Слово созидания и обличения во времена кризиса

Выступление на Пленуме Союза писателей России

На Руси, в России всегда было чрезвычайно взвешенное, ответственное отношение к слову, к слову реченному и письменному. Особенно в период бедствий и смуты, государственных и житейских нестроений. Кризиса, как сейчас принято выражаться. Хотя, что такое этот «кризис» - пока мало кто может объяснить внятно. У меня на этот счет свое мнение, о нем я скажу позже. Но слово литературное уже пытается приватизировать целое сонмище налупившихся из роковых яиц борзописцев, заполнивших все книжные магазины и бедные, ослабленные духовным недоеданием головы читателей. А главное, что слово их не несет ничего позитивного и созидательного, сеет лишь разруху и чертополох на поле великой русской культуры. Каждая гламурная телебестолочь уже отметилась своей книжкой. И ведь их активно пропагандируют, намеренно подменяя нравственные ценности и идеалы.

Мы находимся близ Оптиной пустыни, и я приведу слова иеромонаха Нектария. Он заповедовал: «Прежде, чем начинать писать, обмакни перо семь раз в чернильницу». Но донцовы и минаевы вряд ли даже слышали об этом оптинском старце. А он говорил еще и так: «Ищите во всем великого смысла. Все события, которые происходят вокруг нас и с нами, имеют свой смысл. Ничего без причины не бывает…». Этими поисками великого смысла и причин были заняты все русские писатели: и Гоголь, и Достоевский, и Толстой, и Чехов, и Леонов, и Шолохов, и Юрий Кузнецов. Они умели «видеть духом». Ведь кроме физических очей, по словам другого оптинского старца о. Варсонофия, имеются у человека еще и очи духовные, перед которыми открывается душа человеческая. И перед духовными очами не сокрыто ничего. Вот к чему нужно стремиться в своем творчестве, да и просто в жизни.

Россия за свою историю перенесла много тягчайших лет и даже столетий. Были междоусобицы, было двухсотсоракалетнее иго, были смуты и нашествия, была гибель монархии и Великая Отечественная война, были, наконец, черные 90-е годы прошлого века. Но после самых тягчайших времен приходила Победа русского духа, наступал период восстановления и созидания. Я приведу в пример еще одно злоумышление на Россию и Православие, которое было повергнуто исключительно силой Слова.

1470 год. В Новгород из Киева пришел некто Схария со своими единоверцами, под видом купцов. Может быть, они и были купцами, но в сути своей – талмудисты и чернокнижники. Они принесли с собой то, что в истории Православия называется «ересью жидовствующих». Причем сумели обольстить и двух священников, не только мирян. Сам-то Схария со своими подельниками исчез, а ересь стала расползаться как ком с горы. Иоанн Ш предоставил этим еретикам-священникам одному Успенский, а другому Архангельский соборы. Более того, тайно ересь стал исповедовать и митрополит Зосима, высший церковный чин на Руси. Среди светской знати в ересь впали и всесильный дьяк посольского приказа Федор Курицын, а также невестка Иоанна Ш Елена, мать наследника престола. Да и он тоже. Практически выходило так, что вся светская и церковная верхушка приняла эту ересь, несовместимую с христианством. Несовместимую ни по нравственным, ни по мировоззренческим содержаниям иудаизма и Православия. Поскольку христианство свидетельствует о милосердии Божиим, дающем всем людям возможность спасения ценой добровольной жертвы, принесенной Господом Иисусом Христом, ради искупления всех грехов мира. А талмудизм утверждает исключительные права иудеев, которые самим фактом своего рождения гарантированно должны господствовать на земле. В Талмуде сказано: «Еврейский народ достоин вечной жизни, а другие народы подобны ослам». Сатанизм их изобличал Сам Христос, прямо сказавший им: «Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего».

Ересь эта грозила гибелью и государству Российскому, и даже Православной Церкви. И вот против этого-то нечестивства и восстал со святой ревностью преподобный Иосиф Волоцкий. Помогал ему в том деятельный и пламенный владыка Новгородский Геннадий. Иосифом Волоцким было написано 16 «Слов» в обличение еретиков. Судьба России в это время находилась под вопросом, поскольку ересь напоминала идеологию общественного государственного разрушения, заговора, имевшего цель изменить форму общественного бытия русского народа, его мироощущение. Но сила и мощь Слова Иосифа Волоцкого была столь велика, что чаша весов постепенно склонилась в пользу ревнителей благочестия. И, конечно, все это произошло по милости Божией. На соборе ересь была осуждена, архиепископ Геннадий предал еретиков публичному позору и водил их по улицам с мочальными кистями и венцами из соломы, на которых было написано: «се есть сатанино воинство». Публично был изобличен и митрополит Зосима и лишен главной церковной кафедры, как указывают летописи, «за жидовство, разврат, содомию, пьянство и кощунство». Иосиф Волоцкий оказал значительное влияние на духовное просветление Иоанна Ш. Преподобный провозгласил важнейшую основу русского религиозного самосознания, написав, что Константинополь пал, наказанный за маловерие и отступничество (греки стали «последними») и участь эта едва не постигла русских из-за «ереси жидовствующих», которая точила Православие тридцать лет. Теперь же служение византийских императоров переходит к «государю и самодержцу всея Руси», а роль Византии – «к новому граду Константинову – Москве, и всея Русской земле». Выразил он и учение о «симфонии властей» - светской и духовной.

