В Совете по поэзии Союза писателей России
Для начала цитата из «Литературной энциклопедии»: «Гражданская поэзия характеризуется тем, что основные темы ее относятся к защите общественных интересов. Гражданский поэт — глашатай общественных настроений и чувств, будящий общество и призывающий его к деятельности. Таким образом, гражданская поэзия есть художественная публицистика в стихах. В этом ее сила и ее слабость». Вряд ли это определение можно считать исчерпывающим, но по крайней мере оно позволяет очертить рамки нашего разговора.
Виктор КИРЮШИН, Нина ЯГОДИНЦЕВА, поэт, культуролог (Челябинск) Коли уж речь идёт о поэзии, определение её гражданственного направления как публицистики в стихах отвергнем сразу. Если это поэзия, она может быть любой – такой, какой ей быть необходимо, а необходимость интуитивно определяется самим поэтом в силу специфики его таланта, степени чуткости и погруженности в личную или общественную проблематику. Рифмованная публицистика – не поэзия. Для неё существуют более корректные определения: фельетон в стихах, памфлет в стихах… Типичная ситуация, где поэтическая форма используется для организации непоэтического содержания. И остаётся (даже при полном тематическом соответствии) вопрос к содержанию: гражданственно ли произведение? Поскольку – в рамках использования поэтической формы для непоэтического содержания – оно может быть банально, глумливо, провокационно… Поэт – антенна и ретранслятор, ловящий и облекающий в словесно-образную плоть даже не само актуальное, а нечто, долженствующее стать таковым и опережающее злободневность на порядок. Если уж поэт берётся «будить общество и призывать его к деятельности», то этот призыв должен иметь в виду не только злободневное настоящее, но и вполне неблизкое будущее – либо вообще нечто вневременное, идеальное. И в конечном итоге поэту положена своя доля моральной ответственности за то, куда приводят его пламенные призывы. Существенный вопрос – состояние самого общества, гражданского чувства в нём. Это целый набор проблем, нарастающих в геометрической прогрессии. Попробуем хоть немного разобраться в этом. Сегодня наше общество расколото на сдержанно-молчаливое большинство и развязно-агрессивное меньшинство, стремящееся навязать всем свою волю. Это две взаимоисключающие гражданские позиции. Причём взаимоисключающие, в том числе, и из поэтов. Представитель, грубо говоря, либеральной позиции не является гражданским поэтом и даже просто поэтом для консервативно-патриотического направления, и наоборот. И многие фанаты «золотой середины» просто избегают открытой конфронтации, уходя от острых общественных тем в игровые, иронические или сугубо личные. А «в лоб» ситуацию обычно пытаются взять авторы, у которых пафос перехлёстывает через все границы и разносит вдребезги саму поэтическую форму. Понятно, что завтрашний день, куда, по идее, должен быть вхож мыслями и мечтами истинно гражданский поэт, принадлежит большинству, но это «завтра» заслонено сегодня мощной шумовой завесой, буквально крепостной стеной «белого шума», производимого условно называемым «либеральным меньшинством». Потому в стане большинства звучат преимущественно гражданские плачи и причитания, мотивы угасания и похорон всего, в том числе и будущего. И тем страшнее, что многие поэты хоронят и оплакивают Россию талантливо. Но если посмотреть на поэзию, например, Донецка – и зрелую, и молодую, – какое мощное гражданское звучание она обретает, как отчётливо проступает в ней общая (общественная) воля к жизни! Эта воля – быть! – сегодня зреет и в России. Зреет исподволь, трудно, поскольку поэзия «либерально-актуальная», работающая целенаправленно на разрушение общества, под корень изводит жизнеутверждающий пафос (сегодня он практически смешон) и старательно низводит поэзию в низкий – вплоть до физиологического – быт и глум. Размежевание и раскол по этой линии – та самая трещина, в которую легко вбить клин и расколоть целое. Именно поэтому большинство сдержанно-молчаливо: оно хочет жить в своей стране, а не на её обломках. Именно поэтому так трудна его работа. Отодвинув в сторону либерально-поэтические игры и приняв во внимание только патриотический гражданский пафос, обнаруживаем в теме ещё несколько «подводных камней». И центральный из них – энергийный: сильная гражданская поэзия подпитывается совокупной волей общества – быть, быть совершенным. В этом смысле гражданский пафос Маяковского, вспыхнув в революционной стихии разрушения прежних устоев, совершенно логично заряжается впоследствии первым (быть – строить), а пафос Некрасова – вторым (быть совершенным). Это две разные эпохи, два разных (в том числе и энергийных) состояния общества. Наша эпоха – иной случай. Длительное целенаправленное снижение, погашение общественной энергии вызвало всплеск иронической поэзии. Она работает в первую очередь как средство самозащиты от реальности, но