Всеволод ТРОИЦКИЙ
Любовь как основополагающее гуманитарное понятие и его восприятие в условиях информационной оккупации

«… Задача любви никогда сознательно не
ставилась, а потому никогда и не решалась
как следует».

Вл. Соловьёв

* * *

Начну с кратких замечаний о нашем образовании, ибо понятие «любовь» в его собственном и истинном значении остаётся за пределами современных стандартов и программ школы, нацеленной на узко прагматические задачи пресловутых «образовательных услуг» (1).

Снижение уровня обучения в отечественной школе успешно осуществляется . 22 августа 2011 г. глава Министерства образования заявил, что « основная школа у нас провалена » (Комс.правда, 22.08.2011. с.2). В условиях навязываемых «сверху» разрушительных «преобразований» – нам необходимо – искать пути сохранения базовых образовательных ценностей. Для этого важно осознать направление разрушения. Оно обозначено тем же Фурсенко. Он дал понять, что основной контингент выпускников (цитирую!) « не должен рассуждать , он должен делать то, чему его научили для получения конкретного результата» (2). Ясной позиции государственного троглодита нам должно противопоставить « разумное, доброе, вечное » содержание школьного дела .

Оценка образованности определяется предметным знанием. Манипуляторы сознанием подсовывают нам вместо него фальшивое понятие компетентности . Из современного педагогического лексикона настойчиво изымают слова « знание », « содержание образования » и проч.

Знание – это целостная научная система проверенных, теоретически обоснованных, творчески ориентированных понятий ( и представлений) о закономерностях предметов и явлений окружающего мира. Содержание – внутренняя основа объективной сущности предмета. Сущность природная совокупность всех необходимых (обеспечивающих бытие предмета) свойств, связей, законов предмета в бытии. Уразумение основ этого в отношении к фундаментальным школьным предметам и составляет основополагающую задачу полноценной, неущербной средней школы, которую мы по преимуществу – утрачиваем.

Знание означает известную полноту восприятия, целостность представления в овладении сущностью понимания предмета. Стратеги информационных диверсий внедряют вместо него понятие компетентность . Они не ставят , как было ранее, задачу воспитания полноценной гармонически развитой личности , ибо это (по их установкам) уводит от полезных, практических, прагматических, а на деле – стандартных, убогих представлений, необходимых для обыденных производственных, «низких» сфер человеческой деятельности и труда.

Таким образом, на деле компетентность это ограниченность знаний сведениями, необходимыми и приспособленными для обычно-обыденного исполнения механически понимаемых задач.

Знание – создаёт основы образованности и культуры. Компетентность является предпосылкой «приспособленности» к обыденной практике, ограниченной практическими целями осведомлённости , а также – внешней «цивилизованности». Знание – фундамент мировоззрения. Компетентность – образует практически-прагматическое представление о предмете. Знание может привести к мудрости . Компетентность может до вести до самонадеянного невежества .

Чтобы восстановить достоинство нашей школы мы должны устремить её к знаниям, то есть к научности в преподавании. Научность – это согласованность открытых всеобщих закономерностей в системе освоения полноты сущего мира. Будем же делать всё, чтобы наша массовая школа вновь стала храмом знаний и культуры , а значит, школой истинно осознанных, точно и ясно определённых общих понятий.

Это имеет прямое отношение и к теме настоящей статьи.

 

1

Основательное освещение заявленной темы требовало бы последовательного обзора определений от Аристотеля до Аверинцева, пристального анализа тех из них, которые должны быть положены в основу размышлений. Этого статья вместить не может. Её задача – указать на коренные предпосылки основных понятий, очертить их значение.

Литература (я имею в виду, конечно же, подлинное искусство слова, а не суррогаты искусства) повествует нам о человеке и обществе, то есть по существу – всегда о личности и народе.

Целесообразно напомнить : любое гуманитарное понятие восходит к определяющим свойствам человека, без которых он в полноте невозможен. Эти свойства: словомыслие (слово), духовность, историческое бытие, вера и культура.

Появление человека – изменило представление о бытии. Действительность стала наделяться человеческим смыслом. Этот главный смысл превосходит зримые «пространственно-временные пределы» и вещественные свойства и качества природы и человека.

