Наталья ЛЕВАНИНА, критик, литературовед, доктор филологических наук (Саратов)
Небольшое отступление У нас в семье сложилась традиция: дважды в год мы путешествуем по России. После того как объехали полмира, постановили: хватит уже шастать по заграницам, надо знакомиться со своей страной, хотя бы с теми русскими местами, не знать которые – стыдобище. И с совсем невеликими детишками дочери тронулись в путь. Это было рискованно, возраст для путешествий, вроде как, не тот, но дети в этих поездках нас тоже удивили. Они не только прилично вели себя в дороге, но и с интересом присутствовали на всех экскурсиях и пеших прогулках (конечно, младшего Савёню поначалу часть пути носили на плечах взрослые, но он всё равно вел себя мужественно и компании не портил. Про Алиску и говорить нечего, одно слово – старшая!). Так позади у нас остались Суздаль, Великий Новгород, Псков, Пушкинские места, Старая Русса, Ярославль, Ростов, Карабиха, Александровская слобода.
Ай, да Тула! И вот некоторое время лет назад, уже привычно погрузившись в авто, мы двинулись к Толстому, в Ясную Поляну. Но вначале по пути движения – Тула, с неё и начали. Как опытные путешественники знаем: стоит тронуться с места – и ждут тебя открытия. Вот и Тула удивила столичным каким-то размахом просторных улиц, весенней яркостью растительного убранства, отличными дорогами и тротуарами. Я вспомнила, но до поры помалкивала, как лет 30 назад, мы с другой компанией, тоже на машине, напоролись в самом центре Тулы на такую колдобину, что чуть не лишились колеса у своего новенького «Жигулёнка». А тульские пряники в фирменном магазине нам тогда продали такой железобетонной крепости и вкуса, что с тех пор в память об этой негоции я их просто никогда не покупала. Так что, если честно, ничего хорошего от встречи с Тулой я не ждала. И - о, чудо! Совсем другой город! Оказывается, всё можно сделать! Если не воровать и уважать людей, то можно привести город в божеский вид. А Тула между тем продолжала удивлять. Мы любовались отреставрированным красавцем Кремлем, лакомились мягкими ароматными пряниками и знаменитой белёвской пастилой, дивились на тульские самовары, гармошки и, конечно, впечатлялись музеем оружия, разместившимся в здании, выполненном в форме богатырского шлема. Особенно при этом оживилась наша мужская часть. А сколько памятников и бюстов уважаемым горожанам поставили на своих улицах благодарные туляки! Многие памятники установлены в память о Великой Отечественной войне, ведь фронт проходил буквально по улицам этого города-героя. Монумент защитникам города со штыками стал его символом. Недавно в Туле был открыт памятник воинам и оружейникам Первой Мировой войны. А скульптура Ленина на центральной площади города стоит так достойно и незыблемо, что воспринимается не просто символом ушедшей эпохи. Скорее, прочным историческим фундаментом, на котором трудолюбивые горожане возводят день сегодняшний. Впрочем, всё без пафоса и не без лукавства. В городе стоят на постаментах пушки, катюши, танки, а также… вполне мирный мусоровоз и мотоцикл ГАИ. Список необычных множат памятники студенческому «хвосту», тульскому прянику, тульскому чаепитию и литературному Левше. Озорной народ, эти туляки!