по сути является инструментом разрушения смыслов – а в итоге становится подменной монетой творчества – на вид вроде то, но вот на зуб… Ироническую поэзию трудно в полном смысле назвать гражданской, легче сравнить её с кислотой, разъедающей живую ткань. Гражданской может быть, скорее, сатира, ибо грозный смех – оружие, разящее без пощады, высмеянный враг или человеческий порок лишается в глазах общества своей мнимой и даже истинной силы, а значит, уже побеждён – словом. Ирония – инструмент более локальный, тонкий, гибкий, предназначенный для самозащиты. И то, что у нас сегодня практически нет сатиры и очень популярна ирония, – момент весьма показательный. А расхожий пример Д. Быкова – М. Ефремова – гораздо более эстрадный глум, чем предмет для серьёзного разговора. Поэтическое «обличение общественных язв» вызывает оторопь уже самой формулировкой, ибо язвы должно залечивать, и тыкать в них перстом по меньшей мере немилосердно. Но как их залечить? Хирургические методы – «призывы Руси к топору» – после страшных уроков ХХ века звучат скорее провокационно, чем гражданственно. Уже давно понятно, что революционно-романтический гражданский пафос в нужный момент и очень умело используется прежде всего врагами (ох, не время тешить себя наивной толерантностью!). Технологии использования искусства (в том числе поэзии) в сценариях разноцветных революций разработаны давно и вполне продуктивны. Сверхзадача идеальная, неизменная и всё более трудновыполнимая – постоянно будить в человеке человека (личность сострадающую) и гражданина (сознательную и ответственную часть сознательного общества). А ведь этим занимается практически вся истинная поэзия… Она может называть себя лирикой, искать нравственные опоры в истории, в какой-то мере провидеть будущее – но не будет трещать лозунгами, использовать серную кислоту иронии и опускаться до рифмованного глума. Если страна и её боль безразличны поэту – поэт ли он…
Алексей ШОРОХОВ, поэт (Москва)
Наталья ПРАЩЕРУК, литературовед, доктор филологических наук (Екатеринбург)
Диана КАН, поэт (Оренбург)
Александр ХАБАРОВ, поэт (Москва)
Вадим ТЕРЁХИН, поэт (Калуга)
Владимир БЕРЯЗЕВ, поэт (Новосибирск) В предисловии к поэтической книге самарца Михаила Анищенко (умершего в ноябре 2012-го) я помнится писал: «Сердце Художника осознаётся Михаилом Анищенко, как горящее воронье гнездо на закате, как идеальное в своей пронзительной тоске место обитания смерти. Осознание собственной конечности идёт из самых ранних детских впечатлений, оно вынимает, высасывает душу, вознося её к небесам, к Богу. Эта метафизическая тоска, этот вой, восходящий в синюю бездну смыкается в своей корневой сути с ещё одним основополагающим чувством – чувством любви к Родине, Руси, России. В этой второй своей главной лирической теме Михаил Анищенко вослед за Михаилом Лермонтовым, далёк от пафоса и восторгов, он не воспевает, а сострадает, он не проклинает и не отпевает, но – скорбит. Мысли о смерти и мысли о Родине для него, словно взявшиеся за руки два брата-беспризорника, что с невыразимым укором заглядывают в окно твоего каждодневного существования. А на дне этого взора угадываются Истина и Христос… Отрадно, что исход из этого мытарства душевного в его стихах – светел и тих». В Великой Отечественной войне победил дух, в том числе и одна из его составляющих — Поэзия. Достаточно вспомнить бессмертное «Жди меня» Константина Симонова, «Землянку» Александра Суркова, «Василия Тёркина» Александра Твардовского и многое другое. То есть тогда значение духовной составляющей, музыки, пения, кино было очевидно, ярчайший пример — песня Александрова «Священная война», звучание которой сплачивало народ крепче бетона (эта музыка и до сих пор не утратила своей мощи). Однако хочется вспомнить через что мы прошли за годы после распада. Один мой бывший коллега и земляк по имени Сергей, в те годы зарекомендовавший себя талантливым поэтом, а нынче уже с десятилетие кормящийся западными грантами, выделяемыми на так называемое современное искусство, в недавних своих публичных выступлениях довольно резко высказывался против распространившегося мнения, что роковые 90-е были годами лихими, годами бандитского беспредела, развала, распада, нищеты и суицидального надрыва. Мол, это были лучшие годы, когда творилось и достигалось многое, это были годы настоящей свободы и неограниченных возможностей. Ну, если всё позволено, как говорил классик… А так-то, да — мы были молоды и талантливы, кто ж с этим спорит. Сегодня Сергей прославился на всю страну защитой в медиа пространстве и в суде РФ постановки оперы «Тангейзер», что ещё раз подтверждает истину «если Бога нет, то всё позволено», можно и в алтаре плясать обнажённым шалавам, и богохульные спектакли за государственные средства ставить. Сказанное объясняет и его симпатии к лихим 90-м. А я позволю себе вспомнить своего друга, старшего товарища и учителя