Предмет гуманитарных знаний – это вещи и явления, в которых отражён и выражен мир человека . Поэтому и человеческое понятие любви д о лжно определять изначально как личностное человеческое видение, ощущение, переживание и отношение к миру и человеку (ведь истинно человек – это личность).

Это отношение в своей сущности – прежде всего созидательно . Любовь как свойство и духовный источник бытия обеспечивает само бытие во временной протяжённости. Любовь есть акт жизнетворчества , духовный или вещественный. В общем виде, в первом приближении – любовь может быть определёна как энергия целостного устремления к полному и бесконечному созиданию и благу. При этом, памятуя Послание к коринфянам св. Апостола Павла, добавим: она (по отношению к человеку) органически включает : милосердие, долготерпение, отсутствие зависти, превознесения и гордости, неприятие бесчинства, смирение и абсолютное беззлобие, спокойствие, радование истине и сокрушение о неправде, вседоверие, неизбывную надежду, бесконечное терпение и постоянное пребывание в этих качествах (См.: Первое послание к коринфянам св. Апостола Павла: гл.13.ст. 4 – 8).

В области русской, то есть в корне православной, культуры и, следственно, русской классической литературы – необходимо помнить апостольские слова: «Бог есть любовь » (Иоанн. 1 , 4, 8), а также « свет миру » (Иоанн. 8 , 12), « путь , Истина и жизнь » (Иоанн. 14 , 6). Отсюда логически подходим к естественной мысли : любовь первоначальна, она не – следствие, но – источник . Без любви не было бы мира и всего, что сопутствует его созиданию. Другими словами: любовь – первоначальная энергия сущего.

Это высказал в гениальном (не побоюсь этого слова) стихотворении А.К.Толстой. Проницательный образ любви, провозглашённый им, не имеет равных в известной мне мировой поэзии:

Меня во мраке и пыли

Досель влачившего оковы,

Любови крылья вознесли

В отчизну пламени и слова.

И просветлел мой тёмный взор,

И стал мне виден мир незримый,

И слышит ухо с этих пор,

Что для других неуловимо.

И с горней выси я сошёл,

Проникнут весь её лучами,

И на волнующийся дол

Взираю новыми очами.

И слышу я, как разговор

Везде немолчный раздаётся,

Как сердце каменное гор

С любовью в тёмных недрах бьётся,

С любовью в тверди голубой

Клубятся медленные тучи,

И под древесною корой,

Весною свежей и пахучей,

С любовью в листья сок живой

Струёй подъемлется певучей.

И вещим сердцем понял я,

Что всё, рождённое от Слова,

Лучи любви кругом лия,

К нему вернуться жаждет снова;

И жизни каждая струя,

Любви покорная закону,

Стремится силой бытия

Неудержимо к Божью лону,

И всюду звук, и всюду свет

И всем мирам одно начало,

И ничего в природе нет,

Что бы любовью не дышало…( 1851, 1852).

Воистину только проникнувшись лучами «горней выси », можно взглянуть на мир «новыми очами», увидеть «мир незримый» и услышать, «что для других неуловимо», наконец пережить и понять всеобъемлемость закона любви в жизни.

2.

Говоря о законе любви, имею в виду не абстракцию, а отражение реального явления, определяемого этим словом. Любовь изначальна как явление мира. И уже поэтому нелепо определять её, опираясь только на психологию человека, на мнения, которые ограничены временем и уровнем представлений, на убогие суждения интеллигентной черни или на модную сентенцию.

Стремясь к истинному пониманию и представлению высочайшего человеческого чувства и мироотношения, называемого словом любовь , нужно также решительно отодвинуть её ложное толкование, вывести это явление, отражающее сущность бытия вообще и идеального человеческого бытия в целом, вывести его – за пределы ложного, вульгарного и пошлого западноевропейского представления, которое сегодня активно навязывается нам разнузданными СМИ, поддерживается людьми, отпавшими от культуры и ангажированными её разрушителями. (3)

В этом, в частности, и состоит задача нашей школы . Решение этой задачи в обстановке государственного непротивления разрушительному информационному насилию – непросто.