Но «ересь жидовствующих» в том или ином виде, тлела и раньше, разгоралась ярким пламенем и много позже. Достаточно сказать, что еще в начале пятнадцатого века некий иудей Федор прибыл в Московское царство, крестился и так повел свои дела, что ему, как знающему иудейский язык, поручили перевести на славянский Псалтырь. Псалтырь этот сохранился в собрании рукописей Кирилло-Белозерского монастыря. И лишь по новейшим исследованиям он оказался иудейской молитвенной книгой «Мазахор», где нет пророчеств о Христе, как в псалмах Давида. А уж о том, как ересь эта дважды полыхала в России в начале и в конце двадцатого века, и говорить нечего. Все это лишний раз доказывает, насколько хитер и изворотлив отец лжи. И насколько всем ревнителям Православия и защитникам Отечества надо быть в постоянном нравственном бдении, иметь очи духовные, а не только физические, и искать того великого смысла и причину событий, которые происходят вокруг нас и с нами. Особенно писателям, ответственным за Слово. За Слово созидания и обличения, которое крепит дух, зовет к умному деланию и не оставляет места равнодушию, унынию, пошлой сытости и расслабленности.

Теперь о кризисе. Это, конечно же, рукотворная и широкомасштабная драма мировой истории, последствия которой осознать трудно. Но ясно, что за кризисом последует новый передел мира и, скорее всего, не в пользу России. Напротив, кризис и создан именно для того, чтобы в еще одной, может быть, последней попытке лишить Россию государственности и самой основы существования. Но не только России. Впереди – коллапс всей мировой системы хозяйствования, возможно, апостатийные, эсхатологические времена. Суд Божий? Да. Но суд Божий над миром идет всегда, и «решения» этого суда проявляются обычно не в виде «кризисов», а в виде катастроф – таких как Содом и Гоморра, Потоп. Для совершения суда во всей его полноте надо ожидать славы Второго Пришествия Христа. А буквальный перевод с греческого «кризис» - это исход, поворотный пункт. Так что «кризис», сошлюсь на мнение современного публициста-аналитика Александра Огородникова - это, скорее, все же инструмент воплощения свободной воли человеков в богопротивные планы построения Нового Вавилона. То есть «нового мира», созданного по замыслам тех, кто инспирировал этот кризис. Для еще большей концентрации капитала в их руках и для создания ради этого хаоса во всем мире. А это все те же самые богатейшие семьи мира – Ротшильды, Морганы, Рокфеллеры, Варбурги, Шифы и другие спекулянты Финансового Интернационала, «спонсоры» Мировой революции, «творцы катаклизмов».

Судя по всем признакам, наступили времена столь «лукавые», что приблизиться к их пониманию на основе экономических или геополитических знаний – пустое дело. Чтобы иметь возможность видеть «великие смыслы и причины событий», давать правильные оценки, надо перейти от геополитики и теополитике. Термин «теополитика» появился сравнительно недавно и пока широко не применяется. Но сам принцип действует давно и нам не нужно начинать все с чистого листа. В формировании системы этих знаний на русской почве внесли вклад и наши святые, и философы, и писатели – и словом и делом. Это и благоверный князь Александр Невский, и преподобный Сергий Радонежский, и инок Филофей, и тот же Иосиф Волоцкий, и патриарх Никон, и святой Феодор Ушаков, и преподобный Серафим Саровский, и святой Иоанн Кронштадтский, и царь-мученик Николай П, и Достоевский, и Лев Тихомиров, и Сергей Нилус, и архиепископ Никон (Рождественский), и Иван Ильин, и Иван Солоневич, и Оптинские старцы, и митрополит Иоанн (Снычев), и священник Дмитрий Дудко, и многие другие наши духовные отцы и учителя. Приведу пророческие слова о. Дмитрия Дудко, сказанные им лет за двадцать до нынешнего глобального кризиса: «Человеческая история, по сути дела, кончилась, вступает в силу божественная история народов. Потому и смысл надо искать не в человеческой истории, а в божественной. То есть насколько во главу дела ставится Царство Божие». И с этой точки зрения, Россия будет оставаться Империей, «удерживающей зло» до конца времен. Наша страна, наша вера, русский дух всегда будут мешать построению окончательного Мирового порядка. А Божье дело никогда не стоит на месте, оно всегда делается… И еще одна цитата из книги о. Дмитрия Дудко «Жизнь и проповедь», которая применима ко всем временам, хоть кризисным, хоть «антикризисным»: «Историю России пишет сам Бог. С каким вниманием и благоговением мы должны ее прочитывать».

