Если толика цинизма и прибилась к этой мысли, то лишь в контексте того, что в трагедии 8-го августа погибли дети. Счастливые детские сердца над водной гладью Истринского водохранилища замерли в предсмертном ужасе… Теперь их иссеченные винтами души обречены метаться над окрестными коттеджами до скончания эпохи криминального необуржуинства… От Глебовки, где я жил до семнадцати годков у родителей матери, до Истринского водохранилища всего с десяток километров. Мы гоняли туда на великах – свободных берегов было полно, не то, что нынче, когда все обложено высокими заборами, стонущими от безысходности и непролазности, прячущими от посторонних глаз досуги «хомо постсоветикуса», жадного пожирателя времени и пространства. А в горбачевское время, в самый разгар «сухого закона», случилось просто невероятное. Однажды я прикатил туда (опять же на велосипеде) на базу отдыха, где грыз с женой холодные шашлыки мой институтский приятель Тимур Кадыров. Пошли искупаться: он отплыл от берега чуть не с полкабельтова и крикнул: «Оступаюсь!» Сложил над головой ладони – и в следующую секунду исчез. Тимур высокий – метр девяносто, там было в общем под три метра глубины. Еще через пару секунд вынырнул: «Там что-то есть!» Ушел в воду еще раз – и вынырнул уже с какой-то бутылкой в руке. По-чапаевски догреб до пляжа – и бросил на песок бутылку «столичной» - старинную, еще с ушком, только без этикетки, ее смыло. А ведь надо было отплыть так далеко от берега – причуды ради пожелать промерить дно... Да и бутылка-то, думаю, была всего одна там во всей этой огромной акватории. Мы тут же, помнится, и «уговорили» ту бутылку. Как она там оказалась… Расскажешь – люди не верят… Еще через два десятка лет отрадой мне стало Круглое озеро в Опалихе. Маленькое – полтораста метров в диаметре – и абсолютно круглое, таким природа создала. И поплавать – и с детьми прогуляться, и грибов поискать в ближайших березках. Теперь и его украли у людей. Застроили берега дорогими коттеджами и обнесли забором. Не пущу - мое. Народ протестовал – но красногорские администраторы клялись на Библии, что доступа к озеру не лишат, слушания проводили… А года три тому назад над той же Опалихой вдруг заревели «чопперы». Почти «на бреющем», на эшелоне в двести метров, цепляя крыши и взбивая «пыль прозябания». Уже и совсем без слушаний – должно быть, думцы протащили сапой какой-нибудь «закон о малой авиации», «шлифанули» воздушный кодекс. Все эти «телевизионные наши», эти Яровые, Тарло и Железняки… Вертолетную «вагнериану» большого стиля люди слышат в нарастающих децибелах по утрам и после рабочего дня, когда ударники каптруда спешат к рабочим кабинетам или возвращаются на лоно природы. Подмосковный обыватель, вечно гонимый ветрами перемен, воспринимает эти левитации как покушение на права личности, как элементарное нарушение тишины и общественного порядка. Но пока не протестует. А ведь со стороны это выглядит так, как если бы к вам во двор в двенадцать ночи прикатила праворульная «хонда аккорд» с придурками и врубила бы на полную «бум-бум-бум-бум». Но с «хондой» еще можно разобраться, а с этими наверху… Коллективный иск в сотни тысяч голосов мог бы, конечно, что-то изменить, но народец русский разобщен, не в меру терпелив и на две третьих головы проквашен телевизором – давно уже держится внушения, что воевать с «новой номенклатурой» себе дороже… Ты их к ответу призовешь, а они тут же новый клич запустят - как некогда в римском сенате кричали: «Отечество в опасности!» И снарядят на войну с марсианами… В нахабинской электричке злорадствовует мужик с примятой банкой пива в руке: долетались, туда им и дорога… Ему возражает фактурная женщина в летах – по виду, из подмосковных рантье: люди же погибли, как вы можете…Кто прав – не пойму. Хотя… термояд телесных радостей, тяжелое ядро новорусского «жалаю» с критической массой «потреблямса» – та же Хитросима на наши души... Нам-то и не привыкать, любую пакость вдохновенно примем - детишек только жалко… Когда-то после института послужил два года бортрадистом в транспортной авиации. После гражданского вуза казалось жестковато местами. Анекдотов про недалекость людей с погонами наслушался до службы с лихвой, а вот армейского юмора «не догонял», случалось. А годы спустя, уже за перестройкой, стал понимать великую мудрость мужских профессий. Все было более чем серьезно. Абсолютная дисциплина, все перемещения в воздушном пространстве по команде диспетчера, никакой дури – и уж тем более никаких диспетчеров-стажеров с губной помадой (как в печальном случае с президентом ТОТАЛЬ годичной давности), все четко – и по уставу. За всякой фантазией в авиации – гектолитры крови… С самого начала в СМИ пустили версию о виновности в столкновении «Робинсона 44» и «Сессны 206» исключительно последнего - акваплана. И взлетал тяжело, и маневр совершил опасный, и фото летчика с беспечной улыбкой по каналу «Россия»... И летал-то без лицензии – катал за деньги дачную публику. А те, что были в вертолете, они