В 1997 году вышел в свет Альманах межрегиональной государственности под названием «Кому будет принадлежать консциентальное оружие в ХХ I веке?». В нём достаточно ясно прорисованы особенности такого оружия и войны, психологической по форме, цивилизованной по содержанию и информационной по средствам.

Эта война ведётся уже 20 лет с отечественным образованием. Одной из основных задач этой ведущейся с нами войны является подмена и уничтожение опорных представлений национально-государственного сознания , а, значит, и опорных понятий духовно-нравственной и культурной сферы.

Это означает девальвацию и подмену истинных духовно-нравственных ценностей народа и его культурных представителей. Поэтому сегодня стараются «забыть» или обойти тот факт, что русская национальная культура , выросшая в лоне Православия, воплотила основные черты русского национального характера. А именно: неодолимое чувство совести, или стремление к утверждению правды-истины и правды-справедливости, а также сострадание, милосердие, целомудрие, любовь и веру в конечную победу добра…

Логично, что наши недруги стремятся повредить систему образования, основная цель которой сохранить сокровища нашего духовного наследия. Поэтому сегодня особенно важно не утратить верные ориентиры национальной культуры. Их в первую очередь разными способами пытаются лишить нашу школу. Это непосредственно связано с темой настоящей статьи.

Отмечу (дополнительно к сказанному) важные признаки любви , которые, при всём разнообразии обстоятельств и переживаний, определяют её подлинность, отвечают её сущности как явления , как глубоко сокровенного , личного человеческого чувства и предмета высоких стремлений в условиях нормальной жизнедеятельности (4).

Нелишне напомнить, что истина – это утверждённое в вере, абсолютное, несомненное, неизменное, вечное, благодатное понятие о едином сущем .

Любовь истинная, как правило, обретается не сразу. Ей сопутствуют мечты о предмете влечения, привязанность, влюблённость, страсть, даже «безумная страсть». Все эти земные спутники любви, как правило, в жизни тесно с нею соединены и воспринимаются как её неотъемлемая часть. Но истинная любовь – духовна ( это вовсе не означает, что она бесчувственна или платонична). Просто её сущность выше и значительней качеств её часто неразлучных спутников. Об этой сущности и пойдёт речь.

Итак, истинная любовь, запечатлённая в её существенных признаках , –

•  благородна и благодатна: возникает на почве добрых чувств и намерений и направлена на созидание и благо предмету любви (стихотворение А.С.Пушкина «Я вас любил…» может служить здесь одним из примеров).

•  свободна, независима от практической целесообразности, прагматического расчёта, эгоистической выгоды, любых других предпочтений;

•  бескорыстна, щедра, самоотверженна всегда готова к жертве, мужественна и антитолерантна (5) (корысть антидуховна, скупость и малодушие – эгоистичны; вместе с тем «То сердце не научится любить, / Которое устало ненавидеть». Н.Некрасов).

•  целомудренна, ибо питается чистотою помыслов;

•  соприродна милосердию, состраданию и служению;

•  стремится к вечному служению и несомненной верности предмету любви (преданность «до гроба», посмертная память и т.п.);

•  сокровенна, ориентирована на тайну, таинство и сакральное отношение к предмету любви, ибо «внутренне» он, этот предмет, возвышается надо всем обыденным (вспомним У.Шекспира: «Не любит тот, чья всем видна любовь»);

•  рождает состояние и ощущение великой светлой радости, восторга, ощущение несказанного счастья и готовности «весь мир обнять». ( Подобие же любви вызывает лишь ощущение удовлетворения, удовольствия, «комфортности» и временной радости);

•  Стремится к святости и Боголюбива, ибо ставит самое близко-дорогое в связь с воплощением Истины, Добра и Красоты, с Богом. Видит в предмете любви свою святыню .

Святыня – это, образно говоря, вершина духовного идеала. Это предметное воплощение высших духовных ценностей, безусловное духовное достояние, без которого человек (и народ) теряет своё лицо, при поругании которого народ испытывает ущерб своего достоинства и духовной самостоятельности, притесняется, оттесняется, становится нравственно уязвимым и духовно бессильным.

