26 января на сайте "Российский писатель" прошла встреча с известным поэтом, первым секретарем правления Союза писателей России Геннадием Викторовичем Ивановым.
|
ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ГЕННАДИЮ ИВАНОВУ И ЕГО ОТВЕТЫ НА НИХ
Как стать членом Союза писателей России? У меня есть два напечатанных сборника стихов...
Людмила, Москва
- Чтобы стать членом Союза писателей России, необходимо иметь книжные публикации (в виде исключения могут быть рассмотрены и журнальные публикации), собрать три рекомендации от профессиональных писателей, написать заявление о своём желании стать членом СП России, автобиографию, список опубликованных работ, заполнить обычную анкету, которая выдаётся вступающему в Союз, плюс две фотографии 3х4 без уголка, можно и цветные, и чёрно-белые.
На первом этапе приём идёт в региональном отделении СП России. Если человек живёт в Калуге, то приём идёт в Калуге, если в Якутии, то в Якутии и т.д. Если региональная организация абитуриента принимает, то все документы с протоколом приёма отправляются в Москву для рассмотрения на приёмной комиссии Союза писателей России. Здесь рецензенты читают произведения, высказывают своё мнение и тайным голосованием решается вопрос об окончательном приёме.
Вы, Людмила, живёте в Москве. Поэтому Вам с книгами и документами надо обратиться в Московскую городскую писательскую организацию СП России. Этой организации, ввиду её большой численности – почти половина всей общероссийской организации – дано право окончательного приёма в Союз, без рассмотрения на приёмной комиссии СП России.
- Эрнест Александрович, я прочитал проект Устава. Вариант, к сожалению, по тому адресу, который Вы указали, недоступен.
Проект нормальный. Правда, есть странная фраза. Вы хотите быть региональным отделением СП России, но пишете «Литовское региональное отделение сотрудничает с Союзом писателей России…». Если уж региональное отделение, то общая работа. Но это детали. Дело в другом.
В нашем Уставе записано, что проживание на территории России не является обязательным условием для члена СП России. Это в индивидуальном порядке. А вот «структуру Союза составляют его региональные отделения, создаваемые на территории Российской Федерации».
Чтобы не нарушать Устав и всё-таки поддержать тех, кто хочет сотрудничать с Союзом писателей России не только индивидуально, мы за рамками Устава создали Ассоциацию творческих объединений. В неё входят творческие объединения русских или русскоязычных писателей Крыма, Молдавии, Казахстана, Украины, Латвии…
И ещё один момент. Зарегистрирует ли вас минюст Литвы в качестве регионального отделения общественной организации другого государства? В большинстве таких случаев в регистрации отказывали. Но можно ваше сообщество писателей зарегистрировать как , допустим, «Союз русских писателей Литвы» или «Союз русскоязычных писателей Литвы». И будем с вашей организацией сотрудничать.
- Игорь Иванович, спасибо за такую оценку моих стихов.
Народность, мне кажется, это прежде всего в нашей ситуации сочувствие своему народу, сострадание. Разделение с ним тягот и поиск выхода из страданий и заблуждений.
Наполнение понятия «народность» изменялось: Гердер считал, что если произведение написано в духе «народного творчества», например, у Гёте, то это народность;потом романтики вышли на миф, на фольклор, находили в нём дух нации и призывали искусство развиваться в этом направлении; в 19 веке народность стала мерой выражения идей и интересов трудящегося народа…Всё это так, но мне близки слова Пушкина о народности: «Народность в писателе есть достоинство, которое вполне может быть оценено одними соотечественниками…Климат, образ правления, вера дают каждому народу особенную физиономию, которая более или менее отражается в зеркале поэзии. Есть образ мыслей и чувствований, есть тьма обычаев, поверий и привычек. Принадлежащих исключительно какому-нибудь народу».
Вот это вот «одними соотечественниками» очень важно. Я встречал в студенческие годы не русских, а русскоязычных поэтов, даже очень известных по песням, которые не могли взять в толк, почему наш народ так тянется к Рубцову. Для них Евтушенко и Вознесенский были намного выше Рубцова по всем так сказать их параметрам. Но не по нашим параметрам.
И Вы правы, что теперь не близость к народному творчеству определяет народность ( где теперь народное творчество?). а «народный тип человеческого характера», как Вы сформулировали. Вот тот же Рубцов. Конечно, в его поэзии живёт прежде всего поэтический характер нашего народа. Он как бы и есть народное творчество. Но уже обогащённое большими знаниями, мировой культурой, философией и т.д.
Вот написал я всё это и как-то остаюсь недоволен сказанным. Всё-таки, мне кажется, об этих понятиях должны больше рассуждать литературоведы, критики.
Мне кажется, что сегодня, когда само понятие НАРОД отсутствует в поле обсуждения проблем государства и его будущего, а народ-то есть, никуда не делся, как-то выживает, не очень понимая, куда всё движется, - сегодня поэту надо быть с народом, сочувствовать ему, утешать, вместе искать свет в конце тоннеля. И напоминать властям о народе.
Когда-то в годы перестройки я написал:
Народ – не число, а идея.
Пусть в ком-нибудь только одном
Она вызревает, светлея, -
Откроется миру потом.
Я верю, что в нашем народе ещё многое что может открыться.
Теперь отвечу на Ваши вопросы о себе.