что – по делам летели? Но, с другой-то стороны, вертолет куда более маневренная штука – а у самолета инерция. Можно разглядеть за этим попытку выгородить «частных вертолетчиков» - что вполне понятно, ведь не аквапланы терзают слух Подмосковью, потому и нечего будить в народе зверя… Признаться, многое у нашего ТВ довольно инфантильно получается: вертолетик хороший, а самолетик плохой… Берут интервью у соседей погибшего владельца «Робинсона 44», бывшего спортсмена-пилотажника: оказывается, у него на участке рядом с домом была вертолетная площадка, а летательных средств было несколько. Представляю, какой здоровенный и звуконепроницаемый забор надо было ставить, чтобы не заталкивать беруши в уши и не проклинать винтокрылого соседа каждый раз, когда он устремлялся в небо… Про диспетчерскую службу в малой авиации вообще молчок. Возникает ощущение, что по выходным ее просто нет. Летай малая авиация «в визуальном режиме» - где и как хочется, демонстрируй чудеса пилотажа и показывай пешим двуногим, что жизнь удалась у тебя, а не у них. Да и никакого медицинского контроля проходить не надо – все на доверии. Махнул «соточку» для храбрости – и полетели… Так что если раньше мы все под Богом ходили, то теперь так уже и не скажешь: скорее под любителями острых ощущений, чье состояние здоровья вызывает вопросы… Но если так называемая «малая», а лучше сказать «буржуинская авиация», число происшествий в которой за последний год выросло на треть, меняет по уикэндам свой статус еще и на «досуговую», то не имеет ли смысла отнести ее вообще к аттракционам – и регулировать отрасль соответствующими законами? Как и цирк, например? Чудны дела твои, Владимир Владимирович… Семь лет назад я писал в ЛГ о гибели в ущелье у Черной горы за Кош-Агачем президентского полпреда Александра Косопкина и ряда функционеров на браконьерской охоте. (Те края мне тоже не чужие – вот уже двадцать лет делю свое жительство между Москвой и Алтайским краем, граничащим с Республикой Алтай). Я тогда озаботился думкой в статье «Полетели»: «Да, Ми-8 больших начальников не любит. На этой машине слетали в свой последний путь красноярский и сахалинский губернаторы. Летали вроде по делу, не на козерогов и не на горных баранов охотиться – и тоже погибли, а с ними десятки людей на борту. Но причины беды на Камчатке давно объявлены: нарушение экипажем правил полёта в горной местности, выполнение полёта на недопустимо малой высоте. Ошибкой было непринятие решения о возврате в сложных погодных условиях. С Лебедем история та же – горы, непогода, за ЛЭП зацепились…
Они теперь везде, эти сановные и владетельные искатели приключений. «Вот такая история, - заканчивал я ту статью. - О покойных – ничего плохого. Их к ответу и не призывают. Но есть и другие». Добавлю сегодня – речь о тех, кто втихую лоббирует и принимает законы в пользу своего брата магната. О тех, кому мало простых радостей бытия, кому жизнь без поросячьих восторгов не в радость. А если здраво на вещи взглянуть, то нет ведь и никакой нужды создавать господам директорам, банкирам и другим нашим «воздушным террористам» эксклюзивные условия перемещения в пространстве. Пусть, в конце концов, покупают квартиры поближе к своим офисам – в центре Москвы. Хот и это не вопрос, они у них уже есть - и вполне комфортабельные… Ведь люди не одно только здоровье теряют, раздражаясь ревом форсированных турбин. Еще и пугаются: а похмелился ли с утра пилот на этом «робинсоне», ведь он же там всего один, неверное движение штурвала – и здравствуй, крыша или детская площадка… Есть и другие попутные неприятности: как-то, падает рыночная цена жилья, над которым, никого не спросив, проложили воздушные коридоры. Ведь это же все превратилось в технодикарство, в технобесие какое-то. Обществу оно не нужно вообще, разумная страна должна ограничивать безумства бесящихся с жиру «элит», наступающих на жизненное пространство масс. Если директору стратегического оборонного предприятия нужно, скажем, вовремя поспеть из Москвы в Иркутск, пусть он садится в свой самолет на Чкаловском и летит, поднимаясь на крейсерский эшелон, как оно всегда и бывало десятилетиями. Никто же не против. Тут нет никакой производственной необходимости, пусть гос- или нефтелицо едет как все до аэродрома, а оттуда летит хоть в Антарктиду или Шамбалу. Но отнимать у нас спокойствие чистого неба, заселяя его тошнотно стрекочущими воздушными тараканами всех мастей и подвергая нас все новым рискам и фрустрациям, никто не вправе. Эта «малая подмосковная авиация» и нужна-то господам стяжателям единственно для того, чтобы пребывать максимально долго в состоянии левитации. Это просто допинг – это как виски со льдом на фуршете. Они без этого не могут: на земле многим из них привычнее ходить по головам, а когда хочется большего – они прыгают в персональные «геликоптеры», чтобы испытать левитацию иного рода, приблизившись к богам и отстранившись от убогих и никчемных «сапиенсов»… А погибших детишек, ей-богу, жалко… |