Марина СТРУКОВА
ТЮРЬМА ПАССИОНАРИЕВ

Она выйдет из метро неподалёку от Красной площади, ощущая, как стягивает тело тяжёлый пояс с вшитыми плитками взрывчатки, нашпигованной пластиковыми иглами. Окинет презрительным взглядом идущих мимо людей и звонко крикнет: «Аллаху Акбар!», бросая вызов городу и миру. Успеет уловить, как оборачиваются к ней прохожие, как равнодушие на их лицах сменяется маской удивления и ужаса. Мощный взрыв разорвёт её тело на части, забрызгав асфальт кровью и клочками плоти…

Наверное, так представляла девятнадцатилетняя Алёна Быкова миг своего торжества, апофеоз своей короткой жизни. «Гражданка оккупированного русскими мусульманского государства Синбар», как пишет Кавказцентр. А на самом деле жительница городка Волжский Волгоградской области, недавно арестованная ФСБ за содействие террористической деятельности и сама высказывающая намерение «взорваться в центре Москвы».

Мне всегда казалось обывательским типичное объяснение психологов такому явлению, как уход молодёжи в экстремизм: «Террористами становятся люди, у которых были трудности с успешной социализацией, отсутствовала достойная работа, возникли проблемы в семье, не удалось получить образование». Недавно выкинула книгу Дмитрия Ольшанского «Психология терроризма», где только эти идеи и муссировались. Такое впечатление, что «знатоки человеческих душ» изучают свой предмет по сериалам для домохозяек. По их мнению, если террорист, значит – недоел, недоспал, недополучил. Ну и расхожее утверждение, что террористов «обманули, использовали, промыли мозги», отказывающее этим людям в самостоятельном мышлении. Собственно, психологи те же обыватели, отсидевшие пять лет в аудиториях вузов, и теперь зарабатывающие на жизнь повторением штампов, вычитанных в учебной литературе. Им не постичь, что некоторым свойственны стремления, выходящие за рамки общепринятых, «общечеловеческих» взглядов на жизнь и политику. Конечно, я допускаю, что для кавказских женщин теракт порой вынужденная мера – её приносит в жертву семья за проступок, или она мстит за мужа-боевика, но для русской мусульманки не существует таких мотиваций, для неё шахада - революционный романтизм, личный бунт.

Лев Гумилёв говорил о пассионариях - людях с необоримым внутренним стремлением менять действительность, воздействовать на общество. Причём достижение намеченной цели, часто иллюзорной или губительной для самого субъекта, представляется такому человеку ценнее собственной жизни, ценнее жизни оппонентов. В Советском Союзе был механизм управления пассионарностью, использующий жажду приключений, активной яркой жизни. Пресса, ориентируя на созидательную деятельность, постоянно говорила о том, где можно реализовать свои силы и таланты – огромные стройки в малоосвоенных таёжных краях, непаханые просторы целинных земель, научная деятельность, где ждут невероятные открытия, экстремальные профессии. Эти идеи звучали позитивно, настраивали на веру в успех, делали человека причастным к истории великой державы. Предлагался широкий выбор для приложения энергии, желания менять мир, преодолевать и побеждать. Когда этот механизм стал давать сбои, пассионарии перестали быть на стороне государства. Нынче масс-мадиа демонстрируют нам Россию, в которой больше нет места для подвига, для красивого поступка, для высокой мечты. Но выползает из кавказской пещеры обросший ваххабит с ноутбуком, подключает глючащий интернет и объявляет изголодавшейся по идеализму русской молодёжи: «Мы построим царство справедливости по законам Всевышнего - всемирный Халифат. Те, кто лицемерит и лжёт с экранов, будут наказаны. А погибшие герои попадут в рай, где длится вечный пир». Короче, «весь мир насилья мы разрушим до основанья, а затем…». Недаром салафитов зовут новыми большевиками.