Да, родился я в районном городке Бежецке теперь Тверской области. Это родина романиста Вячеслава Шишкова, поэта и друга Пушкина Плетнёва, создателя первого великорусского оркестра народных инструментов Василия Андреева, имение Батюшковых было на Бежецкой земле, имение поэта Фёдора Глинки, точнее его жены, имение дедов и прадедов Николая Гумилёва…В школу я ходил в бывший барский дом, в котором в имении Слепнёво в начале прошлого века подолгу бывали и Николай Гумилёв и его жена Анна Ахматова. Здесь рос их сын Лев, в Бежецке уже при Советской власти он ходил в школу.
Лев Николаевич Гумилёв хорошо сказал о наших местах: «Место моего детства, которое я довольно хорошо помню, ибо с 6 до 20 лет жил там и постоянно его посещал, - оно не относится к числу красивых мест России. Это ополье, всхолмленная местность, глубокие овраги, в которых текут очень мелкие речки:Молога, которая была в своё время путём из варягов в хазары, сейчас около Бежецка совершенно затянулась илом, обмелела. Прекрасная речка Остречина, в которой мы все купались, - очень маленькая речка, была красива, покрыта кувшинками и белыми лилиями…Слепнёво и Бежецк – это моя Отчизна, если не Родина. Родина – Царское Село. Но Отчизна не менее дорога, чем Родина. Дело в том, что я этим воздухом дышал и воспитался, потому я его люблю.Но вы скажете, что это, в конце концов, ваше личное дело, а зачем он нужен нам? А поому, что этот якобы скучный ландшафт, очень приятный и необременительный, эти луга, покрытые цветами, васильки во ржи. Незабудки у водоёмов, жёлтые купальницы – они не красивые цветы, но они идут к этому ландшафту. Они незаметны, и они освобождают человеческую душу, которой человек говорит, они дают возможность того сосредоточения, которое необходимо для того, чтобы отвлечься на избранную тему…ничто не отвлекало. Всё было привычно, и потому прекрасно. Это прямое влияние ландшафта…»
Так вот, я тоже думаю, что родной ландшафт, в широком смысле, – это и родные поля, и родное небо, какой-то родной ритм, родная мелодика родных людей с их характерами и разговорами, и песнями, и птицы, и болото, где собирали клюкву, - всё это как-то влияло и рождало поэзию в душе.
Николай Гумилёв говорил: чтобы поэт состоялся, у него должно быть или золотое детство или несчастное. У меня детство было золотым – среди полей, среди цветов и птиц, деревушка Высочок маленькая, всего 11 изб, детей всего трое.
А зачитывался я, если коротко: в 7-8 лет читал постоянно на печке единственную в нашей избе книгу «Русские народные песни», толстенный такой золотистый том издания Гослита 50-х годов ; потом обычная школьная программа; в 17-18 лет зачитывался Есениным и Блоком; прошёл через довольно активное чтение ранних Евтушенко и Вознесенского – журнал «Юность» тогда давал их много; в те же годы стал постепенно открывать для себя Соколова, Рубцова, Казанцева, Передреева, Жигулина, Тряпкина. После армии, уже в Литературном институте читал всё и всех, но на душу ложились Баратынский, Тютчев, Ахматова, и снова Рубцов, снова Есенин. Был момент – зачитывался Пушкиным. Гумилёва читал, но не зачитывался. Как-то особенно я радовался открытию для себя поэзии Бунина. И до сих пор эту радость ощущаю. Читал и читаю всех поэтов, скажем так, «Кожиновского круга». С удовольствием читаю новых современных поэтов, стихи которых публикует Николай Дорошенко на своём сайте. Чему-то очень важному я научился у Геннадия Фролова, которого мало знают, потому что он такой отошедший несколько в сторону от публичности человек. Но я знаком с ним со студенческих лет, много с ним общался, показывал ему свои новые стихи, он делал замечания. Фролова считали своим близким товарищем Юрий Кузнецов и Виктор Дронников.
Вообще, блистательные, прекрасные, тонкие, глубокие, чудные стихи есть у очень многих русских поэтов – и прежних, и нынешних. Это настоящий пир поэзии! И кому всё это открывается, тот богатый человек.
А вообще, Игорь Иванович, пришлите мне свой почтовый адрес, я Вам пошлю свои книги. Из них, мне кажется, лучше поймётся то, о чём я говорю сейчас.
- Многоуважаемая Валентина, во-первых, от имени Секретариата СП России и себя лично хочу Вас поблагодарить за ту большую работу, которую Вы ведёте и в журнале «Родная Ладога», и на сайте «Российский писатель», и в Союзе писателей России и вообще в России. Ваши статьи очень серьёзны, глубоки и своевременны.
Может быть, когда находишься в гуще литературных дел и событий, то, наоборот, глаз замыливается. Не знаю.
Но что-то я наблюдаю.
Мне кажется, в последние годы писатели, не только русские, стали пронзительнее говорить о своём национальном. И одновременно, писатели национальных республик стали отчётливее понимать роль русского языка и русской культуры. Правда, они не хотят иметь ничего общего с той культурой, которая сейчас навязывается нам современным кино, театром и телевидением. И я думаю, что русским писателям тоже не мешало бы знать, о чём пишут сейчас романы в Якутске, в Казани или в Махачкале. В этом тоже есть потребность.