Александра Плитченко. Александр Иванович рухнул ноябрьским утром 1997-го года с обширным инфарктом, умер на полувздохе в возрасте 54 с половиной лет, после того как лишился работы — практически перестал выходить журнал «Сибирские огни», где он был ответственным секретарём, после того как разорилось издательство «Детская литература» (сибирское отделение), где он был главным редактором. Но добило его то, что к нему на дом, в квартиру на станции Сеятель нашего Академгородка подослали полувменяемого человека с угрозами в адрес Эрты, шестилетней дочери. Будучи председателем правления Новосибирской писательской организации Плитченко предпринимал попытки отстоять писательское право собственности на помещение в самом центре, рядом с оперным, 1000 кв. метров. В итоге от помещения осталось 170 метров для нужд писателей, остальное забрал дядя, от которого и исходили угрозы. Это 90-е, детка. Это было. И было с человеком, которому я обязан всем как литератор, которому алтайский народ должен бы поставить памятник за блистательный перевод эпоса «Маадай-Кара» и «Очи-Бала». *** И сегодня!.. Поэзия и все человеческие идеалы никуда не исчезли из нашей жизни, они лишь немного отступили в тень, отступили ещё и потому, что в недалёком прошлом слишком много с ними было связано ханжеского, фарисейского, слишком часто их влияние использовали для сиюминутной идеологической выгоды. Поэзия близко. Поэзия, в том или ином виде, возвратится, я ощущаю и, на уровне самодеятельности, уже вижу даже массовое движение в эту сторону. И вовсе не обязательно, что она будет востребована богатством и благополучием, нет, напротив, чем жёстче и трагичнее будет жизнь, тем большему количеству людей потребуется чистое дыхание лирики. Ибо лирика есть преодоление одиночества и выход во Вселенную, в мир сотворённый: «Выхожу один я на дорогу/Сквозь туман кремнистый путь блестит»… и т.д. во всех бесконечных и гениальных проявлениях. И сразу же, сразу же оказывается, что ты далеко не один — рядом звёзды, ангелы, сам Творец, обнимающий всё естество и в тебе и вовне. И, слава Богу, не соответствует действительности, мол, в русской поэзии уже всё-всё написано. Да, конечно, написано, но как неисчерпаем язык, как неисчерпаемы жизнь, и смерть, и любовь, так остаются невоплощёнными, не взошедшими целые созвездия выдающихся произведений (см. антологию: Поэты «Сибирских огней», век ХХI, Новосибирск, 2012), где гражданская лирика занимает достойное, определяющее лицо этой большой книги место. Но пока мир российский пребывает в растерянности, а литераторы — в рассеянии. Союз писателей, как идеологическое министерство, давно отдал Богу душу, причём почти не мучился… Литературно-поэтический процесс переместился на просторы Интернета, количество стихотворцев, зарегистрированных на сайте Стихи.ру стремительно приближается к миллиону. И даже там, в этом селевом потоке самосочинительства, без гражданской лирики не обходится. Традиция, господа-товарищи... Но судят о времени по вершинам. А русская лирика всегда стояла и будет стоять на трёх китах: любовь к женщине, любовь к Родине и любовь к Богу. Недавно Виктор Кирюшин, затеявший эту дискуссию, продемонстрировал нам заброшенную могилу Николая Тряпкина, одного из крупнейших гражданских лириков начала 21-го века. К таким же величинам, можно отнести и Виктора Лапшина, и Михаила Вишнякова, и Владимира Макарова, и Владимира Башунова, Анатолия Соколова. И живых, слава Богу, – Юрия Кублановского, Александра Денисенко, Юрия Казарина, Владимира Шемшученко, Светлану Кекову, Марину Кудимову, Елену Игнатову, могу перечислять и перечислять… Это поэты высочайшего уровня. Пока таковые есть на лице нашей богоспасаемой земли, она быть не перестанет.
Верю, что так и будет, как я писал в своё время: И могилы своих поэтов мы обиходим, дайте срок, сбудется!..
Виталий ДАРЕНСКИЙ, кандидат философских наук (Луганск) Гражданская поэзия – это особый жанр «стихотворной публицистики», которая соединяет в себе поэзию, ораторское искусство и публицистику как таковую – то есть рассуждения и полемику на актуальную тему (социальную, политическую, нравственную). Органически соединить эти три компонента очень сложно, и поэтому обычно происходит доминирование одного из них над другими – чаще всего, риторики и публицистики над поэзией. Иногда и наоборот – но избыток лиризма тоже «размывает» этот жанр, который по сути своей должен быть жестким, иногда доходя почти до лозунга. Как перед ней ни гнитесь, господа, А вот и о самом Западе: Давно на почве европейской, И в наше время эти язвительные поэтические «формулы» не только не устарели, но осознаются еще полнокровнее в своей смысловой глубине. |
||||
|
||||
Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта
Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-" | ||||
Внимание! Если вы заметили в тексте ошибку, выделите ее и нажмите "Ctrl"+"Enter"
| ||||