И вот в сонном провинциальном городке, где один день похож на другой, где всем суждена тусклая обыденная жизнь, случайно вырастает романтик, волевой человек, идеалист, которого давит и душит мещанство окружающих, у которого вызывает ненависть ложь политиков и пошлость телевидения. Однажды в бездне интернета этот герой, не имеющий возможности состояться в либеральной России, натыкается на сайт, чем-то созвучный своим мыслям и чувствам, на идею «священной войны». И он на крючке. Думаю, подобное произошло с Алёной. Изучив идеи ваххабизма, она в октябре 2011 года уговорила свою подругу выехать вместе с ней в Чеченскую Республику для вступления в незаконное вооруженное формирование. Быкова убеждала подругу пройти подготовку в качестве смертницы-шахидки. Однако перед отправлением автобуса «Волгоград-Грозный» оробевшая подруга отказалась от этой идеи. Но Быкова не оставляла своих стараний. В январе 2012 года, общаясь в социальных интернет-сообществах, познакомилась с ровесницей из Москвы, которую тоже стала агитировать стать шахидкой. Москвичка зашла дальше, чем предыдущая жертва Алёниной агитации, и добралась до Чечни. Однако несостоявшуюся самоубийцу задержали, провели воспитательную беседу и вернули в Москву. Но Быкова продолжала пропагандистскую деятельность, у неё уже были связи с бандподпольем. Через некоторое время убедила парня из Астрахани вступить в ряды моджахедов, и в марте 2012-го года её новый знакомый выехал в Чеченскую Республику, но вскоре был арестован сотрудниками правоохранительных органов города Грозный. Во время задержания у него было обнаружено оружие. Вы попробуйте уговорить кого-нибудь взорваться во имя Аллаха или уйти в горы к террористам – а Алёна агитировала успешно, что показывает её как харизматичную личность, умеющую влиять на окружающих. Такую энергию и ум да на добрые дела бы…

 

В сетевых сообществах мусульман сейчас много русских. Боюсь, что около трети. Там часто обсуждаются проблемы, с которыми сталкиваются неофиты: «Наша сестра Хадиджа в Москве попала в трудное положение, она приняла ислам, и мать стала выгонять ее из дома, препятствовать ей соблюдать ее религию, отнимать и уничтожать платки и другие вещи. Более того, сестра одержима джинном, возможно мать наложила на нее проклятие. Если есть возможность у кого-то ее принять, отзовитесь ради Аллаха! Также нужна машина, чтобы отвезти сестру в мечеть на лечение от джиннов». Ну что сказать, порой и православные бывают «одержимы». Не опаснее ли гипотетических джиннов для «сестры Хадиджи» её новые братья и сёстры по вере? Мусульманки любят говорить, что ислам даёт женщинам защищённость. Это утверждение они же и опровергают своими смертями, превращаясь в одноразовое оружие.

Во время написания статьи мне пришло сообщение ВКонтакте, изобилующее вопросительными и восклицательными знаками, от девушки, имя которой, набранное арабским шрифтом, я не смогла разобрать . «Марина, ты хоть знаешь, кто такие ваххабиты??? И кто такие мусульманки, ты хоть различаешь? Может, уже пора заканчивать верить тому, что говорят по телевизору? Может, пора посмотреть правде в глаза? Что вообще такое ислам, ты хоть знаешь или ты судишь по тому, что врут журналисты???!!! Чтобы получить ответ, возьми священную книгу Коран и изучай. И иншаАллах поймешь, что такое ислам!!!!!» Наверное, тут я должна вставить политкорректную мантру: «Разумеется, не все мусульмане террористы».

На мой взгляд, любую религию нужно судить по делам её адептов. Если религия не смогла сделать их достойными людьми, грош цена ей. С мусульманами лично я не общалась, поэтому не стану делать однозначных выводов. Хотя к антиисламизму подталкивают несчётные статьи о тех зверствах, которые творятся в арабских государствах в отношении христиан, об уничтожении мирного русского населения чеченскими боевиками, о проблемах женщин в странах радикального ислама – помните ролики с забрасыванием камнями жертв, полузарытых в землю? Я лично не понимаю, как женщина может принять ислам, разве что полюбит мужчину восточной национальности. Но сколько таких потом не знали, как спастись из ловушки брака с человеком, по своим традициям воспринимающим жену как рабыню, а детей как безгласную собственность. Есть известные книги о трагических судьбах женщин в такой среде. Например, «Суад. Сожжённая заживо» - основана на реальных событиях.

В зависимости от политических обстоятельств меняется и восприятие людьми собственной веры - нередко они ищут в священных книгах оправдание своей агрессии, что характерно для всех авраамических религий. Не надо прикрывать и оправдывать волей Всевышнего свои преступления, приписывая Богу требование карать, - я говорила это не только мусульманам, но и евреям по поводу казней, описанных в Торе. Да и воинствующие христиане порой заявляют: «Врагов Божиих уничтожай». Это вам Бог составил список своих врагов? Каждый считает, что именно он и только его религия избраны свыше, язычники вообще называют себя детьми богов. Длится вечная межконфессиональная рознь и грызня считающих себя благочестивыми.