Мне кажется, те, кто играл в эти годы в литературу и получал даже за это премии, начинают понимать, что есть настоящие писатели, а они не настоящие – и начинают куда-то отходить, и это начинают понимать многие читатели. Всё больше открывается поле, для литературы подлинной, серьёзной, глубокой.
Я слежу за мнением Валентина Григорьевича Распутина о современной литературе.
Он, бывает, так тоскливо скажет, с таким разуверением, а потом, глядишь, найдёт некую зацепку и опять веру утверждает и в Россию, и в литературу нашу. Вот в недавнем его интервью он говорит: «Кажется, нет никаких оснований для веры, но я верю, что Запад Россию не получит. Всех патриотов в гроб не загнать, их становится всё больше. А если бы и загнали – гробы поднялись бы стоймя и двинулись на защиту своей земли. Такого ещё не бывало, но может быть…».
Так что на сегодняшний день тенденция такая: писать, творить, не сдаваться. Отовсюду должны звучать требования к власти, чтобы она прекратила свою антинародную политику, чтобы выражала наши национальные интересы, а не чужие. Если власть станет подлинно властью национальных интересов, то и в её интересах будет и опора на русскую литературу, на литературы других народов России. Писатель почувствует это – и плечи распрямятся, и дух укрепится, и энергии прибавится. И читатель вернётся.
Вообще, Валентина, сейчас «звёздное небо» в тучах, иногда только луч надежды пробьётся, вспыхнет, обнадёжит нас – и скроется. «Вьются тучи…» И я даже не знаю, какие силы преобладают, центробежные или центростремительные. Это меняется.
Если вести речь о Союзе, то всё-таки центростремительные силы заметнее. Если вести речь о России, тоже большинство людей хотят сохранить Россию, хотя заметнее бывают люди равнодушные к России или даже её враги. Если вести речь о Боге как абсолютном Центре, то центростремительные силы нарастают, хотя и не преобладают.
А будущая русская литература мне представляется хорошей, искренней, талантливой, вечной русской литературой.
- Александр, руководство Союза писателей России относится ко всему этому соответственно. Но дело в том, что с 90-х годов Московская организация имеет право прямого приёма в Союз писателей России. Потом они утвердили новый Устав, по которому у них появилась большая автономия. Своим правлением они могут решать все вопросы. По сути и другие организации довольно самостоятельны у нас. Может, в наше время это нормально. Другое дело, как воспользоваться такой самостоятельностью.
Мы собираемся провести расширенный секретариат по ситуации со взносами.
Но сегодня получается так, что только сами московские писатели могут что-то здесь изменить.
Вообще по московской организации подобных вопросов пришло несколько в разных вариациях. Я не буду их все приводить. Ограничусь вот этим одним ответом.
Всё это само по себе очень грустно. И история с приёмом подставного поэта и бесконечное количество ничего не значащих медалей и премий. Как заявили руководители Московской организации, в Союз писателей они его не принимали, но медаль все-таки вручили.
Надо с этим заканчивать.
Как мы можем говорить о России, о высоком, о совести – и заниматься такой мелкотой.
Я понимаю, что писательским организациям сегодня выживать тяжело. Зарплату не платят, идёт борьба за крышу над головой. Приходится что-то придумывать. Слава Богу, именно у Московской организации всё нормально и с зарплатами и с крышей над головой. Но надо видеть черту, за которую непозволительно заходить, чтобы не потерять главное. Так теряется уважение вообще к писателям. Главное ведь - качество литературы.
Проблемы подняты давно
И Вами, и не Вами.
А жизнь похожа на кино
С безмолвными волхвами.
И даже эха не слыхать
В «заснеженной» России.
Быть может, надо не вздыхать,
А всем нам петь о сини,
О солнце, счастье и любви –
О том, чем дышим сами?
Довольно людям жить в крови
Под чудо-небесами.
Вопрос всем нам хочу задать
И думать над ответом:
Как воцарить ту благодать,
Воспетую поэтом?
Я благодарна Вам за стихи, за их музыку и глубокий смысл. Кто я? - Волченкова Нина Петровна, преподаватель Брянского государственного университета, живу в старом г. Бежице, сегодня – это Бежицкий район г. Брянска (это подтолкнуло написать Вам). Мои студенты – будущие учителя начальных классов, логопеды, воспитатели дошкольных учреждений. Поэзию обожаю, пишу «в стол» и для друзей.
- Уважаемая Нина Петровна! Да, мы с Вами из Бежецких краёв, только у Вас пишется через букву «и». Время от времени я встречаюсь с некоторой путаницей из-за этого. Все мы откуда-то бежали. У нас считают, что название пошло от беженцев-новгородцев, которые бежали после одной из смут на вече новгородском. И попервоначалу название тоже было через «и» -Бежицы.
Что касается Вашего вопроса о благодати…На этот счёт очень много ответов. И отцы Церкви писали, и писатели, и поэты…Преподобный Исаак Сирин писал: «Благодати предшествует смирение, а наказанию – самомнение».А так как мы мало смиряемся, то и благодати даётся нам мало.
