ОБУЧЕНИЕ МАСТЕРСТВУ
Прошел второй Всероссийский Некрасовский семинар молодых литераторов

18-21 сентября 2014 года в селе Клин Вачского района Нижегородской области прошёл второй Всероссийский Некрасовский семинар молодых литераторов. Этот семинар, как и прежний, на месте усадьбы, принадлежавшего семье великого русского поэта и просветителя, был организован Союзом писателей России, Фондом Некрасова и администрацией Вачского района. Двадцать семь молодых поэтов и прозаиков, рекомендованных региональными отделениями СП России, съехались в тихую приокскую глубинку, вдохновившую создание бессмертной поэмы «Кому на Руси жить хорошо», из Москвы, Санкт-Петербурга, Астрахани, Анапы, Твери, Орла, Оренбурга, Коломны, Кирова, Ростова, Таганрога, Уфы, Челябинска, Иванова и Нижнего Новгорода. Секции вели признанные мастера современной литературы, лауреаты всероссийских и международных премий – секретарь Союза писателей России, доцент Литературного института им. А.М. Горького Андрей Венедиктович Воронцов, зам. главного редактора журнала «Наш современник» Александр Иванович Казинцев, заслуженный работник культуры РФ Виктор Фёдорович Кирюшин, секретарь Союза писателей России, председатель Краснодарского краевого отделения СПР Светлана Николаевна Макарова, секретарь Союза писателей России, председатель Нижегородского областного отделения СПР Валерий Викторович Сдобняков, поэт, переводчик Аршак Арсенович Тер-Маркарьян. Руководитель и организатор семинара секретарь, член правления Союза писателей России Василий Владимирович Дворцов.

Три дня напряжённых разборов рукописей прозы и поэзии, мировоззренческих выяснений, соревновательности и взаимопомощи, четыре ночи стихов, песен, занимательных историй, смеха – второй Некрасовский семинар, расширив географию охвата новыми городами, закрепил успех прошлого года и утвердил устроителей в концептуальной правильности проекта. Действительно, провинциальная Россия делегирует лучшую молодёжь, а столица выставляет свой мощнейший педагогический потенциал, и в результате профессиональными интересами, духовной направленностью, гражданским взаимопониманием и личной дружбой связывается поколение, на которое лет через десять возляжет ответственность за национальный литературный процесс. Директор Фонда Некрасова Виктор Фёдорович Шевченко и глава районной администрации Юрий Александрович Гаврилов договорились о том, что на следующий год семинар выйдет на принципиально новый организационный уровень, что позволит развивать на сложившейся базе более плотные формы общения писателей, т.е., позволит говорить о создании новой «некрасовской» литературной школы.

По итогам второго Всероссийского Некрасовского семинара было принято решение рекомендовать шестерых молодых участников – Тимофеева Андрея Николаевича, Спасскую Серафиму Николаевну, Сидорова Виктора Вениаминовича, Тулушеву Елену Сергеевну, Чабана Олега Павловича, Ширшову Климентину Александровну в члены Союза писателей России, ещё троих талантливых литераторов предложено местным отделениям зачислить кандидатами в СПР.

 

Андрей ТИМОФЕЕВ,
участник семинара

О русской литературной школе

С 18 по 21 сентября мне посчастливилось побывать на Некрасовском семинаре молодых писателей в селе Клин Вячского района Нижегородской области. Это было замечательное мероприятие, запомнившееся и радушием хозяев, и полезностью рабочего процесса, и невероятной сплочённостью участников, ставших за несколько дней настоящей командой. Организатор и идейный вдохновитель семинара Василий Владимирович Дворцов говорит, что этот проект должен развиваться и в скором времени превратиться в событие действительно всероссийского масштаба. И дело даже не в том, чтобы стать "патриотческим" противовесом "либеральным" Липкам (о чём я не мог не думать на протяжении всего семинара), - задача, стоящая перед организаторами, мастерами и участниками, на самом деле гораздо серьёзней!

В конечном счёте, мы должны создать русскую литературную школу, а точнее возродить её после хаоса двух последних десятилетий. Что это за явление и каким оно должно быть? Попытаюсь изложить некоторые основные, на мой взгляд, моменты.

Во-первых, русская школа всегда была и будет ориентирована на вопросы нравственные, на христианский Идеал, причём не на его форму (внешняя "православность", прямолинейный перенос библейских коллизий в современную реальность, нравоучительность и т.д. - что может быть хуже этого!!), а на глубину христианской любви, мудрости и милосердия по отношению к своим героям.

Во-вторых, русская школа должна сохранять ясную живую связь с классической литературой от Пушкина, Достоевского и Толстого до Шолохова, Платонова и Распутина, заключающуюся не просто в беспрестанном повторении и восхвалении знакомых имён, а в стремлении воспринять их художественный опыт, осознать собственную преемственность по отношению к ним, общий корень творчества – и национальный, и нравственно-бытийный.

В-третьих, время безумного релятивизма прошло не только в морали, но и в художественной образности. Образность, основанная на рассудочности, отвлечённой метафористичности и игре, недопустима в русской прозе, в которой всегда ценились ясность, точность, органичность.

В-четвёртых, постепенно мы начинаем приходить к существованию объективных критериев художественности, которые можем и должны сложить в единую систему (впрочем, не в мёртвую, а в живую, подвижную, дышащую). Ошибочно каждое произведение судить в соответствии с системой его собственных внутренних законов – мы не должны поддаваться этому релятивизму и заигрывать с ним. Драгоценные места художественного произведения объективны – они могут быть связаны с красотой и точностью образа, с теплотой тона, с глубиной проникновения в характер героя, с "ударами", прорывающими плёнку бытия и открывающими нам как бы самую суть жизни, – но ценность их не зависит ни от направления, ни от жанра, ни от политических убеждений автора.

В-пятых, вопрос обучения мастерству (по большому счёту второстепенный для классической русской литературы) в современных условиях стоит очень остро. И не потому что мастерство вдруг приобрело особенное значение, а потому что профессионализм не требует дополнительных обоснований – победа по уровню мастерства не вызывает сомнений. Чтобы победить в реалиях современного литературного процесса, русская школа должна быть сильнее постмодернистских, "либеральных", бытово-чернушных и любых других школ по мастерству отделки. И пусть авторам русской школы тяжелее достичь уровня владения приёмами, сопоставимого с авторами других школ, потому что, во-первых, мастерство не является для них самоцелью, а во-вторых, русская школа (в отличие от постмодернистской) строго следит за органичность приёмов, а также (в отличие от бытово-чернушной) за чувством красоты и меры. Но на её стороне Правда жизни, глубина накопленного опыта и подлинная мудрость, что гораздо важнее!

Принципиально русская школа должна победить. Но произойдёт ли это в реальном литературном процессе, зависит во многом от нас самих.

Система Orphus
Внимание! Если вы заметили в тексте ошибку, выделите ее и нажмите "Ctrl"+"Enter"
Комментариев:

Вернуться на главную