Моя собеседница с арабским именем продолжает хвалить ислам, у неё мало аргументов, но много эмоций. Присылает ссылки на клипы о русских, ставших мусульманами. «Самое лучшее – быть рабом. Рабом Бога!» - вдохновенно восклицает один из них. Завтра он сочтёт, что надеть пояс шахида – требование свыше, хотя это прикажет военный инструктор, нелегально прибывший откуда-нибудь из Саудовской Аравии…

 

Я могла бы объяснить поступок Алёны упрощённо: «В городе Волжском высокий уровень безработицы, поэтому молодёжь от безнадёжности уходит в экстремизм». Но тут не столько материальный аспект важен, как психологический. Есть духовные потребности, которые современная русскоязычная культура не в состоянии утолить, и тогда некоторые обращают внимание на культуру другого народа, другой религии, думая, что вот там-то и обретут истину. Дело СМИ показывать и доказывать ценность и богатство русской традиции. Много раз патриоты говорили о том, что нужны телеканалы, где история нашей страны, вековые воззрения титульной нации будут демонстрироваться не в искаженном виде, где будут выступать не личности, ненавидящие государство и дезориентирующие общество, а порядочные национально мыслящие люди, что, наконец, нужна цензура, пресекающая деструктивную работу «пятой колонны».

Молодёжью, конечно, занимаются по долгу службы государственные структуры. Вполне благополучно смотрится сайт Федерального агентства по делам молодежи с рассказами о проектах, акциях, конкурсах. Но, что я заметила, всё это не связано с живой идеологией и лишено духовной составляющей, просто правильные скучные слова. Так в некоторых семьях занятые своей серьёзной взрослой жизнью родители откупаются от детей деньгами и игрушками: «Ты только сиди смирно, не отвлекай старших». И охвачена этими программами небольшая часть молодёжи. Сейчас люди начинают приходить к выводу, что нужна организация всероссийская, как пионерия, как комсомол – я говорю о глобальных масштабах положительного влияния государства на детей и юношество, от столицы до провинции. Сейчас присутствует только отрицательное влияние примитивных передач и журналов, где большую часть страниц занимают иллюстрации, как будто покупателю тяжело читать и нужно всё объяснять рисунками, как умственно отсталому: вот этот айфон ты должен купить, вот такую куртку обязан носить, ибо модно.

 

На уровне самодеятельном русская пассионарная молодёжь пытается сорганизоваться и создать нечто не казённо-бюрократическое. Я считаю, таким примером стали славянские общины, которые приезжают в заброшенные деревни, строят дома, поднимают заросшие бурьяном просторы, возрождая не только землю, но и дух родства, здоровый образ жизни в гармонии с природой. Проводят праздники в славянском стиле для туристов-горожан. В нашей стране ныне не меньше диких пустынных мест, нуждающихся в молодой энергии, а больше. Но нужна инициатива, план, призыв к людям. Примером пассионарности может быть природоохранная деятельность. Примером пассионарности может быть борьба с распространением наркотиков, когда ребята по своей инициативе пресекают деятельность преступников. Увы, не всегда в верхах это понимают правильно.

Пока активным людям предложен суррогат – сбрасывать энергию на митингах под чутким надзором полиции. Но суррогат подходит не всем, за эти десятилетия мы убедились, что данная форма протеста – не приводит ни к чему, кроме споров в блогах. Поэтому наиболее независимые находят свой способ получить дозу адреналина. Настоящий пассионарий отправится скорее в подполье, чем на площадь. И это подполье не всегда под колпаком спецслужб, как наши несчастные националистические партии с лицемерными лидерами. Поэтому в интересах государства прислушиваться к мнению тех, кому небезразлична судьба рядового избирателя. Мне вспоминается идея Общего Дела, которое даст обществу не просто работу, но объяснит высший смысл этой работы, поднимет страну на новый уровень развития, что нашло бы отклик у молодёжи, прежде всего, широко мыслящей, волевой, целеустремлённой. Вот о чём не раз говорили патриоты со страниц газеты «Завтра». Либералы хором откликнулись: «Вам только бы загрузить народ!» У самих либералов давно есть своё «общее дело» - осмеять всё разумное, уничтожить всё русское, продать всё лучшее за рубеж. Они – сторожа тюрьмы пассионарев, в которую превратили нашу страну.


Комментариев:

Вернуться на главную