И вряд ли что изменится до конца времён. Здесь, на земле, всегда шла и будет идти борьба добра и зла, правды и лжи, красоты и уродства…
И сколько бы ни призывали «возьмёмся за руки, друзья» или «всем нам петь о сини», как у Вас, ничего не изменится. В этом смысле мудрый совет даёт святой Серафим Саровский: спасись сам – и тысячи около тебя спасутся. Собой, собой надо заниматься много. Тогда хотя бы иногда Божью благодать почувствуем. И другим рядом с нами легче будет.
И многие ведь из нас всё это понимают, и я в том числе, но исполняем ли мы это? И как? Плохо.
Я говорю о благодати в самом главном понимании, о той благодати, которая даётся душе нашей, сердцу нашему. Красота цветов, рек, всего мира природы – это только отражение подлинной Благодати. Правда, и это отражение помогает нам придти к Богу.
Я никакой не проповедник, но мне так видится существо вопроса.
- Да, конечно. Чем могу, помогу. Я знаком с работой вашего сообщества, видел ваши издания.
Плетнёв очень интересная фигура. Полноправный друг Пушкина. Пушкин его даже братом называл.«Евгений Онегин» начинается со стихотворного посвящения Плетнёву. Сам Пётр Александрович хорошим был поэтом. Я нередко вспоминаю последнюю строфу его «Родины»:
Хоть бы раз глаза возвесть
Дал мне рок на кров домашний
И с родными рядом сесть
За некупленные брашны.
«Некупленные брашны» - так их порой не хватает в московском застолье.
Слава Богу. на бежецкой земле сохранилось эта родина Плетнёва – село Теблеши. Я был в нём. И храм, хотя и полуразрушенный, но сохранился. В нём когда-то служил пономарём отёц Петра Александровича.
О Плетнёве можно красиво рассказать. Есть что издавать.
- Уважаемая Людмила, прочитайте выше мой ответ задавшим подобный вопрос.
В вашем случае только такая особенность. В Австралии живёт много русских людей, но членов Союза писателей, кажется, один или два, поэтому рекомендации вам трудно собирать. Но мы готовы рассмотреть ваши публикации. Присылайте вместе с выше перечисленными документами книги по адресу : 119146, Москва, Комсомольский пр.13,
Союз писателей России, приёмная комиссия.
- К сожалению, Вы забыли подписать это письмо. Но я понимаю, что вопрос от кандалакшского человека. Да, моя жизнь в юности была связана с мурманским Севером. Жили мы в Кандалакше на улице Беломорской на самом берегу Белого моря. Оттуда я уходил в армию. Оттуда уходил плаванье в Арктику. Там начал работать в газете и публиковать первые стихи.
Я люблю Север. В прошлом году после долгого перерыва побывал в Кандалакше. И увидел, что северные люди почти не затронуты нынешним сумасшествием денег. Люди такие же, каких я помню из шестидесятых-семидесятых годов. Открытость, честность, гостеприимство.
Мнение читателя иногда поддерживает, иногда сбивает с толку. Но мне важно одобрение людей, особенно знатоков поэзии.
Я думаю, что Север повлиял на меня не меньше, чем среднерусская равнина. Север даёт какую-то чёткость, сжатость выражения, аскетизм.
Из литературных сайтов я люблю сайт «Российский писатель». Николай Дорошенко с женой Еленой делают его живым, насыщенным, информационным и содержательным. При минимальным материальных возможностях. На другие какие-то заходил, чтобы что-то найти, но в них нет того, что мне даёт «РП». Порой интересные литературные статьи бывают на Русской народной линии. Есть добрый сайт «Земляки».
«Стихи. ru ” – в принципе не по мне. Кто-то, кажется, Ахматова сказала, что стихи в большом количестве – это ужасно. Я привык, что стихи ко мне приходят в виде книг, журналов, а здесь как-то очень технологично. И потом там так много, чудовищно много слабого и никакого.
Союз писателей проводил даже конкурс интернетовских стихов, но открытий никаких мы не сделали.
- Дорогой Вадим, мы с тобой сто лет знаем друг друга – и ты меня удивил своим вопросом. Про «пленумы и встречи в колхозах» не буду, хотя не было ничего плохого, когда группы писателей выступали и перед крестьянами. Даже было здорово. Мы и сейчас выступаем – в той же Белгородской области, да в на близкой тебе Вологодчине, и всюду…
По сути я тебе скажу так, Вадим. Помнишь стихотворение Гумилёва «Слово»: «А для низкой жизни были числа». Так вот, Вадим, нас совсем задолбали цифрами, если уж ты поддался этой арифметике.
Среди современных поэтов сейчас лидируют по продажам твой однофамилец Дементьев и Резник. И что? Больше даже говорить ничего не хочется. Помню, Кожинов опубликовал список самых популярных поэтов начала 20-века. Блок там был в конце первой десятки или даже во второй. А на первом месте был Ратгауз, автор популярнейших романсов. Брюсов называл его «поэтом банальностей».
Я честно тебе скажу, что из приведённой тобой «великолепной семёрки» пробовал читать только книги Пелевина и Акунина. Брал в руки, смотрел, но холод, холод и холод…И внутренняя пустота. Надеюсь, ты тоже не читал Донцову или Маринину. Это же всё не литература , а товар, некий дешёвый продукт – ни уму , ни сердцу. А как делаются рейтинги, да еще при коммерцилизации книжного рынка, ты сам хорошо знаешь.
