…Очень славные рассказы появились на сайте "РП" 1 апреля: "Щебетухин" Николая Башмакова и "Попугаи" Эдуарда Алексеева. И – взгрустнулось, и улыбнулось, и – вспомнилось: скоро ведь двунадесятый праздник: Благовещения Пресвятой Богородицы! Но при чем здесь птицы, спросите?
Наконец-то, наконец! – Весна зиму поборола! В третий и в последний раз закликалась Весна: кострами – «палили зиму» и «грели весну». Водили хороводы вокруг костров, пели песни, прыгали через огонь… «Был обычай, – информирует Википедия, – ставить образ "праздника" в кадку с яровым зерном, предназначающимся для посева, призывая "благоволить Мать Божью и Гавриила-Архангела урожаем". Крестьяне верили, что на Благовещение открывается небо. В это время можно "выпросить себе от Бога славу. А как имеешь славу, то обязательно станешь и богатым и счастливым". Поэтому в вечер на Благовещение люди выходили на улицу смотреть на небо в поисках на нём бездны с большой звездой. В эту минуту, как открывается небо, надо было крикнуть: "Боже, дай мне великую славу!"» Ну да Бог с нею, со славой – в житейском, сегодняшнем понимании! Даже если и был такой обычай на Руси – не всему же в Википедии должно верить! – он как-то не по мне… Зато другой – очень притягателен: «При начале весны, особенно 25-го марта – в день благой вести о воплощении "праведного солнца" Христа – и на праздник его Светлого Воскресения, существует обычай выпускать птиц на волю из клеток» [1]. Вот это мне – в радость! Давно знаю, что этот обычай связан был с весенними праздниками – в одних местах с Пасхой, в других местах – с праздником Благовещенья 25 марта старого стиля. 7 апреля – по новому. У В.И. Даля: «Благовещенье – птиц на волю отпущенье». Кстати, у него же – достоверное для меня: «По народному поверью, самый большой праздник на небесах и на земле; грешников (как и на пасху) в аду не мучать, птица гнезда не вьет; кукушка за то без гнезда, что завила его на Благовещенье. Весна зиму поборола. Третьи встречи весны. <…> На суровую пряжу не глядят; девка косы не заплетает; под дымом не сидят, т. е. не готовят горячего и печи не топят <…> Крота Бог ослепил за то, что он копал землю на Благовещенье. В какой день недели Благовещенье, в тот, во весь год, никакого дела не начинать…» [2]. И – многое другое. Помню, в раннем детстве, в Буинске, уездном городке когда-то – Симбирской губернии, мы встречали Весну: пекли «жаворонков» – лепили все, соревнуясь, чей краше! Зазывали, припевали, пританцовывали… Жаль, не помню припевок. Поискать, может, у А.А. Коринфского? Наверняка вспомню! В Одессе уже такого не водилось… А еще – с детских лет стихи: Птичка – Александра Сергеевича. Много-много позднее, узнав, что написаны они не к Благовещению, а к Пасхе, была огорчена. – Глупо? Как сказать… Но главное! – написаны на юге, в Кишиневе: жаль, – не в Одессе! В своем письме из Кишинева Н.И. Гнедичу 13 мая 1823 года А.С. Пушкин напишет:
В чужбине свято наблюдаю… (и т.д.) Напечатают ли без имени в "Сыне отечества"?» С небольшими изменениями, по сравнению с первоначальным вариантом, стихи будут впервые напечатаны в «Литературных листках» (№ 2, 1823). Б.В. Томашевский свидетельствует: «Явно автобиографический и политический смысл стихотворения заставил издателей прибегнуть из цензурных соображений к примечанию, затуманивающему смысл стихов: "Сие относится к тем благодетелям человечества, которые употребляют свои достатки на выкуп из тюрьмы невинных должников и проч."» [3]. Декламировала я, ребенком, эти стихи, неоднократно в последние годы звучали они в исполнении малышей в Одесском Доме ученых на пушкинских вечерах. Помнится, как славно исполнила в 2003-м 4-хлетняя Жанна Березовская песню Птичка, на мелодию ее мамы, Инги Зенкевич. А в феврале 2015-го – уже «заслуженная чтица» Ева Трофимова, дебютировавшая на вечере, посвященном 200-летию М.