Наталья ТЕРЁХИНА, преподаватель ГБОУ СПО «Старицкий колледж» (Тверская область, г. Старица)
ТАЙНЫЙ РАЗГОВОР

недавно опубликованной подборке новых стихов Виктора Кирюшина)

Говорят, что невозможно  написать абсолютно новый текст. Потому что  каждое новое произведение подготовлено развитием культуры  человечества, органично впитывает то  то, что было создано ранее.  То есть каждый новый текст- это ступенька на лестнице воплощенного творчества.  От этой ступеньки могут идти ниточки-аллюзии  к другим произведениям  и зримые, сразу узнаваемые, и едва различимые, но наполняющие художественное полотно дополнительными смыслами.

В творчестве современного автора Виктора Кирюшина обнаруживаются аллюзии разных типов.

ВЕСЫ
             Мы знаем, что ныне лежит на весах…
                               Анна Ахматова

Не играйте, мальчики, в солдаты:
Время пахнет порохом всерьёз.
Доведут вас эти аты-баты
До горючих материнских слёз.

Нет, она удерживать не станет,
Понимая: этим не спасти…
Скольким под родимыми крестами
Ковылём недремлющим расти!

Что слова?
Они порой кондовы-
Не утешат и не воскресят.
Вновь заплачут сироты и вдовы,
Хлынет дождь,
Леса заголосят.

Ах, Россия, ветрено и сиро
В рощах золотых на небеси…
Пробил час
И снова судьбы мира
На твои положены весы.

В стихотворении «Весы» эпиграф-цитата  и аллегорический образ весов  отсылает нас к ахматовскому «Мужеству».   Вместе с тем  мы ощущаем внутреннее  родство  с  блоковским   «На поле Куликовом» и «Россией».  Может быть, такие аллюзии и субъективны, но они определяются и общим идейным замыслом, и лексической структурой текста.   О  «Роковой родной стране» Блока   напоминает  убеждение  лирического героя в том,  что Россия  в мировом пространстве выполняет особую вечную миссию: защищать человечество от сил зла, утверждать   добро и свет на земле:

Пробил час
И снова судьбы мира
На твои положены весы.

Эта идея  предполагает  построение  лиро-эпического  сюжета.  И действительно,  в лирическом тексте явно присутствует эпическое начало, которое  воплощается благодаря совмещению временных пластов и событийных ассоциаций.  «Снова»  - это значит «когда-то уже было».  Были события, в которых Россия  выступала  спасительницей мира, выполняла роль  надежного щита.  Уже в эпиграфе (строка из известного стихотворения А. Ахматовой «Мужество»: « Мы знаем, что ныне лежит на весах…») заявлена тема  Великой Отечественной войны.  Эпитет «горючих»  («До горючих материнских слёз») выстраивает целую вертикаль ассоциаций: нам представляются  и воины князя Игоря, и  жаркая битва на Куликовом поле, и стрельцы Петра,  и  пламя Бородина, сражения  второй мировой…   Не случайна  метафора: «Скольким под родимыми крестами
КовНЕём недремлющим расти».  Здесь «ковылем недремлющим» -  охраняющим покой погибших в веках, вечной плачь-травой на бескрайних просторах.  Вспомним у Блока: «Летит, летит степная кобылица И мнет ковыль…» ! И также, как «Опять,  как в годы золотые…»  «В рощах золотых  на небеси…»   тревожно, «ветрено и сиро»…   , потому что вновь сгущаются тучи над Родиной, поэтому  каждому необходимо помнить о ценности мира  и  стоять на страже его, чувствовать сваю ответственность за происходящее. Как в знаменитом цикле:  «Теперь  твой час настал. - Молись!». Вот так несколькими штрихами представляется нам  героическая и трагическая  история страны, созвучная «роковой» родине великого поэта.  Связь прошлого и настоящего. 
Наряду с эпическим  сложным представляется лирическое  движение в произведении: пафос героики совмещается с трагедийным  переживанием. , которое является кульминационным в тексте.  Мужественность  эпиграфа  сменяется тревогой  («Время пахнет порохом всерьёз…»), на смену которой приходит горе  («До горючих материнских слёз…), разрастающееся до вселенских размеров. Как  тонко, талантливо использует автор градацию: «слезы», «Родимые кресты», затем  «заплачут…», «Хлынет дождь»,  «Леса заголосят» и «Ах» -   вот она, лирическая  кульминация, выстроенная и лексическими средствами, и фоническими, конечно же

