ТАИНСТВЕННЫЕ ОСТРОВА
18 декабря с. г. в киноклубе «Русский путь», действующем при Доме Русского Зарубежья имени Александра Солженицына, состоялось подведение итогов и вручение наград фильмам, завоевавшим наибольшие симпатии членов киноклуба в 2009 году.

Этот творческий центр, президентом которого является молодой талантливый режиссер Сергей Зайцев, работает уже четвертый год. Но во вступительном слове Сергея Зайцева прозвучали поистине драматические нотки. Он сказал:

«Нас никто не поддерживает. Мы не получаем ни копейки помощи, и порой опускаются руки. Официальные СМИ делают вид, что наше кино не существует. А художнику так нужно доброе слово! Нередко создание художественного произведения превращается в подвиг. Помогайте нам, поддерживайте!

Кажется странным, что киноклуб при Доме Русского Зарубежья имени Александра Солженицына испытывает такие трудности. Ведь официально Александру Солженицыну с самых высоких трибун и по телевидению расточают славословия. Да и фильмы, которые принимают к просмотру и создаются в киностудии при киноклубе «Русский путь» удовлетворяют официально провозглашаемым лозунгам. В 2009 году приз зрительских симпатий завоевали фильм И. Сафарова «Не женское дело» и В. Токаревой «Незабываемое», посвященные ветеранам. И в том, и другом фильме история не «переписывается», и строго выдержаны критерии объективного показа подвига советских людей.

В тот же день, 18 декабря, в киноклубе представили на суд зрителей фильм Валерия и Людмилы Деминых «Княгиня Тенишева или в поисках утраченного образа». Три его серии были созданы два с половиной года назад, но не были допущены ни на один кинопросмотр. А ведь в фильме поднимается актуальная для современной России тема, которая опять же муссируется на всех уровнях – капиталистического пути развития «с человеческим лицом». Авторы пытаются справедливо показать, что революции 1917 года противостоял вариант развития России, осуществленный в имении князя Тенишева. В нем органически сочетались достижение высокого уровня промышленного и технического прогресса (паровоз князя завоевал премию на Всемирной выставке в Париже в 1900 году и лицензия на его производство была закуплена в США) и раскрытие творческих возможностей русского народа, заложенных в его генетическом и культурном наследии (создание сельскохозяйственной школы, которая учила хозяйскому обращению с землей, расцвет народных промыслов, изгнание вредных привычек посредством воспитания любви к труду, здорового эстетического вкуса и практики социального христианства). Такая «модель» капитализма возникла не только у Тенишевых, но и у других русских предпринимателей, таких как владельцы Трехгорной мануфактуры в Москве Прохоровых, на духовной основе русского православия.

Авторы назвали эту серию своего фильма «Национальная идея», явно внушая зрителям мысль, что такой вариант развития должен быть примером для нынешних российских предпринимателей. И в какой-то степени лозунги, провозглашаемые нынешним руководством России, которое уговаривает олигархов инвестировать капиталы в собственной стране, ставит задачу создания «умной» экономики, ведет компании борьбы с вредными привычками и т. д., соответствуют этой модели капитализма. Тем не менее, фильм не может пробиться к широкому зрителю, а его авторы не в состоянии завершить работу над остальными тремя сериями по причине финансовых трудностей.

Как объяснить подобный феномен? Идет ли речь просто о тривиальном недопущении на художественный «рынок» новых «игроков» теми монополистами, которые прочно засели там неизвестно с каких времен? Или дело заключается еще и в манипулировании идейным наследием Александра Солженицына, именем которого назван Дом Русского Зарубежья? Обращает внимание на себя тот факт, что в СМИ на щит поднимаются лишь те труды писателя, которыми он способствовал крушению советской власти и коммунистической идеологии. Его же конструктивные идеи об «обустройстве России», о способе решения в ней национальных проблем замалчиваются. И, видимо, одно из последствий этого - та глухая стена, которая выстроена СМИ на «русском пути».

Но кинорежиссеры, представляющие свои фильмы в киноклубе «Русский путь» не теряют надежды и продолжают работать. Валерий Демин поблагодарил руководство киноклуба за то, что ему дали возможность показать фильм, и убежденно заявил, что этот киноклуб - один из островков в России, где царит духовная жизнь и творчество. «Пусть он невелик по сравнению с огромным мегаполисом, - добавил он, - но вы ведь знаете притчу о горчичном зерне».

Все же пока «острова», подобные этому киноклубу, остаются для основной массы населения «таинственными». И, как героям Жюль Верна, русским людям приходится их открывать для себя.

Открыл бы для себя какой-нибудь спонсор фильм «Княгиня Тенишева» и помог бы режиссерам закончить свою работу…

Анатолий Василенко


Комментариев:

Вернуться на главную