого была как бы приглушена: и другими именами, более «звучными» и модными, и происходившими в стране событиями, всё более тревожными ( те, кто постарше, до сих пор еще вздрагивают при слове «перестройка»), и, в немалой степени, - успешной, но очень сильно напоминающей ревнивую жену газетной работой. А там подступили чёрной стеной лихие девяностые – до сочинительства ли? Многие писательские судьбы, куда более счастливые, ломались как спички. А Пётр Чалый устоял. Более того: его писательское слово, впитав в себя боль и надежду вновь оказавшегося у роковой, рубежной черты русского человека, обрело упрямое, несдающееся, глубокое дыхание и пронзительно-ясное историческое видение. Не декларируя гражданственность, а живя ею, слово это шло к людям: историко-краеведческие тематические выпуски «Поле слободское» в районных газетах Ольховатки и Россоши ( с 1992 года их вышло несколько сотен), издание ( с 2006 года) литературного и историко-краеведческого альманаха «Слобожанская тетрадь», многочисленные публикации в литературно-художественных изданиях - как региональных (Воронеж, Ростов, Петрозаводск и другие), так и столичных (Москва, Киев, Минск). Стараясь сохранить исторические духовные и культурные связи братьев-славян, населяющих украинское порубежье и Слобожанщину (южные территории России, где живут потомки выходцев с Украины), П. Чалый многие годы принимает деятельное участие в проведении фольклорных песенных фестивалей в южных районах Воронежской области (Россошь, Кантемировка), куда с охотой приезжают соседи из Луганской и Харьковской областей Украины. Важное, определяющее значение имеет в творчестве Петра Чалого тема войны. Войны не вообще, как трагического явления, некоего геополитического тектонического сдвига, а конкретной – Великой Отечественной. Той войны, которая и сейчас, через семьдесят лет после её окончания, не стала одной лишь архивной историей, подёрнутым дымкой времени прошлым, а всё ещё болит, всё ещё блестит на наших щеках солёной влагой, не даёт забыться памяти. Впрочем, как выяснилось в последние десятилетия, не даёт забыться, тревожит не всех. В постперестроечные годы немало сыскалось вдруг среди нас странного рода оракулов, умеющих видеть в прошлом (уточню – в советском прошлом) вместо трудовых свершений – лишь вышки лагерей, а вместо побед ратных – лишь миллионы смертей, которых можно было бы избежать, если бы не бессердечность Сталина и его лучших полководцев. Разве не проще, не гуманнее, - говорят они, - было бы сдать Ленинград, а не морить в блокаде сотни тысяч его жителей? И к чему возводить в ранг героев ни в грош не ставящих собственную жизнь психопатов, всех этих Космодемьянских и Матросовых – тогда как истинным героем является генерал Власов, путем сдачи в плен, сохранивший свою жизнь ради борьбы со сталинизмом за демократическое будущее России? Книги Петра Чалого «Земляки на войне», «Донская высота», «На заставе богатырской», «Кому память, кому слава…» (написана в соавторстве с дочерью, историком Татьяной Малютиной) – достойный ответ всем «гуманистам», отечественным и зарубежным, которым так хочется очернить, принизить, втоптать в грязь добытую кровью наших отцов и дедов Великую Победу, а с нею и нашу благодарную память, нашу гордость, наше общее настоящее и будущее. Вошедшие в эти книги повести, рассказы и очерки – это героическая летопись «в лицах», десятки, сотни человеческих судеб, без которых нашу Победу трудно представить. Рассказывая о принимавших участие в войне земляках, отступлении наших войск, тяготах оккупации и кровопролитных освободительных боях на Среднем Дону, на меловых кручах и степных просторах Правобережья, П. Чалый честен в оценках и точен в деталях, никогда не позволяет себе приблизительных, бездоказательных суждений, интонация его текстов, всегда сострадательно-доверительная, лишенная малейшей фальши, трогает сердце, не оставляет читателя равнодушным. Не случайно книги его расходятся очень быстро, причем не только в нашей области. Из откликов, благодарных и щемяще-личных, до последнего слова искренних, можно, пожалуй, составить уже отдельную книгу. Не раз случалось, что потомки героев его произведений, прочитав книгу, не только благодарили его, что называется, «заглазно» - в письмах почтовых и виртуальных, по телефону, - но и просили разрешения приехать в Россошь, чтобы в донской степи увидеть могилу или хотя притронуться к той земле, в которой покоятся их близкие. Никому Пётр Дмитриевич не отказал, никого не оттолкнул. Не отказывает он во встречах и землякам, зовут ли его на какие-то памятные мероприятия в самой Россоши или в родном селе Первомайском, или просят приехать для откровенного разговора читатели из соседних Ольховатки, Каменки или Верхнего Мамона. Что может быть важнее такого признания, поистине народного? |
|||||
Наш канал
|
|||||
|
|||||
Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-" |
|||||
|
|||||