С 2017 года Совет молодых литераторов Союза писателей России провел множество мероприятий и отметился системной работой в подготовке молодых кадров. Публикуем доклад Андрея Тимофеева на Пленуме Союза писателей России «О силе литературы и дружбе народов» (г. Уфа, 24 мая 2024 года). Этот доклад важен осмыслением проведенной СМЛ работой и разговором о её дальнейших перспективах.
Андрей ТИМОФЕЕВ, Председатель Совета молодых литераторов (СМЛ) Союза писателей России
Добрый день, коллеги! Совет молодых литераторов Союза писателей России был создан в феврале 2017 года на секретариате СП, и это был первый секретариат под руководством Николая Федоровича Иванова. Все эти годы СМЛ работал вполне удовлетворительно: доля авторов до 35 лет в Союзе возросла с 4 до 8 процентов, появилось 39 региональных молодёжных отделений, а форум в Химках стал крупнейшим молодёжным литературным форумом в стране. Но нужно понять, что дальше? Для чего нам сейчас нужен СМЛ? Время идёт, задачи меняются. СМЛ – кадровый резерв Союза писателей России: его задача находить молодых писателей, развивать их, готовить к вступлению в Союз. Здесь всё понятно. СМЛ – управленческий резерв. С 2020 года на Химках проводятся специальные программы для организаторов литературного процесса. Мы убеждены, что организато должен быть не только писателем, но и обладать определенными компетенциями: заполнение грантовых заявок, продвижение в интернете, издательская деятельность, умение работать с партнерами, вузами, властью и т.д. И мы стараемся по мере сил таких молодых руководителей готовить в Химках. Но ведь на самом деле мы готовим их не для СМЛ. Мы их готовим для того, чтобы они работали на Союз писателей России. У нас два руководителя СМЛ стали руководителями писательских организаций: Илья Виноградов в Мурманске и Гаврил Андросов в Якутии. Сейчас руководители СМЛ это по большому счёту – взрослые состоявшиеся люди, многие из которых старше 35 лет. Компетентные, мотивированные, готовые работать. Помните, СМЛ – это ваши прямые помощники: руки, ноги, глаза. Мы просим включать руководителей СМЛ и возможно активных членов их команд в правления организаций, делегировать им не только конкретные дела, но и целые зоны ответственности. СМЛ может быть вашим проектным офисом, как, например, в Самаре: заниматься грантами, проектами, мероприятиями. СМЛ это и продвижение в интернете: не секрет, что младшее поколение гораздо лучше и профессиональнее, чем старшие, ведет социальные сети, медиа-проекты. Это взрослые коллеги другого поколения, у которых есть сильные стороны, и они должны работать на Союз. Мы предлагаем – посылайте на программы для организаторов новых людей: каждая писательская организация имеет право послать на орг программу в Химки любого, кого посчитает нужным, независимо от возраста. Посылайте всех тех, кто вам нужен для работы. Приезжайте сами. Часто на этих программах вместе работают и СМЛ, и руководители писательских организаций, и рабочие секретари, и члены правления. Общие цели и задачи, большой процесс обмена опытом и развития. Общего развития Союза писателей России как организации. ...Теперь, коллеги, я хотел бы обратиться непосредственно к творческому аспекту, а именно к системе подготовке молодых авторов. В 2018 году у Совета молодых литераторов была задача создать большой форум, который мог бы конкурировать на равных с масштабными Липками. И Химки действительно стали альтернативой: по количеству авторов и экспертов, по наполнению. У нас появились своеобразные окружные этапа – фестивали в регионах. Проект Содружество литературных фестивалей России. Через фестивали Содружества проходит более 600 молодых писателей в год. Это больше, чем во всех мастерских АСПИР при всем многомиллионном обеспечении, которое было у этой организации последние годы. Мы создали альтернативную систему работы с молодыми авторами. Организационно этот процесс, по сути, закончен, структура выстроена. Теперь мы готовы перейти на следующий этап – создание полноценной педагогической системы, школы. Я окончил Литературный институт, семинар Михаила Петровича Лобанова. Лобанов научил нас понимать, что такое подлинная литература, чем литература отличается от подделки, объяснял вершины ХХ века – Шолохов, Платонов, Леонов, знакомил с критикой – Кожинов, Селезнев и другие. И удивительное дело, когда я приезжал потом в регионы, беседовал с писателями старшего поколения, я видел, что они воспринимают литературу примерно также. У всех этих людей – один корень, одно понимание. То, что можно назвать русской/советской психологической школой. Мы часто воспринимаем наличие этой школы бессознательно, как само собой разумеющееся. Но её создание было вполне сознательным процессом: основы этой школы складывались, осмыслялись и превращались в педагогические методики в 30-ые годы ХХ века. Давайте посмотрим, что было важнейшими основами этой школы? Во-первых, метод – «социалистический реализм»: «правдивость и историческая конкретность изображения действительности» и «задача идейной переделки и воспитания в духе социализма». Конечно, метод ни в каком-либо виде мы сейчас не можем регламентировать. Это не соответствует ни современной жизни, ни современному состоянию литературы. Во-вторых, критическое и научное осмысление. Считается, что 30-ые годы – время эдакого идеологического диктата и подавление любых концептуальных споров, но это не совсем так. Именно в то время шли известные напряжённые дискуссии: о языке, о композиции, о методе и мировоззрении и т.д. Мы тогда могли пойти по пути орнаментализма условного Андрея Белого в языке, но пошли по пути простоты и конкретности. Мы могли пойти по пути монтажных приёмов (так называемая, дискуссия о Дос Пасосе и Джойсе), но пошли по пути композиции как органичного раскрытия образа. К сожалению, не можем здесь останавливаться на деталях. Но совершенно точно, сейчас нам особенно важны – и дискуссии о критериях художественности, и осмыслении современной литературы. И нужна центральная площадка, какой был в 30-ые годы журнал «Литературный критик». Наконец, в-третьих, образовательные методики. Результаты дискуссий 30-ых годов легли в основу программы Литинститута, выкристаллизовались в методики таких педагогов, как Лобанов, по сути, сформировали общее пространство советской литературы. Как бы это не звучало невероятно, но нам важно создать аналогичную систему. Взять всё лучшее из русской/советской психологической школы, осмыслить современную литературу, понять, что молодой профессионал должен знать и уметь. Я не говорю, что на всех фестивалях должны учить под копирку – мастер на семинаре в любом случае привносит что-то своё. Но подходы должны быть одинаковы. Базовые образовательные элементы должны быть общими. И, конечно, чтобы такие вот осмыслительные дискуссии запустить на высоком уровне и разработать общие образовательные методики для наших совещаний – мы должны привлечь всё сообщество Союза писателей России. Такую мы ставим цель на следующие годы и приглашаем коллег присоединиться к этой работе. Формой станут, скорее всего, критические и педагогические конференции. Само практическое воплощение мы обсудим, широко анонсируем. Но самой общей постановкой задачи мне хотелось с вами сегодня поделиться. Читайте также отчет о пленуме СП России, проходившем 24 мая в столице Республики Башкортостан городе Уфе |
|||||
Наш канал
|
|||||
|
|||||
Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-" |
|||||
|
|||||