Там в лидерах есть и Прилепин, а он, кстати, секретарь правления Союза писателей России – при всех спорах о нём.
В твоём вопросе есть в подтексте вопрос такой: почему Союз не породил нового Шолохова или Твардовского, или Есенина… Но не союзы рождают писателей. И ты это понимаешь. Союзы для другого, для творческой атмосферы, для помощи писателям в бытовых вопросах и т. д.
Я мог бы тебе и так ответить: а почему Государственная дума, где ты долгое время работал, не породила настоящего национального лидера типа де Голя, почему по всем ВЦИОМам к ней самое ничтожное доверие? Так что же, теперь закрыть Думу?
Литература – это лишь глубинное отражение народной жизни, общественной жизни, судьбы человека. А смута наша длится и длится…
И всё-таки, и всё-таки, на достойном уровне работают многие современные наши писатели. Если взять прозу Саши Сегеня и Акунина, то для меня Сегень не только читаемый, но и почитаемый. Живое, художественное, ёмкое слово. Глубина проблем. Я дал его роман «Поп» почитать моим разным родственникам, которые Маринину тоже читают. Так они все были в восторге от этой книги. А ты говоришь – опросы.
«А для низкой жизни были числа».
- Уважаемый Фёдор! Я думаю, что так называемая «деревенская проза», которая была во второй половине прошлого века в наших литературах – и в русской, и в украинской, да и в армянской (Грант Матевосян) и грузинской, и казахской…Это было такое прощание с Матёрой, со всем тем нравственным, глубоким, красивым, что накопили крестьяне за многие века жизни на земле. Прощание состоялось. Теперь другой уклад всей жизни, и сельской тоже. Теперь от той деревенской литературы только редкие плачи остались. Да киношная чернуха. Как-то я тут прочитал современные повести вашего Яворивского о нынешней украинской деревне. После чтения этих повестей можно намыливать веревку…
Но, конечно, будут приходить в литературу новые таланты от земли, от полей и лесов, от степей…Но «народный дух», мне кажется, ещё не скоро вновь накопится по нашим сёлам и деревням. А ведь от этого зависит и жизнь наших родных языков. Язык творят люди от земли.
- Я не столько боюсь иностранных слов, сколько общего обеднения, оскудения нашего богатейшего языка. Как сейчас разговаривают молодые люди – это всё-таки деградация. Утрачивается русская интонация – напевная, плавная, протяжная. Интонация американизируется.
Но, может быть, какие-то исторические повороты всё изменят…
Поэт, конечно, должен быть понятным по языку, но пользоваться словами современной жаргонной лексики или молодёжных групп, или редкими словами какой-то местности надо очень осторожно, надо чтобы такое слово как-то заиграло в стихотворении.
А по поводу «калибра» - я думаю, что будут ещё у нас и большие поэты, и прозаики…
А почему их не должно быть?
Главное, чтобы Россия была. Мне кажется, уже в самом слове «Россия» заложена судьба русской поэзии.
Зная Вас как поэта и человека, просил бы не давать ответы на вопросы, а высказать своё мнение, которое благодаря Вашему авторитету, я думаю, интересно и существенно важно не только для меня, по некоторым животрепещущим моментам, связанным и с литературой, и с культурой, и с воспитанием и с самой жизнью.
Речь пойдёт о Пушкине.
Не люблю кумиров. В их создании есть что-то деструктивно-фанатичное. Люблю и ценю Пушкина. Уверен, не я один.
Мне повезло в жизни. В 1952 году я впервые попал с родителями в село Михайловское на праздник поэзии. И с тех пор, как только предоставлялась возможность, стремился побывать в пушкинских краях: летом, зимой, осенью, весной, с разными людьми, принимая участие в каких-то торжествах, а, чаще, так, сам по себе. Просто, приезжал поклониться.
Знаю, что и Вы там были не раз.
Так вот, первое, что меня волнует, это коммерциализация заповедника, подчинение его деятельности целям извлечения прибыли. Причём цены на различные билеты – абсолютно не главное, что волнует. Страшно то, что делается для привлечения туристов. Красивостей тьма! Дух Пушкина исчез!
Развитие инфраструктуры! Ну, конечно же, тяжело пройти до музейных построек, до парка пару километров. Престижнее жить рядом. Даже за Пушкинским праздником поэзии на большой поляне можно наблюдать прямо из окон номера.
А заповедные парки Тригорского и Петровского скоро будут сродни паркам Павловского или Царского села.
Да и о быте работников заповедника надо заботиться. А то приезжают в заповедник паломники, а работают в нём изгнанники.
А какие архитектурные сооружения возникают – глаз не оторвать: гуляешь ли ты по Петровскому или стоишь на Савкиной горке.
А по мне, так стыдоба!
Заповедник превратился в градообразующее учреждение (или предприятие) для поселка Пушкинские горы. Если раньше его жители гордились пушкинскими памятными местами, то теперь они ими кормятся. Поэтому престиж и авторитет руководства заповедника многократно вырос.
Но для науки об окружающей среде не секрет, что огромную роль в её защите играет атмосфера. А её в заповеднике не просто испортили, её исковеркали. Ездить на поклонение к Пушкину и для наслаждения окружавшей его природой, которая питала его вдохновение, – одно, ездить за удовольствиями, а заодно и к Пушкину – другое.