Я указал здесь основные сущностные признаки истинной любви как явления , как человеческого чувства и, так сказать, духовно-нравственной постоянной (в идеальном варианте, ибо идеал – это норма жизни, возведённая в высшую степень). В связи с этим нам придётся ещё многое продумать, а кое-что и пересмотреть в прежних оценках некоторых произведений и литературных героев. Теперь слегка коснусь сегодняшних трудностей в осознании в школе самой темы любви в литературе.

3.

Трудность прежде всего в том, что современные программы нацелены на « компетентность» и исключают целостность представлений , без которой духовную реальность и любовь как явление осознать затруднительно. Приходится преодолевать запрограммированную неполноценность внедряемой системы образования. Только полноценное образование – даёт возможность представлять целостную картину единого вещественно-духовного мира.

Программами и стандартами по словесности для такого образования современная школа не обеспечена. Это обязывает нас, учителей-словесников, не потерявших чувства профессиональной чести и ответственности, отстаивать нормальное образование в обход стандартов , искать пути и способы освоения духовной действительности через обретение учащимися личного духовного опыта посредством разного рода дополнительных педагогических средств: докладов, внеплановых лекций, внеклассных мероприятий учебно-воспитательного характера и проч. Всем этим мы сможем, даже в условиях тоталитарного наступления массовой культуры и пошлости , достичь важнейшей цели: помочь осознать феномен духовности в жизни человека и в общих чертах определить её жизненное значение.

Трудность состоит в том, что цинизм и пошлость в СМИ разрастается, условия для противодействия этому в школе – сокращаются (я имею в виду не только сокращение содержания гуманитарных предметов и в особенности – по словесности, но и содержание программ, которые, как верно заметила психолог Т.Л.Шишова в не так давно опубликованной статье, «направлены на разрыв поколений, на понижение интеллектуального и нравственного уровня наших детей, на формирование абсурдности и беспредметности и даже на национальное самоунижение. Это проводится через множество текстов, рисунков и тому подобное» (6).

Фактическое государственное непротивление массовому растлению и декультуролизации народа разнообразными средствами СМИ, находящимися на территории России, практически означает разрушительную политику властей предержащих по отношению к собственной стране. Не берёмся решительно судить, в чём корни этой политики: в бескультурье и невежестве «правящей компании», в её безответственности или в содействии нашим врагам в информационно-психологической войне...

Трудность состоит и в том, что язык «среднего школьника» вследствие повреждения школьных программ по словесности, зачастую не в состоянии отразить, то есть воспринять и передать, здоровое духовное представление, которое служит предпосылкой истинного человеческого понимания и переживания любви. Трудно, даже невозможно, толковать слепому о свете и красках, а глухому о звуках. Поэтому рассмотрению темы любви в литературе должна предшествовать умелая предварительная работа со словом и объяснение его значения. Например, в рассказе А.М.Горького «Макар Чудра» речь идёт не о любви, а о страсти. Герои друг друга не любят. Это доказывается последовательным развитием всего сюжета

Утвердить идеи любви , приблизить к представлению о них в современных условиях может помочь –

первое: осознание органических черт человеческого достоинства, того, что только и может утвердить и возвысить человека в жизни (первоначально – возвысить над скотиной). Иными словами: осознание свойств, утверждающих в человеке собственно человеческие качества: духовность, способности ценить слово, национально-историческую укоренённость, веру, культуру.

Второе . Придётся в условиях бескультурья СМИ помочь понять школьнику, что речь идёт об особом чувстве, присущем только человеку , о человеческой любви. Это чувство – само по себе – счастье . Мудрый И.А.Ильин начинает своё эссе о любви так: «Если ты когда-нибудь был счастлив, то это было из-за любви. Если ты сейчас несчастлив, знай, это от недостатка любви» (7).

Третье. Нам предстоит подвести ученика к мысли о том, что удо вл етворение любых потребностей вызывает разной степени удовольствие и благополучие , а достижение духовных целей – приводит к духовной радости и счастью , к высоте переживаний и чувствований.