ВнОвь заплАчут сироты и вдОвы,
Хлынет дОждь,
ЛеСА  загоЛоСЯт. –Ах…

Мы как будто слышим этот плачь, который становится все громче и громче, переходит в рыдание и крик, поднимающийся до небес.

Ах – и пауза. Чтобы вытереть слезы.  Стать мужественнее.  Подготовиться к подвигу.

Стихотворение замечательно гармонизировано ассонансами «Не игрАйте, мАльчики, в солдАты…»,  аллитерацией «…ПаХнет   ПороХом…», «…по родиМЫМИ  крестаМИ…»,   лексическими и фоническими повторами, внутренней рифмой («Доведут… До горючих…», «НЕТ. Она удерживать НЕ стаНЕТ…   этим НЕ спасти… ковылем Недремлющим…   НЕ утешат и НЕ воскресят… на НЕбеси…».  Эти повторы тоже имеют смысловую нагрузку: «НЕ» и «Нет» - как отрицание смерти,  низвержение зла, утверждение веры в победу  мира.

А чтобы не торжествовала нечисть, надо действительно ценить жизнь каждого, не превращать человека в игрушку ( поэтому «не играйте…», «аты-баты…»), взвешивать каждое слово, думать о последствиях каждого поступка. Чтобы на  судьбоносных весах  чаша  света и добра перевесила  чашу агрессии.

В стихотворении «Пишите от руки» аллюзии растворены в тексте, едва уловимы, но они пронизывают  художественную ткань на всех уровнях текста.

***
Пишите от руки
Раскованно и вольно.
Пишите от реки,
От рощи белоствольной.
От первого лица
Пишите ночью мглистой,
От первого скворца
На веточке безлистой.
В предутренней тиши,
Где свет мерцает влажно,
Пишите от души...
А прочее - неважно.

Что есть творчество? Казалось бы,  это вечная  тема. Но как по-своему раскрывает ее автор!

В произведении используются  несколько мотивов. Мотив   свободы  писателя  заявлен  уже в самом начале: эпитет  «раскованно» - от «расковать», снять кандалы, освободиться от оков, следующий  эпитет  «вольно» не только усиливает значение первого, но  является мостиком к следующему мотиву ( вольно- воля, приволье, раздолье…)  Рука раскованная как река вольная. Что является предметом творчества?  Вспомним у Пастернака

Поэзия! Греческой губкой в присосках
Будь ты, и меж зелени клейкой
Тебя б положил я на мокрую доску
Зеленой садовой скамейки