Пётр Петрович Белоусов, парк и человек Во всех путеводителях по Туле приезжим рекомендуют непременно посетить городской парк культуры и отдыха. – Небось, опять имени Горького! - съязвила я по привычке. – Тоже мне, главный гуляка страны! Как парк – так непременно имени его, Алексея Максимовича! Вот ведь, как привяжется… На самом деле этот старинный тульский парк каких только имен не носил! Был и Петровским (по названию ближайшей горы), украшался именем О.Ю. Шмидта, затем был имени (ну, конечно же!) А.М. Горького, пока, наконец, в 1991 году по многочисленным просьбам горожан ему не присвоили законное имя его отца-основателя - Петра Петровича Белоусова. Сейчас табличка при входе свидетельствует, что парк официально именуется Белоусовским. Для непосвященных, однако, не вполне понятно: кто таков, этот Петр Петрович Белоусов, чем он славен? Приезжий люд топчется возле мемориальной таблички при входе в парк, копается в памяти и пожимает плечами: нет, не знаем… А вот тулякам Петр Петрович Белоусов хорошо известен. Ещё бы! Именно в этом городе с 1889 по 1896 год (хотя всего-то семь лет!) служил он санитарным врачом, и всё это время неустанно приносил пользу городу и людям. Это была деятельная, неугомонная натура. Настоящий ученый, открыватель, подвижник. А начиналось так. В 1889 году П.П. Белоусов получил приглашение на работу в Тулу на скромную должность санитарного врача. Первую неделю новый санитарный врач целыми днями ходил по улицам города, «принимал хозяйство». То, что он видел, радовать не могло. Ни канализации, ни водопровода в городе не было. Будучи человеком учёным, он перелопатил гору литературы, пытаясь поначалу найти теоретический выход из положения, буквально убивающего людей. Писатель В.В. Вересаев, чей отец В.И. Смидович, возглавлявший в те годы санитарную комиссию, был другом и сподвижником П.П. Белоусова, так вспоминал о Туле конца XIX века: «Внизу в котловине — город. Вечером он весь в лиловой мгле, и только сверкают под уходящим солнцем кресты колоколен. Там дома друг на друге, пыль, вонь сточных канав, болотные испарения и вечная малярия». Неудивительно, что жители ежегодно подвергались различным эпидемиям. Средняя продолжительность жизни туляков не достигала и 22 лет! Чаще, конечно, умирали бедняки, жившие на городских окраинах в сырых котлованах дымного промышленного города. Возвышенная центральная часть была почище и принадлежала дворянам и купцам. Энергично взявшись за работу, санитарный врач Белоусов выделил три основных направления в своей работе: борьба с городскими нечистотами и свалками, проведение водопровода и озеленение города, особое внимание - рабочим районам. И вот, благодаря стараниям Петра Белоусова, в 1890 году в Туле появляются неведомые в России ассенизационные поля запахивания. Суть идеи заключалась в следующем: загрязненные нечистотами поля распахивались, засевались зерновыми и огородными культурами, при этом достигались санитарные и агрономические цели: в почве распадались органические вещества и образовывались необходимые для питания растений соли азотистой и азотной кислот. И сработало! Эти Белоусовские поля просуществовали в Туле вплоть до Великой Отечественной войны. Они реально спасали город от опустошительных эпидемий. Сейчас трудно себе представить город без канализации и водопровода. А ведь так было: воду для питья и пищи горожане брали из дворовых и уличных колодцев, прямо из Упы, Тулицы и других тульских рек и речушек. Водопровод провели только в 1893 г., и тоже благодаря усилиям П. П. Белоусова и его сподвижника - доктора В.