Но довольно о кризисах. Творческий человек, писатель, в нынешние времена призван к особо созидательной, позитивной роли. Да так оно и было всегда. Пишет ли он о «маленьком человеке» или о великом, о несчастном или радостном в жизни, но герои его не сеют вокруг зло, не умножают его, а совершают нравственный выбор в сторону добра, милосердия и справедливости. Совершают если не подвиг, то поступок, который переворачивает, разворачивает жизнь не в худшую, а в лучшую сторону. Такой поступок, совершенный даже маленьким и хворым душой человеком, делает его поистине большим, цельным, нравственно здоровым. Этим они и остаются в сердце читателя.

В нашей среде таких высокодуховных писателей не мало, назову лишь некоторых. Это, конечно же, Валентин Распутин, Владимир Крупин, Василий Белов, Борис Екимов, Виктор Лихоносов, Владимир Личутин, Валерий Ганичев, Станислав Куняев, Леонид Бородин, Юрий Лощиц, Геннадий Иванов, Ямиль Мустафин, Вера Галактионова, Михаил Лобанов, Александр Сегень, Михаил Попов, Николай Дорошенко, Николай Ивеншев, Лидия Сычева, Владислав Артемов, Вадим Дементьев, Петр Краснов, Василий Дворцов, Виктор Верстаков, Александр Торопцев, Андрей Воронцов, Евгений Шишкин, Николай Зиновьев, Алексей Шорохов, Николай Иванов, Михаил Тарковский, Сергей Дмитриев, Евгений Юшин, Николай Коняев… Перечислять можно долго, времени не хватит. Писатели разных жанров, разных поколений, каждый идущий по своему пути в русской литературе, но идущий к свету, а не во тьму. И никто из них никогда не уподобился этому разнузданному коммерчески-гламурному стаду, резвящемуся сейчас в своих книжках и телеящике на потребу публике, подобно викерофеевым и таньтолстым, вытаптывающих поле русской культуры.

Да, возможно, что тех жеребцов и кобылиц поболе будет, целый взбесившейся табун. Ни один пастух, вроде бы, не справится. Но хочу привести на это сон-видение старца Нектария, поскольку уж мы находимся на святой Оптинской земле. Отец Нектарий рассказал о своем сне, который произошел с 16-го на 17-е марта 1910 года, Сергею Нилусу, когда тот навешал его в больнице. Вот что он записал со слов старца: «Вижу я огромное поле, и на поле этом происходит страшная битва между бесчисленным полчищем богоотступников и небольшой ратью христиан. Все богоотступники превосходно вооружены и ведут борьбу по всем правилам военной науки, христиане же безоружны. Я, по крайней мере, никакого оружия при них не вижу. И уже предвидится, к ужасу моему, исход этой неравной борьбы: наступает момент конечного торжества богоотступнических полчищ, так как христиан почти никого уже и не осталось. По-праздничному разодетые толпы богоотступников с женами и детьми ликуют и уже празднуют свою победу… Вдруг, ничтожная по численности толпа христиан, между которыми я вижу и женщин, и детей производит внезапное нападение на своих и Божьих противников, и в один миг все огромное поле битвы покрывается трупами антихристовой рати, и все неисчислимое скопище ее оказывается перебитым и притом, к крайнему моему удивлению, без помощи какого бы то ни было оружия. И спросил я близ стоящего от меня христианского воина:

- Как могли вы одолеть это несметное полчище?

- Бог помог! – таков был ответ.

- Да чем же? – спрашиваю. – Ведь, у вас и оружия-то не было.

- А чем попало! – ответил мне воин.

На этом окончилось мое сновидение».

Как толковать сей сон-видение? Да ясно как. Победой Православной России над богоотступническим миром и продлением Божьего благоволения грешной земле. А это «чем попало» - и есть наше Слово. Лишь бы оно действительно сначала «попало» в наши собственные сердца и души, чтобы стало и созидательной силой, и грозным обличительным оружием для врагов.

 

Калуга, 28 мая 2009 г .

Александр ТРАПЕЗНИКОВ

Вернуться на главную