Где они, ревнители памяти великого поэта, сами великие отшельники и аскеты – экскурсоводы и научные сотрудники заповедника типа Т.Ю Мальцевой. Никогда не допускавшие святотатства чтения стихов Есенина под маркой стихов Пушкина (как С, Давлатов), уважавшие людей, стремившиеся пробудить их сердца, заронить в них искру любви к поэту и гордости за принадлежность к народу, родившему этого человека.
Можно ли всё это изменить и что надо для этого делать?
Связанный с этим момент. Я не одобрял и не одобряю передачу Святогорского монастыря в ведение церкви. Что изменилось в нём в лучшую сторону за эти годы?
Там тоже нет пушкинской атмосферы. Раньше мог постоять у места, на котором находился гроб поэта перед захоронением, и помолиться, глядя на его посмертную маску. Богу ли, Пушкину ли.
А тут заехал в собор специально, чтобы покрестить в этом святом для меня месте родного человека, ан не тот день, не то время. Положил цветы к могиле поэта, поклонился ему и уехал.
У меня больше впечатлений осталось от пения Е.Нестеренко в этом соборе. Вот это были чувства!
И ещё об одном – о Пушкинском празднике поэзии.
Неужели бракосочетание Галкина и Пугачёвой, или рождение дочери у Киркорова события более значимые, чем торжества в честь очередной годовщины рождения Пушкина?! Насколько же культурными надо быть работникам российского телевидения, чтобы такое творить. И как не восхититься мощи нашей новой цензуры – цензуры денег.
Тратить время на показ Пушкинского праздника нецелесообразно. Лучше в очередной (который уж!) раз показать Ксению Собчак. Ну, не позор ли это для России!
Извините, Геннадий Викторович, за многословие. Так обрыдла вся официальная болтовня о России, сопрягаемая с неуважением к памяти наших предков, которыми всякий русский должен бы гордиться, что сил нет.
С уважением,
украинец Ю. Новиков
- Глубокоуважаемый Юрий Борисович! Я очень рад, что Вы написали мне.
Для посетителей сайта скажу, что Юрий Борисович Новиков полковник-ракетчик, сейчас преподаёт, а знакомы мы с ним с украинского Кировограда, где я когда-то служил в армии. Я был сержантом, а он капитаном. Мы были в самых добрых отношениях. И даже по окончанию моей службы вместе поехали в Пушкинские Горы, у Юрия Борисовича был отпуск, а в Пушкинских горах жили (слава Богу, и сейчас живут) его родственники.
Я был тогда потрясён его знанием Пушкина, любовью к Пушкину…
Потом лет под сорок мы не виделись, а недавно, опять же через Пушкина, нашлись.
Моё мнение, Юрий Борисович, о коммерциализации культуры, о подлости и чуждости многого, что навязывается культуре, совпадает полностью с Вашим.
«Дух Пушкина исчез!» У нас не то что дух, а порой и сами великие русские писатели исчезают. О них на государственном уровне даже забывают. Как, например, забыли о юбилее Некрасова. Конечно, намеренно забыли. Хотя писатели властям напоминали. И не только с Некрасовым такое было. Или вот юбилей Есенина. И главным гвоздём программы в Константинове делают большой концерт Кобзона. Какой тут дух Есенина…Ах, вам не нравится Кобзон? Хорошо. На другой год таким гвоздём делают Джигурду. Это вообще какой-то ужас. А гвоздём программы пушкинского праздника в тверском Бернове был яркий личный вертолёт губернатора Зеленина, который кружил над поляной, приземлялся, из него выходил некий африканского вида человек, якобы потомок Александра Сергеевича из США, потом вертолёт взмывал, кружил, потом опять какой-то подарок опускал на землю…Прямо Санта Клаус.
«Можно ли это изменить и что надо делать?»
Надо чтобы побольше было таких людей, как Вы, и чтобы они не молчали, а находили возможность сопротивляться, выражать своё мнение.
К сожалению, культурный уровень наших властей оставляет желать лучшего. Потом, через культуру «пилятся» большие деньги. Появились и тут свои мафии. Это одно. А другое – то, что культурное понижении России запланировано. Так же как Россия не совсем самостоятельна в своей экономике, в финансах, так же и в культуре. Или в науке. Вот недавно выяснилось, что за последние годы в России убито несколько десятков крупных учёных в стратегических направлениях. Это случайно? Нет. А в культуре не столько убивают, сколько уничтожают морально, выдавливают из страны, навязывают извращение и убожество. А во власти я не вижу ни одного человека, кто бы понимал, что это тоже вопрос безопасности государства.
Хочется надеяться, что это как-то изменится. Но без нашего участия не изменится.
Союз писателей России сколько писем писал по вопросам культуры и в министерство, и президентам, и в правительство…Какие-то акции проводили. Толку мало? Нет, толк есть. Русских писателей теперь хоть не забывают при распределении государственных наград и премий. Вот на днях Владимир Личутин получил премию правительства России по литературе. C чем мы его и поздравляем.
- Светлана, я рад, что Вы написали. Поддержали в трудную минуту. Я не шучу. Ваша весточка, даже в виде вопросов, это поддержка. А трудная минута – она постоянна. Постоянно ведь сомнения, ошибки, глупости, печаль… Есть и радости, но с годами всё острее видишь общую печаль.
