Юбилей по законам жанра

10 февраля в Союзе писателей России состоялся юбилейный творческий вечер российско-белорусского писателя Сергея Трахимёнка, посвященный его шестидесятилетию.

Сергей Трахимёнок принадлежит двум культурам – российской и белорусской. По рождению он сибиряк, родился в городе Карасук Новосибирской области и значительную часть своей жизни прожил в Сибири. С 1990 года Сергей Трахимёнок живет и работает в Минске. Доктор юридических наук, профессор, он работал в Институте национальной безопасности Беларуси, в Совете безопасности республики, в Институте государственной службы Академии управления при Президенте Республики Беларусь, занимался преподавательской работой. Но более примечателен тот факт, что Сергей Трахимёнок, закончивший в 1981 году Высшие курсы КГБ СССР, много лет работал в органах безопасности как аналитик. Писателя, имеющего опыт работы в спецслужбах, в российско-белорусской литературе до сих пор не было.

Сергей Трахимёнок – автор почти двух десятков прозаических произведений и восьми киносценариев. Печататься начал в конце восьмидесятых годов прошлого века – в еженедельнике «Молодость Сибири», издательстве «Молодая гвардия», литературных журналах «Неман», «Немига», «Родник», «Авантюрист», «Белорусская думка», «Сибирские огни» и др. Первый роман – «Игры капризной дамы» вышел в 1995 году, когда писателю было 45 лет.

Сергей Трахимёнок известен прежде всего как мастер остросюжетного психологического романа. Однако детективный жанр – не единственный в творчестве писателя. Его перу принадлежат и сатирические произведения («Миллениум в Авсюках»), и драматические, посвященные теме Великой Отечественной Войны («Эхо забытой войны», «Родная крывинка» и др.).

На творческом вечере писатель рассказал о книгах, вышедших за последние пять лет: сборниках «Эхо забытой войны» (Минск, «Асар», 2004), «К торжественному маршу» (Санкт-Петербург, «Дума», 2006), романах «Синдром выгорания» (Минск, «Мастацкая литература», 2007), «Петля Морбут, или господин Никто» (Москва, «Четыре четверти», 2009), а также сборнике «Вепрев и другие» (Москва, «Колос», 2009). Также писатель поделился творческими планами, среди которых продолжение начатой несколько лет назад работы над фильмом о генерале Карбышеве.

Разговор начался с «Эха забытой войны». По словам Сергея Трахимёнка, желание написать о войне возникло у него еще в конце восьмидесятых годов двадцатого века, когда в средствах массовой информации с подачи тогдашних «реформаторов» началась кампания по выуживанию «жареных» фактов из истории Великой Отечественной Войны. Целью ее было дискредитировать значение подвига народа и масштаб трагедии, которую ему довелось пережить. За грудой публикаций истинное лицо войны стало забываться. Именно поэтому сборник получил название «Эхо забытой войны».

В повести «Белли пуэрри», входящей в сборник, впервые в российской и белорусской литературе рассказывается о подростках, детство которых пришлось на период оккупации Белоруссии, и которые принимали участие в военных действиях. Но если одни воевали на стороне Красной Армии, то другие в силу трагических обстоятельств оказались немецкими диверсантами в тылу Красной Армии.

Герой другой повести - «По следам Таманцева» ищет материалы и свидетелей деятельности во время войны диверсионной группы Шаповала. Узнав о том, что на Дальнем Востоке жил человек, который был знаком с В.Богомоловым и послужил ему прототипом Таманцева в романе «Момент истины», герой отправляется на Дальний Восток, чтобы написать сценарий фильма о нем. Но искомый человек уже умер. Собирая материалы о нем, герой узнает, что тот выдумал свою биографию и никогда не встречался с Богомоловым. Там же, на Дальнем Востоке герой неожиданно для себя находит дневник одного из партизан диверсионной группы Шаповала.

Сборник «К торжественному маршу» состоит из одноименного романа и рассказов. Один из них - «Родная крывинка» посвящен трагическим страницам партизанского движения в Белоруссии и вошел в число произведений белорусской школьной программы. Герои романа «К торжественному маршу» - военнослужащие. Один из них служит в армии 70-х годов двадцатого века, другой – в армии 90-х. Обе сюжетные линии, поначалу самостоятельные, в конце концов пересекаются.

В «Синдроме выгорания» Сергей Трахимёнок исследует тему синдрома профессионального выгорания, которому подвержены люди так называемых «пограничных» профессий – в данном случае следователь и врач-нарколог. На Западе для подобных профессий установлен предельный срок нахождения на службе, после которого человек меняет профессию. В России же принято работать до полного износа.

«Вепрев и другие» - сборник, состоящий из двух романов с одним и тем же героем Василем Вепревым – генералом ФСБ, имеющим реального прототипа, между прочим, находившегося в числе гостей в зале.

Тема романа «Заказ на двадцать пятого» - заказные убийства, носившие массовый характер в девяностые годы прошлого века. В «Диалектике игры» Василий Вепрев, ставший председателем одного из комитетов Государственной Думы, получает аналитические записки о процессах, происходящих в Думе и в России, от анонимного адресата. Стиль записок странным образом напоминает стиль его бывшего заместителя – убитого…

Наконец, детективный роман «Петля Морбут, или господин Никто», как признался писатель, навеян знакомством с заслуженным тренером СССР по спортивной гимнастике Р.И.Кнышем.

В промежутках между разговорами о книгах писатель исполнял под гитару песни на стихи своих друзей – уже умершего поэта Николая Шипилова и поэта Николая Мельникова.

Кстати, о друзьях. «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты» оказалось в данном случае очень уместным выражением. На вечере присутствовали давние друзья писателя: Борис Лагутин – знаменитый советский боксёр, двукратный Олимпийский чемпион, двукратный чемпион Европы, шестикратный чемпион СССР; Василий Волковский – прототип генерала Василия Вепрева, высокопоставленный чиновник, политик и обладатель 7 Дана по карате, скульптор Виталий Левин, известный как автор памятника С.П.Королеву.

Поздравления тоже получились незаурядными. Молодая певица Виктория Сухарева поднялась на сцену и без инструментального аккомпанемента исполнила песенку Лизы «Я танцевать хочу» из мюзикла «Моя прекрасная леди», посвятив ее юбиляру.

Официальная часть вечера завершилась раздачей автографов и плавно перетекла в дружеский ужин.

Светлана Рогоцкая

Вернуться на главную