И. Смидовича. В 1893 году это был настоящий прорыв к новому качеству жизни. Но Белоусов и не думал останавливаться. Всего за семь лет (только вдумайтесь!) он проложил водопровод, построил поля ассенизации, организовал химическую лабораторию, где боролись с продажей поддельных пищевых продуктов, и открыл в Туле Дом трудолюбия, где безработные могли найти себе работу и заработок, а также организовал Городской ночлежный дом, где обретали приют все нуждающиеся. А еще Пётр Петрович Белоусов был одним из основателей Тульского отделения «Русского общества охранения народного здравия». Как видим, Пётр Петрович Белоусов удачно соединял в себе практика-санитара и учёного-медика. Это был энергичный, решительный и талантливый человек, жизнь положивший на алтарь «малых дел» и большой науки. Но сколько у нас таких, скромных, талантливых, безвестных! Имя им – легион. И Белоусов легко мог бы пополнить их ряды и потеряться в истории, если бы… не Тульский городской парк. А случилось вот что. В Туле XIX века, как уже было сказано, городе промышленном и купеческом, где царили и правили нравы Растеряевой улицы, где во дворах держали птицу и скот, а на улицах к услугам домашних животных были роскошные грязевые ванны, непролазные для людей, – доктором Белоусовым было затеяно и осуществлено небывалое. Он задумал там навести чистоту и порядок. И красоту. И, представьте себе, навёл! Вначале в городскую Думу поступило прошение от неугомонного Петра Петровича с предложением выделить место под зону отдыха для туляков. И тут комиссия с удивлением обнаружила, что в их Туле, оказывается, ничего подобного попросту нет! Для прогулок существует только кремлёвский сквер и… (не поверите!) кладбища. Там и гуляли горожане. Между тем на Тулу наступала огромная городская свалка, угрожая антисанитарией и неизбежными эпидемиями. Атмосферы она, понятное дело, не озонировала. Доктор рассудил так: «И какой же смысл лечить людей, если сам город их ежедневно и безнадежно калечит?» И задумал Петр Белоусов решить обе эти проблемы одновременно: очистку почвы и воды соединить с налаживанием городского культурного пространства. Ему было ясно, что бытовая культура – это часть общей культуры горожан, которую и надо поднимать совместными усилиями. Людей надо спасать от самих себя. П.П. Белоусов изучил, а затем разработал систему очистки почвы под парк. Он предложил не заниматься вывозом загрязненного грунта, а покрыть территорию свалки культурным слоем чистой земли и засадить ее деревьями и кустарниками. Санитарный врач был убедителен в своих доводах: для улучшения качества жизни надо уничтожить рассадник инфекций и с помощью парка создать легкие гОрода. Проигравших не будет. Решались сразу две проблемы: ликвидировалась свалка, а город получал полноценное здоровое культурное пространство - руками самих горожан посаженный парк. Говорят, что после этого чиновники ещё некоторое время посопротивлялись новшеству, но Пётр Белоусов не отступал и в итоге получил для своей идеи целых 35 десятин земли в виде неустанно разраставшейся помойки и никчемной пустоши. Справедливости ради надо признать, что вскоре городская Дума выделила-таки целую тысячу рублей, а Министерство государственных имуществ разорилось на покупку 60 000 саженцев деревьев и кустарников разных пород из казённых питомников. Дело сдвинулось, и через некоторое время стало ясно: эксперимент удался! На месте бывшей свалки зашумела прекрасная березовая роща. А ведь скепсиса и неверия поначалу было гораздо больше, чем поддержки. Начиналось, как обычно в России, с подвижничества одиночки, который не только сам понял: так жить нельзя, но и сумел убедить в том других людей. Более того предложил: как жить надо. Уже в 1896 году в «Тульских губернских ведомостях» появилась заметка: «Должно быть, вы не знаете, что в Туле существует прелестный уголок, недавно народившийся городской парк. Иначе бы вы изо дня в день ходили бы туда подышать чистым, свежим нагорным воздухом, услаждали бы свой слух серебристыми переливами жаворонка». Так по инициативе одного упорного человека, конечно, с участием единомышленников, случилось почти чудо, которое вот уже более ста лет продолжает радовать всё новые и новые поколения горожан и приезжих. Сегодня Белоусовский парк входит в десятку лучших парков Европы. Его посещает более миллиона человек в год. Ежегодно парк отмечает два особенных праздника: 23 января – День рождения Петра Петровича Белоусова - отца-основателя, и последнее воскресенье июня - свой собственный День рождения. Кстати, по заповедным тропам этого парка некогда с удовольствием прогуливались знаменитые туляки - Л.Н. Толстой и В.В. Вересаев. А Сергей Есенин, будучи в Туле в 1918 году, признавался: "Полюбил я ваш парк! Я каждый день с наслаждением гуляю по его аллеям. Это самое лучшее, что есть в Туле".