Я понемногу отвечу на все вопросы.
Мне кажется, стойкость и мужество у поэта берутся прежде всего от любимых поэтов, от размышлений над их стихами и судьбами и, конечно, от того, о чём Бунин написал:
«Некий норд моей душою правит. Он меня в скитаньях не оставит. Он мне скажет, если что не то». Хороший рассказ есть на эту тему у Юрия Казакова – «Мужество писателя». Вы-то его читали, а молодые пусть посмотрят.
Поэзия 21 века будет такой, какой нам Бог её даст. Если безответственно говорить, то мне кажется порой, что в России вернётся на каком-то новом витке серебряный век со всеми его символизмами и футуризмами… Потому что времена наступают похожие по смуте, активности и поискам.
В Союзе писателей, и в нашем и в другом, и вообще в российском писательском мире много проблем. Но их нельзя решить до тех пор, пока государство (власть) не изменит своего негативного отношения вообще к творческим союзам. А так надо бы было перерегистрацию провести, добиться 2%-х отчислений от всех продаваемых книг, как это есть в некоторых странах, и таким образом иметь деньги на активную работу союзов. Сейчас – беднота и нищета. Остался только дух товарищества и некоторая человеческая ответственность.
На коммерческую основу работу Союза переводить и нельзя и не получится. Это противно духу творчества. Для этого есть литературный фонд.
В нашем Союзе таких писателей, которые в коммерческой литературе хорошо зарабатывают, несколько человек есть. Это авторы фэнтези, детективов. Виктор Пронин, например, Сергей Алексеев…
В заключении своего ответа Светлане Сырневой я хочу поделиться с посетителями сайта одним замечательным стихотворением Светланы, которое рискует быть никогда не опубликованным, но оно прекрасно. Да простит мне Светлана такую шалость.
Дело было так. Светлана на сайт «Российского писателя» прислала доброе стихотворение «Московские князья» с посвящением мне. Это, конечно, было очень приятно. В знак благодарности я послал Светлане такой экспромт:
Княгине Вятской я скажу в ответ,
Что Вы, княгиня, дарите нам свет.
Что в том краю, где реки и леса,
Творите Вы, княгиня, чудеса.
От Вас, княгиня, получить привет
Мечтает каждый на Руси поэт.
Светлана ответила стихотворением, которое я и хочу сейчас привести:
Князь, рада я от Вас услышать весть!
Приемлю всё, одна поправка есть:
мне княжеский не подобает сан,
ведь я из вятских коренных крестьян.
В своем краю без гор и без морей
резвимся мы не хуже дикарей.
Здесь под ногами всякая еда,
на рыбу замахнулись невода,
на сотни верст в полуночной тиши
не встретишь ни огня и ни души.
Свирепо ветки здесь переплелись.
У нас князья, увы, не прижились.
Здесь я живу, свободна и легка,
как дерево, поляна и река.
Люблю Москву за ширь и прямоту.
Но, князь! Без Вас в Москве я пропаду.
Мне кажется, это очень хорошее стихотворение. Так просто, искренне и с такой глубокой русской интонацией. Последней строки, конечно, я не заслуживаю, но жест красивый.
Светлана, новых Вам замечательных стихов.
- Уважаемый Владимир!
Не знаю, что и как будет с нашим единством дальше. С одной стороны, святые отцы учат нас не унывать, Серафим Саровский сказал: «Господь помилует Россию и приведёт её путём страданий к великой славе!» А где великая слава России, там и Украина с нами. Она отдельно, когда Россия в бесславье. А с другой стороны, нас всё дальше друг от друга уводят.
Что делать? Наш Союз пытается налаживать связи, встречаемся с украинскими писателями, но всё это как-то по-партизански. Власти ни здесь, ни у вас нас в этом не поддерживают. А в целом всем нам надо чувствовать плечо друг друга, хотя бы родственников своих не забыть по обе стороны границы.
На Украину в городок Берегово я бы с удовольствием приехал. Пошлите свой адрес. Для начала я вышлю Вам свои книги.
- Уважаемая Нина, Вы ведёте речь о книгах Чупринина «Новая Россия. Мир литературы» Энциклопедический словарь-справочник. Он вышел в 2-х томах в 2003 году. У меня эти два тома были, потом кому-то без сожаления отдал. Это очень поверхностная работа. Были в печати резко критические рецензии. Оплачивал двухтомник фонд Сороса. Продолжения я не видел. Заниматься сейчас разбором этого издания нет нужды.
Помогали и продолжают помогать ему в сборе материалов писатели из провинции. Он указывает их фамилии в книгах.
Это частное издание, не претендующее на научную энциклопедию. Таких авторских энциклопедий в последние годы вышло несколько. Вячеслав Огрызко недавно издал свою такую же энциклопедию. Кто-то ещё…
Союз писателей России не делает никакой вид, мнение наше высказывается в печати. Не в виде циркуляров, а в виде рецензий наших критиков.
А до каких пор всё это «будет подменять и заслонять»? Не знаю. Для вас не заслоняет. И таких людей очень много. Вопрос тут в рекламе. Если бы основные высоты в Агентстве по печати, в министерстве культуры, в СМИ занимали… Ну а дальше можете сами продолжить. Хотя и этого было бы ещё недостаточно. У нас как-то так идёт – и давно – что всё решает «линия партии». А линия эта всегда в Кремле.