Поэзия  «впитывает» окружающее и  и «насыщается»  Вселенной. Конечно, это Вселенная, куда входит и «река, и роща белоствольная…»   Но это не точно та действительность, которая  нас окружает. Это мир, созданный художником, который является  творцом, поэтому важен мотив начала, первоосновы, точки отсчета. Он воплощается  при помощи лексического   повтора слова  «первого»- до первого не было ничего. Поэт создает мир с нуля, с чистого листа,  поэтому и веточка «безЛИСТАЯ»,  отсюда и  ощущение весны  («первый скворец), наступающего утра («в предутренней тиши»), где нет еще света («свет мерцает влажно») Это начало начал. А что было в самом НАЧАЛЕ? Конечно же, Слово!   Слово, которое  рождается душой, чистой, как роща  БЕЛОствольная . Пишите от души... Душа, дух… Речь идет не только об искренности автора, верности себе (писать, «не отступаясь от лица…»)  Утверждается  и божественная  сущность творчества. Это подтверждает и постепенно изменяющееся пространство текста. Сначала оно небольшое – взгляд вдоль листа, на котором пишут от руки. Затем пространство расширяется и мы видим реку, взгляд поднимется выше – к верхушкам берез, еще выше – «где свет мерцает…», т. е. к небесам., к Богу.  Возможно, смысл произведения еще  шире и под творчеством подразумевается не только литературное сочинение, имеющее божественную природу, но и  творение собственной  личности,  собственной неповторимой судьбы.
Великолепна гармонизация стихотворения: лексические повторы «пишите», «первого», анафора «От»,  ассонансы  «пИшИте от рукИ РаскОванно и вОльно…», «От рОщи белОствОльной…», аллитерацией, помогающей услышать  песню скворци  или почувствовать дуновение лекгого ветерка «….мглиСТой… пеРвого СКвоРЦа… безлиСТой…СвеТ меРЦаеТ ..., фоническими  повторами «пиШИте от дуШИ… Экспрессия усиливается и при помощи парцелляции:  « От первого скворца//
На веточке безлистой.//В предутренней тиши,//Где свет мерцает влажно…».    И конечно же, кольцевой структурой, которая помогает соединить  реалии материального мира (рука) и  духовного (душа), придает  обыденной  детали значение вечности.
Аллюзии пронизывают  этот текст, обогащая его, начиная с фоники.

При первом же чтении почему-то вспоминается Пастернак. Почему? В произведениях эта тема представлена широко, прошла определенную эволюцию. У раннего Пастернака поэзия

Это — круто налившийся СВиСТ,
Это — Щелканье сдавленных льдинок.
Это — ноЧь, леденяЩая лиСТ,
Это — двух Соловьев поединок.

Пастернак утверждает первичность творчества природы перед творчеством человека, говорит о том, что художник следует за природой, что его произведения рождает сама жизнь, что объектом изображения может быть любое явление действительности.
Звуковое поле стихотворения Кирюшина соотносится с  фоникой Пастернаковского текста, вбирая смыслы предшественника: «….мглиСТой… пеРвого СКвоРЦа… безлиСТой…СвеТ меРЦаеТ» . Соотношение происходит и на лексическом уровне: «На веточке безЛИСТОЙ» (у Кирюшина) – « Это — ночь, леденящая ЛИСТ…» (у Пастернака)

Или  у Кирюшина:

От ПЕРВОГО ЛИЦА
Пишите ночью мглистой…

А у Пастернака:

И должен ни единой долькой
НЕ ОТСТУПАТЬСЯ ОТ ЛИЦА,
Но быть живым, живым и только,
Живым и только до конца.

Как углубляет текст аллюзия! «От первого лица» - от своего лица,  от лица, не изменяющего себе – «не отступаться от лица». Поэт должен петь собственную свободную песню, рождающуюся в его душе. Вот она , цепочка смыслов, обогащающая стихотворение.

А вот еще цепочка.

У Кирюшина:

ПИШИТЕ ОТ ДУШИ,
А ПРОЧЕЕ-  НЕВАЖНО…

Кирюшин напоминает о том, что сам художественный процесс,  момент творчества  представляет  одну из важнейших ценностей, именно  поэтому «прочее- неважно.» Прочее –это и контекст времени, и привычные стереотипы, и чье-тот мнение, и личная слава, и повседневные заботы… Поэт-вне времени, и поэтому творчество вечно.

У Пастернака:

ЦЕЛЬ ТВОРЧЕСТВА – САМООТДАЧА,
А НЕ ШУМИХА, НЕ УСПЕХ.
Позорно, ничего не знача,
Быть притчей на устах у всех…

Велика  роль  аллюзий в тексте. Благодаря им  стихотворение Кирюшина вбирает все смыслы раскрытия темы предшественником, выводит их на новый уровень, «спрятав» в сердцевине собственного стихотворения, обогащая его. Действительно, Слово, рожденное в мир, растворяется в нем, питая новые ростки творчества и напоминает нам о родстве и тайном разговорепоэтической души.

 
Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта
Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-"
Система Orphus
Внимание! Если вы заметили в тексте ошибку, выделите ее и нажмите "Ctrl"+"Enter"

Комментариев:

Вернуться на главную