Четвёртое . Предстоит объяснить опасность «расчеловечивания» человека, что будет связано с утратой человеческих чувств и прежде всего – любви.

Нездоровое развитие современной цивилизации требует, говоря псевдонаучным языком современной педагогической литературы, «гуманитарной коррекции технической реальности через сферу образования» (8). Проницательный А.Вампилов записал как-то: «…В будущем человек будет представлять из себя сытое, самодовольное животное, безобразного головастика, со сказочным удобством устроившегося на земле и размышляющего лишь о том, как бы устроится ещё удобнее. Время Пушкиных и Бетховенов будет рассматриваться, как детство человечества; Головастик скажет: “ Как ребячливы люди: занимались какой-то поэзией, как это…Музыкой. Что это такое? И зачем она им понадобилась? ” » (9). Легко добавить и уже добавлено аналогичное о любви.

Пятое . Предстоит подвести учащихся к здравой мысли, что любовь – это свойство нормального человеческого жития и взаимоотношения человека. Это – самое человеческое качество человека, которым он пренебрегает только вследствие своей греховности и «недочеловечности». Только в любви восстанавливается полнота и совершенство человека как личности; личность не может сформироваться без любви.

Русская классическая литература – это по преимуществу литература о любви и литература любви. Это и нужно в первую очередь показывать и обнаруживать при изучении русской классической литературы даже в условиях варварского разрушения отечественной школы, прежде всего в отношении преподавания словесности.

________________________________

(1)Последствия сокращения программ и учебных часов по основополагающим гуманитарным предметам, зловредное изменение содержания и направленности современных школьных стандартов и программ рассмотрены в моих книгах « Судьбы русской школы . Проблемы наследия русской словесности» М.2010 и « Слово и культура ». Свято-Алексиевская пустынь. 2010.

(2).. «Итоги. Еженедельный журнал. 20 октября 2008 г. С.80.

(3)В связи с этим И.А.Ильин писал, что западные народы «приняли от римской церкви неверный религиозный акт, начинающийся с воли и завершающийся рассудочной мыслью, и, приняв его, пренебрегли сердцем и утратили созерцание» (Ильин И.А. Без любви. Поющее сердце. Книга тихих созерцаний // Ильин И.А.Собр. соч. в десяти томах. М.Русская книга. 1994. С.234.

(4)Нормальная жизнедеятельность это созидательное и плодотворное бытие, опирающееся на условия, необходимые для духовного и материального достатка и созидательного развития человека, семьи и народа в целом. Эти условия определяются: 1) материальным состоянием, необходимым для неущербного существования на уровне, определяемом понятием «достаток» (не «изобилие», «излишество», «богатство», «роскошь», «разврат»). 2) духовно-нравственными предпосылками, предполагающими право человека развиваться в лоне самобытной культуры своего народа и традиционных духовно-нравственных ценностей, а также – 3) соответствующей и поддержанной государственными законами духовно-информационной средой и обеспечением соответствующего содержания духовно-идеологической содержательности государственной системы образования.

(5)Модный ныне термин « толерантность » употребляется в широком распространении по смыслу – неграмотно. Толерантность изначально и в прямом понимании означает неспособность к сопротивлению губительному воздействию по отношению к толерантному объекту. Любая здоровая (не предательская!) политика противостоит толерантности.

В русском языке есть «параллельное» слово – « терпимость », имеющее однако иные оттенки смысла. Оно означает: приноровление, миролюбивое отношение к чужому, не наносящее однако ущерба миролюбцу.

(6)Шишова Татьяна, Какую личность программирует «Программа «2100»? // Наш современник, № 8, 2010. С.182 .

(7)Ильин И.А. Любовь. Я вглядываюсь в жизнь. Книга раздумий. // Ильин И.А. Собр. соч. в десяти томах. Т.3. М. Русская книга. 1994. С.198.

(8)Нейматов Я.М. Образование в ХХ I веке. Тенденции и прогнозы. Алгоритм. 2002. С.15

(9)См. Румянцев А. Воспоминания о Вампилове // Русская правда. Иркутск. 1996.с 280.


Комментариев:

Вернуться на главную