Дорогая Люба, спасибо за «незамутнённый взгляд», хотя работа в Союзе писателей, учитывая творческие вечера и презентации, и просто заходы добрых друзей в наши стены, предполагает уже «мутнинку», без которой не обойтись.
Детские впечатления играют огромную роль, я уже где-то выше об этом говорил. Да и на старости лет мы не зря «впадаем в детство» - это некий круг. Зачем-то надо, чтобы конец и начало встретились, совпали…
По душе мне ближе лирика, но я порой и свою гражданскую позицию высказываю. Иногда декларативно получается. Мне кажется, не надо себе ничего заранее определять: про это писать, про это не писать, рифмовать, не рифмовать…Лучше, когда стихотворение как бы само рождается. Один мудрый поэт мне сказал лет сорок назад: «Первая строка приходит от Бога, а дальше твоя задача остальные строки написать на этом уровне». А что нам может придти, мы ведь заранее не знаем. Доверимся.
- Уважаемая Татьяна! У меня так получилось, что я никогда не был «на вольных хлебах». Всегда работал в издательствах, а потом в Союзе. И всегда думал, что надо бы попробовать полностью уйти в стихи. Но так и не ушёл. Что-то мне подсказывает, что от этого мало что изменится. Я пишу стихи с большими перерывами, не каждый день. Что-то накапливается во мне, потом за два-три дня пишутся сразу несколько стихотворений. Такой выброс. А два-три дня я всегда могу найти. Могу и на работу не пойти, если пишется.
Но вообще-то суета у меня большая. Дай Бог, чтобы она была не такой уж напрасной. Чтобы кому-то я реально что-то сделал.
А отдыхаю, когда просто в тишине читаю книгу, когда на даче с внучкой играю в шашки ( она серьёзный шашист, тренируется у гроссмейстера) и проигрываю постоянно. Да и вообще, когда предоставлен сам себе. Испытываю блаженство.
- Уважаемый Николай Иванович!
Давайте не будем всерьёз говорить о предвыборных программах. Как говорится, бумага всё стерпит.
А что касается Закона о творческих союзах, то этому закону путь в обозримом будущем закрыт. Я был в Госдуме на обсуждении нового проекта, который, видимо, и будет принят. «Закон о гарантиях творческой деятельности в области литературы и искусства в РФ». Проект этот был размещён на сайте «Российского писателя», посмотрите. Там есть глава о творческих союзах.
Что касается положений о премиях, то СП России обычно является соучредителем, а не учредителем. Есть другая сторона, а порой и третья. И дело чаще не в положении о премии, а в людях, в членах жюри, в разных компромиссах. Так же и с антологиями. Тем более, антологии готовят издательства, которые Союзу не подчиняются. Хотя к нашей критике прислушиваются. И мы напоминаем издателям, что за Уральскими горами тоже Россия.
Про писательские взносы выше есть уже мой ответ. Ситуация такая только с Московской организацией. Надеемся, что руководство организации прислушаются к мнению писателей.
Про переаттестацию всех членов Союза я тоже уже говорил. Но, думаю, что сейчас на это никто не пойдёт. И прежде всего против будут руководители региональных организаций. При всём нынешнем бедственном положении писателей ещё прибавятся безумные скандалы. Всё это можно будет делать при каком-то другом состоянии государства.
Но, конечно, и сейчас надо строже относиться к приёму в Союз. Тут я согласен.
- Уважаемый Степан Евстахиевич!
Спасибо за вопросы.
Ваше письмо рождает надежду, что Союз писателей России и Национальная спiлка письменников Украины будут сближаться, наши писатели будут братски общаться и подавать пример нашим политикам.
По поводу современного журнала, который бы стал подлинным мостом культуры скажу, что планов у нас много, но денег нет. Так что издание такого журнала пока откладывается.
А тот, кто ущемляет самолюбие украинцев, конечно же, не прав. Хотя по Вернадскому, кажется, всегда отмечается, что его род из украинских казаков по отцу, а по матери из украинских дворян.
Главное нам, русским и украинцам, не идти на поводу тех, кто нас ссорит и язвит.
Творческих Вам радостей и здоровья.
- Глубокоуважаемая Тамара!
Спасибо Вам за всё, что вы делаете для памяти о Николае.
Вот уже есть и литературная премия, носящая его имя, есть Посновские чтения, есть книги Николая…
Стихотворение очень хорошее. Правда, чтобы пахло укропною грядкой, надо родиться там, где эти грядки, да ещё и родиться с талантом. Слава Богу, ещё приходят ребята с полей и лугов, и холмов. Но как-то их всё меньше, это правда.
Да, надо быть более требовательными, согласен, что много сейчас идёт, скажем так, брака в нашей работе Союза в широком смысле. И в регионах и у нас в Москве. От этого стыдно, порой взбрыкиваешь, голосуешь против, но находятся доводы такие и сякие, что принимать надо, что не хуже всех остальных и так далее. Очень понизился общий уровень. По разным причинам. Не знаю, может, на год вообще прекратить приём, осмотреться, выработать более строгие критерии…Думать над этим надо.
Спасибо за доброе пожелание.
ВСТРЕЧА-ОНЛАЙН ОТ 26 .01.2012 Г.
Комментариев:
|