Куда двигают жизнь подвижники? А вы? Слышали вы раньше про отличный тульский парк и незаурядного человека, много сделавшего для его открытия? Знаете ли, кто такой, этот санитарный врач Петр Петрович Белоусов, благодаря личным усилиям которого промышленный город Тула приобрел не только здоровые лёгкие, но и красоту несказанную? Я – нет. Но, оказавшись в Туле, была так восхищена увиденным, что захотела как можно больше узнать об этом человеке. Что называется, заглянуть ему в глаза. А когда рассмотрела изображение человека на старинном фото, поняла, что образ этого человека и дела его не расходятся друг с другом. Умные, серьезные глаза. За всем угадывается воля, решимость и при этом скромность, тихое достоинство. Между тем, по делам его, место Петра Петровича Белоусова - в ряду самых известных и уважаемых отечественных подвижников: рядом с Н.М. Пржевальским и его феноменальными путешествиями и открытиями; с А.П. Чеховым и его непрекращающейся врачебной практикой и каторжным Сахалином; с Львом Толстым, имевшим мужество идти до конца в своих духовных исканиях и вести за собой людей, не сворачивая с выбранной стези. Это, конечно, вершины. И всё очень известные люди. Про Белоусова же, судя по всему, знают только свои, туляки, и местные краеведы. И это правильно, но мало. А почему, собственно, должно быть иначе? Петр Петрович, кажется, просто делал своё дело. Он на посту санитарного врача города рассуждал логически: нельзя сохранять здоровье людей, если в городе грязь, антисанитария, задымлённый и пыльный воздух, отсутствие чистой воды и канализации. Начинать надо с наведения элементарного порядка. И простой санитарный врач, как водится, написал бумагу и пошёл по инстанциям пробивать свой проект и просить денег. Традиционно не нашёл он у городских властей ни денег, ни понимания, лишь посмеялись чиновники над его прожектами. Действительно, это даже несерьёзно: фантастический парк вместо реальной помойки! На этом многие бы многие ходоки и остановились. Уткнувшись в стену чиновничьего равнодушия и безденежья, замолкли и остыли. И всю бы жизнь потом рассказывали, какая блестящая была идея, как не поняли его, гениального, как проклятые чиновники испортили жизнь ещё одному неоценённому гению. Но доктор Белоусов оказался крепким орешком. … Пока Пётр Петрович готовит силы для нового броска по начальству – пишет брошюры, публикует просветительские статьи в городской газете, выступает с докладами перед разными обществами, собирает единомышленников – давайте подумаем вот над чем: когда дело перестаёт быть просто делом, согласно штатному расписанию, и становится подвигом? Ведь никакого подвига доктор Белоусов вовсе не планировал, как и доктор Чехов, как и все остальные великие наши подвижники. Он просто (!) продолжал делать то, что считал нужным, не боясь испачкаться, кстати, в прямом смысле этого слова… Давайте перечитаем страницы книги, написанной ещё одним туляком – Глебом Ивановичем Успенским: «В городе Т. существует Растеряева улица. Принадлежа к числу захолустий, она обладает и всеми особенностями местностей такого рода, то есть множеством всего покосившегося, полуразвалившегося или развалившегося совсем. Эту картину дополняют ужасы осенней грязи, ужасы темных осенних ночей, оглашаемых сиротливыми криками "караул!", и всеобщая бедность, в мамаевом плену у которой с незапамятных времён томится убогая сторона». Тихий ужас, конечно! Но исключительно велика роль личности в российской истории.