Ю. Лермонтова! Ребятишки, как правило, огорчались, узнав об обычае: «Зачем он исчез?» И впрямь, – зачем?.. Напомню эти стихи Пушкина, открывающие в любом собрании подборку 1823 года: ПТИЧКА Я стал доступен утешенью; В 1823-м году «Светлое Христово Воскресение, – свидетельствует Иеромонах Иов (Гумеров), – праздновалось 22 апреля (по юлианскому календарю)». Письмо к Н.И. Гнедичу написано «ровно через три недели. День этот был воскресный – 4-я неделя по Пасхе (О раслабленном)» [4]. Д.К. Зеленин напоминает о статье А.И. Терещенко (1848): «В Петербурге сохранился умилительный обычай, который, как говорят, существует также во многих местах России. В Страстную неделю и в неделю Светлого Воскресения разносят птичек в клетках, как-то: жаворонков, синиц, подорожников и продают их, с условием на выпуск. Благотворительная и вместе трогательная мысль – и тех, которые ловят для продажи на выпуск, и тех, которые покупают, чтобы освободить из неволи. Должно думать, что обычай освобождения птичек введен нашими тюремными затворницами, когда они, услаждая свое заключение пением звонко-голосистых пленниц в течение зимы, выпускали их на волю в светлый праздник, когда выпускали из тюрьмы виновных и должников. – Я знаю много примеров, что русские девушки собирают складчину на тот самый предмет, чтобы откупить несколько клеток и выпустить птичек на волю. Какая должна быть радость для освободительниц!» [5; здесь и ниже курсив мой – Л.В.] Вспоминает Зеленин и работу А.А. Коринфского (1901): «С незапамятных пор ведется на Руси добрый обычай – выпускать о Благовещеньи птиц из клеток на вольную волю. Он соблюдается повсеместно: и по селам, и в городах. Этим празднуется приход весеннего тепла <...> В городах к этому дню нарочно ловят бедные люди птичек и приносят на рынок целыми сотнями, выпуская их за деньги, охотно даваемые купцами и всяким прохожим людом, вспоминающим, при виде чирикающих пернатых пленниц, о завещанном стариною обычае. Впрочем, птицеловы и сами напоминают всем об этом своими возгласами вроде: "Дайте выкуп за птичек – пташки Богу помолятся!" У деревенской детворы есть целый ряд особых песенок-веснянок, приуроченных к благовещенскому выпусканию птичек на волю. Вот одна из них, записанная в Симбирском Поволжье:
Синички-сестрички, Вспоминает Зеленин и П.В. Иванова (1907), который писал об «украинцах в районе Купянска», выпускающих в Благовещенье «из клеток певчих пташек: чижей, снегирей, щеглов, синиц, на волю, чтобы они благословляли Бога и просили у него счастья тому, кто выпустил их из неволи». О том, что «обычай известен всем восточнославянским народам, т. е. не только русским, но также украинцам и белорусам, но чаще встречается в городах, а не в деревнях. Наиболее распространенное старое народное объяснение гласит, что выпущенные на волю птицы ходатайствуют перед Богом за того человека, кто их выпустил, и это объяснение согласуется с другим русским обычаем, который отметил также и Т.Г. Шевченко у уральских казаков: поминки самоубийц состояли в том, что кормили зернами вольных птиц» [5]. Ну и как же не воскликнуть в который раз: «Родные – мы, РОДНЫЕ! Доколе на потеху, да поживу ЧУЖИМ самоубиваться?!»
