СВЕТ И ГОРЕЧЬ ПИСАТЕЛЬСКОГО СЛОВА
Июньский выпуск журнала "Подъём", посвященный Году защитника Отечества и Дню памяти и скорби 22 июня, открывается тематической подборкой стихотворений "Пахнут порохом слова ". В нее вошли ставшие классическими строки о военном времени. Среди авторов – Давид Самойлов, Николай Старшинов, Алексей Сурков, Федор Сухов, Александр Твардовский, Валентин Шульчев.
Лирика воронежских поэтов продолжает эту тему в цикле "Утраченное солнце я ищу...". В общей поэтической тетради "Там ангел огненный летал" объединены стихи о войне авторов разных поколений, среди которых – наши современники, пишущие об СВО. Очерк критика Алексея Шорохова "Свет и горечь его слов" знакомит читателей с творчеством Евгения Юшина (Москва). Расширяют поэтическую панораму журнального номера авторские подборки стихотворений Анатолия Аврутина (Минск), Елены Фроловой (Москва) и Владимира Тулупова.
Автобиографические записи Виктора Будакова открывают отдел прозы. Публикацию предваряет очерк Зои Колесниковой, приуроченный к 85-летию писателя. Здесь же рецензия Сергея Луценко на книгу этого старейшего воронежского автора "Откуда и куда идущие". Его проза дышит любовью к родной земле, память о послевоенном детстве хранит множество деталей тех дней – счастливых и трагичных.
Семейная хроника "Рамаядины" Алексея Шорохова (Москва) – многофигурное произведение. Картина нравов в столичной интеллигентской среде дается на фоне быстро раскручивающейся сюжетной ленты: от финального советского десятилетия через начало нулевых – до настоящих дней, когда отношение к СВО раскрывает характер каждого человека.
В повести Михаила Соловьева "Детство в пламени войны" изображены страшные военные годы, эвакуация из Воронежской области в сельское Оренбуржье, возвращение в разрушенный город, в котором мало-помалу восстанавливается обычная жизнь. В центре сюжета – мальчик, с особой остротой воспринимающий события, связанные с его семьей. Для читателя повествование становится еще одним погружением в эпоху лихолетья.
В рассказе Юрия Вылегжанина "Рождение поэта" мобилизованный паренек начинает складывать безыскусные стихи, замечательно отображающие душу бойца на линии фронта. Но война отбирает у юного стихотворца будущую литературную биографию: "...утром доложили, что Павла Егоршева ночью снайпер убил. Прямо в висок".
В фантастическом рассказе "Змея кусает себя за хвост" Игоря Корниенко (г. Ангарск) с трудом говорящие по-русски оккупанты занимают старый дом и сад, вчера хранившие домашнее тепло и уют. И тогда все вокруг начинает мстить врагу: рушится крыша, падает могучее дерево-тутовник – враг погребен под досками и неподъемными ветвями. Среди разрухи только змея, как олицетворение духа дома, остается живой, словно свидетельствуя: многое можно воскресить, приложив свои руки и сохранив память о прошлом.
В повести Дмитрия Чугунова "Флинн и Фэриан" совмещены черты фэнтэзи и реализма. Выразительная авторская речь и объемность мира, который предстает перед внутренним взором читателя, сближает эту беллетристическую вещь с серьезными прозаическими сюжетами.
Материал "Нет, жизнь меня не обделила..." Андрея Румянцева (Москва) посвящен 115-летию со дня рождения Александра Твардовского. Историко-литературная точность и лирическая интонация автора позволяют ему воссоздать фигуру замечательного поэта с любовью и уважением, что особенно важно в наше время, когда литературные имена прошедших эпох постепенно отодвигаются от читательской аудитории.
Краеведческий очерк Юрия Кургузова – о Центрально-Черноземном книжном издательстве, его истории и людях, которые вложили свои творческие силы в существование этого феномена региональной культуры. Первая часть работы охватывает период с 1920 по 1988 годы, по существу – все советские десятилетия.
В статье Геннадия Литвинцева идет речь об идейном споре Иосифа Бродского, уже эмигранта, с Миланом Кундерой – известным европейским писателем, адептом западного рационализма. Защищая русскую культуру и Достоевского от нападок бесплодных литературных деятелей, которые в дурном порыве готовы смешать в одно целое советскую политику и жизнь русского духа, Бродский оказывается вполне укорененным в российской почве человеком.
На журнальных вклейках и обложке размещены репродукции живописи Василия Лосева. В его пейзажах простор – важнейшая составляющая природной среды. В портретах, напротив, герои сосредоточены, их внутреннее душевное пространство только угадывается. Мягкая цветовая гамма и сюжеты, наполненные лирическим переживанием, делают картины художника поистине "домашними". Для нынешнего жестокого времени это свойство почти драгоценное. |