Геракл, Дон Кихот и другие… … Итак, чтобы сдвинуть это дохлое, вонючее дело с мертвой точки, тульскому Гераклу потребовалось буквально всё: силы, время, знания, упорство и готовность лично разгребать эти авгиевы конюшни. Не боясь испачкаться, не обращая внимания на смешки ироничных умников, он, засучив рукава, лично приступил к ликвидации смертоносной свалки. Руководил засыпкой почвы и покупал на свои скромные средства саженцы деревьев и кустарников. Просто твёрдо решил во что бы то ни стало с помощью личной энергии и разумной теории победить безумную практику вечной помойки как среды обитания, антисанитарию, как молох сжирающую здоровье и жизнь горожан. Вначале это было сражение один на один. Тульский Дон Кихот сражался за благое дело с такой неукротимой решимостью, что к нему постепенно присоединились вначале друзья, затем – учителя и гимназисты, а потом и просто – неравнодушные горожане, которые, наконец, поверили в правоту настырного доктора. И знаете, всем понравилось! Работа ради большой, прекрасной, и при этом слегка безумной цели нравится нашим людям. Скоро горожане стали приходить на стройку массовым порядком. После работы в парке организовывали общественные чаепития. Знакомились, разговаривали, пели. Выполняя грязную, тяжелую, но такую важную и благородную работу, люди начинали испытывать уважение к другим и себе. Общая цель и общее дело сплачивало, делало неразумное население поумневшим народом, формируя чувство прекрасного и способность думать не только о сиюминутном и материальном, но о будущем и духовном. Вот и получается, что ПОДВИГ начинается там, где человек, движимый благородной идеей, СДВИГАЕТ-таки воз проблем с мёртвой точки, побеждает дурную инерцию жизни и личным усилием воли изменяет не только окружающий ландшафт, но и ландшафт человеческой души. Приподнимает людей над бытом, показывает лучшие перспективы и первым устремляется к их воплощению. Он даже не оглядывается: а идёт ли кто за ним? Потому что если идёт – хорошо, а не идёт – и так прорвёмся! Всё равно делатель не отступит, ведь это его личное, кровное дело. В нём нет никакой корысти, только желание общественного блага. И люди это понимают. За такими лидерами идут не по принуждению, а по доброй воле. И это позволяет решать самые сложные задачи.
Не просто – парк
![]() Пётр Петрович Белоусов, санитарный врач. Тула А в памяти А. Ахматова: «Когда б вы знали, из какого сора растут стихи, не ведая стыда…» Из такого же «сора» родился и этот грандиозный парк, выросший когда-то на окраине города, на пустоши, на выгоне для скота, на свалке. И всё было бы по-прежнему, если бы не всепоглощающая мечта и не самоотверженный труд доктора Белоусова. Говорят, что он расходовал почти всё жалованье на свои опыты и анализы в лабораториях гигиены, бесплатно лечил больных и при этом нуждался в тёплой одежде и обуви, скудно питался. Оттого и умер, сгорел! – в сорок лет. Тело умерло, а дух Петра Петровича Белоусова и сегодня живёт в том самом месте, в котором процветает главное дело его жизни. Вот и получается, что тульский парк – это не просто цветы и деревья, фонтаны и аттракционы, это наглядное доказательство жизнеспособности русской идеи, блестяще воплощенной санитарным врачом П.П. Белоусовым. О ней так страстно писали и пишут наши богословы, философы, писатели: никогда мы не отступимся от идеи созидания на земле града небесного, потому чтопредставление о «Небесном Граде», «Граде Божьем» – важное и неотъемлемое понятие для нашей души и культуры. Оно связано, прежде всего, с представлением о соотнесении земного и небесного, мира природы и мира человека; оно восходит к феномену странничества, исканию земли обетованной, истины, способной преобразить, изменить человеческую природу. О многом – высоком и значительном – думается в этом парке. А ещё возникает здесь чувство уважения к тулякам, сумевшим воплотить в жизнь грандиозный образ мирового делания и единения. Тоже чисто русское: мы за ценой не постоим! И еще: навалимся, братцы, всем миром! Прямо по Николаю Клюеву:
Три огненных дуба на пупе земном, … А ведь когда-то многие туляки, потеряв свою помойку, кручинились: «Какого выгона не стало! Куда теперь коровушек гонять?» Вот вам и коровушки! |
|||||
Наш канал
|
|||||
|
|||||
Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-" |
|||||
|
|||||