«Во имя пламенной любви…» Хочу вспомнить и о других стихах русских поэтов на милую сердцу тему. Пишут: «В копии в альбоме Е.П. Ростопчиной заголовок: "Стихи в роде конкурса или пари или стипльчеза, написанные на заданную тему, в собрании молодых поэтов наших в Петербурге"». Узнаем, что были «написаны "Птичка" Пушкина и "Птичка" Ф.А. Туманского». А также стихи Антона Дельвига К птичке, выпущенной на волю, опубликованные «в тех же "Лит. листках" (1823, № 2) и под тем же названием ("На выпуск птички"). "Собрание молодых поэтов", возможно, было у Пономаревой; автограф "К птичке…" в тетради Дельвига следует сразу же за стих. "К Софии"; вероятно, она же обозначена здесь именем Делии» [7]. Cтихи А. Дельвига К Софии датированы февралем 1823-го, так что вполне возможно, что нечто и было, вроде дружеского конкурса ранней весною 1823 года, когда написаны и те, и другие. Сравним и мы стихи Пушкина со стихами Дельвига: К ПТИЧКЕ, ВЫПУЩЕННОЙ НА ВОЛЮ И я равно счастливой долей Фёдор Антонович Туманский (1799 или нач.1800-х – 1853), как и его двоюродный брат, Василий Иванович Туманский (1800 – 1860), известный одесский поэт, был дипломатом, государственным и общественным деятелем. И хотя известно лишь «девять (по другим сведениям, восемь) стихотворений» Федора Туманского, но среди них – «ставшая хрестоматийной "Птичка" (впервые опубликована в альманахе "Северные цветы" на 1827 год)». Его "Птичка" была положена на музыку Цезарем Кюи и другими композиторами. Эти стихи, благодаря которым Туманский остался в литературной летописи, возникли, по свидетельству Л.С. Пушкина, в итоге "поэтического состязания" между Пушкиным, Дельвигом и Туманским. Все трое создали по стихотворению на определённую тему, развитие которой ограничивалось двумя четверостишиями, написанными четырехстопным ямбическим размером. ПТИЧКА Она исчезла, утопая Конечно, не могу не вспомнить и стихи Марины Цветаевой: В ДЕНЬ БЛАГОВЕЩЕНИЯ... В день Благовещенья В день Благовещенья Интересна, своеобразна и «равнострочная и равнометрическая» пушкинской и поэтам его поры миниатюра Георгия Шенгели: ПТИЧКА Восьмерками по небосводу Вот тебе и на! – «Клял на чём свет стоит меня»!.. Конечно же, – шутка! Но и… Впрочем, не навязываю своих ощущений…
«Руки раскрещены...» Нет у меня ни щеглят, ни чижей – снегирей. А уж, тем паче, – «ручных голубей, лебедей, орлят»! Грустно. Отпустила бы на волю. Надежда Тэффи: «Слишком сильная наша весна. И манит она всеми своими шепотами, шорохами, звоном, светом – на простор, на волю. На вольную волю. Воля – это совсем не то, что свобода. Свобода – liberte, законное состояние гражданина, не нарушившего закона, управляющего страной. "Свобода" переводится на все языки и всеми народами понимается. "Воля" – непереводима. <...> Свобода есть гражданское состояние человека. Воля – чувство. Мы, русские, дети старой России, рождались с этим чувством воли». И мы, пусть не все, пусть чуть-чуть, но захватили. А – дети, внуки? Им жить в «новых» – России, Беларуси, Украине? Лишенными этого чувства? Одно дело – «руки раскрещены» с чувством: «На!», «Отдаю!» «Не требуя ничего взамен!» Другое – на распятии, на кресте… Может, возродить нам надо наш древний обычай? Вспомнив и возродив и многое другое? Общее наше?
…Сегодня – Благовещение Пресвятой Богородицы. «Каково Благовещенье проведешь, таково и весь год». И даже «воры, – просвещает Владимир Даль, – заворовывают в этот день, для счастья». Известно, с детства: «Что такое счастье – это каждый понимал по-своему…» Мне нынче: «– Эх, побывать бы в России. Хоть денек. Пойти бы в лес – он ведь тот же остался. Поплутать там, подышать на вольной волюшке…» Но – хоть послушаю, подпою Елене Фроловой, помолюсь. И – мысленно – с вами побуду. В день, когда открывается Небо, с просьбою: «За нас Божью Мать молите!» 5-6 апреля 2015, Одесса. Примечания |